АОП СОШ 18-2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
«СОГЛАСОВАНО»
Управляющим советом МАОУ СОШ № 18 с УИОП
Протокол № 13 от 01.09.2023 г.
Председатель Совета
__________________
Т.В.Карачинская

«УТВЕРЖДЕНО»
решением Педагогического совета
(протокол № 1 от 01.09.2023 г.)
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
________________ М.М.Татаренко

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 18
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЕМЕТОВ
Адрес: 352922 Краснодарский край г. Армавир, ул. Советской Армии, 9 тел.: (86137) 5-38-20,7-56-62 факс: (86137) 5-79-66

2023 год
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДЕМЕТОВ
2.2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
2.3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.4. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.3. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.5. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 18 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – АООП
НОО МАОУ СОШ № 18 с УИОП) определяет содержание и организацию
образовательного процесса на ступени начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР), с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее —
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, Вариант 7.1), предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО
обучающихся с ЗПР. И отражает вариант конкретизации требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
В
основу
АООП
НОО
обучающихся
с
ЗПР
заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных
потребностей, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП
НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической, познавательной и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.

В контексте реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но
и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический
характер
образования,
единство
образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования,
общедоступность
образования,
адаптивность
системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с
задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами
и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип

сотрудничества с семьей.
Цель реализации ФАОП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества
с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной
самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе заключения ПМПК, сформулированного по
результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с

учетом ИПРА (при наличии).
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной
работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении ФАОП НОО
(вариант 7.1), требований к результатам освоения программы коррекционной
работы ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
Обязательными условиями реализации ФАОП НОО для обучающихся с
ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа педагогических работников, реализующими программу
коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с
ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на
преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и способностью или
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.
ФАОП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной
категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической
истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо
перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического
развития, нейродинамики, но при этом наблюдается устойчивость форм
адаптивного поведения.
Выделены особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
 выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение
начального
общего
образования
в
условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального
общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического
развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной
на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование
осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
 специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
программу формирования УУД;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП
НОО.
учебный план начального общего образования;
календарный учебный график;
план внеурочной деятельности;
календарный план воспитательной работы;
характеристику условий реализации АООП НОО
АООП НОО МАОУ СОШ № 18 с УИОП создана для детей с ЗПР,
обучающихся
в
общеобразовательных
классах,
поэтому включает
индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности
отдельных обучающихся.

1.2.Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
с задержкой психического развития адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР
по учебным программам, курсам внеурочной деятельности, программе
формирования универсальных учебных действий, программе воспитания в
полном объеме соответствуют федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023.
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР
должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций. Планируемые результаты освоения обучающимися с
ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;
в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в
расписании занятий;

в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в
ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения
цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно
использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с педагогическими работниками и обучающимися в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны
отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в
классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и
в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах
деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке

результатов
образования,
позволяющий
вести
оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных в особых условиях.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС НОО на основе ООП НОО МАОУ СОШ № 18 с УИОП, но
имеет свои особенности.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения ФАОП НОО
для обучающихся с ЗПР в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения ФАОП НОО для обучающихся ЗПР) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
особую
форму
организации
аттестации
(в
малой
группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогическим работником
вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при
нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;

недопустимыми
являются
негативные
реакции
со
стороны
педагогического работника, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному
травмированию обучающегося.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы выступает
наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур.
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи,
позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в
случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях
оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно использовать все три формы мониторинга:
1) Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением
индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей
обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
2) Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на уровне начального общего
образования, экспресс-диагностика интегративных показателей, состояние
которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики)
или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики)
обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения
программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают
в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии:

продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или
внесения в нее определенных корректив.
3) Финишная диагностика проводится на заключительном этапе обучения
на уровне начального общего образования обучающегося с ЗПР в соответствии
с планируемыми результатами освоения обучающимися программы
коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатываются с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых
образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует
с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей
оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной)
компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких
обучающегося. Основой оценки продвижения обучающегося в социальной
(жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в
повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, учитывается мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности, но и в повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы в случае согласия родителей
(законных представителей) обучающийся направляется на расширенное
психолого-педагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание рабочих программ по учебным предметам и курсам
внеурочной деятельности, программы формирования универсальных учебных
действий для обучающихся с ЗПР в полном объеме соответствуют федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023.
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы определяет индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Программа имеет
психолого-педагогическую направленность, направлена на коррекцию
эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста,
развитие
коммуникативных
навыков,
навыков
сотрудничества,
коррекцию самооценки, повышение активности и самостоятельности
детей.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной
помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.
Задачи программы:
– своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
– определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
детей­инвалидов;
– определение особенностей организации образовательной деятельности
для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью
его выраженности;
– создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной
образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательной организации;
– осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого­
­педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и
(или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого­ педагогической комиссии);
– разработка и реализация индивидуальных учебных планов,
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии,
сопровождаемые поддержкой тьютора образовательной организации;
– обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получениядополнительных образовательных
коррекционных услуг;

– реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ОВЗ;
– оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Комплексное
психолого-медико-педагогическое
и
социальное
сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляется в ходе всего
образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана, курсов
внеурочной деятельности и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития
обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного
материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Программа коррекционной работы может предусматривать как
вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МАОУ СОШ № 18 с УИОП это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе, по индивидуальному учебному плану, с
использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения, семейного
образования.
Варьироваться
могут
степень
участия
специалистов
сопровождения и организационные формы работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие
познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических
функций;
развитие
зрительно-моторной
координации;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция
нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в
различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа включает систематическое психолого педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности,
индивидуальный маршрут комплексного психолого – педагогического
сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на основе психологопедагогической характеристики, составленной по результатам изучения его
особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении
содержанием начального общего образования, особенностей личностного
развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми.
Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья
включаются в повседневную жизнь класса и школы. Включение ребенка с
ограниченными возможностями в образовательную деятельность с обычными
детьми позволяет совершенствовать эмоционально-личностное развитие,
помогает избавиться от многих недугов, снять раздражение, агрессию, стресс и
нервное возбуждение, позволяет переключить негативные мысли на ощущение

покоя и радости, тем самым повышает интеллект,
раскрывает творческий
потенциал каждого ребенка.
Педагогические работники сопровождают процесс вхождения детей с
ОВЗ в общеобразовательный учебный процесс и внешкольные мероприятия,
регулируют восприятие их обычными детьми, их родителями, педагогами,
формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидам.
Коррекционная работа реализуется системно и поэтапно.
Этап сбора и анализа информации (информационно­аналитическая
деятельность). На данном этапе осуществляется психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых
образовательных потребностей. Результатом данного этапа является оценка
контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной
среды
на
предмет
соответствия
требованиям
программно­методического обеспечения, материально­технической и кадровой
базы организации.
Этап планирования, организации, координации (организационно­
исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом
организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно­
развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с
ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно­развивающей образовательной среды
(контрольно­диагностическая деятельность). На данном этапе осущесвляется
мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО.
Результатом является констатация соответствия созданных условий и
выбранных коррекционно­развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки коррекционных мероприятий
(регулятивно­корректировочная деятельность). Результатом является внесение
необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов
работы.
Система коррекционной работы построена на основе следующих
принципов:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их
действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех
участников образовательных отношений.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми с ОВЗ.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
Программа коррекционной работы включает в себя пять
взаимосвязанных направлений, отражающих её основное содержание.
1) Диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного
обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого­медико­педагогической помощи.
Диагностическая работа включает:
–
своевременное
выявление
детей,
нуждающихся
в
специализированной помощи;
–
раннюю
(с
первых
дней
пребывания
ребёнка
в
образовательнойорганизации) диагностику отклонений в развитии и анализ
причин трудностей адаптации;
–
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
–
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
–
изучение развития эмоционально­волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
–
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
–
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка
с ОВЗ;
–
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка;
–
анализ успешности коррекционно­развивающей работы.
2) Коррекционно­развивающая работа, обеспечивающая своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР:
Коррекционно­развивающая работа включает:
–
выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;

–
организацию и проведение специалистами индивидуальных и
групповых
коррекционно­развивающих
занятий,
необходимых
для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
–
системное воздействие на учебно­познавательную деятельность
ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
–
коррекцию и развитие высших психических функций;
–
развитие эмоционально­волевой и личностной сферы ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
–
социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционная
работа
осуществляется
по
следующим
направлениям:
 вовлечение детей с ограниченными возможностями в
образовательный процесс;
 социализация детей-инвалидов в коллективе класса, школы,
социуме;
 создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов
на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
 умение превращать свои недостатки в достоинства;
 формирование толерантного отношения в детском коллективе к
детям с ограниченными возможностями здоровья.
Прогнозируемые результаты коррекционно-развивающей работы:
 снятие психического дискомфорта и зависимости от
окружающих;
 развитость
коммуникативных
умений,
достаточная
сформированность сферы социальных мотивов, наличие позитивного
опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, и
взрослыми;
 способность к осознанию себя, своих эмоций и своих
возможностей, позитивная «Я-концепция», адекватность и реальность
самооценки и уровня притязаний при общей положительной
окрашенности, преодоление неуверенности в себе;
 сформированность
навыков
регуляции
эмоциональных
состояний, преодоление повышенной враждебности, тревожности,
страхов, фобических реакций.
3)
Консультативная
работа,
обеспечивающая
непрерывность
специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам
реализации
дифференцированных
психолого­педагогических
условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Консультативная работа включает:

–
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников
образовательных отношений;
–
консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с
ОВЗ;
–
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
4) Информационно­просветительская работа, направленная на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для обучающихся с ЗПР, со всеми участниками
образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно­просветительская работа предусматривает:
–
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и
не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанныхс особенностями
образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
–
проведение тематических выступлений для педагогови родителей
по разъяснению индивидуально­типологических особенностей различных
категорий детей с ОВЗ.
Содержание программы коррекционной работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы
реабилитации.
Обязательной частью плана внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область в объеме не менее 5 часов, которая
представлена индивидуальными коррекционно-развивающими курсами:
коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические,
психокоррекционные, коррекционная ритмика);
- коррекционно-развивающие занятия по предметам (поддерживающие
процесс освоения содержания ООП по обязательным предметным областям
учебного плана, где обучающийся с ОВЗ испытывает трудности).
Коррекционно-развивающие занятия с детьми младшего школьного
возраста с ОВЗ проводятся индивидуально или в группах, в группу могут
входить учащиеся как одного класса, так и из разных классов.
Продолжительность 30- 40 минут.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
 ритуал приветствия:
 рефлексия прошлого занятия;
 основное содержание занятия;
 релаксационные упражнения;

 рефлексия занятия;
 ритуал прощания.
Содержанием занятий являются следующие темы:
1) Диагностика познавательной, эмоционально-личностной и
коммуникативной сферы:
Выполнение тестовых заданий, диагностических упражнений в
начале, середине и конце каждого учебного года.
2)Развитие познавательной сферы и целенаправленное
формирование высших психических функций
Формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития
пространственно-временных представлений.
Выполнение упражнений на развитие когнитивной сферы. Участие в
играх и упражнениях на развитие свойств внимания, различных видов памяти.
Наблюдение. Анализ и синтез. Сравнение. Поиск аналогий. Выделение сходства
и различия между объектами. Нахождение закономерностей. Группировка
предметов по сходным признакам.
3)Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков
Гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации
успешной деятельности.
Участие в играх и упражнениях на развитие эмоционально-волевой
сферы.
4) Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
Развитие способности к эмпатии, сопереживании; формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и
развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм
поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых
ситуациях); формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
(развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование
способности к планированию и контролю). Формирование умения сотрудничать
Развитие различных личностных качеств. Активизация внимания на
эмоциях. Формирование умения распознавать эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил. Формирование произвольности
регуляции поведения.
5) Коррекция устной и письменной речи
Логопедические упражнения по развитию навыков устной и
письменной речи.
6) Ритмика
Комплексы психогимнастики, направленные на коррекцию дефектов
и развитие способности к позитивному реагированию, формирование навыков
адаптации поведения в различных жизненных ситуациях.

Основу коррекционной деятельности на занятиях составляют игры,
игровые упражнения, игровой тренинг. В качестве вспомогательных
средств в коррекционной работе используются рисование, рисование
необычными средствами и способами (помадой, пальцами, ладонями),
музыка, позволяющая снять напряжение.
Основными механизмами реализации программы коррекционной
работы являются:
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной
организации
обеспечивающее
системное
сопровождение
детей
с
ограниченными возможностями здоровья со специалистами различного
профиля в образовательном процессе,
социальное
партнёрство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами
(медицинскими организации, ПМПК, общественными организациями и
другими институтами общества).
Социальное партнёрство предусматривает:
–
сотрудничество с образовательными организациями и другими
ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями
здоровья;
–
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными структурами, прежде всего с общественными
объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
–
сотрудничество с родительской общественностью.
В МАОУ СОШ № 18 с УИОП формой организации взаимодействия
специалистов является психолого-педагогический консилиум, в который
входят: педагог-психолог, социальный педагог, курирующий заместитель
директора, педагоги, реализующие программы коррекционной работы.
Сопровождение образовательной организации и помощь ребёнку и его
родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с
адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с
ограниченными возможностями здоровья, осуществляет муниципальный Центр
диагностики и консультирования, а также муниципальная психолого-медикопедагогическая комиссия.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,
педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему
комплексного
психолого-медико­педагогического
сопровождения
и
эффективно решать проблемы ребёнка.
Взаимодействие специалистов обеспечит следующий результат:
–
комплексность в определении и решении проблем ребёнка,
предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
–
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
ребёнка;

–
составление комплексных индивидуальных программ общего
развития и коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой,
эмоциональной­волевой и личностной сфер ребёнка.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР
содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной
работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою
актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае
нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с
учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется
на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Программа коррекционной работы обеспечивает следующие результаты:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей;
- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию представлений об окружающем мире и собственных
возможностях.
Реализация Программы позволит:
 познакомить детей с основными эмоциями;
 развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия
себя и других;
 формирование умения понимать эмоции других людей;
 снижение эмоционального напряжения;
 уменьшение тревожности;
 воспитание уверенности в себе;
 повышение активности и самостоятельности детей;
 оказание помощи в выражении реальных чувств ребенка.
2.4. Программа воспитания для обучающихся с задержкой развития в полном
объеме соответствует
федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023, и программе воспитания ООП НОО МАОУ
СОШ № 18 с УИОП.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Учебный план

4.2.
Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает создание в
образовательной организации специальных условий обучения и воспитания
детей с ОВЗ.
 Психолого­педагогическое обеспечение, в том числе:
–
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной
помощи)
в
соответствии
с
рекомендациями
психолого­медико­педагогической комиссии;
–
обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная
направленность учебно­воспитательной деятельности; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной
деятельности, повышения ее эффективности, доступности);
–
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ; введение в содержание обучения
специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося
сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных
образовательных
и
коррекционных
программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
–
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдениесанитарно­гигиенических правил и норм);
–
обеспечение участия детей с ОВЗ, вместе с нормально
развивающимися
детьми
в
проведении
воспитательных,
культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых
мероприятий.
 Программно­методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используется
рабочая программа коррекционно­развивающих занятий, диагностический и
коррекционно­развивающий инструментарий, необходимый для осуществления

профессиональной деятельности учителя, педагога­психолога, социального
педагога и других специалистов.
 Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами,
прошедшими обязательную курсовую подготовку.
 Материально­техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении
надлежащей материально-технической базы, позволяющей создать
адаптивную и коррекционно-развивающую среду.
Для проведения коррекционных занятий выделяется отдельный
кабинет. В кабинете находится интерактивное оборудование,
обеспечивающее использование музыки, видео, анимаций, игр,
канцелярские принадлежности, ирушки для драматизации историй и
другое вспомогательное оборудование.
 Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды, обеспечивающей широкий доступ
детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно­методическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных
материалов, аудио­ и видеоматериалов.
Интегративным результатом реализации указанных требований является
создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для
обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых образовательных
потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся,
гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального
здоровья обучающихся.
Кадровые условия
МАОУ СОШ № 18 с УИОП укомплектована педагогическими,
руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную
подготовку соответствующего уровня и направленности.
В штат организации входят специалисты, реализующие вариант 7.1
АООП НОО обучающихся с ЗПР: учителя начальных классов, учитель музыки,
учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог.
Педагогические работники имеют высшее профессиональное образование по
педагогическим
специальностям
с
обязательным
прохождением
профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области
специальной педагогики или специальной психологии в области инклюзивного
образования лиц с ОВЗ, подтвержденной удостоверением о повышении
квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

При необходимости используются сетевые формы реализации программы
коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других
организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых
образовательных потребностей.
Финансовые условия
Финансовое
обеспечение
образования
обучающихся
с
ЗПР
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» на основе нормативов, определяемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование
находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, и в те же сроки обучения. Обучающемуся с ЗПР предоставляется
государственная услуга по реализации основной общеобразовательной
программы начального общего образования, которая адаптируется под особые
образовательные потребности обучающегося.Финансирование рассчитывается с
учетом рекомендаций ПМПК, ИПР инвалида в соответствии с кадровыми и
материально-техническими условиями реализации АООП НОО, требованиями к
наполняемости классов в соответствии с СанПиН.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования
обучающихся с ЗПР должно отвечает не только общим, но и их особым
образовательным потребностям.
Требования к организации пространства
Помимо создания комфортных условий во всех учебных и внеучебных
помещениях, организация рабочего пространства обучающегося с задержкой
психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера,
обеспечение обучающемуся возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога.
Помимо того в образовательной организации оборудовано отдельное
помещение для проведения занятий с педагогом-психологом и другими
специалистами, отвечающее задачам программы коррекционной работы и
задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР. В
кабинет приобретен диагностический комплекс для педагога-психолога,
оборудована сенсорная комната.
Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное
пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество
сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно
расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным
материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности,
распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков.
Требования к организации временного режима обучения
Срок освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР (вариант 7.1)
составляют 4 года (1-4 классы).

Временной режим образования обучающихся с ЗПР:
- учебный год с 1 сентября по 25 мая,
- продолжительность учебного года 1 классы – 33 учебных недели, 2 – 4
классы – 34 учебных недели,
- продолжительность учебной недели – 5 дней,
Учебный день включает в себя специально организованные занятия /
уроки, а также паузу, время прогулки, внеурочную деятельность.
Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.
Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один день в
неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 классах используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по
3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут
каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый)1.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать
перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных,
факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком перерыв
продолжительностью не менее 30 минут.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Общая
численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1
АООП НОО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР
в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся – не имеющие
ограничений по здоровью.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты
обучения, мультимедийные средства) удовлетворяют особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной
деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К
техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их
особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и
выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами,
интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты,
средства для хранения и переноса информации (USB накопители),
музыкальные центры.
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым
учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со

специальными, учитывающими особые образовательные потребности,
приложениями
и
дидактическими
материалами
(преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими
тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими
реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную
поддержку освоения ООП НОО.
Особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ЗПР
обусловливают необходимость специального подбора дидактического
материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не
только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования.
Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью
индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР, и состоит в том,
что все вовлечённые в процесс образования взрослые имеют неограниченный
доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку
необходимых индивидуализированных материалов для реализации АООП НОО.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая,
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля,
вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей)
обучающегося с ЗПР.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе
сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного
профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных
представителей) обучающегося с ЗПР. В случае необходимости организации
удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным комплектом
компьютерного и периферийного оборудования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативноправовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики
предполагаемых информационных связей участников образовательного
процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и
устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой
информации, связанной с реализацией программы, планируемыми
результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления, включает:
1. Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с
ЗПР.
2. Характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательных отношений.
3. Специальные периодические издания (журналы), знакомящие с
современными научно обоснованными методическими материалами и
передовым опытом воспитания и обучения детей с ОВЗ.

4. Получения доступа к информационным ресурсам, различными
способами, в том числе к электронным образовательным ресурсам,
размещенным в федеральных и региональных базах данных.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.