Анализ работы библиотеки
МАОУ СОШ №18 с УИОП
за 2022 – 2023 гг.
общая
числен
ность
по
состоя
нию
на
уче
бни
ки
художе
ственн
ая и
методи
ческая
литера
тура
элект
ронн
ые
носит
ели
1
комплек
т+ЭП к
учебника
м+1ЭУ
1
комплек
т+ЭП к
учебника
м+1ЭУ
1
комплек
т+ЭП к
учебника
м+1ЭУ
20182019
1170
3216
6278
25264
14562
10702
20192020
1079
2819
5863
26125
15423
10702
20202021
1167
2659
4388
26990
16289
10701
20222023
1203
3402
4567
28221
17520
10701
обращаемость
книжный фонд
посещаемость
книговыдач
посещений
количество
читателей
год
книгообеспеченность
1.Информационная часть анализа.
Контрольные показатели.
2,74
0,58
21,5
2,61
0,54
24,2
2,3
0,41
23,1
3,7
0,42
23,4
Приоритетные направления деятельности ОУ:
Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов,
систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового
поколения;
Внедрение ресурсо– сберегающих технологий;
Совершенствование условий развития одаренности школьников;
Повышение уровня компетентности педагогов.
2.1. Важные события года
2022 год посвящен культурному наследию народов России (Указ
Президента РФ №745 от 30.12.2021 г
2018–2027 — Десятилетие детства в Российской Федерации
2023 год - год педагога и наставника в России;
23 февраля – День защитника Отечества. С 1922 года в СССР эта дата
ежегодно традиционно отмечалась как «День Красной армии». Этот
праздник особенно в наши дни актуален.
Все эти события так или иначе сказались на нашей работе.
Цель работы нашего ИБЦ, может быть определена следующим образом: используя все
имеющиеся ресурсы, предоставить детям и подросткам наиболее оптимальные условия
для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных
потребностей, создать среду развития ребенка через чтение, книгу, отвечающую
возрастным и индивидуальным особенностям.
В этом учебном году у нас обучалось 1344 учащийхся, что составило- 52 классакомплектов Как видно из цифр идет стабильный прирост учащихся.( из за роста
численности населения микрорайона и миграции населения)
Большинство учащихся нашей школы, являются пользователями нашего ИБЦ.. ( чаще
всего конечно же обращаются ученики младшего и среднего звена ) Читателями нашего
ИБЦ являются также сотрудники нашей школы, бывшие учителя (находящиеся в данный
момент на заслуженном отдыхе), студенты, проходящие на базе нашей школы
педагогическую практику, а также некоторые родители, бабушки и опекуны наших детей.
Также интересуются условиями обслуживания и пользуются услугами нашей
библиотеки - сотрудники реабилитационного центра «Улыбка». Так, как их некоторые
подопечные являются учениками нашей школы (некоторое время, пока ребенка не определят
на постоянное место жительства) Это обстоятельство накладывает некоторую
ответственность, на нас, сотрудников ИБЦ, в планировании пополнения и комплектования
учебного фонда. Вот уже 10-й учебный год, в нашем ИБЦ, работает читальный зал, на 6
рабочих мест. Здесь нашим учащимся предоставлена возможность позаниматься со
справочной литературой, подготовить доклад, сделать домашние задания..
В нашей работе, в наших устремлениях качественно и с полной отдачей охватить
библиотечным обслуживанием наших пользователей есть и слабые стороны. Это, прежде
всего, отсутствие необходимого оборудования, техники, программных продуктов, что
делает невозможным проведение комплексной автоматизации библиотечной деятельности
и негативно сказывается на уровне библиотечного обслуживания.
Хочется верить, что в будущем эти вопросы (вопросы материально - технического плана) будут
решены. Также, не радует, отсутствие возможности оформления подписки на
периодические издания. Из-за необходимости обеспечить 100% учебниками наших
учеников.
Массовая работа:
В 2022-2023 учебном году школьная библиотека строила свою работу, согласно плану работы
школы. Много времени уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной
литературы в помощь школьным программам. Велась работа по сохранности и лучшей пропаганде
основных фондов.
В 2022-2023 учебном году сотрудник ИБЦ школы подготовил и оформил
следующие книжно- иллюстративные выставки: «Путь неприкаянной
души…»/ К 130 -летию со дня рождения Марины Цветаевой , «31 октября
120 лет со дня рождения русского писателя Евгения Пермяка», «Учитель профессия вечная..» /приурочена к- Международному дню учителя
/«
Мамин Сибиряк – детям» / К 170-летию со дня рождения русского писателя сказочника/, «220 лет со дня рождения, немецкого писателя сказочника
Вильгельма Гауфа»,
« Волшебница из Стокгольма…» / К 115 летию со дня рождения Астрид
Линдгрен/,
« Прочитай то, не знаю что..?», «В мире нет красивей слова мама..» , «
Успенский, человек который всё успевает» / К 80- летию со дня рождения
детского писателя/,
« Волшебники приходят к людям….» / К 235
летию со дня рождения Антония Погорельского.1787-1836/, «Друзья и
подружки любимые зверушки..», « Удивительный мир Шарля Перро..»
/395 летию со дня рождения французского писателя сказочника/, «
Алексей Толстой – детям» /140 лет со дня рождения Алексея Николаевича
Толстого/, « Уроки Михаила Пришвина» / К 150 летию писателя,
прозаика, публициста/ ,
« Лаборатория фантастики.. » /195
лет со дня рождения Ж. Верна, французского писателя../, « Вехи памяти и
славы…» /Приурочена к - «День защитников Отечества» / ,« Любимых
детских книг творец… » /110 лет со дня рождения Сергея Михалкова,
писателя, поэта, баснописца, «100 лет со дня рождения Валерия Медведева,
русского детского писателя, «Весна. Каникулы. Книжный праздник»
/ 2 апреля Международный день детской книги / , «Листая страницы твои в
юбилей»
/ 95 лет со дня рождения поэта – Валентина Берестова, « Юбилей в стране
Читалии…»
/115 лет со дня рождения детской писательницы Веры Чаплиной , «90 лет
со дня рождения поэта А.А Вознесенского»; (1933-2010), «Бессмертна
Победа, бессмертны ее солдаты», «120 лет со дня рождения Н.А. Заболоцкого
1903-1968, русского поэта»
С помощью тематических, календарных выставок выполняется пропаганда
книги, пропаганда творчества классиков русской детской литературы,
современной российской литературы, классической детской литературы,
реклама лучших книг для детей и юношества. И конечно же, реклама
школьного фонда художественной и научной литературы. Всего струдником
было подготовлено 24 выставки.
Обслуживание читателей проводилось в соответствии с графиком работы.
При обслуживании читателей проводились индивидуальные беседы, в
библиотеку были записаны учащиеся первых классов и вновь поступившие
ученики из других школ. Хотелось бы отметить, повышенную активность
учащихся вторых и третьих классов.Эти параллели активно использовали
любую возможность попасть в библиотеку и удовлетворить свой
читательский интерес.Во время их посещений, сотрудником проводились
рекомендательные ьеседы, беседы о прочитанной книге и выявлялись
личные предпочтения ребенка. Его мотивации и интересы
В этом учебном году для учащихся школы были проведены различные
мероприятия .Это и лиературные игры, викторины, выставки работ наших
учеников , Час интересной книги и многое другое. Эти формы работы
вызывают искренний интерес у наших детей к чтению и непосредственно к
книге, к творчеству того или иного писателя .Вот некоторые из них: Конкурс
рисунков наших учеников « Мой любимый литературный герой»( среди
чащихся 2 –х классов), выставка – сюрприз: «Прочитай то, не знаю что….»,
учащиеся 3 «Б» класса , кл.руководитель Макоян О.поучаствовали в проекте
«Закладка»…
В этом учебном году сотрудники нашего ИБЦ изготовили и
использовали в работе по пропаганде чтения «Ай – стопперы» Эти обьекты
помогали акцентировать внимание наших детей на книгах основного фонда .
Все эти мероприятия способствует более полному раскрытию ученика, как
читателя. Итак, с помощью самых различных форм работы мы стараемся
завоевать интерес наших юных читателей, отрыть им путь в мир литературы.
«Как хорошо уметь читать»- восклицал в своем стихотворении Валентин
Берестов .И действительно, как это прекрасно взять в руки книгу и
погрузиться в мир удивительных приключений или романтических
переживаний героев или отправиться в виртуальное путешествие в
незнакомые страны. Но в последние годы у ребят все реже и реже возникает
это желание. Падение интереса к чтению – одна из основных проблем
подрастающего поколения
Н а мы – сотрудники библиотеки стремимся переломить эту грустную
тенденцию. И по традиции, в рамках недели «Детской книги», совместно с
учителями начального звена проводим экскурсии для первоклашек нашей
школы Первоклашек знакомили с правилами пользования и правилом
выбора книг в библиотеки, с ее графиком работы. И по традиции, в конце
встречи ребята получали в подарок закладку, сделанные руками старших
учащихся.
Младшее звено, самое востребованное в плане работы с книгой . Эта
категория детей стремится узнавать все новое, быть лучшим во всем. Им все
интересно. И очень важно не упустить такой короткий миг, когда ребенку
хочется узнавать и познавать то, что он не знал раньше, не читал. И в этот
момент, важно подсказать , порекомендовать и посоветовать взять почитать
того или иного автора, ту или иную книгу. Все эти «нюансы» важно
учитывать в нашей работе. Мы стараемся найти более нестандартные
подходы и методы работы с читателями. Причем, стараемся учитывать
индивидуальные особенности учащихся.
В более старшем звене ( 5-е классы) была проведена беседа « Освобождение
Армавира от немецких захватчиков» Беседа+обзор литературы из нашего
фонда (совместно с учителем Кубановедения Черненко О.В.в рамках помощи учебном
процессу)
В целом , могу сказать, что сотрудник ИБЦ потрудился вполне плодотворно
с большой самоотдачей и неравнодушием к своему делу. Об этом говорят
цифры. Количество посещений , книговыдач заметно выросли, охват
библиотечного обслуживания также увеличился.
2.3. Организация библиотечных фондов:
Рациональное использование фондов возможно только в том случае, если
они правильно организованы, т.е. для предоставленных в нем документов,
созданы все условия, обеспечивающие: легкий доступ к любому из
документов, сохранность фонда, соблюдение санитарно-гигиенических норм
хранения; комфорт библиотекарей и читателей, работающих с фондом
Значительное количество учебной литературы в фондах ИБЦ требует
закрытого хранения в отдельных подсобных помещениях ( у нас это
соблюдается частично и хочется отметить что с увеличением числа учеников
эта проблема становится все более актуальной.)
Сотрудник ИБЦ старается все эти требования учитывать, расставлять
фонд, как можно более целесообразнее…
Закрытый фонд у нас расставлен согласно таблицам ББК. Что позволяет
сотрудникам быстро и оперативно найти необходимое издание по
требованию читателя
Выделена зона свободного доступа к художественной литературе, с учетом
различных возрастных групп, ( где пользователи имеют самостоятельную
возможность выбора художественных книг) ;
доступна для выбора - зона справочных и энциклопедических изданий.
Легкодоступна - периодическая литература. (теперь к сожалению она
представлена изданиями прошлых лет , вот уже 8 лет школа не оформляет
подписку)
Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную,
художественную, справочную, научно-популярную литературу,
периодические издания, дополняются электронными приложениями к
учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими
программами и т. п.
Книжный фонд библиотеки соответствует современной образовательной
программе. При комплектовании фонда литературой учитывается
разновозрастный состав пользователей библиотеки, информационные и
образовательные потребности школьников и педагогов В шаговой
доступности располагается «Книги кубанских авторов» или как её называют
« Библиотека кубанского школьника»
Одной из главных направлений работы школьной библиотеки является
комплектование фонда. Фонд школьной библиотеки формируется в
соответствии с образовательными программами, классам.
В этом, 2022-2023 ученом году, мы закупали учебники и учебные пособия
для первых ( все предметы), вторых ( английский язык), четвертых (ОРКЭС)
пятых( все предметы),шестых ( Обществознание и История России), седьмых
( алгебра, геометрия, Физика, информатика, Вероятность и Статистика)
классов, позднее был оформлен заказ на единый учебник истории для
десятых, одиннадцатых классов. Ими также был пополнен наш учебный Фонд.
Отдельно выделены и отсортированы устаревшие книги, предназначенные к
списанию.
По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и
редактироваться картотека учебников.
При поступлении новых изданий библиотека осуществляла их прием,
систематизацию, техническую обработку и запись этих изданий в каталог, в
инвентарную книгу, в книгу суммарного учета. Ведется «Журнал
регистрации учета учебного фонда МАОУ СОШ №18 с УИОП».
Были оформлены ведомости по списанию учебных пособий по
функциональной грамотности
Хочется отметить, что у нас, в нашей библиотеке планомерно ведется работа
сохранности учебного фонда: так проводятся рейды по сохранности учебной
литературы, ведутся индивидуальные беседы с учащимися, привлекаем
классных руководителей к этим беседам. В этой работе большую помощь
оказывают завучи. Вся эта работа позволяет сохранять учебный фонд в
хорошем состоянии. Осмотр учебников, в текущем учебном году, проводился
во время обмена первых частей на вторую по многим предметам, как в
старшей, так и в начальной школе. А также при полной сдаче учебной
литературы. Учебники учащиеся сдали в относительно хорошем состоянии.
2.4. Информационно-библиографическая работа:
СБА: данные о состоянии каталогов и картотек
К сожалению, обновлять и вести картотеки в данный момент мы не имеем
возможности (из-за отсутствия подписки на периодические издания) И
поэтому самая главная картотека – эта картотека учебного фонда, которую
мы ведем и пополняем по мере приобретения новых учебных изданий и по
мере списания устаревших учебников..
Также у нас ведется картотекам электронных дисков в помощь учебному
процессу.
Имеется картотека «Читательских отказов» ( по запросам наших читателей),
что в дальнейшем поможет нам в комплектовании наших фондов
недостающими изданиями. Имеется тетрадь учета выполненных
библиографических справок. Общее количество библиографических справок
за год-32
Раньше, велась и регулярно пополнялась «Систематическая картотека статей
по Кубановедению » Теперь из-за отсутствия подписки на период издания,
она отражает только , книги имеющиеся в фонде.
Списание литературы основного фонда не было, поэтому карточки из СК не
извлекались, как впрочем, и поступлений новых книг также не было. В
планах ИБЦ было намерение обновить наклейки отделов на СК, но пока это
не сделано. Очень трудоемкий процесс, который требует большой
аккуратности и много времени.
ИБЦ оказывает информационные, образовательные и коммуникационные
услуги
На протяжении всего учебного года библиотека вела справочнобиблиографическую, информационную работу. Сотрудниками библиотеки
регулярно выполнялись библиографические справки и тематические
запросы, как учителей, так и учащихся школы Неоднократно подбирались
материалы к тем или иным праздничным датам. ( Это и «День Учителя»,
«День Матери», « День Космонавтики», «День Конституции», «
Международный День Родного языка» и мн. других самых разнообразных
тем)
Конечно, по многим тематическим запросам библиотекари обращались к
такому источнику, как Интернет, но и периодические методические издания
не оставались в стороне. Мы выбирали, систематизировали материал и
оформляли в папки накопители «Памятные места Армавира»; « Подборка
стихов и сценариев посвященных Маме»; « Кубань Литературная» и др.
Дополнялись рекомендательные списки литературы: « Что читать о ВОВ» ( с
учетом возрастных особенностей детей); «Летнее Чтение с увлечением»;
рекомендательный список - « Ты Кубани не узнаешь, нужных книг не
прочитав»; и ряд других.
С целью повышения информационной культуры , сотрудники ИБЦ проводят
библиотечные уроки. Так в
марте месяце, был подготовлен
урок
,знакомящий уч-ся со Структура книги ( мы его назвали «Анатомия книги»»
и прошел он для учеников 3-х,4 –х классов) Второклашкам
были
организованы уроки о периодических изданиях «Книг, конечно, есть немало,
только я люблю журналы» (Путешествие по журнальным страницам для
детей 03.2023; 10.40- 2 «Б»,2»В»2 «А»)
Были проведены библиотечные экскурсии для первоклашек(1«А»-11.04.23г;
11.00 ; 1«В»-12.04.2023; 10.35- 1«Г»-13.04.23.; 10.25;- 1«Д»-7.04.23г -11.00)
Помимо этих традиционных , форм и методов мы также заполняем текщие
мониторинги по анализу фондов, по потребности в учебниках и чебных
пособиях, составляем перспективный план закупки на следующий год. И
многое другое. Посещаем вебинары проводимые издательством
«Просвещение» Так 30. 11 2022гбыл прослушан вебинар « Цифровые
образовательные ресурсы в школьной библиотеке», в декабре также был
вебинар от Просвещения. Регулярно получаю рассылку о предстоящих
вебинарах от издательства на свою электронную почту
2.5. Внешняя деятельность библиотеки:
В своей деятельности , мы контактируем с библиотеками других школ
города. Хочется отметить , библиотеку школы №15 и её сотрудника,
Кадзакову Татьяну Сергеевну, неоднократно пользовались школьным
резервным фондом, который предоставляла нам Татьяна Сергеевна Также
тесный контакт мы поддерживаем со школой №5, где работает . Клочкова
Евгения Геннадьевна, с 23 школой нас также налажен тесный контакт.(т.к. у
нас одноУ МК в начальном звене)
Хотелось бы отметить работу ИРО, армавирского филиала. Часто
приходится бывать на мероприятиях организованных этим институтом. Так
Исходя из вышеизложенного , перед ИБЦ МАОУ СОШ №18 с УИОП
можно сделать следующие выводы:
В библиотеке выявлены основные проблемы, над которыми необходимо
работать в 2023/2024учебном году: недостаточно современной детской,
познавательной литературы, научно-популярной литературы по здоровому
образу жизни, выбору профессии, спорту для младшего и среднего
школьного возраста.
Библиотечный фонд недостаточно пополняется
справочной, методической литературой, недостаточно и электронных
средств обучения.
Задачи, над которыми следует работать в 2023/2024 учебном году:
1 Совершенствовать традиционные и осваивать новые технологии,
внедрять креативные формы по популяризации книги, чтения;
2 Формировать информационную культуру и культуру чтения
пользователей;
3 Осуществлять всестороннее раскрытие фонда библиотеки с
использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;
4 Продолжить работу в направлении сохранности учебной и художественной
литературы.
Подготовила анализ работы Родина Л.Н.
: