Концепция развития библиотеки МАОУ СОШ №18 с УИОП в 2024-2025 учебном году

Приложение к приказу
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 25.01.2024 г. № 01-10/31
Концепция развития школьной библиотеки МАОУ СОШ №18 с УИОП
в 2024-2025 годы
1.Общие положения
Настоящая Концепция развития школьной библиотеки МАОУ СОШ №18 с
УИОП определяет цели, задачи и направления модернизации библиотеки на
2024 - 2025 годы и направлена на совершенствование информационнобиблиотечного обслуживания участников образовательной деятельности. Концепция соотносится с анализом проблемной ситуации в библиотеке общеобразовательной организации и учитывает социально-культурные и информационнообразовательные изменения и их влияние на условия деятельности библиотеки
общеобразовательной организации. Правовой основой Концепции являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 года № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года № 678-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года
№ 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской
Федерации на период до 2030 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
года №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства просвещения Российском Федерации от 12 августа2022года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственной образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года
№413»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15
июня 2016 года № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 30 января 2023 года № 53-н «Об утверждении профессионального стандарта
«Специалист в области воспитания».
Реализация Концепции позволит создать условия для развития инфраструктуры, формирования единого информационно-библиотечного пространства
в соответствии с современными требованиями.
В Концепции используются следующие понятия:
школьная библиотека - структурное подразделение общеобразовательной
организации, располагающее организованным фондом ресурсов и осуществляющее информационно-библиотечное обслуживание участников образовательных
отношений организации, отвечающее требованиям обновленного ФГОС общего
образования.
2.Анализ состояния школьной библиотеки
В соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами (далее - ФГОС) общего образования школьная библиотека является
значимым компонентом инфраструктуры образовательного процесса.
Библиотека МАОУ СОШ № 18 с УИОП расположена на 2 этаже, функционирует со дня основания школы (1953 г.), площадь 59 кв.м. Имеется 6 посадочных мест для пользователей, в том числе 2 оснащены персональными компьютерами, имеющими доступ к сети Интернет. Численность зарегистрированных пользователей – 1203, количество посещений в течение года - 3402 человек.
Книговыдача за год составляет (без учебников) 4567. Фонд учебной литературы
составляет - 17 864 экземпляров, включая электронные, пополняется систематически, в том числе через автоматизированную систему (АИС) заказа учебников (в 2023 учебном году было приобретено 4802 экземпляра учебной литературы на сумму- 40888857,30). Художественной и справочной литературы, словарей
и энциклопедий - 10701 экземпляр, в том числе электронные версии.
Кадровое обеспечение: в штатном расписании имеется 1 ставка заведующего библиотекой и 0,5 ставки библиотекаря. Сотрудник имеет высшее библиотечное базовое образование, курсы повышения квалификации по теме «Библиотечная деятельность в современной школе в соответствии с требованиями обновленного ФГОС» в объеме 72 часов. Рабочее место библиотекаря подключено
к сети Интернет.
Анализ деятельности школьной библиотеки выявил следующие проблемы:
материально-техническое оснащение и информационно ресурсное обеспечение не в полной мере соответствуют требованиям эффективной организации
образовательного процесса;
качество книжных фондов библиотеки не в полной мере отражает современные тенденции организации образовательного процесса и содержания социального заказа;
недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам снижает
возможности пользования текстами художественных произведений, профессиональными базами данных, информационными справочными и поисковыми системами, а также иными информационными ресурсами;

Основной причиной выявленных проблем является недостаточность целевых средств на ежегодное пополнение фондов школьной библиотеки литературой, на материально-техническое и ресурсное оснащение.
Решение обозначенных проблем позволит позиционировать школьную
библиотеку как общедоступный, открытый, технически оснащенный центр дополнительного образования, интеллектуальную базу внеурочной жизни всего
школьного сообщества, обеспечит условия для реализации обновленного ФГОС
общего образования.
3. Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры общеобразовательной организации, основы для систематического обновления
содержания общего образования в соответствии с ФГОС, обеспечивающего современные условия образования.
Задачи Концепции:
создание и развитие школьной библиотеки для комплексной поддержки
образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС общего образования;
обновление
нормативно-правового,
методического,
материальнотехнического, информационно-ресурсного, программного обеспечения и совершенствование кадрового потенциала;
формирование и развитие сетевого взаимодействия, кооперации, интеграции и координации деятельности школьной библиотеки и библиотек системы
Минкультуры РФ;
реализация федеральных и краевых программ поддержки и развития чтения, организация различных форм пропаганды книг и чтения, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
создание условий для непрерывного системного повышения профессионального уровня сотрудников школьной библиотеки.
4. Основные направления реализации Концепции
4.1. В части совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность библиотеки, разработать:
положение о школьной библиотеке, определяющее его роль и задачи;
должностные инструкции работников школьной библиотеки;
перспективный план повышения квалификации кадрового состава школьной библиотеки;
дорожную карту реализации Концепции.
4.2. В части материально-технического обеспечения:
оборудовать помещения школьной библиотеки, согласно современным
требованиям технического оснащения, предусматривающим пространственнообособленные зоны различных типов для хранения и обработки фондов, работы
с читателями, проведения мероприятий;
создать пространственно-обособленные зоны различных типов для организации разноформатной деятельности обучающихся:
зона для получения информационных ресурсов во временное пользование,

зона для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей,
рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
актуализировать и повысить качество фондов библиотеки (печатных,
мультимедийных, цифровых/электронных), направленных на реализацию основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнение
коллективных и индивидуальных проектов, а также личностный рост читателей;
обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений
к федеральным и региональным ресурсам и программам учебного назначения.
4.3.В части информационно-ресурсного обеспечения:
разработать механизмы пополнения фондов школьной библиотеки печатными изданиями, электронными информационными и образовательными ресурсами, в том числе мультимедийными и интерактивными;
обеспечить каталогизацию фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;
разработать механизмы привлечения к созданию, актуализации и экспертизе контента школьной библиотеки участников образовательной деятельности.
4.4. В части кадрового обеспечения:
обеспечить освоение сотрудниками современных библиотечных, культурологических, педагогических и информационных технологий, в том числе с использованием дистанционных образовательных программ;
обеспечить включение сотрудников в сетевое профессиональное сообщество работников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров.
5. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции позволит создать единое информационнообразовательное пространство, обеспечивающее современные условия и инфраструктуру для постоянного расширения содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной и воспитательной деятельности.
Планируемый
механизм
реализации
настоящей
Концепции
- выполнение плана мероприятий («дорожной карты») реализации Концепции
развития школьной библиотеки, реализуемых за счет регионального, муниципального бюджета и внебюджетных средств образовательной организации. В
Концепции представлены наиболее общие направления развития школьной
библиотеки:
оснащение школьной библиотеки автоматизированной информационнобиблиотечной системой (АИБС), автоматизированными рабочими местами пользователей, а также компьютерной техникой;
содействие в переподготовке и повышении квалификации сотрудников
школьных библиотек;
участие в проектах и программах, направленных на формирование культуры чтения всех участников образовательных отношений.
Дорожная карта реализации Концепции включает в себя и другие организационные, учебные, методические мероприятия, направленные на модернизацию библиотеки, совершенствование информационно-библиотечного обслуживания участников образовательной деятельности.

4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит:
создание условий (материально-технических, информационных, методических) для трансформации школьных библиотек в дальнейшем в школьный информационно-библиотечный центр, что будет способствовать повышению качества преподавания и изучения всех учебных предметов в соответствии с ФГОС
общего образования;
формирование единого информационно-библиотечного пространства,
предоставляющего необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной и воспитательной деятельности, повышения уровня читательской
грамотности пользователей школьной библиотеки.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.