Рабочая программа Изобразительное искусство 1-3 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР

МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры НО
_______________Мкртычан И. А.
Протокол №1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______________Фенева В. В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Татаренко М. М.
от «30» 08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2454802)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 – 3 классов начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

Армавир 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся, формирующихся в федеральной рабочей
программе воспитания .
Цель программы по изобразительному искусству состоит в художественной
культуре обучающихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетических отношений к различным явлениям, в ходе процесса освоения начальных
основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческих способностей
обучающихся.
Программа по изобразительному искусству, направленная на развитие духовной
культуры обучающихся, вызывает активную эстетическую позицию по отношению к
обработке и произведениям искусства, пониманию роли и значения художественной
деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству определяет все
основные
виды
визуально-пространственных
искусств
(собственно
изобразительные): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуры и дизайна. Особое внимание
уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию проявленного
искусства и формированию зрительских способностей, художественному
восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей стороной является обеспечение активного, ценностного отношения
к истории отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в отношении красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы в виде
инструкций, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие
искусства и эстетического наблюдения за окружающей средой).
Программа по изобразительному искусству знакомит учащихся с множеством
видов
художественной
деятельности
и
доступными
техническими
материалами. Практическая художественно-творческая деятельность занимает
приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие искусства
художественно-эстетическое отношение к миру сложилось прежде всего в
собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как
система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–3 классах
обязательно.
Общее число часов, отведенное на изобразительное искусство, составляет 101
час: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3
классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикальной или горизонтальной
формы листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного
рисунка и их особенности. Приёмы рисования надёжно.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыков видения
составляющих частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление силуэта. Формирование
навыка видения. Цельная форма и ее части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из основных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисть, бумага
цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым
цветом. Навыки смешения красок и получение новых цветов.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражения настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное
изображение
разных
цветов,
представленное
и
восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность
цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния
времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек цельной формы (например, черепашки, ежика,
зайчика). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Владение первичными приемами надрезания, закручивания,
складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое
восприятие
объектов
обрабатывается. Ассоциативное взаимодействие с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.

Узоры и орнаменты, созданные людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдениях в природе. Последовательное
проведение работы над изображениями бабочек, представленными, с использованием
линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек, один из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление эскизной упаковки путем сворачивания бумаги
и аппликации.
Оригами – создание игрушек для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение за лучшими архитектурными зданиями в окружающем мире (по
фотографиям), внутригосударственными и составными частями зданий.
Освоение приемов конструкции из бумаги. Складывание объемных простых
геометрических тел. Владение приемами склеивания, надрезания и вырезания
деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие живого искусства»
Восприятие рождается детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских произведений.
Художественное наблюдение окружающего мир природы и предметной среды
жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детских книг на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или
с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова и других
по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе полученных
знаний и задач творческой практики – постановка наблюдения. Ассоциации из
личного опыта обучающихся и оценки эмоционального содержания.
Модуль «Азбука цифровых графиков»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений.
Обсуждение в условиях урока учебных фотографий, соответствующих
изучаемой теме.
2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для
линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки – особенности и выразительные свойства графических
материалов, приемы работы.

Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятен на плоскости
листа: сгущение, разброс, доминанта, спокойствие, спокойствие и движение.
Пропорции – соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков
видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натурой простого предмета. Размещение предмета на листе
бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и
темные части предмета, тень под тенью. Штриховка. Умение внимательно
рассмотреть и проанализировать форму природного предмета.
Графический
рисунок
кролика
с
активным
выражением
его
характера. Рассматривание графических проявлений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков изменения красок и получения
новых цветов. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений
кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и ее свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет теплый и холодный – цветной контраст.
Цвет темный и светлый (тональные оттенки). Затем уменьшение цвета с
помощью темной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность
цветовых событий и отношений.
Цвет открытый – звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная
выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер – по
выбору учителя). Произведения выступления И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ
мужского или женского пола).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина или глины игрушки – сказочный кот по мотивам
художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух,
каргопольский полкан и другие по выбору учителя с учётом местных
промыслов). Способны лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (например, кошек, собак, медвежонка) с передачей характера
пластики движения. Соблюдение цельности формы, ее преобразование и добавление
деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой,
неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока),
например, снежинки, паутинки, розы на листьях. Ассоциативное сочетание с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (например, кружево,
вышивка, ювелирные изделия).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная
композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративные
изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,

дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных
художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные
женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты
сворачивания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской
площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе поворота
геометрических тел – параллелепипедов разной высоты, цилиндра с прорезями и
наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например,
гармошкой). Образ здания. Памятники отечественной конструкции с ярко
выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного
персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие живого искусства».
Восприятие рождается детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских произведений.
Художественное наблюдение за природой и внешними деталями, анализ их форм
и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных проявлений прикладного искусства (например,
кружево, шитьё, резьба и роспись).
Восприятие оживленных картин с активным выражением цветного состояния на
природе. Произведения
выступления
И. И. Левитана,
И. И. Шишкина,
Н. П. Крымова.
Восприятие проявилось анималистического жанра в графике (например,
проявились В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре (произведения В. В.
Ватагина). Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера
движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровых графиков».
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или
другом графическом редакторе).
Компьютерные
средства
изображения. Работа
с
геометрическими
фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик,
заливка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов (например,
изображение дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе
темы «Тёплый и холодный цвет» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо
жар-птицы»).
Художественная
фотография.
Расположение
объекта
в
кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока учебных фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору).
Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста.
Расположение иллюстраций и текста на развороте книги.
Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки:
совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности
композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и
фотографий архитектурных достопримечательностей своего города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей
лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица – маски персонажа с ярко
выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или
карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре: эскиз
занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по
выбору).
Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге,
возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрмортавтопортрет» из предметов, характеризующих личность обучающегося.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для
изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей
ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в
изображении.
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру. Выражение в
портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с
использованием выразительных возможностей композиционного размещения в
плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового
решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию
дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей
одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других
материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание
этого персонажа путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по
сюжету изображения).

Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в
скульптуре.
Работа
с
пластилином
или
глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из
дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы и Гжели
(или в традициях других промыслов по выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание
орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения
композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования мотивов, наличие
композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание павловопосадских
платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе, например,
ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов.
Модуль «Архитектура»
Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностей
города или села. Работа по наблюдению и по памяти, на основе использования
фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация,
коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других
подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое
панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная
склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства,
выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и
обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг.
Восприятие объектов окружающего мира – архитектура, улицы города или села.
Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору
учителя), их значение в современном мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи:
Государственная
Третьяковская
галерея,
Государственный
Эрмитаж,
Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи.
Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор
музеев – за учителем). Осознание значимости и увлекательности посещения музеев;
посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в
целом.
Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению
произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве – в живописи, графике, скульптуре –
определяются предметом изображения; классификация и сравнение содержания
произведений сходного сюжета (например, портреты, пейзажи).

Представления о произведениях крупнейших отечественных художниковпейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И.
К. Айвазовского и других.
Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В.
И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному
восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные
направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались, догоняют,
улетают). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты
машинок, птичек, облаков.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его
копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси
рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание
орнаментов на основе одного и того же элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом
графическом редакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения,
фотографии и шрифта для создания плаката или поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение яркости,
контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные
(по выбору учителя).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на
уровне начального общего образования проводятся в единстве образовательной и
воспитательной деятельности в соответствии с дальновидностью социокультурных и
духовно-нравственных ценностей, принятыми в рамках принципов и норм поведения
и контроля процессов самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личность.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся формируются следующие личностные результаты:

уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально-значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
развитию в социально-новаторской деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности;


интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительный интерес и интерес к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Осуществление
патриотического
воспитания посредством
освоения
обучающимися соответствует содержаниям традиций отечественной культуры,
выраженных в ее архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе
понимания и освоения личной художественной деятельности, в частности, знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Осуществление гражданского воспитания через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающего качества личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию жизни разных народов и красоты их эстетических
идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм
художественно-творческой деятельности, направлены на понимание другого
человека, становление чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в
себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся получить важные
социальные знания. Развитие творческих возможностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание – важнейшая составляющая и условие развития
общества значимых учащихся, представленных формами о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком отношениях. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к
людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду,
искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природе. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих принципов в
художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности
развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе
художественноэстетического наблюдения за природой и ее образа в произведениях
искусства. Формирование эстетических чувств способствует активным неприятным
действиям, приносящим вред окружающей среде.
Трудовое
воспитание осуществляется
в
процессе
индивидуальной
художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и
самостоятельного создания практической продукции. Воспитываются стремление
достичь результата, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также навыки сотрудничества с одноклассниками, работы в
команде, выполнения коллективной работы – обязательные требования к
определенным заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Владение универсальными познавательными действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающегося формируются познавательные универсальные
технологические действия, коммуникативные универсальные технологические
действия, регулятивные универсальные технологические действия, современная
деятельность.
Расширенные представления и сенсорные способности:

охарактеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям;

находить ассоциативные связи между зрительными образами разных форм и
предметов;

создавать части и составляющие видимого образа, предмета, конструкции;

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого
и предметов между собой;

обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве
и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;

передается обобщённый образ реальности при построении плоской
композиции;

соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональные цветовые воздействия в
пространственной среде и плоскостном изображении.
У обучающегося формируются следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных логических
действий:

измерительные исследовательские, экспериментальные действия в процессе
освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

творческие экспериментальные операции в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий; наблюдательные исследовательские и
аналитические действия на основе определенных химических установок в процессе
наблюдения создали изобразительное искусство, структуру и продукты детского
художественного творчества;

использовать данные наблюдений об особенностях объектов и состоянии
природы, предметного мира, человека, городской среды;

анализировать и оценивать позиции эстетических категорий явлений природы
и предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующим эстетическим, аналитическим и
другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в
качестве инструмента анализа содержания;


ставить и использовать исследовательский инструмент как инструмент
познания.
У обучающегося формируются следующие методы работы с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбор источника получения информации: поисковые системы Интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские
книги;

анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах
и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и ее
положение в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

изучать виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи
(галереи) на основе инсталляций и квестов, предложенных учителем;

соблюдайте правила информационной безопасности при работе в Интернете.
Владение универсальными коммуникативными действиями
У обучающихся формируются следующие навыки общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

понимать искусство как особый язык общения – межличностного (автор –
зрение), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к
противоположным мнениям, сопоставляя свои мнения с мнениями участников
общения, выявляя и корректно увеличивая свою позицию в оценке и рассмотрении
обсуждаемой ситуации;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе оснований и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;

объяснять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с
положениями их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем;

признавать свое и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и оказывать влияние на своих и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, вести всю
совместную деятельность и выстраивать действия по ней, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно вести к своей задаче для достижения общего
результата.
Владение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося формируются следующие методы самоорганизации и самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:

внимательное обучение и выполнение технических задач, поставленных
учителем;

соблюдайте порядок действий при выполнении задания;


уметь организовать свое рабочее место для практической работы,
поддерживать порядок на окружающей территории и проявлять бережное отношение
к используемым материалам;

cопоставьте свои действия с приведенными результатами, изучите контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе учащийся получает следующие предметные
результаты по остальным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт создания графических рисунков на основе
знакомства с использованием изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения в форме предмета, опыт
обобщения и геометризации формы наблюдения в качестве основы обучения
рисунку.
Получить опыт создания простого рисунка (плоского) предмета с натуры.
Учить анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные измерения.
Приобретите первичные знания и навыки композиционного распределения
изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать ее в своей
практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиции соответствия поставленной учебной задаче, с позициями, выраженными в
образце содержания и графических средствах его выражения (в рамках простого
материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождают каждый цвет.
Осознавать эмоциональный звук цвета и уметь формулировать свое мнение с
опорой на опытных жизненных ассоциаций.
Получить опыт экспериментирования, исследования результатов смешных
красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительские
впечатления, организованным педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитических наблюдений, определять выразительные
образные объемные формы в природе (например, облака, камни, коряги, формы
плодов).
Осваивайте первичные приемы лепки из пластилина, получите представление о
целостности формы в объемном изображении.

Овладевать первичными навыками бумажной пластики – создание объемных
форм из бумаги путем ее складывания, надрезания, закручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетический характер различать образцы узоров в
природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять
и искать соединения с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного
искусства.
выяснить виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.
Получить опыт создания декоративной декоративной композиции
(стилизованной: декоративного цветка или птицы).
Приобретите знания о понимании и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представление о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов) и испытать практическую художественную
деятельность по мотивам игрушек разных промыслов.
Иметь опыт и соответствующие возрастные навыки подготовки и оформления
общего праздника.
Модуль «Архитектура».
Изучение различных произведений искусства в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приемы конструкции из бумаги, складывания объемных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочного города) в
форме коллективной игровой деятельности.
Получить представление о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его структуры.
Модуль «Восприятие живого искусства»
Приобретать навыки рассматривать, анализировать детские рисунки с учетом их
содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а
также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения за природой на основе
эмоциональных впечатлений с учетом научных задач и визуальной установки
учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения за предметной средой жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки).
Осваивать опыт эстетического наблюдения и аналитических наблюдений
архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной,
учитывать
значение
зрительских
умений
и
специальные
знания; приобрести опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова
и других художников по выбору учителя), а также изображенных с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).

Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровых графиков»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения за природой.
Получить опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью был
сделан снимок, окончательно раскрыть его содержание и какую композицию в кадре.
К концу обучения во 2 классе учащийся получает следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приемы работы новыми графическими
художественными материалами; Осваивайте выразительные свойства твёрдых,
синтетических, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной природы и возможностей
наложения линий.
Овладеть понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения
как обеспечение композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навыки визуального сравнения пространственных размеров, овладеть
навыками соотношения пропорций в рисунках птиц и животных (с опорой на
зрительские впечатления и анализ).
Приобрести умение вести рисунок с натурой, видеть пропорции объекта,
расположение его в пространстве; расположить изображение на листе, соблюдая
этапы изображения рисунка, осваивая навыки штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы с цветом, навыки смешного красок, пастозное плотное
и прозрачное нанесение красок; осваивать разный характер мазков и движений
кистами, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретите опыт работы акварельной краской и поймите особенности работы
прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов, а также способы получения
разных оттенков состава цветов.
извлечь и сравнить темные и светлые цвета; осваивать смешение цветных красок
с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на теплые и холодные; Уметь различать и сравнивать
теплые и холодные цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и
незабываемый, радостный; цвет мягкий, «глухой», мрачный и прочее.
Приобрести опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды
(например, туман, грозу) на основе изменения тонального звучания цветов, получить
опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей передать их характер (герои сказки
добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными
средствами удалось показать характеры сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с консервативными игрушками одного из народных
художественных промыслов; освоить приемы и последовательность лепки игрушек в

традиционных промыслах; Подбирайте в инструментах лепки фигурку сказочного
зверя по мотивам традиций последовательной промысла (по выбору: филимоновская,
абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Знать об изменении скульптурного образа при осмотре произведений искусства
с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной
лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в
природе, воспринимаемых как закономерности.
Сопоставляя, сопоставляют природные явления – узоры (например, капли,
снежинки, паутинки, розы на листьях, серёжки во время цветения деревьев) – с
рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё,
ювелирные изделия и другое).
Получить опыт выполнения эскиза геометрического орнамента или вышивки на
основе реальных мотивов.
Осваивать приемы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек,
созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору:
филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковские игрушки или с учётом
местных промыслов).
Приобретите опыт преобразования подручных нехудожественных материалов в
художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах
иллюстраций с народными сказками лучших художников-иллюстраторов (например,
И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но
и выражают характер персонажа; Изучите, что украшения человека рассказывают о
нем, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красочными рисунками украшений народных
персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивайте приемы создания объемных предметов из бумаги и объемного
декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного
макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать свет архитектурных сооружений (по
фотографиям в условиях урока), определяя составные части и их пропорциональные
основания.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать виды разных домов, домиков
сказочных героев на иллюстрациях детских книг известных художников, развивать
фантазию и уделять внимание архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и образ жилья для разных персонажей по своему
характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие живого искусства»
Обсуждать формы детского художественного творчества с точками зрения в них,
содержаниями, расположением изображений на листе, цветом и другими средствами
художественной выразительности, а также дать ответ на поставленную учебную
задачу.

Осваивать и осваивать навыки ведения эстетических наблюдений за природой, а
также потребности в таком наблюдении.
Получить опыт эстетического наблюдения и художественного анализа,
воспроизвести декоративное искусство и его орнаментальную организацию
(например, кружево, шитьё, резьбу и роспись по дереву и ткани, чеканку).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа выработано
отечественными художниками-пейзажистами (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К.
Айвазовского, Н. П. Крымовой и другими по выбору учителя), а также художникованималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др. по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа превратили живопись
западноевропейских художников с активным, выражением настроения (В. Ван Гога,
К. Моне, А. Матисса и другие по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее произведения отечественных художников
И. И. Левитана,
И. И. Шишкина,
И. К. Айвазовского,
В. М. Васнецова,
В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровых графиков»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в
программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирование геометрических фигур в
программе Paint, а также создавать из них простые узоры или орнаменты.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и технику
— карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие — и создавать простые рисунки или
композиции (например, изображения дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании:
расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в обсуждении
композиционного построения кадра в фотографиях.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика».
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне
книги, многообразии форм детских книг, о работе художников-иллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок
обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы,
создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях
надписи, о работе художника над шрифтовой композицией.
Создавать практическую творческую работу – поздравительную открытку,
совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять
творческую композицию – эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму.
Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей
лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица
(для карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»

Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по
наблюдению натуры или по представлению.
Рассматривать,
эстетически
анализировать
сюжет
и
композицию,
эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы – натюрморта с ярко
выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета».
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по
представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе
наблюдений, по памяти и по представлению.
Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе
сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики,
по выбору учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём
добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа».
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура,
мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные
промыслы гжель и хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих
посуду гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим
промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам
выбранного художественного промысла).
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи
тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии
в сетчатом орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза
росписи женского платка).
Модуль «Архитектура»
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на
тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего
города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной
работе по созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы
разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство.
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики)
транспортное средство.

Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села или
участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде
коллажа).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и
эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников
детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена
нескольких художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села),
характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре
здания и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления,
аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников
архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе
фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные
памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных
искусств: изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры;
архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также
деятельности художника в кино, в театре, на празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры,
определяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.
И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и
других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.
Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные
музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от
виртуальных путешествий.
Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И.
Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об
их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему
посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный
Эрмитаж,
Государственный
Русский
музей,
Государственный
музей
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь
представление о коллекциях своих региональных музеев.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями,
геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем,
например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций,
составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого
повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание
паттернов.
Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и
пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение
мимики лица.

Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании,
например, поздравительных открыток, афиши.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Название разделов и тем
программы

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Ты учишься рисовать
Ты украшаешь

10
9

https://m.edsoo.ru/
https://m.edsoo.ru/

3
4

Ты строишь
Изображение, украшение,
постройка всегда помогают
друг другу.
Добавить текст

8
6

https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

1
2

0

0

2 КЛАСС
№ Название разделов и тем
Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
программы
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные Практическая
работы
работа
1 Введение
2 Как и чем работает
художник

2
14

3 Реальность и фантазия

5

http://stranamasterov.ru/

4 О чем говорит
искусство?

7

https://m.edsoo.ru

5 Как говорит искусство?
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6
34

1

1
2

https://m.edsoo.ru/
https://m.edsoo.ru/

https://resh.edu.ru/

3 КЛАСС
№ Название разделов и тем
Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
программы
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные Практическая
работы
работа
1 Введение
1
https://m.edsoo.ru/7f411892
2 Искусство в твоем доме
Искусство на улицах
3
твоего города
4 Художник и зрелище
5 Художник и музей
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8
8

https://m.edsoo.ru/7f411892

1

7
10

1

34

2

https://m.edsoo.ru/7f411892
https://m.edsoo.ru/7f411892
https://m.edsoo.ru/7f411892



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.