МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Кубановедение»
для обучающихся 1 - 3 классов
на 2024-2025 учебный год
Армавир 2024 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для 1-3 классов
общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
Приоритетом
современного
начального
общего
образования
становится
гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств,
позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение
детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической,
социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования,
конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных
жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к
обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный,
деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального
образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции
активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных
задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации
вышеизложенных тенденций современного начального образования.
Общая характеристика предмета
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения в 1-3 классах начальной школы. Содержание обучения в 1-3 классах
завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Кубановедение» с
учётом
возрастных особенностей
младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый
год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем
разделам содержания обучения 1 - 3 классах, а также раскрываются методы и
формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые
целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Кубановедение» на уровне 1-3 классов
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с
учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Кубановеденияе», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на
достижение следующих целей:
2
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на природную и социальную среду обитания; освоение
обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной,
художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям
народов Краснодарского края; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства
обучающихся;
—
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах «Я и моя семья», «Наша школа», «Родной город», «
Будем жить в ладу с природой», «Духовные истоки Кубани». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого
гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного
образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих
поступков и оценки возникшей ситуации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение «Кубановедения», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на
достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
3
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с
творческим
использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности , определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям Краснодарского края;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Отбор содержания курса «Кубановедение» осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию
объективно
существующих краеведческих природных связей и
зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию
разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
-развивать экологическое мышление, формировать экологическую
грамотность на основе регионального компонента;
-воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности
ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать
эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника
в ходе принятия им гуманистических норм существования всреде
обитания;
- на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие
познать удивительный мир Кубани.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Кубановедение » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Кубановедение» в 1 классе
составляет 33 часа (1 час в неделю), во 2 и 3 классах по 34 часа. Курс рассчитан
на 101 час. (1 ч в неделю, по 34 учебные недели во 2 и 3 классах).
4
Содержание учебного предмета
1 класс
В 1 классе на изучение Кубановедения отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные
недели).
Раздел 1. Я и моя семья (7 ч.)
Мой родной край. Многонациональный состав жителей Кубани. Будем знакомы!
Наш класс – многонациональная семья. Любимые занятия. Моя семья. Мои
обязанности в семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческая мастерская «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. Наша школа (5 ч.)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции
нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои
одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческая мастерская «Мы такие
разные, но так похожи».
Раздел 3. Родной город (9 ч.)
Родной город. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения в
общественных
местах,
на
улице,
в
транспорте.
Виды
транспорта.
Достопримечательности моего города. Труд жителей моего населённого пункта. Труд
моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. Будем жить в ладу с природой (8 ч.)
Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и
животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского
края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 ч.)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей
семьи. Наша школа, воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой родины.
2 класс
Во 2 классе на изучение Кубановедения отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34
учебные недели).
Раздел 1 . Земля отцов – моя земля (2 ч.)
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского Края. Флаг, герб родного
города.
Раздел 2. Природа родного края (12 ч.)
Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоемы моей местности и
их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края.
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (10 ч.)
Труженики родной земли. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы.
Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад
кубанской семьи.
5
Раздел 4. Населённые пункты Краснодарского края(6 ч.)
Родной город. Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые
пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город Краснодарского края.
События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы – всенародный
праздник.
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 ч.)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков. Красный угол. Икона. «Нет больше той любви, чем жизнь
отдать за други своя».
3 класс
В 3 классе на изучение Кубановедения отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные
недели).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (12 ч.)
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы.
Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет.
Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила
безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края
(моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского
края. Типы Почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной
части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный
и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань
олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (8 ч.)
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса).
Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание
первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица
Республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу(10ч.)
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье.
Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода.
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические,
спортивные традиции нашего края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 ч.)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины.
Подвиг материнства.
6
Планируемые образовательные результаты
Изучение предмета "Кубановедение" в 1-3 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Гражданское воспитание:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного
наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о
государственном устройстве Российской Федерации;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
- проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей
семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом
соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в
контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»,
понимание себя наследником ценностей многонационального общества;
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы,
народов, культур и религий;
- представление о необходимости исторической преемственности в жизни
общества;
- навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как
единства прошлого, настоящего и будущего;
- понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни);
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,
будущее России;
- представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение
оформлять их в этическое суждение о поступке;
- знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными
нормами;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
7
- понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с
отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой
литературы и живописи;
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и
взрослыми;
4.Приобщение детей к культурному наследию:
- уважительное отношение к истории и культуре народов Краснодарского края через
понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при
сохранении устойчивых культурных особенностей;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой в исторической перспективе;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;
8.Экологическое воспитание:
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к
животным, природе, окружающим людям;
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию
понимания триединства здоровья физического, психического и духовнонравственного.
Метапредметные результаты 1 года обучения.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации.
Метапредметные результаты 2 года обучения.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
8
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре.
Метапредметные результаты 3 года обучения.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования
для достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы,
района);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение,
запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметные результаты 1 года обучения.
Учащиеся научатся:
- называть свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
- называть адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
- следовать традициям своей школы;
- находить улицы, расположенные вблизи школы и дома, выбирать безопасный путь
из дома в школу и обратно;
- называть основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания
своего населённого пункта;
- основные достопримечательности родного населенного пункта;
- профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
- основных представителей растительного и животного мира своей местности
(ближайшее окружение);
учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях,
опасных для жизни;
- составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
- находить географические объекты на карте-схеме;
- реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
Предметные результаты 2 года обучения.
Учащиеся научатся:
- определять особенности времён года, характерные для своей местности;
особенности рельефа своей местности;
9
- называть водоёмы, крупные населённые пункты своей местности;
-сопоставлять отличительные признаки некоторых растений и животных своей
местности, выполнять правила защитников природы;
- показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые
объекты, свой населённый пункт;
- ценить значение Красной книги Краснодарского края;
- перечислять особенности труда и быта земляков;
- называть родственные связи в семье, уклад семьи;
- различать герб, флаг, гимн Краснодарского края;
- исполнять кубанские песни, пословицы и поговорки;
- называть имена выдающихся людей своего района.
Предметные результаты 3 года обучения:
Учащиеся научатся:
- определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на
Кубани;
- различать природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта
и культуры населения Краснодарского края;
- называть формы земной поверхности края; разновидности водоёмов края;
особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
- определять названия и сопоставлять отличительные признаки наиболее
распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
- различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного
города (станицы), района;
- называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся получат возможность научиться:
- определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для
человека животных;
- различать особо охраняемые растения и редких животных;
- ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
- объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия,
культурных и исторических достопримечательностей.
- обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения
над особенностями труда и быта людей;
- выполнять правила поведения во время стихийных бедствий, у водоёма в разное
время года
- соблюдать правил сбора грибов в своей местности, бережного отношения к
растениям и животным
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1.
1
Количество
часов
всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Я и моя семья (7ч.)
Вводный урок. Мой родной край. Многонациональный
состав жителей Кубани.
Будем знакомы! Наш класс – многонациональная семья.
2
https://resh.edu.ru/
1
0
https://resh.edu.ru/
1
0
3
Любимые занятия.
1
0
https://resh.edu.ru/
4
Моя семья.
1
0
https://resh.edu.ru/
5
Обязанности и увлечения в нашей семье.
1
0
https://resh.edu.ru/
1
0
1
0
https://resh.edu.ru/
6
7
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем
вместе.
Творческая мастерская «Будем жить одной семьей».
Раздел 2.
https://resh.edu.ru/
Наша школа (5 ч.)
8
Наша школа. Правила поведения в школе.
1
0
https://resh.edu.ru/
9
Знакомство со школой. Традиции нашей школы.
1
0
https://resh.edu.ru/
10
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
1
0
https://resh.edu.ru/
11
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.
1
0
https://resh.edu.ru/
11
12
Творческая мастерская «Мы такие разные, но так похожи».
1
0
https://resh.edu.ru/
Раздел 3. Родной город (9 ч)
https://resh.edu.ru/
13
Главный город Краснодарского края.
1
0
14
Достопримечательности Краснодарского края.
1
0
15
Мой адрес. Улица, на которой я живу.
1
0
1
0
1
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
17
Правила поведения в общественных местах, на улице, в
транспорте.
Виды транспорта
18
Правила поведения в общественном транспорте
1
0
19
Достопримечательности моего города (села, станицы,
хутора)
1
0
20
Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих
родных.
16
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1
0
1
https://resh.edu.ru/
21
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4.
Будем жить в ладу с природой (8 ч.)
1
22
Растения вокруг меня. Что где растет.
1
0
23
Животные вокруг меня. Кто где живет?
1
0
24
Забота о комнатных растениях и домашних животных.
1
0
https://resh.edu.ru/
25
Красота природы моей местности.
1
0
https://resh.edu.ru/
26
Поэты, писатели, художники о красоте родного края.
1
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
12
27
Забота о братьях наших меньших
1
0
https://resh.edu.ru/
28
Красна книга Краснодарского края
1
0
https://resh.edu.ru/
29
Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие)
0
https://resh.edu.ru/
Раздел 5.
1
Духовные истоки Кубани (4 ч.)
30
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
1
0
https://resh.edu.ru/
31
Традиции казачьей семьи.
1
0
https://resh.edu.ru/
32
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные
традиции школы.
33
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой
Родины.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://resh.edu.ru/
1
0
https://resh.edu.ru/
1
0
33
1
https://resh.edu.ru/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
всего
Раздел 1 . Земля отцов – моя земля (2 ч.)
Введение. Земля отцов – моя земля. Мы разные, но мы
1
вместе.
Символика района (города), в котором я живу.
1
Раздел 2. Природа моей местности (12ч)
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
13
https://resh.edu.ru/
9-10
Наблюдения за сезонными изменениями «Уж небо осенью
дышало».
Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов.
Разнообразный растительный мир моей местности.
Лекарственные растения. Правила сбора и использование
лекарственных растений.
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении
ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности.
11
Красная книга Краснодарского края.
1
0
https://resh.edu.ru/
12
1314
Правила защитников природы.
1
0
https://resh.edu.ru/
3-4
5
6-8
15
16
17
18
1920
21
22
2
0
1
0
https://resh.edu.ru/
3
0
2
0
https://resh.edu.ru/
Исследовательский проект «Растения и животные в
2
природе и жизни людей».
Раздел 3.
Населённые пункты Краснодарского края(6 ч)
Наблюдения за сезонными изменениями «Зимушка-зима,
1
зима снежная была».
Мой родной город. Улицы моего населенного пункта.
1
История образования города (района).
1
Населенные пункты моего района.
https://resh.edu.ru/
1
Творческая мастерская «Где я могу проводить свободное
2
время».
Раздел 4.
Труд и быт жителей Кубани (10 ч)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков.
1
Многообразие религий как единство народов.
Особенности казачьего быта. Дом, в котором жили наши
1
предки.
1
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
0
https://resh.edu.ru/
0
https://resh.edu.ru/
0
https://resh.edu.ru/
0
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
14
23
Уклад кубанской семьи.
1
0
https://resh.edu.ru/
24
Ремёсла, распространённые в моём районе.
1
0
https://resh.edu.ru/
25
Труженики родной земли.
1
0
https://resh.edu.ru/
1
0
1
0
26
27
2829
30
31
32
33
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны.
Семья и семейные традиции Творческая мастерская
2
«Труд в моей семье»
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
1
«Здравствуй, лето!».
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 ч)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
1
Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих
1
земляков.
Красный угол. Икона
1
«Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя».
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
1
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
0
https://resh.edu.ru/
0
2
https://resh.edu.ru/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
15
1.Нет в мире краше Родины нашей (12 ч.)
Изучаем родной край.
1
0
https://resh.edu.ru/
Рельеф Краснодарского края: возвышенности,
низменности, равнины, горы.
Природные явления и стихийные бедствия
2
0
https://resh.edu.ru/
2
0
https://resh.edu.ru/
Водоёмы Краснодарского края.
2
0
https://resh.edu.ru/
Растительный и животный мир Кубани.
2
0
https://resh.edu.ru/
10
Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского
края. Спорт, туризм.
1
0
https://resh.edu.ru/
11
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем
крае.
1
0
https://resh.edu.ru/
Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).
1
1
https://resh.edu.ru/
2.Без прошлого нет настоящего (8 ч.)
Прошлое и настоящее. «Лента времени».
1
0
https://resh.edu.ru/
Историческая карта, история на карте. Древние города.
1
0
https://resh.edu.ru/
2
0
https://resh.edu.ru/
1
0
https://resh.edu.ru/
1
0
https://resh.edu.ru/
1
0
1
2-3
4-5
6-7
8-9
12
13
14
Историческая карта, история на карте. Переселение
15-16 казаков на Кубань.
С верою в сердце.
17
Символика Краснодарского края. История и
18
современность.
Добрые соседа. Майкоп -столица Республики Адыгея.
19
https://resh.edu.ru/
16
20
21
22
23
24
25-26
27
28
29
30
31
32
33
Без прошлого нет настоящего (проектная работа).
Твоя родословная.
1
3.Казачьему роду нет переводу (10ч.)
1
1
https://resh.edu.ru/
0
https://resh.edu.ru/
Ты и твоё имя, имена в моей семье.
1
0
https://resh.edu.ru/
Из истории кубанских фамилий.
1
0
https://resh.edu.ru/
Мама.
1
0
https://resh.edu.ru/
Твои земляки - труженики.
1
0
https://resh.edu.ru/
Кубанские умельцы
1
0
https://resh.edu.ru/
Народные обычаи и традиции.
1
0
https://resh.edu.ru/
Казачий фольклор.
1
0
https://resh.edu.ru/
Казачьему роду нет переводу (проектная работа).
1
1
https://resh.edu.ru/
0
https://resh.edu.ru/
Святые источники Кубани.
4.Духовные истоки Кубани (4 ч.)
1
Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
1
0
https://resh.edu.ru/
Именины
1
0
https://resh.edu.ru/
Подвиг материнства.
1
0
https://resh.edu.ru/
34
3
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 3 классов (программы, рабочие тетради хрестоматии и т.п.)
Программа «Кубановедение»
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Автор Еременко Е.Н. и др. Издательство ОИПЦ " Перспективы образования ",2022г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя.
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии ) о Краснодарском крае (природе, труде людей, общественных
явлениях и пр.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст детей, для родителей,
воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
-
Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
-
Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
-
Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
-
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
-
Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/Российская Электронная Школа
https://resh.edu.ru/
-
Педсовет http://pedsovet.org
-Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/ Российская
https://resh.edu.ru/
электронная школа
18
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аудиоцентр / магнитофон
Интерактивная доска, ноутбук
Географические и исторические карты.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ.
Термометр. Гербарий Образцы полезных ископаемых. Глобус. Географическая карта. Секундомер.
19