МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании КНО
заместитель директора по УМР
Директор
________________________ ________________________
_____________________
Мкртычан И.А.
Протокол № 1
Протокол № 1
от «23» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.
Татаренко М.М.
Протокол № 1
от «30» 08 2024 г.
Фенева В.В.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «РИТОРИКА»
для обучающихся 1-3 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
I. Пояснительная записка
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи,
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно
общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи,
которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи:
- анализировать и оценивать речевую ситуацию;
- ориентироваться в ситуации общения;
- продумывать, формулировать и уточнять речевую задачу;
- определять виды речевой деятельности, их связь;
- различать описание разных стилей.
Рабочая программа «Детская риторика» рассчитана на детей младшего
школьного возраста.
Программа внеурочной деятельности
предполагает следующие сроки
изучения материала:
1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;
2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
Таблица распределения часов по годам обучения
№
п/п
Разделы,
темы
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Общение.
Виды общения.
Речевой этикет.
Речевая деятельность.
Правильная и хорошая (эффективная)
речь.
Речевые жанры.
Текст.
Этикетные речевые жанры.
Вторичные речевые жанры.
Типы текстов.
Речевые информационные жанры.
2.6.
Речевые жанры малых форм.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Итого:
Количество часов
Рабочая программа
по классам
1 кл.
2 кл. 3 кл.
18
18
18
2
2
2
5
7
7
8
5
7
3
4
2
15
2
2
2
5
2
16
6
2
3
1
2
16
5
1
2
3
3
2
33
2
2
34
34
101
2
II. Планируемые результаты освоения учебного курса
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения
достижения установленных стандартом требований к результатам обучения
учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично
развивающемся
мире»,
«развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
1
понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»;
«готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим
сопровождением;
соблюдать
нормы
информационной
избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаковосимволических средств представления информации для <…> решения учебных и
практических задач»i и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач»2 и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает
решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому
языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются
учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в
каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.
3
1-й класс3
Личностые результаты:
5. Популяризация научных знаний среди детей:
– осознавать роль речи в жизни людей;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое
воспитание):
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при
общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Предметные результаты:
В результате изучения материала ученик научится:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного
общения при взаимодействии людей, уместность использования различного
темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях
общения;
Ученик получит возможность научиться:
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия,
прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям
общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
4
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их
роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в
стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых
ситуациях общения.
2-й класс4
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий
общения;
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое
воспитание):
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности,
соответствия речевой роли в данной ситуации;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
5. Популяризация научных знаний среди детей:
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт
особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные результаты:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку
и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого
пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов
5
определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в
качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо
знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли,
анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты:
В результате изучения материала ученик научится:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения
решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств
устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации
задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам)
орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным
словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого
отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии
с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить
речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс5
Личностные результаты:
6
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо
– грубо);
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое
воспитание):
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
1. Гражданское воспитание:
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или
параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
7
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметные результаты:
В результате изучения материала ученик научится:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
Ученик получит возможность научиться:
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в
учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
III. Содержание программы
1 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью
слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать
игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное
и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые
выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по
телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные
отступы как смысловые сигналы частей текста.
8
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста
(жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих
текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) –
кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение
личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить –
слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и
непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость
высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка
вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с
пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного
(лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и
неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая
(успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста.
Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных
текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль
(тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в
рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении.
Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ
(устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме,
телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в
устной и письменной речи.
9
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение.
Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление
плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы
внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные
отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к
отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём
чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний,
предложений,
изменение
последовательности
изложения,
включение
недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова –
добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем
они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления.
Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в
общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и
письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и
письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста.
(Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на
основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в
доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила
сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное
10
описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
IV. Тематическое планирование
№п/
п
Наименование разделов
Всего
часов
Количество
часов
Аудиторные
Основные виды учебной
деятельности учащихся:
Внеаудиторные
1 год обучения
Общение (18 ч)
5. Популяризация научных знаний среди детей.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
1.
1.1.
Общение.
Виды общения.
18
2
9
1
9
1
1.2.
Речевой этикет.
5
3
2
1.3.
Речевая деятельность.
8
4
4
1.4.
Правильная и хорошая
(эффективная) речь.
3
1
2
Объяснять значение речи, общения в
жизни людей.
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм
приветствия в разных ситуациях
Моделировать своё речевое поведение в
ситуации приветствия в зависимости от
условий общения
Объяснять, зачем нужны вывески
Различать вывески – слова и вывескирисунки
Обозначать вывески некоторых
магазинов, кафе и т.д.
Анализировать примеры общения, когда
слово по-разному влияет на людей, их
мысли, чувства
Объяснять, что словом можно влиять на
людей – поднять настроение, огорчить,
утешить
Объяснять, что с помощью слова можно
договариваться об организации игры,
совместной работы.
Называть виды речевой деятельности
Различать устную и письменную речь.
Оценивать уместность использования
громкости, темпа устной речи в разных
ситуациях (Н).
Демонстрировать уместное использование
громкости, темпа в некоторых
высказываниях: скороговорках,
чистоговорках, считалках и т.д. (Н).
Оценивать использование этикетных
формул при телефонном разговоре (Н).
11
Моделировать телефонный разговор в
соответствии с условиями общения (Н).
Называть средства несловесного общения
(Н), объяснять их значение при устном
общении (Н).
Демонстрировать уместное использование
изученных несловесных средств при
решении риторических задач (Н).
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм прощания
в разных ситуациях (П).
Моделировать своё речевое поведение в
ситуации прощания в зависимости от
условий общения (П).
Оценивать степень вежливости
собеседника при разговоре (Н).
Называть правила вежливости при
разговоре (Н).
Объяснять, почему их следует соблюдать
(Н).
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм
благодарности в разных ситуациях (П).
Моделировать вежливое речевое
поведение как ответ на подарок, помощь и
т.д. в зависимости от условий общения
(П).
Составлять рассказы и сказочные истории
по картинкам.
Исполнять эти речевые произведения,
используя полученные сведения о речи,
этикетных жанрах, несловесных средствах
и т.д.
Речевые жанры (15 ч)
5. Популяризация научных знаний среди детей.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
2.
2.1.
Речевые жанры.
Текст.
15
2
8
1
7
1
2.2.
Этикетные речевые жанры.
2
1
1
Различать текст и набор предложений.
Определять тему текста.
Объяснять роль заголовка.
Озаглавливать текст .
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм извинения
в разных случаях.
Моделировать своё речевое поведение в
зависимости от ситуации извинения.
Определять по ключевым словам, о чём
говорится в тексте.
Называть ключевые слова в сказках,
сказочных историях.
Выделять незнакомые слова в тексте.
Выяснять значение непонятных слов.
12
Вторичные речевые жанры.
Типы текстов.
Речевые информационные
жанры.
Речевые жанры малых форм.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Итого:
2
5
2
1
3
1
1
2
1
2
1
1
33
17
16
Определять основную мысль текста.
Выделять начало, основную часть, конец
текста.
Оценивать уместность речевых средств
обращения в разных ситуациях.
Моделировать уместные средства
обращения при решении риторических
задач.
Называть изученные признаки текста.
Различать разновидности текстов, с
которыми ученики познакомились в
течение года.
Объяснять роль речи, вежливого общения
в жизни людей
2 год обучения
Общение (18 ч)
1. Гражданское воспитание.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
1.
1.1.
1.2.
Общение.
Виды общения.
Речевой этикет.
18
2
7
9
1
4
9
1
3
1.3.
Речевая деятельность.
5
2
3
1.4.
Правильная и хорошая
(эффективная) речь.
4
2
2
Приводить примеры важности общения в
жизни людей.
Разыгрывать этикетные диалоги
приветствия, прощания, благодарности,
извинения.
Давать определение риторики как науки,
которая учит успешному общению.
Называть адресанта, адресата
высказывания.
Характеризовать успешность
высказывания (с точки зрения достижения
задачи взаимодействия).
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных средств в
риторических заданиях.
Называть свои речевые роли в разных
ситуациях общения.
Называть несловесные средства общения.
Оценивать уместность использования
несловесных средств общения: громкости,
темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы
в разных ситуациях.
Демонстрировать уместное использование
изученных несловесных средств при
решении риторических задач.
Речевые жанры (16 ч)
1. Гражданское воспитание.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей.
13
2.
2.1.
Речевые жанры.
Текст.
16
6
8
4
8
2
2.2.
Этикетные речевые жанры.
2
1
1
2.3.
Вторичные речевые жанры.
3
1
2
2.4.
Типы текстов.
1
1
-
2.5.
Речевые информационные
жанры.
2
-
2
2.6.
Речевые жанры малых форм.
2
1
1
34
17
17
Итого:
Объяснять важность слушания в разных
ситуациях общения.
Называть словесные и несловесные
сигналы (средства), которые показывают
собеседнику, что его внимательно
слушают.
Моделировать использование этих
средств в разных ситуациях общения.
Выделять непонятное при слушании,
спрашивать о незнакомых словах,
выражениях.
Демонстрировать использование приёмов,
помогающих понять звучащий текст.
Анализировать несловесные средства,
используемые говорящим.
Оценивать себя как слушателя в учебной
и внеучебной деятельности.
Объяснять, какими правилами можно
пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Называть речевые формулы вежливой
просьбы.
Характеризовать особенности скрытой
просьбы.
Моделировать просьбу (и скрытую
просьбу) в различных ситуациях общения.
Объяснять роль шрифтовых выделений в
учебных текстах.
Анализировать информацию,
представленную на рисунках, схемах и
т.д.
Приводить примеры удачных рисунков,
иллюстраций, схем, таблиц, помогающих
понять текст (из разных учебников для 2го класса).
Различать повествование, описание,
рассуждение.
Объяснять, чем они отличаются.
Определять тему, основную мысль
описания.
Описывать хорошо знакомый предмет,
животное, подчиняя описание его
основной мысли.
Определять в тексте его описательный
фрагмент.
Сочинять загадку, в основе которой лежит
описание.
3 год обучения
Общение (18 ч)
1. Гражданское воспитание.
14
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
1.
1.1.
1.2.
Общение.
Виды общения.
Речевой этикет.
18
2
7
9
1
4
9
1
3
1.3.
Речевая деятельность.
7
3
4
1.4.
Правильная и хорошая
(эффективная) речь.
4
1
1
Рассказывать о науке риторике, её
задачах, значении в жизни людей и т.д.
Называть свои речевые роли в разных
ситуациях общения.
Приводить примеры успешного общения в
жизни людей и в литературных
произведениях.
Анализировать свою и чужую речь (в
летний период) с помощью анкеты.
Называть задачи общения.
Называть некоторые коммуникативные
профессии.
Анализировать высказывание с точки
зрения его соответствия речевой задаче.
Реализовывать высказывание с учётом
коммуникативной задачи.
Называть задачи слушания .
Формулировать свою задачу как
слушателя в конкретной ситуации.
Демонстрировать уместное использование
сигналов внимательного слушателя.
Демонстрировать использование приёмов
слушания, эффективных в предложенных
риторических задачах.
Оценивать свои особенности как
слушателя.
Давать определение вежливости.
Анализировать свою и чужую степень
вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в
разных ситуациях.
Оценивать соответствие вежливых слов
добрым делам
Речевые жанры (16 ч)
1. Гражданское воспитание.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
2.
2.1.
Речевые жанры.
Текст.
16
5
7
2
9
3
2.2.
2.3.
Этикетные речевые жанры.
Вторичные речевые жанры.
1
2
1
1
1
Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и
письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки
зрения их коммуникативных задач, сферы
употребления.
Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки
зрения речевого поведения
коммуникантов.
Объяснять, как нарушение норм мешает
взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм
характеризует говорящего или пишущего.
15
2.4.
Типы текстов.
3
2
1
2.5.
Речевые информационные
жанры.
3
1
2
2.6.
Речевые жанры малых форм.
2
1
1
34
16
18
Итого:
Демонстрировать умение пользоваться
орфографическим, орфоэпическим и
толковым словарём.
Анализировать структуру поздравления –
устного и письменного.
Оценить поздравление с точки зрения его
соответствия речевой ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и
письменной форме с праздником (с днём
рождения, успехом и т.д.) и отвечать на
устное поздравление.
Анализировать известные структуры
рассуждений, в том числе рассуждение с
выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в
рассуждении.
Моделировать рассуждения, пользуясь
правилами и цитатами как
доказательствами.
Реализовывать изученные типы текстов,
речевые жанры.
Разыгрывать риторические игры.
16