Рабочая программа курса внеурочной деятельности Моя информационная культура 1 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Моя информационная культура»
для обучающихся 1 классов

Армавир 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя информационная
культура» на уровне начального общего образования разработана на основе
следующих документов:
1. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от
31.05.2021 "Об утверждении федерального образовательного стандарта
начального общего образования";
2. Программы «Основы информационной культуры школьника», авторы
Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова, - М.: РШБА, 2014 г.
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных
этапов развития ребенка. В этот период формируются не только важные
психические качества личности, происходит становление учебной деятельности,
основу которой составляют универсальные учебные действия, уровень освоения
которых в значительной мере обусловливает успешность всего последующего
обучения. Особая роль УУД подчеркивается в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования. В нем среди общих
учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и
речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов
которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в
словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации,
использование компьютера.
Одним из условий плодотворной работы с информацией является
систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших
школьников. Особую роль в такой подготовке призван сыграть учебный курс
«Моя информационная культура».
Цель курса «Моя информационная культура» - облегчить положение
учащегося как потребителя информации в условиях современного
«информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска,
анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного
самообслуживания»,
обеспечить его информационную безопасность,
сформировать информационные качества, которые могут характеризовать
личность учащегося как информационную.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональными приемами и способами самостоятельного
поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения
задачами.
2. Овладение
методами
аналитико-синтетической
переработки
информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и
оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной
работы (подготовка сочинений, рассказов, писем и т.п.).
4. Формирование
информационной
безопасности,
способности
противостоять влиянию «вредной» информации, развитие критического
мышления и критического отношения к информации, овладение
навыками критического анализа информации, в том числе поступающей
из СМИ с целью защиты от возможности ее манипулятивного
воздействия.
Воспитание на занятиях
осуществляется через:

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

•
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
•
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
•
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально- значимые формы поведения;
•
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
•

поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления

Общая характеристика курса «Моя информационная культура»
Программа курса «Моя информационная культура» базируется на
концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной
сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств,
руководителем которого является один из авторов программы (Гендина Н.И.).
Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к
утверждению тезиса о том, массовое повышение уровня информационной
культуры общества возможно лишь при организации специального обучения
людей, и прежде всего детей и молодежи. Только специальная подготовка,
только информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к
информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в
библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях мира. При этом
наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень
информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие
компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного
общества. Следует подчеркнуть, что ни компьютерная грамотность, ни культура
чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, ни медиаграмотность
сами по себе, изолированно, не дают человеку возможности уверенно
чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез
всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру
личности.
В структуре учебной программы «Моя информационная культура»
выделяются следующие разделы:
Раздел 1 – «Информационные ресурсы общества и информационная
культура».
Цель данного раздела – сформировать у школьников представление о месте
и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества.
Раздел 2 – «Основные типы информационно-поисковых задач и
алгоритмы их решения».
Цель этого раздела – формирование умений информационного
самообслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в
Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов

поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной
деятельности: адресным, фактографическим, тематическим.
Раздел 3 – «Аналитико-синтетическая переработка источников
информации».
Цель – формирование представлений о сущности и назначении аналитикосинтетической
переработки
информации.
Теоретической
основой,
обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию
информации, является знание назначения, структуры и функций справочного
аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как
объекта аналитико-синтетической переработки.
Раздел 4 – «Технологии подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся».
Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных
продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности
школьников.
Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает
ориентацию
на
использование
современных
информационнокоммуникационных технологий, активное использование возможностей
персонального компьютера в работе с информацией.
Для успешного восприятия курса «Моя информационная культура»
необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные
отличительные особенности.
1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит
учащимся более рационально работать с учебной литературой,
сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение
домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более
продуктивными приемами учебного труда.
2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование
достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики,
вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии
и др.
3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и
аналитико-синтетической переработки информации. Использование

формализованных методов свертывания дает возможность повысить
оперативность и качество переработки учебной информации,
обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научнопознавательных текстов.

Место учебного курса в учебном плане
Общий объем времени, отводимого на изучение курса «Моя
информационная культура» в 1 классе, составляет 33 часа. Занятие проводится
1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Приоритетом начального общего образования является формирование
универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной
мере обусловливает успешность всего последующего обучения. Поэтому за
основу выявления таких универсальных учебных действий были взяты
«Примерные программы. Начальная школа», опубликованные издательством
«Просвещение» в 2011 году в серии «Стандарты второго поколения». В этих
программах среди общих знаний, умений, навыков и УУД выделена работа с
информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения
поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки,
преобразование и хранение информации, использование компьютера.
Курс «Моя информационная культура» формирует УУД, включая, прежде
всего, информационно-логические навыки: анализ, синтез, классификацию,
обобщение, систематизацию, интерпретацию, экстраполяцию, оценку,
аргументацию, умение сворачивать и разворачивать информацию, а также
способность использовать персональный компьютер
и информационнокоммуникационные технологии для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в
ФГОСНОО:

Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы:
•

•
•
•
•
•
•

внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:
•

•
•
•
•

•

внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;

•

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты.
Выпускник научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Выпускник получит возможность научиться:
•
•
•

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;

•

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир
для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.

•
•

•
•

•
•

Предметные результаты.
Выпускник научится:
•

•
•
•

•

основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из текстов
разных видов;
осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать
нужную информацию;
систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать
информацию, интерпретировать и преобразовывать ее;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы,
диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения,
небольшие сочинения, графические работы);
использовать информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и
доказательства фактов в простых учебных и практических
ситуациях;

•

•

•
•
•

•

•
•
•
•
•
•

•

•

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений
(бытового характера, художественные и информационные
тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации;
работать с информацией, представленной в разных форматах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках;
составлять список используемой литературы и других
информационных
источников,
заполнять
адресную
и
телефонную книги;
находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде:
числовые данные, отношения (например, математические) и
зависимости;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым
параметрам (возрастанию и убыванию);
интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать
содержащиеся в разных частях текста детали сообщения;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;
преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу
(дополнять таблицу информацией из текста);
передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой
учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного;
использовать полученный читательский опыт для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою
точку зрения о прочитанном тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
имеющейся
информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;

•

в процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию.

Выпускник получит возможность научиться:
•
•

•
•

•

•
•

•
•

•
•
•

осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
строить умозаключения и принимать решения на основе
самостоятельно полученной информации, а также приобрести
первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставляя ее с информацией из других
источников и имеющимся жизненным опытом;
находить несколько источников информации, пользоваться
словарями и справочниками на электронных носителях;
систематизировать подобранные информационные материалы в
виде схемы или электронного каталога при подготовке
собственных
работ
(сообщений,
сочинений,
простых
исследований, проектов и т. п.);
хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и
электронных носителях (диск, USBнакопитель) в виде
упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда,
ссылок и т. п.);
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
для поиска нужной информации использовать такие внешние
формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации,
сноски;
на основе прочитанного принимать несложные практические
решения;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия
конфликтной ситуации.

Содержание курса «Моя информационная культура»
1 КЛАСС
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная
культура(12 ч)
Информация и ее виды. Источники информации.(4 ч)
Представление об информации. Человек и информация. Роль информации в
жизни общества и отдельного человека.
Зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая информация
как виды информации по способу восприятия органами чувств.
Представление о традиционных (бумажных) (книги, газеты, журналы и др.)
и электронных (интернет-сайты, CD- и DVD-диски, флеш-накопители и др.)
ресурсах.
Виды информации по сферам деятельности: бытовая (например,
информация о правильной стирке изделия на этикетке одежды); учебная
(например, информация в учебнике о том, как правильно написать слово
«молоко»); научная (например, информация о том, как выглядит вирус гриппа
под электронным микроскопом); художественная (например, информация о том,
кто написал рассказ «Косточка»).
Книги как основной источник информации. Анализ и синтез текстов.(4 ч)
Представление о книге как материальном носителе информации.
Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные,
художественные, издания для досуга.
Развитие представлений об электронных источниках информации.
Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.
Электронная библиотека «Библиотека
литература» http://lib.rin.ru/main/2nkbopl.html

RIN.ru»

-

Детский портал http://kids.rin.ru/
Каталог детских ресурсов Kinder.ru http://www.kinder.ru/

раздел

«Детская

Представление о процессе анализа и синтеза информации.
Ключевые слова как наиболее важные слова, передающие смысл текста.
Свертывание и развертывание информации по ключевым (опорным)
словам на примере небольших рассказов.
Библиотеки и Интернет как источник информационных ресурсов.
Информационная безопасность личности. (4 ч)
Назначение детской и школьной библиотек. Структура детской и школьной
библиотек. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки.
Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым
доступом. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение
читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.
Структура и назначение библиотечного каталога.
Назначение книжных выставок, тематических полок. Мультимедийные
ресурсы библиотеки для младших школьников (дискеты с обучающими
программами и играми, видео- и аудиокассеты, DVD и т.д.).
Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для
младших школьников.
Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт». Области
применения Интернета:
 для учебы (сайт «Интернет Урок»: коллекция видеоуроков по основным
предметам школьной программы http://interneturok.ru);
 для получения справочных сведений (Электронная детская
энциклопедия http://poznaiko.ru);
 для творчества (сайт для рисования онлайн «Яндекс краски»
http://kraski.yandex.ru/new.xml);
 для общения (детский портал «Вебики» http://www.webiki.ru/);
 для развлечения (сайт «Все для детей» http://allforchildren.ru).
Опасности, связанные с использованием
информационной безопасности личности.
Правила безопасной работы в Интернете.

Интернета.

Понятие

об

Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной
деятельности младших школьников.
Раздел 2. Основные типы
алгоритмы их решения(8 ч)

информационно-поисковых

задач

и

Библиографическое описание книги. Алфавитный каталог: структура
и алгоритм использования (4 ч)
Представление о библиографических элементах обложки книги (автор,
название, город издания, издательство и т.п.). Назначение библиографических
элементов обложки книги.
Библиографическое описание как «паспорт» книги. Правила составления
библиографического описания книги. Назначение библиографического
описания книги. Библиографическое описание книги как важнейший элемент
структуры библиотечных каталогов.
Адресный запрос как способ выражения потребности в определенной
(конкретной) книге.
Алфавитный каталог и картотека заглавий произведений художественной
литературы как источники адресного библиотечного поиска. Структура
алфавитного каталога библиотеки.
Библиографическое описание книги как важнейший элемент структуры
алфавитного каталога. Основные поисковые элементы, используемые при
поиске книг в алфавитном каталоге: фамилия конкретного автора, заглавие
книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен).
Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге и картотеке заглавий
художественных произведений.
Представление об особенностях и о назначении электронного каталога.
Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном
каталоге.
Поиск информации в словарях, по теме. Особенности поиска
информации в Интернете. (4 ч)

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и
т.п. как формальные атрибуты фактографических запросов.
Фактографический запрос как
определенном (конкретном) факте.

способ

выражения

потребности

в

Словари как источник фактографической информации. Основные виды
словарей: орфографический словарь, толковый словарь.
Алгоритм поиска информации в орфографическом словаре. Алгоритм
поиска информации в толковом словаре.
Алгоритм поиска информации в электронных словарях.
Использование результатов фактографического поиска в учебной и
познавательной деятельности школьников, при подготовке тематических
вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.
Понятие темы текста. Тематические запросы как способ выражения
потребности школьников в литературе по конкретной теме. Ключевые слова как
средство выражения тематических запросов.
Тематические книжные полки как источники книг по теме в библиотеке.
Строение тематических полок. Алгоритм поиска книг на тематических полках.
Тематические книжные выставки.
Использование результатов тематического поиска при подготовке
сочинений, рассказов, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр,
литературных путешествий и т.п.
Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь
может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам.
Представление о Яндексе (Yandex) как крупнейшей российской поисковой
системе и интернет-портале. Безопасный режим поиска «Яндекс – семейный
поиск» http://family.yandex.ru/ .
Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой
системы на основе ключевых слов.
Поиск информации внутри веб-сайта.

Раздел 3 Аналитико-синтетическая
информации (8 ч)

переработка

источников

Как устроена книга. Как не заблудиться в учебнике. Структура и
содержание художественных и учебных книг. (4 ч)
Представление о художественной книге как носителе общекультурных,
эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Структура книги (на
примере книги сказок).
Компоненты художественной книги: обложка, переплет, корешок, форзац,
титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как
поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных
книгах.
Назначение библиографической информации.
Представление об учебной книге. Структура учебной книги (на примере
учебника по русскому языку для 1-х классов).
Компоненты учебной книги: обложка, титульный лист, предисловие, текст
книги, содержание. Структура текста учебной книги: главы и параграфы.
Компоненты текста учебной книги: правила, практические задания и
упражнения, задания для контроля.
Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в
учебных книгах.
Условные обозначения как вспомогательное средство для ориентирования
в учебной книге.
Текст и его свойства. Медиатекст и его виды. (4 ч)
Представление о тексте. Развитие представлений о теме текста. Разделение
текста на части. Микротемы текста.
Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ):
телевидение, Интернет, радио, кинематограф.
Представление о медиатексте. Специфика медиатекста: сочетание
словесного текста с изображением и звуком (звучащая речь, музыка, пение и
т.п.). Роль невербальных компонентов в структуре медиатекста. Наглядность и

образность, обращенность к массовой аудитории как отличительные черты
медиатекста.
Жанры медиатекстов: информационные, художественные, рекламные.
Раздел 4 Технологии подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся(5 ч)
Технология подготовки картинных и текстовых планов готовых
текстов. Технология подготовки традиционных (бумажных) писем. (3 ч)
Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов,
подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо
документа или текста.
Представление о картинном плане. Технология составления картинного
плана. Использование изображений при пересказе текста.
Представление о текстовом плане. План как краткая форма записи
прочитанного. Составление плана путем выделения микротем текста.
Использование плана при пересказе текста.
Алгоритм составления текстового плана готового текста: осмысление
заглавия документа, выражающего основную тему и отвечающего на вопрос, о
чем говорится в данном тексте, деление текста при чтении на части по смыслу
(смысловая группировка материала); озаглавливание; систематизация
введенных на предыдущем этапе заголовков смысловых частей текста;
оформление плана в виде иерархически упорядоченной структуры.
Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на
расстоянии. Значение переписки в жизни человека.
Структура письма (основные элементы письма): обращение и приветствие,
основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма.
Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма.
Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования
писем.
Технология подготовки электронных писем (2 ч)

Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего
средства коммуникации в современном мире. Электронная почта как система,
позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной сети.
Сходство традиционных и электронных писем: единая структура письма,
наличие адреса, соблюдение правил этикета.
Сходство традиционных и электронных писем: единая структура письма,
наличие адреса, соблюдение правил этикета.
Представление об электронном почтовом ящике. Понятие «электронный
адрес». Состав и структура электронного адреса. Роль доменного имени в
структуре электронного адреса. Особенности написания электронного адреса.
Правила электронной переписки.
Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении
электронной переписки. Опасность сообщения личных данных, номера
телефона, пароля, домашнего адреса по электронной почте.

Тематическое планирование курса «Моя информационная культура»
№
п/п
1

Название
раздела (темы),
кол-во часов
Информация и
ее виды.
Источники
информации.
(4 ч)

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Представление об информации. Человек
и информация. Роль информации в жизни
общества и отдельного человека.
Зрительная,
слуховая,
осязательная,
обонятельная, вкусовая информация как виды
информации по способу восприятия органами
чувств.
Представление
о
традиционных
(бумажных) и электронных ресурсах.
Виды
информации
по
сферам
деятельности: бытовая; учебная; научная;
художественная.
Различать виды информации по способу
восприятия органами чувств.
Определять вид информации по способу
восприятия органами чувств.
С помощью учителя приводить примеры
бытовой, учебной, научной, художественной

Форма
проведения
Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

2

Книги как
основной
источник
информации.
Анализ и синтез
текстов.
(4 ч)

3

Библиотеки и
Интернет как
источник
информационны
х ресурсов.
Информационна
я безопасность
личности.
(4 ч)

информации.
Представление о книге как материальном
носителе информации.
Классификация видов книг по целевому
назначению:
учебные,
справочные,
художественные, издания для досуга.
Развитие представлений об электронных
источниках информации. Локальные и сетевые
электронные
ресурсы
для
младших
школьников.
Представление о процессе анализа и
синтеза информации.
Ключевые слова как наиболее важные
слова, передающие смысл текста.
Свертывание
и
развертывание
информации по ключевым (опорным) словам
на примере небольших рассказов.
С помощью учителя различать виды книг по
целевому назначению: учебные, справочные,
художественные, издания для досуга.
С помощью учителя находить опорные слова в
небольших текстах.
Назначение
детской
и
школьной
библиотек. Структура детской и школьной
библиотек. Правила пользования читальным
залом и абонементом библиотеки. Открытый
доступ
к книжному фонду. Правила
пользования открытым доступом. Правила
пользования
библиотечной
книгой.
Назначение
читательского
билета,
читательского
формуляра,
книжного
формуляра.
Структура и назначение библиотечного
каталога.
Назначение
книжных
выставок,
тематических
полок.
Мультимедийные
ресурсы библиотеки для младших школьников.
Информационные продукты и услуги
детской и школьной библиотек для младших
школьников.
Представление о сущности понятий:
«Интернет», «веб-сайт». Области применения
Интернета.
Опасности, связанные с использованием
Интернета. Понятие об информационной
безопасности личности.
Правила безопасной работы в Интернете.
Использование возможностей Интернета
в учебной и познавательной деятельности

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

4

Библиографичес
кое описание
книги.
Алфавитный
каталог:
структура и
алгоритм
использования
(4 ч)

5

Поиск
информации в
словарях, по
теме.
Особенности

младших школьников.
Определять
назначение
подразделений
библиотеки.
Осваивать понятия: Интернет, веб-сайт.
С помощью учителя формулировать правила
безопасной работы в Интернете.
Представление о библиографических
элементах
обложки
книги.
Назначение
библиографических элементов обложки книги.
Библиографическое
описание
как
«паспорт» книги. Правила составления
библиографического
описания
книги.
Назначение библиографического описания
книги. Библиографическое описание книги как
важнейший элемент структуры библиотечных
каталогов.
Адресный запрос как способ выражения
потребности в определенной (конкретной)
книге.
Алфавитный
каталог
и
картотека
заглавий
произведений
художественной
литературы
как
источники
адресного
библиотечного поиска. Структура алфавитного
каталога библиотеки.
Библиографическое описание книги как
важнейший элемент структуры алфавитного
каталога. Основные поисковые элементы,
используемые при поиске книг в алфавитном
каталоге.
Алгоритм
поиска
литературы
в
алфавитном каталоге и картотеке заглавий
художественных произведений.
Представление об особенностях и о
назначении электронного каталога.
Алгоритм выполнения адресного поиска
документа в электронном каталоге.
Осваивать
понятия:
библиографическое
описание
книги,
алфавитный
каталог,
каталожная карточка.
Упражняться
в
составлении
библиографического описания книги; в поиске
книг с помощью алфавитного каталога.
С
помощью
учителя
знакомиться
с
электронным каталогом библиотеки.
Фактографический запрос как способ
выражения потребности в определенном
(конкретном) факте.
Словари как источник фактографической
информации. Основные виды словарей:

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

поиска
информации в
Интернете. (4 ч)

6

Как устроена
книга. Как не
заблудиться в
учебнике.

орфографический словарь, толковый словарь.
Алгоритм
поиска
информации
в
орфографическом словаре. Алгоритм поиска
информации в толковом словаре.
Алгоритм
поиска
информации
в
электронных словарях.
Использование
результатов
фактографического поиска в учебной и
познавательной деятельности школьников.
Понятие темы текста. Тематические
запросы как способ выражения потребности
школьников в литературе по конкретной теме.
Ключевые слова как средство выражения
тематических запросов.
Тематические книжные полки как
источники книг по теме в библиотеке.
Строение тематических
полок. Алгоритм
поиска книг на тематических полках.
Тематические книжные выставки.
Использование
результатов
тематического
поиска
при
подготовке
сочинений, рассказов, тематических вечеров,
викторин, конкурсов, игр, литературных
путешествий и т.п.
Понятие о поисковой системе как сайте, с
помощью которого пользователь может найти
интересующую его информацию по заданным
ключевым словам.
Представление о Яндексе (Yandex) как
крупнейшей российской поисковой системе и
интернет-портале.
Алгоритм
поиска
информации
в
Интернете при помощи поисковой системы на
основе ключевых слов.
Поиск информации внутри веб-сайта.
Усваивать понятия орфографический словарь,
толковый словарь.
Овладеть алгоритмом поиска информации в
словарях; по определенной теме.
Знакомиться с понятиями тематическая
книжная
полка,
тематическая
книжная
выставка; с поисковой системой «Яндекс –
семейный поиск».
Упражняться в поиске информации в
Интернете.
Представление о художественной книге
как носителе общекультурных, эстетических,
исторических, этнических и др. традиций.
Структура книги.

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

Структура и
содержание
художественных
и учебных книг.
(4 ч)

Компоненты художественной книги.
Содержание как поисковое средство книги.
Ориентация по содержанию в художественных
книгах.
Назначение
библиографической
информации.
Представление об учебной книге.
Структура учебной книги.
Компоненты учебной книги. Структура
текста учебной книги. Компоненты текста
учебной книги.
Содержание как поисковое средство
книги. Ориентация по содержанию в учебных
книгах.
Условные
обозначения
как
вспомогательное средство для ориентирования
в учебной книге.
Понимать
и
объяснять
понятия
художественная книга, учебная книга.
С помощью учителя называть элементы
книги.
Пользоваться условными обозначениями в
учебной книге.

7

Текст и его
свойства.
Медиатекст и
его виды. (4 ч)

8

Технология
подготовки

Представление о тексте. Развитие
представлений о теме текста. Разделение
текста на части. Микротемы текста.
Представление о медиа как средствах
массовой информации (СМИ): телевидение,
Интернет, радио, кинематограф.
Представление
о
медиатексте.
Специфика медиатекста: сочетание словесного
текста с изображением и звуком. Роль
невербальных компонентов в структуре
медиатекста. Наглядность и образность,
обращенность к массовой аудитории как
отличительные черты медиатекста.
Жанры
медиатекстов:
информационные,
художественные, рекламные.
Освоить понятия текст, медиатекст, тема
текста.
Различать текст и медиатекст.
Получать представление о свойствах текста.
Различать виды медиатекста.
Формировать
элементарные
навыки
критического
мышления,
критического
отношения к медиатексту.
Общее представление о плане как
систематизированном
перечне
разделов,

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

Практическое
занятие

с

9

картинных и
текстовых
планов готовых
текстов.
Технология
подготовки
традиционных
(бумажных)
писем. (3 ч)

подразделов
и
т.п.
элементов, использованием
характеризующих содержание какого-либо компьютера
документа или текста.
Представление о картинном плане.
Технология составления картинного плана.
Использование изображений при пересказе
текста.
Представление о текстовом плане. План
как краткая форма записи прочитанного.
Составление плана путем выделения микротем
текста. Использование плана при пересказе
текста.
Алгоритм составления текстового плана
готового текста.
Письмо как средство общения людей,
обмена мыслями и чувствами на расстоянии.
Значение переписки в жизни человека.
Структура письма (основные элементы
письма).
Адреса получателя и отправителя как
обязательные элементы письма. Почтовые
правила
оформления
адреса.
Правила
оформления и редактирования писем.
Знакомиться
с
приемами
анализа
и
осмысления заглавия текста.
С помощью учителя выделять смысловые
фрагменты текста.
Знакомиться с правилами и особенностями
написания традиционных писем.

Технология
подготовки
электронных
писем (2 ч)

Роль
электронной
переписки
и
электронных писем как важнейшего средства
коммуникации
в
современном
мире.
Электронная почта как система, позволяющая
обмениваться сообщениями по компьютерной
сети.
Сходство традиционных и электронных
писем.
Представление об электронном почтовом
ящике. Понятие «электронный адрес». Состав
и структура электронного адреса. Роль
доменного имени в структуре электронного
адреса. Особенности написания электронного
адреса.
Правила электронной переписки.
Соблюдение
правил
личной
информационной безопасности при ведении
электронной переписки. Опасность сообщения
личных данных, номера телефона, пароля,

Практическое
занятие
с
использованием
компьютера

домашнего адреса по электронной почте.
Знакомиться с правилами и особенностями
написания электронных писем.
Формулировать
правила
электронной
переписки.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение по курсу
«Моя информационная культура»
Техническое обеспечение:
 компьютеры, с подключением к сети Интернет;
 проектор;
 экран.
Учебное обеспечение:





терминологический словарь по курсу;
презентация Power Point для каждого занятия;
раздаточные материалы;
памятки по информационной безопасности при работе в Интернете.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов:
https://detskieradosti.ru
-

Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru

-

Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru

Библиотека
материалов
http://www.nachalka.com/biblioteka
-

для

начальной

Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru

школы

-

Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/

Российская Электронная Школа
-

https://resh.edu.ru/

Педсовет http://pedsovet.org

-БиблиотекаМЭШ
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/
электронная школа https://resh.edu.ru/

Российская



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.