МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности МАСТЕРСКАЯ «РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО»
для обучающихся 1 - 4 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
1.Пояснительная записка
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что
речь – это канал развития интеллекта. Речь шлифует и совершенствует мысль. Мышление
не может успешно развиваться без языкового материала. Речевое развитие определяет
результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для
активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в
личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на
новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения
данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы
внеурочной деятельности по русскому языку.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо
владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом
общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться
без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных
ступеней овладения речью.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речевого творчество» составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Программа курса разработана на основе комплекта учебно-методических пособий
«Школа развития речи»: Курс «Речь» для младших школьников (Юным умникам и
умницам); автор Т.Н.Соколова.
Москва: Издательство РОСТ, 2011г.
Цель курса «Речевое творчество»- повышение уровня языкового развития
школьников, углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие
активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Задачи курса:
-содействовать усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических
норм, синтаксических конструкций;
-способствовать формированию речевых интересов и потребностей младших школьников;
-решать проблемы интеллектуального развития детей.
- формировать активную творческую личность;
-развивать у младшего школьника представления о фундаментальности научных и
творческих ценностей;.
-закладывать основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности,
нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов
познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности;
-реализовывать идеи сотрудничества и взаимопомощи.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков
на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для
становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и
самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Программа курса "Речевое творчество" имеет научно-познавательное и
общекультурное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое
2
значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
внеурочной деятельности.
Занятия курса « Речевое творчество» проводятся в форме мастерской. Это интеграция
уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура
занятия: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс
скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка,
речевое творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по
плану; иллюстрирование).
Занятие состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой
части занятия большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся:
выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка,
обобщение). Во второй части занятия ученики занимаются речевым творчеством:
сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочиненияминиатюры.
Занятия курса — это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов,
сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.
Эти внеурочные занятия как составная часть входят в систему изучения грамматикоорфографических тем по традиционной методике обучения. Формирование речевых
умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и
задачами обучения, исходя из которых выбираются виды упражнений связной речи.
На занятиях речевого творчества дети будут учиться составлять план текста,
соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным
предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических
и синтаксических характеристик слова. В качестве ведущих в комплексе речевых умений
выступают: умения раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к
тексту и настроение. При передаче содержания и при создании собственного
высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как
содержание, построение и речевое оформление.
В систему занятий включены олимпиады, тесты и викторины по литературному
чтению и русскому языку, состоящие из вопросов, заданий различного уровня сложности,
конкурсы, защита проектов, диагностики, игры, инсценировки.
Данный курс даст возможность УЧИТЕЛЮ:
-привить интерес к учебному предмету;
-углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;
-развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
-интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;
-совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным
учебным действиям;
-удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой
деятельности;
-формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом,
предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших
школьников ;
-обеспечить ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для
дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.
УЧЕНИКУ:
-участвовать в творческой деятельности;
-привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
-учиться чувствовать вкус слова;
-формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и
нравственных убеждений;
-накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
3
-получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
-развивать гибкость и самостоятельность мышления;
-учиться делать выводы и обобщения;
-учиться планировать свои действия;
-приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и
теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
-приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
-рефлексировать.
Программа данного курса рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66
часов (2 часа в неделю), во 2,3,4 классах по 68 часов (2 часа в неделю). Общий объём
учебного времени за 4 года обучения составляет 270 часов.
Таблица распределения часов по годам обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Разделы, темы
Речь. Техника и выразительность речи.
Слово.
Предложение и словосочетание.
Текст.
Культура общения.
Итого:
Количество часов по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
4
20
10
28
4
66
4
22
12
26
4
68
4
28
6
26
4
68
6
16
11
35
68
270
4
2.Содержание учебного курса
Первый год обучения – 66 часов
Речь и её значение. Техника речи (4 часа).
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса. Громкость,
темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи. Пользоваться дыханием в процессе
речи. умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем.
Знание нескольких скороговорок.
Слово (20 часов).
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные
слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова- «друзья» (синонимы).
Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).Умение выделить слова«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова«родственники», установить общность их значения на основе элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение
многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к
данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым» сходством.
Предложение и словосочетание (10 часов)
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным
знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между
словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение:
исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова,
распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение
по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение
интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Текст (28 часов).
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.
Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам,
по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового тек
ста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения (4 часа).
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова выражения приветствия, прощания.Умение пользоваться словами -выражениями
приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с
учётом конкретной ситуации общения.
Второй год обучения– 68 часов
Речь. Техника и выразительность речи (4 часа).
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение
коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения,
5
расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать
мелодику речи.
Слово (22 часа).
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить
лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного
анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное
значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное
выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов
описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание (12 часов).
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые
слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст (26 часов).
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамма
тики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема,и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором,сочинение по данному
началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения ( 4 часа).
Волшебные слова: слова приветствия, прощания,
извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с
нужной интонацией, мимикой.
Третий год обучения – 68 часов
Речь. Техника выразительности речи(4 часа).
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,
точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово (28 часов).
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со
словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
6
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание (6 часов).
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст (26 часов).
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях.
Умение
составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения (4 часа).
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой
ситуации.
Четвёртый год обучения – 68 часов
Речь. Техника выразительности речи (6 часов).
Речь. Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текстдиалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать
диалог.
Слово (16 часов).
Повторение изученного в 1-3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные словаи омонимы. Каламбуры. Умение
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение,
эпитет -сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы,
поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
7
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учётом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание (11 часов).
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным
оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и
так далее.
Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с
определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью.
Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.
Текст (35 часов).
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые
предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное
описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в
научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять
средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование
глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной
временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение
преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными
членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация,
развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст
заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с
опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
8
3. Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
1 класс
1.Гражданское воспитание:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций,
ценностей:
– осознавать роль речи в жизни людей.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание:
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
2 класс
1.Гражданское воспитание:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций,
ценностей:
-ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание:
чувствовать прекрасное – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- понимать богатство и разнообразие языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
-быть внимательными к мелодичности народной звучащей речи.
3 класс
1.Гражданское воспитание:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций,
ценностей:
-ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание:
- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- учебно-познавательный интерес к предмету.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
9
- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха.
4 класс
1.Гражданское воспитание:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций,
ценностей:
- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание:
- развитие морально-этического сознания.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
-устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интерес к изучению курса;
-понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие,
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные универсальные учебные действия:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение).
2 класс
Регулятивные универсальные учебные действия:
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия:
-моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
10
- умение строить суждения в простой форме;
-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
3 класс
Регулятивные универсальные учебные действия:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации,
использовать школьные толковые словари;
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
4 класс
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- умение решать проблемы творческого характера;
- умение адекватно воспринимать оценку;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение добывать новые знания;
- умение перерабатывать информацию;
- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в
сочинении,
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и
диалогической речи;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение договариваться;
11
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- умение адекватно использовать речевые средства;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
1 класс
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам.
2 класс
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и
стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
3 класс
- определять крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы,
омонимы; фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы,
сказки;
- отличать текст от группы предложений;
- формулировать тему текста; выделять опорные слова; работать с заголовками: выбирать
наиболее точный, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку,
находить главную мысль, определять характер произведения.
4 класс
- определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску), речевую цель
создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и
др.;
- составлять пробный и творческий пересказ по плану, текст по вопросам учителя;
редактировать текст;
- создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку,
считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после
написания проверять и совершенствовать;
- писать изложения, сочинения; сочинять загадки, стихи, сказки.
12
4. Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем
программы
Количество
часов
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Форма
проведения
1 класс (66 часов)
1.Гражданское воспитание.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций, ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
1.
2.
Речь. Техника и выразительность 4
речи
Речь. Устная и письменная речь.
Особенности устной речи: окраска
голоса. Громкость, темп.
Умение регулировать громкость
речи, темп речи. Пользоваться
дыханием в процессе речи. умение
выразительно читать небольшой
текст
по
образцу,
данному
учителем.
Знание
нескольких
скороговорок.
Слово
20
Слово. Лексическое значение слова.
Толковый словарь. Однозначные и
Регулировать громкость речи, темп
речи. Пользоваться дыханием в
процессе речи, выразительно читать
небольшой текст по образцу, данному 1.
учителем. Знать нескольких
2.
скороговорок.
Ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного
с
помощью
учителя.
Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках.
Определять лексическое значение
слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа).
Учительский портал
Мастерская,
http://www.uchportal.ru/ викторины,
игры
Библиотека РЭШ
Платформа Учи.ру
«Современный
учительский портал»
http://easyen.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Учительский портал
Мастерская,
http://www.uchportal.ru/ викторины,
игры
многозначные слова. Слова –
«родственники». Слова –
«родственники» и слова- «друзья»
(синонимы).
Слова-«родственники» и слова,
внешне сходные, но разные по
значению (омонимы).
Слова, противоположные по
смыслу (антонимы). Умение
выделить слова-«родственники»
среди других слов, подобрать к
данному слову слова«родственники», установить
общность их значения на основе
элементарного
словообразовательного анализа.
Установить общность написания
слов-«родственников».
Умение определить
лексическое значение слова (в
том числе на основе
словообразовательного анализа).
Умение определить лексическое
значение многозначного слова по
предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы,
антонимы в тексте, подобрать
синонимы, антонимы к
данному слову.
Умение отличить слова«родственники» от синонимов,
омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым»
Определять лексическое значение
многозначного слова по предметным
3.
картинкам, контексту.
4.
Выделять синонимы, антонимы в
тексте, подбиать синонимы, антонимы к
данному слову. Уметь отличать слова «родственники» от синонимов,
омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым» сходством.
Библиотека РЭШ
Платформа Учи.ру
«Современный
учительский портал»
http://easyen.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
14
сходством.
3.
4.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое
предложение с точкой,
вопросительным и
восклицательным
знаком. Умение членить небольшой
текст на предложения,
устанавливать связи между
словами в словосочетании и
предложении. Умение
редактировать простое
предложение:
исправлять порядок слов в
предложении, заменять в нём
неудачно подобранные слова,
распространять предложение.
Умение составлять простое
распространённое предложение
по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с
данными. Умение
интонационно правильно читать
(произносить предложение с
точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
10
Текст
Понятие о тексте. Тема текста.
Умение отличать текст от
отдельных предложений, не
объединённых общей темой.
28
Членить небольшой текст на
предложения, устанавливать связи
между
словами в словосочетании и
5.
предложении. Редактировать простое 6.
предложение:
исправлять порядок слов в
предложении, заменять в нём неудачно
подобранные слова,
распространять предложение.
Составлять простое распространённое
предложение
по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с
данными.
Интонационно правильно читать
(произносить предложение с точкой,
вопросительным,
восклицательным знаками).
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего
класса. Уметь донести свою позицию до
собеседника.
Учительский портал
Мастерская,
http://www.uchportal.ru/ викторины,
игры
Библиотека РЭШ
Платформа Учи.ру
«Современный
учительский портал»
http://easyen.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Уметь отличать текст от отдельных
Учительский портал
Мастерская,
предложений, не
http://www.uchportal.ru/ викторины,
объединённых общей темой.
игры
Вычленять опорные слова в тексте. 7. Библиотека РЭШ
Озаглавливать текст.
15
Вычленение опорных слов в
тексте. Озаглавливание.
Основная мысль в тексте.
Выделение частей текста,
составление плана. Типы текста.
Коллективное составление
текстов по заданной теме,
сюжетным картинкам,
по плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового
текста. Восстановление
деформированного текста.
5.
Культура общения
Волшебные слова. Слова выражения просьбы,
благодарности, извинения. Слова выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами выражениями приветствия,
прощания, извинения,
благодарности в собственной
речевой практике с учётом
конкретной ситуации общения.
Итого по 1-му классу
Выделять части текста, составлять
8.
план. Различать типы текста.
Коллективно составлять тексты по
заданной теме, сюжетным картинкам,
по плану, по опорным словам.
Творчески дополненять готовый текст.
Восстановливать деформированный
текст.Проговаривать
последовательность действий.
Учиться работать по предложенному
учителем плану.
4
Уметь пользоваться словами выражениями приветствия, прощания,
извинения, благодарности в собственной
речевой практике с учётом конкретной
ситуации общения.
Платформа Учи.ру
«Современный
учительский портал»
http://easyen.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Детские аудиокниги
http://www.1elena.ru
Мастерская,
викторины,
игры
66
2 класс (68 часов)
1.Гражданское воспитание.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций, ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
5. Популяризация научных знаний среди детей.
16
1.
2.
Речь. Техника и выразительность 4
речи
Речь. Устная и письменная
речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость
и высоту голоса. Знание
скороговорок. Умение
коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить
тембр, темп чтения,
расставить паузы, выделить
логически ударные слова и
сочетания слов, продумать
мелодику речи.
Слово
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение.
Синонимы. Омонимы.
Многозначные слова.
Изобразительные средства
языка: сравнение, олицетворение.
Вежливые слова.
Знакомство со словарями:
толковым, орфографическим.
Умение определить лексическое
значение слова по словарю,
контексту, на основе
словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в
переносном значении в тексте,
сравнить прямое и переносное
значения, определить основу
22
Уметь регулировать громкость и
Учительский портал
Мастерская,
высоту голоса. Знать скороговорки.
http://www.uchportal.ru/ викторины,
Коллективно размечать текст для
игры
выразительного чтения; обсуждать
9. Библиотека РЭШ
тембр, темп чтения,
10.Платформа Учи.ру
расставлять паузы, выделять
логически ударные слова и сочетания
«Современный
слов, продумывать мелодику речи.
учительский портал»
http://easyen.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Обогащать и активизировать словарь. Учительский портал
Мастерская,
Составлять тематические и
http://www.uchportal.ru/ викторины,
орфографические словари.
игры
Выделять слова в переносном значении11.Библиотека РЭШ
в тексте, сравнивать прямое и
12.Платформа Учи.ру
переносное
значения, определять основу переноса «Современный
значения.
учительский портал»
Конструировать образное
http://easyen.ru/
выражение (сравнение, олицетворение)
по образцу, из данных учителем слов,
Единая коллекция
уметь использовать слова с
цифровых
переносным значением при
образовательных
составлении предложений, текстов
ресурсов http://schoolописательного и повествовательного
collection.edu.ru/
характера.
Совершенствовать умения,
определённых программой 1 класса.
17
переноса значения. Умение
сконструировать образное
выражение (сравнение,
олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, умение использовать слова с переносным
значением при составлении
предложений, текстов
описательного и
повествовательного характера.
Совершенствование умений,
определённых программой 1
класса.
3.
Предложение и словосочетание
Предложение. Виды предложений
по цели высказывания и
интонации. Умение устанавливать
связи между словами в
словосочетании и предложении.
Умение редактировать простое и
сложносочиненное предложение:
исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять
части предложения, заменять
неудачно употреблённые слова.
Умение интонационно правильно
читать (произносить)предложения
разных типов.
12
Устанавливать связи между словами
Учительский портал
Мастерская,
в словосочетании и предложении.
http://www.uchportal.ru/ викторины,
Редактировать простое и
игры
сложносочиненное предложение:
13.Библиотека РЭШ
исправлять порядок слов или порядок 14.Платформа Учи.ру
частей, распространять части
предложения, заменять неудачно
«Современный
употреблённые слова. Интонационно
учительский портал»
правильно читать (произносить)
http://easyen.ru/
предложения разных типов.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
4.
Текст
Текст. Типы текстов: рассуждение,
сравнительное описание,
26
Давать
эмоциональную
оценку
Мастерская,
деятельности класса на уроке. Уметь Учительский портал
викторины,
http://www.uchportal.ru/
выразительно читать и пересказывать
игры
18
повествование.
Умение редактировать текст с
точки зрения лексики и грамма
тики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема,и основная мысль текста.
Умение определять основную
мысль текста.
План текста. Виды планов.
Умение составлять планы
различных видов.
Связь между предложениями в
тексте. Умение устанавливать тип
связи между
предложениями в тексте,
составлять цепочки связей из
опорных слов.
Умение писать творческое
изложение с языковым
разбором,сочинение по данному
началу и опорным словам, по
наблюдениям.
Сочинение загадок.
5.
Культура общения
Волшебные слова: слова
приветствия, прощания,
извинения и так далее. Умение
содержание
текста.
Учиться
осуществлять
под
руководством15.Библиотека РЭШ
учителя
16.Платформа Учи.ру
- анализ;
- синтез;
«Современный
- сравнение;
учительский портал»
доказательство
http://easyen.ru/
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи
рассуждений;
Единая коллекция
- поиск и выделение информации;
цифровых
Писать предложения и небольшие
образовательных
тексты, сочинения-миниатюры,
ресурсов http://schoolсочинения по пословице, сочинять
collection.edu.ru/
считалки, скороговорки, сказки по
опорным словам. Развивать умения
отражать свое настроение в письменных
работах, чувствовать образность
поэтического слова. Устанавливать тип
связи между
предложениями в тексте, составлять
цепочки связей из опорных слов.
Писать творческое изложение с
языковым разбором,
сочинение по данному началу и опорным
словам, по наблюдениям.
Сочинять загадки.
4
Обогащать словарный запас
волшебных слов: слов приветствия,
прощания,
извинения и так далее. Использовать
Мультиурок
http://multiurok.ru/
Мастерская,
викторины,
игры
Международный
19
использовать вежливые слова с
учётом речевой ситуации с нужной
интонацией, мимикой.
Итого по 2-му классу
вежливые слова с учётом речевой
ситуации с
нужной интонацией, мимикой.
образовательный
портал MAAM.RU
http://www.maam.ru/
68
3 класс (68 часов)
1.Гражданское воспитание.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций, ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
5. Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1.
Речь. Техника и выразительность 4
речи
Речь. Общее понятие о культуре
речи. Основные качества речи:
правильность, точность, богатство.
Выразительность речи. Интонация:
сила, темп, тембр, мелодика речи.
Монолог и диалог.
Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному
чтению произведения. Умение
выразительно почитать текст после
самостоятельной подготовки.
Учительский портал
Мастерская,
Формировать общее понятие о
http://www.uchportal.ru/
викторины,
культуре речи. Использовать основные
игры
качества речи: правильность, точность,
17.Библиотека РЭШ
богатство, выразительность речи.
18.Платформа Учи.ру
Пользоваться интонацией: силой,
темпом, тембром, мелодикой речи.
«Современный
Владеть монологом и диалогом.
учительский портал»
Самостоятельно готовиться к
http://easyen.ru/
выразительному чтению произведения.
Единая коллекция
Выразительно читать текст после
цифровых
самостоятельной подготовки.
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
2.
Слово
Слово. Его значение. Слова
Пользоваться словарем синонимов.
Изучать изобразительно -
28
Учительский портал
Мастерская,
http://www.uchportal.ru/ викторины,
20
нейтральные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со
словарем синонимов.
Изобразительно - выразительные
средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение. Умение
выделять их в тексте, определять
значение и назначение,
использовать при создании текста в
художественном стиле.
Крылатые слова. Умение
определять значение устойчивого
выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение
выделять их в тексте, определять
значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте
научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся
слова? Как живут слова? Основные
источники пополнении я словаря.
Знакомство с элементами
словообразования.
Знакомство с происхождением
некоторых антропонимов и
топонимов.
Устаревшие слова. Умение
выделять их в тексте, определять
значение, стилистическую
выразительные средства языка:
19.Библиотека РЭШ
метафора, эпитет, сравнение,
олицетворение, выделять их в тексте, 20.Платформа Учи.ру
определять значение и назначение,
«Современный
использовать при создании текста в
учительский портал»
художественном стиле. Определять
http://easyen.ru/
значение устойчивого выражения,
употреблять его в заданной речевой
Единая коллекция
цифровых
ситуации.
образовательных
Выделять в тексте научные слова,
ресурсов http://schoolопределять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте collection.edu.ru/
научного стиля.
Мультиурок
Знакомиться с элементами
http://multiurok.ru/
словообразования,
с происхождением некоторых
Сайт для учителей
антропонимов и топонимов.
«Копилка уроков»
http://kopilkaurokov.ru/
Выделять в тексте устаревшие слова,
определять значение, стилистическую
принадлежность.
игры
21
принадлежность.
3.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение
редактировать простое
предложение: исправлять порядок
слов и порядок частей, заменять
неудачно употребленные слова,
устранять лишние и
восстанавливать недостающие
слова, распространять
предложение.
6
4.
Текст
Тема, микротема, основная мысль
текста. Опорные слова. Структура
текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и
книжный (художественный и
научный).Умение определять
стилистическую принадлежность
текстов, составлять текст в
заданном стиле.
Типы текста: повествование,
описание, рассуждение. Умение
26
Учительский портал
Редактировать простое предложение:
http://www.uchportal.ru/
исправлять порядок слов и порядок
частей, заменять неудачно
21.Библиотека РЭШ
употребленные слова, устранять
22.Платформа Учи.ру
лишние и восстанавливать
недостающие слова, распространять
«Современный
предложение.
учительский портал»
Перерабатывать
полученную http://easyen.ru/
информацию:
делать
выводы
в
результате совместной работы всего Единая коллекция
класса. Уметь оформлять свою мысль в цифровых
устной и письменной форме (на уровне образовательных
одного предложения или небольшого ресурсов http://schoolтекста).
collection.edu.ru/
Составление тематических и
орфографических словарей.
Учительский портал
Сочинения по пословице; сочинение
http://www.uchportal.ru/
небылицы, считалки, потешки,
скороговорки. Составление текстов
23.Библиотека РЭШ
поздравительной открытки, письма.
24.Платформа Учи.ру
Иллюстрирование текстов, пересказ.
Определять стилистическую
«Современный
принадлежность текстов, составлять
учительский портал»
текст в заданном стиле.
http://easyen.ru/
Различать типы текста: повествование,
Единая коллекция
описание, рассуждение. Составлять
цифровых
описание предметов и явлений,
образовательных
рассуждения в художественном и
Мастерская,
викторины,
игры
Мастерская,
викторины,
игры
22
составлять описание предметов и
явлений, рассуждения в
художественном и научном стилях.
Умение составлять повествование с
элементами описания.
Связь между предложениями в
тексте. Цепная и параллельная
связи. Средства связи при цепном
построении текста. Средства связи
в тексте с параллельным
построением. Видо - временная
соотнесенность глаголов,
единообразие синтаксических
конструкций.
5.
Культура общения
Волшебные слова: слова
приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинения. Умение
дискутировать, использовать
вежливые слова в диалоге с учетом
речевой ситуации.
Итого по 3-му классу
4
научном стилях.
Составлять
повествование с элементами описания.
Устанавливать связь между
предложениями в тексте: цепную и
параллельную. Использовать средства
связи при цепном построении текста.
Использовать средства связи в тексте с
параллельным построением.
Устанавливать видо - временную
соотнесенность глаголов,
ориентироваться в разнообразии
синтаксических конструкций.
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Использовать в речи волшебные слова:
слова приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинения.
Дискутировать, использовать
вежливые слова в диалоге с учетом
речевой ситуации.
Мультиурок
http://multiurok.ru/
Сайт для учителей
«Копилка уроков»
http://kopilkaurokov.ru/
Международный
образовательный
портал MAAM.RU
http://www.maam.ru/
Мастерская,
викторины,
игры
Детские аудиокниги
http://www.1elena.ru
68
4 класс (68 часов)
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций, ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
5. Популяризация научных знаний среди детей.
23
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1.
Речь. Техника и выразительность 6
речи
Речь. Культура речи.
Основные качества речи:
правильность, точность, богатство,
выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять,
редактировать) свою речь,
работать над наиболее
распространёнными
грамматическими и речевыми
ошибками.
Монолог и диалог как
разновидность речи. Умение
составлять текст-монолог и текстдиалог, правильно их оформлять на
письме. Драматические
импровизации.
Выразительное чтение,
интонация. Умение
самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению
произведения. Умение
импровизировать. Умение
инсценировать
диалог.
Совершенствовать (исправлять,
Учительский портал
Мастерская,
редактировать) свою речь, работать
http://www.uchportal.ru/ викторины,
над наиболее распространёнными
игры
грамматическими и речевыми ошибками.25.Библиотека РЭШ
Составлять текст-монолог и текст26.Платформа Учи.ру
диалог, правильно их оформлять на
письме. Участвовать в драматических
«Современный
импровизациях.
учительский портал»
Самостоятельно готовиться к
http://easyen.ru/
выразительному чтению произведения.
Импровизировать. Инсценировать
Единая коллекция
диалог.
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
2.
Слово
Повторение изученного в 1-3
классах.
Определять значение многозначного
слова и омонимов с помощью толкового
словаря;
16
Учительский портал
Мастерская,
http://www.uchportal.ru/ викторины,
игры
24
Лексическое значение слова.
Многозначные слова и омонимы.
Каламбуры. Умение
определять значение многозначного
слова и омонимов с помощью
толкового словаря;
отличать многозначные слова от
омонимов.
Прямое и переносное значение
слова. Тропы. Сравнение, метафора,
олицетворение,
эпитет -сравнительная
характеристика. Крылатые слова
и выражения. Пословицы,
поговорки, афоризмы, иностранные
заимствования. Новые слова.
Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте
стилистически окрашенные слова;
определять стили речи с
учётом лексических особенностей
текста.
Лингвистические словари.
Умение пользоваться толковым
словарём.
Речевой этикет: формы
обращения.
3.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое и
сложное предложение.
Предложение со сравнительным
оборотом.
отличать многозначные слова от
омонимов.
27.Библиотека РЭШ
Объяснять прямое и переносное
28.Платформа Учи.ру
значение слова. Сравнение, метафора,
олицетворение,
«Современный
эпитет – давать тропам сравнительную учительский портал»
характеристику. Использовать в речи http://easyen.ru/
крылатые слова и выражения,
пословицы,
Единая коллекция
поговорки, афоризмы, иностранные
цифровых
заимствования, новые слова,
образовательных
канцеляризмы. Выделять в тексте
ресурсов http://schoolстилистически окрашенные слова;
collection.edu.ru/
определять стили речи с учётом
лексических особенностей текста.
Международный
Пользоваться толковым словарём.
образовательный
портал MAAM.RU
http://www.maam.ru/
11
Строить предложение со сравнительным Учительский портал
Мастерская,
оборотом.
http://www.uchportal.ru/ викторины,
Редактировать простое и сложное
игры
предложение: исправлять порядок
29.Библиотека РЭШ
слов и
25
Умение редактировать простое и
сложное предложение: исправлять
порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно
употреблённые слова,
распространять предложение и
так далее.
Умение составлять простое,
сложносочинённое и
сложноподчинённое предложение с
определительной, изъяснительной,
причинно-следственной,
сравнительной связью.
Умение интонационно
правильно читать, предложения
разных типов.
4.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная
мысль текста. Опорные слова и
ключевые
предложения. План. Виды плана
(вопросный, цитатный, картинный,
мимический).
Стили речи: разговорный,
книжные (научный,
публицистический, деловой),
художественный. Умение
определять стилистическую
принадлежность текстов,
составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование,
порядок частей, заменять неудачно
30.Платформа Учи.ру
употреблённые слова, распространять
предложение и так далее.
«Современный
Составлять простое, сложносочинённое учительский портал»
и сложноподчинённое предложение с
http://easyen.ru/
определительной, изъяснительной,
причинно-следственной, сравнительной
Единая коллекция
связью.
цифровых
Интонационно правильно читать
образовательных
предложения разных типов.
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Сайт для учителей
«Копилка уроков»
http://kopilkaurokov.ru/
35
Сочинять с включением образных
Учительский портал
Мастерская,
выражений, сочинение в рисунках,
http://www.uchportal.ru/ викторины,
сочинения-миниатюры по заданным
игры
темам. Изменение позиции учащегося: 31.Библиотека РЭШ
роль автора, слушателя-критика.
32.Платформа Учи.ру
Создавать своих мини-произведений на
определенную тему с элементами
«Современный
художественного и научного описания.
учительский портал»
Эмоционально откликаться на
http://easyen.ru/
прекрасное в жизни и произведениях
искусства. Умение образно
Единая коллекция
воспринимать внешний мир,
цифровых
изображать его в рисунках.
образовательных
Сочинять собственные стихи, сказки, ресурсов http://schoolзагадки. Давать
отзыв о любимых collection.edu.ru/
26
описание, рассуждение, оценка
действительности.
Соотношение типа текста и
стиля речи. Умение составлять
художественное описание природы
с элементами оценки
действительности, описание
животного в научнопублицистическом стиле,
художественное повествование с
элементами описания.
Связь между предложениями в
тексте. Цепная и параллельная
связи. Лексические,
тематические, грамматические и
интонационные средства связи.
Умение определять
средства связи предложений в
тексте. Временная соотнесённость
глаголов. Использование
глагольного времени в переносном
значении. Умение конструировать
текст по заданной
временной схеме, проводить
лексическое и грамматическое
редактирование. Умение
преобразовывать текст с
параллельным построением в
предложение с однородными
членами и наоборот. Композиция
текста. Завязка, развитие
действия, кульминация,
развязка. Умение определять
стихах. Учиться согласованно работать
в группе:
а) учиться планировать работу в
группе;
б) учиться распределять работу между
участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и
точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в
группе(лидера, исполнителя, критика).
Уметь выражать свои мысли,
управлять действиями партнёра,
ставить вопросы,
разрешать конфликты. Составлять
художественное описание природы с
элементами оценки действительности,
описание животного в научнопублицистическом стиле,
художественное повествование с
элементами описания.
Конструировать текст по заданной
временной схеме, проводить
лексическое и грамматическое
редактирование.
Преобразовывать текст с параллельным
построением в предложение с
однородными членами и наоборот.
Определять элементы композиции в
данном тексте, составлять текст
заданной композиционной структуры.
Восстанавливать деформированный
текст с опорой на знание композиции и
Мультиурок
http://multiurok.ru/
Сайт для учителей
«Копилка уроков»
http://kopilkaurokov.ru/
Международный
образовательный
портал MAAM.RU
http://www.maam.ru/
27
элементы композиции в данном
тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры.
Умение восстанавливать
деформированный текст с опорой
на знание композиции и средств
межфразовой связи.
Итого по 4-му классу
Общее количество часов по программе
средств межфразовой связи.
68
270
28