МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ»
для обучающихся 1 - 3 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
1
1. Пояснительная записка.
Работа художественной студии в начальной школе является значимой, поскольку по
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Приоритетными направлениями в содержании курса выступают:
1. Знакомство ребенка с миром искусства, с основами изобразительной грамоты;
2. Использование арт-терапевтических техник и терапевтических игр на занятиях;
3. Знакомство с подлинниками изобразительного искусства.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, pебенок постепенно
начинает взаимодействовать с абстрактным МАтериалом: владеть терминологией,
восхищаться цветовыми пятнами, различать теплые и холодные цвета, уметь по звукам
живой природы представлять образы и цвета. Педагог, играя вместе с ребенком,
использует элементы языка искусства. Во взаимодействии с педагогом и искусством
происходит формирование у ребенка восприятия звука, цвета и формы как игрового
материала. С помощью этих средств можно нарисовать портрет и пейзаж, передать свое
настроение, придумать историю или сказку.
Программа разработана на основе программы Путешествие в мир искусства:
Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе
изодеятельности. Автор С.К. Кожохина. (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства:
Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе
изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)
Содержание программы «Путешествие в мир искусства» в 4 классе не распределено
на темы, автор также не указывает точного количества часов. Новым в содержании 4
класса является творческий проект, для выполнения которого учащиеся должны владеть
всеми техниками, изученными в предыдущих классах. Количество проектов за год
автором также не оговаривается, предлагаются лишь примерные темы для осуществления
проектов. Ниже приводится таблица распределения часов и тем по годам обучения
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
coтрудничества в художественной деятельности;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности,
разными
художественными
материалами;
совершенствование
эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира (за счет задействования на занятиях пяти сенсорных систем ребенка);
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2
В учебном плане на изучение программы художественной студии отводится 4 часа в
неделю, всего 202 часа (в 1 классе 66 часов, во 2-3 классах по 68 часов).
Таблица распределения количества часов по годам обучения
№ п/п
Разделы, темы
1 кл. 2 кл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Вводное занятие
Пейзаж
Цветоделение
Портрет
Натюрморт
Батик
Холодный батик
Зима
Монотипия
Симультанное восприятие
Тактильные ощущения
Обонятельные ощущения
Вкусовые ощущения
Ощущение от прикосновения
Иллюстрация сказки «Колобок»
Цветы
1
6
1
4
4
9
1
4
1
3
1
1
1
1
5
1
Папье-маше
Арт-терапевтическая техника
Кошки
Узоры
Бабочки
Море
Животные
Автопортрет
Работа с тестом
Насекомые
Транспорт
Птицы
Травы
Природа
Работа краской и клеем
Семья
Свадьба
8
3
4
2
4
1
4
4
3кл
1
3
6
4
2
4
1
1
1
1
3
4
9
5
16
5
5
5
2
5
4
5
5
2
5
5
4
5
7
Творческие проекты
Итоги года
Всего
1
66
1
68
1
68
3
Программа рассчитана на детей 6-9 лет (1 класс – 6-7 лет, 2 класс – 7-8 лет, 3 класс - 8-9 лет).
Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов (живопись, обучение
техническим приемам рисования), так и в форме творческих выставок, арт-терапевтических
занятий, игр с материалами и инструментами, творческих изобразительных проектов, экскурсий на
природу, посещения художественных выставок и др.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие
изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от
педагогических задач, личностных потребностей детей.
2. Планируемые результаты
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных
знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе);
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- первоначальные навыки использования различных художественных материалов для
работы в разных техниках;
Метапредметные результаты:
- формирование умения видеть и воспринимать явления художественной культуры в
окружающей жизни;
- формирование мотивации художественно-творческой деятельности,
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- формирование интереса к художественным традициям своего народа.
- умение использовать некоторые материалы и средства художественной выразительности для
передачи замысла в собственной художественной деятельности;
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного
отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной
реальности в нем)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям)
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
пространства музыки, мимики и движения;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей
или их украшения;
- владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспект
1. Гражданское воспитание:
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
4. Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей.
. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
7. Трудовое воспитание профессиональное самоопределение:
4
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
- использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык,
литература, окружающий мир);
формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую
деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью
педагога);
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика
художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для
передачи замысла в собственной художественной деятельности;
Во 2 классе ребенок уже может анализировать и описывать свойства объектов и
явлений. Дети совершают устные путешествия по картинам художников. Игра
насыщается элементами искусства. Ребята находят в любом изображении и репродукции цветовое пятно, характерную линию, передний и дальний план, линию горизонта,
мелодию и звук, движение и т.п. На этом этапе развивается ассоциативно-образное и
абстрактное мышления. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса
рисуемый персонаж, инсценировать любую картинку, взаимодействовать друг с другом,
угадать настроение друг друга и настроение музыки. Они знакомятся с симметрией в
природе и учатся передавать ее в изображаемых объектах.
В 3 классе дети уже более осмысленно взаимодействуют с миром искусства. Они
способны улавливать тонкие переходы одного цвета в другой, нюансы характера звука и
формы, чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень
важно для личностного и творческого роста ребенка. Чувство помогает полноте
самовыражения в создаваемых произведениях и взаимодействия ребенка с
миром.Расширяются старые понятия, появляются новые. Дети уже способны уловить
периодику ритма в жизни, ритмичность в музыке и звуке, движении, умеют строить .
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие
изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических
задач, личностных потребностей детей.Основным творческим проектом может выступить
тематическая выставка детских работ в технике батика с применением многообразных
технологий.
3. Содержание
1 класс (66 часов)
Вводное занятие (1 ч)
Пейзаж (8 ч) Путешествие по горам. Горные породы. Волшебные цвета. Основные и
дополнительные. Сказочный лес. Краски леса. Чудеса с цветом.
Цветоделение (1 ч) Теплое и холодное царства.
Портрет (4 ч) Смешинки и злючки. Зеркало души. Как рассардить (развеселить) цвет.
Маска, я тебя знаю. Ожившие маски.
Натюрморт (4 ч) Натюрморт с рыбками. Разноцветный натюрморт. Золотая рыбка.
Настоящая картина.
Батик (9 ч) Подводное царство. Путешествие на морское дно. Цветные брызги, или
5
Водолей. Ожившая ткань. Сказочная плица. Я - птица. Разные птицы. Волшебное
перышко. Вот какие птицы.
Холодный батик (1ч) Танец снежинок под зимними деревьями.
Зима (4 ч) Здравствуй, красавица-зима. Путешествие на Северный полюс. Зимние узоры.
Моя зима.
Монотипия (1 ч) Чудесные превращения
Симультанное восприятие (3ч) Дострой изображение. Сказка оживает в рамке.
Волшебная рамка.
Тактильные ощущения. (1 ч) А что там в мешочке?
Обонятельные ощущения (1 ч) Что нам подскажет запах
Вкусовые ощущения (1 ч) Нарисуй вкус …
Ощущение от прикосновения (1ч) Потрогай и нарисуй.
6
Иллюстрация сказки «Колобок» (5 ч) Волшебные советы. Мы артисты и живописцы.
Мы фантазеры. Волшебные цвета. Мы сказочники.
Волшебные цветы на лугу (1 ч) Коллективная работа.
Папье-маше (6 ч) Авторская тарелка на стену. Липкие бумажки. Целиковая тарелка.
Волшебные цветы на тарелке. Мы – волшебники. Оригинальная тарелка.
Арт-терапевтическая техника (3 ч) Песочные замки. Волшебница голубая глина.
Кошки (4 ч) Нарисуй себя в образе кота. Я маленький котик. Как много кошек на земле.
Вот такой получается кот.
Узоры (2ч) Волшебные камушки. Теплая душа камней.
Бабочки (4 ч) Красавица – бабочка (композиция). Я – бабочка. Утро в лесу. Бабочки на
весеннем лугу (коллективная работа)
Итоги года (1 ч) Совместное занятие детей и родителей «Мир, в котором я живу».
2 класс (68 часов)
Вводное занятие (1ч) Мои летние впечатления.
Море (5 ч) Волшебство уходящего дня на море (реке). Море волнуется раз, море
волнуется два… морские истории. Путешествие на морские дно. На море полный штиль.
Цветы (3 ч) Чудо – цветок. Озорные цветы. Цветочный хоровод.
Животные (5 ч) Звериная семейка. Зверье мое. Праздник зверей. Зверинец. Голоса
животных.
Монотипия (2 ч) Волшебные картинки.
Автопортрет (5 ч) Я дома. Вот такой я человек
Батик (4ч) Сказочный зимний лес.
Арт-терапевтическая техника (9 ч) Карнавальная маска (работа с гримом). Предметная
скульптура. Музыка и живопись мой страх. Мои ощущения. Музыка нам нарисует.
Волшебница глина. Золотой песок.
Работа с тестом (2 ч) Образ природы.
Натюрморт (4 ч) Разговор разных сосудов.
Зимний город (2 ч) Как красив наш город зимой.
Тактильные ощущения. (1 ч) А что там в мешочке?
Обонятельные ощущения (1 ч) Что нам подскажет запах
Вкусовые ощущения (1ч) Нарисуй вкус …
Ощущение от прикосновения (1 ч) Потрогай и нарисуй.
Насекомые (5 ч) Букашки – таракашки (иллюстрации к сказкам «Муха – Цокотуза»,
«Тараканище»).
Транспорт (4 ч) Фантастический транспорт (работа рельефной краской).
Кошки (5 ч) Наша любимица кошка (коллаж).
Птицы (5ч) Синяя птица (работа в технике батика).
Итоговое занятие (1 ч) «Путешествие» (совместное с родителями).
3 класс (68 часов)
Вводное занятие (1 ч) Мои наблюдения за лето.
Травы (5ч) Травка – муравка зелененькая (работа гелевымы ручками и пастельными
карандашами).
Природа (5 ч) Капризы природы (работа гуашью).
Арт-терапевтическая техника (16 ч) Музыка природы. Мандала. Волшебный сад
(коллективная работа). Маска: мое животное (работа с гримом). Веселые игры (тренинг).
Путешествие на ковре – самолете. Монотипия. Противоположные цвета. Хоровод
крылатых (коллективная работа). Чернильные пятна и бабочки. Большая семья (работа с
7
глиной). Мои желания. Путешествие на полянку. Нарисуй свои ощущения. Медитативная
техника. Техника каракулей.
Автопортрет (5 ч) Авангардный автопортрет (коллаж).
Работа краской и клеем (4 ч) Волшебный замок.
Батик. Лубок (6ч) Птицы Сирин и Алконост (техника батик по мотивам лубочных
картинок).
Семья (5 ч) Моя семья (пастельные карандаши, карандаши).
Пейзаж (3 ч)
Цветы (4 ч) Праздник цветов (техника граттаж)
Симультанное восприятие (4 ч) Дострой изображение.
Свадьба (7 ч) Свадьба (работа гуашью).
Работа с тестом (2ч) Образ природы
Итоговое занятие (1 ч) разноцветный мир. Совместное занятие детей и родителей.
4. Тематическое планирование
№
Наименование
разделов, тем
Всего
, час
Количество
часов
Ауд
Внеиаудитор- торные
ные
Характеристика деятельности
учащихся
1 год обучения
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Использовать свои наблюдения за
1 Вводное занятие
1
1
природными
явлениями
в
2 Пейзаж
8
5
3
художественно-творческой
3 Цветоделение
1
1
деятельности.
Использовать
различные
4 Портрет
4
2
2
художественные
материалы
и
5 Натюрморт
4
4
средства для создания выразительных
6 Батик
9
6
3
образов природы.
Передавать характер природных
7 Холодный батик
1
1
явлений
выразительными
8 Зима
4
2
2
средствами
изобразительного
9 Монотипия
1
1
искусства (цвет, линия, форма,
объём).
Симультанное
10
3
3
Определять и характеризовать
восприятие
эмоции, которые вызывают цвет в
Тактильные
1
живописи, звуки в музыке, слова в
11
1
стихах.
ощущения
Образно воспринимать искусство
1
12 Обонятельные
1
и окружающую действительность.
Находить ассоциации природных
ощущения
форм, предметов быта, состояний
13 Вкусовые ощущения
1
1
природы, произведений различных
видов искусства и т. д.
Ощущение от
1
14
1
Создавать
простые
художеприкосновения
ственные
изделия
Иллюстрация сказки
2
Использовать
художест15
5
3
«Колобок»
венные
материалы
(гуашь,
цветные карандаши, акварель,
16 Цветы
3
1
2
пластилин,
бумага
и
17 Папье-маше
6
6
др.).Различать и использовать
Арт-терапевтическая
3
основные и составные, теплые и
18
3
холодные цвета
техника
8
19
20
21
Кошки
Узоры
Бабочки
4
3
4
22
Итоги года
1
Итого:
66
1
2
3
3
1
1
Продумывать
композицию
рисунка, аппликации.
1
39
27
2 год обучения
Основные направления воспитательной деятельности:
4. Приобщение детей к культурному наследию.
5. Популяризация научных знаний среди детей.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вводное занятие
Натюрморт
Батик
Зима
Монотипия
Тактильные
ощущения
Обонятельные
ощущения
Вкусовые ощущения
Ощущение от
прикосновения
Цветы
Арт-терапевтическая
техника
Кошки
Море
Животные
Автопортрет
Работа с тестом
Насекомые
Транспорт
Птицы
Итоги года
1
4
4
4
2
5
5
5
5
2
5
4
5
1
3
4
2
5
2
4
2
4
2
1
3
Итого:
68
37
31
2
4
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
9
1
9
1
2
1
1
Использовать свои наблюдения за
природными
явлениями
в
художественно-творческой
деятельности Создавать простые
художественные
изделия
Передавать характер природных
явлений
выразительными
средствами
изобразительного
искусства (цвет, линия, форма,
объём).Выражать
собственное
мнение при посещении художественных
музеев
и
выставок.Передавать характер природных явлений выразительными
средствами
изобразительного
искусства (цвет, линия, пятно,
форма, объём, композиция).Иметь
представление о различных видах
и жанрах пластических искусств.
Выполнять
композицию
на
обозначенные темы живописными
средствами.Сравнивать различные
виды и жанры изобразительного
искусства
(графика, живопись,
декоративно-прикладное
искусство).Определять основные
виды и жанры пластических искусств.Использовать
художественные
материалы
(гуашь,
цветные
карандаши,
акварель,
пластилин,
бумага
и
др.).Различать и использовать
основные и составные, теплые и
холодные цвета, составлять разнообразные оттенки цвета.Продумывать
и
выстраивать
композицию
рисунка, аппликации.Вычленять
основные формы и использовать их
в рисунке, лепке и бумажной
пластике.
3 год обучения
Основные направления воспитательной деятельности:
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей.
Иметь представление о
1 Вводное занятие
1
1
различных
видах
и
жанрах
2 Пейзаж
3
1
2
пластических искусств.Выполнять
3 Батик
6
6
композицию по представлению на
9
4
5
6
29
30
31
32
33
34
35
Симультанное
восприятие
Цветы
Арт-терапевтическая
техника
Автопортрет
Работа с тестом
Травы
Природа
Работа краской и
клеем
Семья
Свадьба
Итоги года
Итого:
4
4
4
1
16
3
16
5
2
5
5
4
5
2
3
2
5
7
1
2
5
3
2
1
68
35
33
2
3
4
обозначенные темы графическими и
живописными средствами.
Понимать и самостоятельно
оценивать замысел художника,
воплощённый в картине или
скульптуре.
Выражать
собственное мнение при посещении
художественных музеев и выставок.
Сравнивать различные виды и
жанры изобразительного искусства
(графика, живопись, декоративноприкладное искусство).
Создавать сюжетные композиции
на основе произведений искусства
разных исторических эпох в технике
аппликации,
коллажа,
батика,
объёмно-пространственных коллективных композиций.
10