МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЕМ»
для обучающихся 2-3 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Читаем, решаем, живем» составлена на основе авторского курса программы
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Данный курс внеурочной деятельности направлен на достижение таких личностных и
метапредметных результатов, как высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения
(ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение
способов приобретения знаний и т.п.); способность устанавливать, какие из задач могут быть
решены; способность находить несколько решений проблемы; готовность использовать знания в
повседневной жизни; адекватная самооценка, самоуважение, инициативность, самостоятельность
в поиске решений, способность анализировать проблему, корректировать ход ее решения.
Цель изучения курса - формирование знаний и умений, необходимых для полноценного
функционирования человека в современном обществе.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
- формировать способности определять и понимать роль математики в окружающем мире;
- развивать образ мышления в области экономических отношений в семье;
- формировать способности использовать естественно-научные знания для выделения
проблем в реальных ситуациях;
- формировать умения делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Место курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем,
живем» 68 часов ( во 2 классе – 34 часа; в 3 классе - 34 часа)
Таблица тематического распределения количества часов:
№
1
2
3
4
Разделы, темы
Рабочая программа
2 кл.
3 кл.
8
8
9
10
8
8
9
8
Блок1. Читательская грамотность
Блок 2. Математическая грамотность
Блок 3. Финансовая грамотность
Блок 4. Естественно-научная грамотность
Итого
34
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Блок1. Читательская грамотность (8 ч)
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой
хомяк. Про бобров.
Блок 2. Математическая грамотность. (9 ч.)
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота.
Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей.
Блок 3. Финансовая грамотность (8 ч)
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на
банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги.
Блок 4. Естественно-научная грамотность (9 ч.)
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень
часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для
плотин. Позвоночные животные.
3 класс
Блок 1. Читательская грамотность (8 ч)
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако. Хлеб - всему голова. Про мел. Про
мыло. История свечи. Магнит.
Блок 2. Математическая грамотность (10 ч)
Математика вокруг нас. Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет.
Подсчитаем семейный доход. Пенсия и пособия. Подсчитаем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитаем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитаем сэкономленные деньги.
Блок 3. Финансовая грамотность (8 ч)
Что такое «бюджет». Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия
и социальные пособия. Наследство, клад, выигрыш. На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги?
Блок 4. Естественно-научная грамотность (8 ч)
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество
мел. Чем интересно мыло и как оно «работает». Про свечи. Волшебный магнит.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
Популяризация научных знаний среди детей (ценность научного знания):
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
Духовное и нравственное воспитание детей:
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
Популяризация научных знаний среди детей (ценность научного знания):
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
Духовное и нравственное воспитание детей:
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
№
п/п
Наименование
раздела и темы
раздела
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество
Дата
Виды деятельности
часов
изучения
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Форма
проведения
2 класс
Блок 1. Читательская грамотность
8
1 Михаил Пришвин
«Беличья память». И.
Соколов-Микитов «В
берлоге». Лев
Толстой «Зайцы».
Николай Сладков
«Веселая игра»
Обыкновенные
кроты. Эдуард Шим
«Тяжкий труд».
Полевой хомяк. Про
бобров.
Читать самостоятельно учебный
материал (вопросы, задания к
текстам). Выбирать вопросы, на
которые предстоит ответить при
чтении. Предполагать на основе
названия раздела, какие
произведения в нём представлены.
Определять конкретный смысл
понятий. Работать в группе,
распределять задания в группе,
Договариваться друг с другом.
Находить нужный материал на основе
экспонатов, книг, статей. Готовить
сообщение по заданной тематике.
Определять главную мысль
произведения, соотносить главную
мысль с пословицей. Задавать вопросы
по прочитанным произведениям.
Определять авторское отношение к
изображаемому. Находить слова,
которые помогают представить
картину, героя, событие. Выразительно
читать, отражая авторскую позицию.
Определять основные события
произведения. Обсуждать поступки
героев. Придумывать продолжение
историй. Составлять план произведения
http://pedsovet.su/
http://schoolcollektion.edu/ru
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Игра-исследование.
Коллективное
тренировочное
занятие. Миниконференция.
Заседание клуба
любознательных.
Коллективное
тренировочное
занятие.
Практическая работа с текстами
разных жанров. Интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы,
используя неявно заданную
информацию. Поиск ошибок в
предложенном тексте. Оценивать
достоверность предложенной
информации, высказывать
оценочные суждения на основе
текста. Создавать собственные
тексты, применять информацию из
текста при решении учебнопрактических задач.
Блок 2. Математическая грамотность
2 Про беличьи запасы.
9
Медвежье,
потомство. Про
зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота. Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Овладеть новыми приёмами устного
счёта. Познакомиться с
альтернативными видами
нумерации. Работать с единицами
времени. Работать с часами
(циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с
использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись
знаменательных дат). Овладеть
правилами разгадывание ребусов:
прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов
«за» или «перед», добавление при
чтении слога «по», прибавление при
чтении предлога «с». Решение
математических ребусов.
Тренировка в разменивании монет и
купюр. Установление
последовательности «шагов»
(алгоритм) решения задач.
http://schoolcollektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Игра –
исследование.
Работа с
интерактивными
заданиями.
Коллективное
тренировочное
занятие.
Выбор необходимой информации,
содержащей в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа
на заданные вопросы. Выделение
условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Определение задач с избыточными и
недостающими данными. Учиться
решать логические задачи на
оперирование понятиями «все»,
«некоторые», «отдельные». Учиться
решать логические задачи на
установления сходства и
соответствия, на установление
временных, пространственных и
функциональных отношений.
Учиться решать задачи на активный
перебор вариантов отношений.
Учиться выбору наиболее
эффективных способов решения.
Выполнять задания творческого и
поискового характера Конструировать
модели геометрических фигур с
помощью готовых развёрток,
располагать эти модели в соответствии
с описанием. Находить в окружающей
обстановке предметы пирами дальней
формы. Работать в паре и группе при
проведении математических игр.
Блок 3. Финансовая грамотность
8
3 Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Понимание и правильное
использование экономических
терминов; представление о роли
денег в семье и обществе; умение
характеризовать виды и функции
http://stranamasterov.ru/ Миниhttp://schoolконференция.
collektion.edu/ru
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Безопасность денег
на банковской карте.
Про кредиты. Про
вклады. Ловушки для
денег. Такие разные
деньги.
Блок 4. Естественно-научная грамотность
4 Про белочку и
9
погоду. Лесные
сладкоежки. Про
зайчишку и овощи.
Лисьи норы. Корень
часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его
запасы. Материал для
плотин. Позвоночные
животные.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
денег; знание источников доходов и
направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и
расходы и составлять простой
семейный бюджет; определение
элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их
решения; проведение элементарных
финансовых расчетов.
Определять роль в природе
различных групп организмов.
Объяснять роль живых организмов в
круговороте веществ экосистемы.
использовать биологические знания в
быту. Объяснять значение живых
организмов в жизни и хозяйстве
человека.
Играисследование.
Клуб интересных
встреч.
http://nachalka.com
http://schoolcollektion.edu/ru
Виртуальная
экскурсия. Клуб
интересных встреч.
Экскурсия. Круглый
стол. Заседание
научного клуба.
Коллективное
тренировочное
занятие. Заседание
клуба
любознательных.
3 класс
Блок 1. Читательская грамотность
1 Про дождевого
8
червяка. Кальций.
Сколько весит
облако. Хлеб - всему
голова. Про мел. Про
мыло. История свечи.
Магнит.
Определять тип текста. Дополнять
предложение словами из текста.
Работать с кластером. Выбирать
утверждения, которые
соответствуют прочитанному
тексту. Составлять предложения по
рисунку, вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
http://pedsovet.su/
http://schoolcollektion.edu/ru
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Игра-исследование.
Коллективное
тренировочное
занятие. Миниконференция.
Заседание клуба
любознательных.
Коллективное
составленный вопрос. Определять,
что вынесено в заглавие – тема или
главная мысль. Находить ответ на
вопрос в тексте. Объяснять значение
слова. Дополнять предложения.
Выбирать вопросы, на которые
можно найти ответы в тексте.
Работать с толкованием слова.
Определять порядок следования
предложений. Составлять вопрос по
готовому ответу. Составлять план
текста в виде вопросов. Дополнять
текст по заданному условию.
Заполнять кластер по рисункам на
основе прочитанного текста. С
помощью текста находить отличия
между предметами.
Блок 2. Математическая грамотность
2 Математика вокруг
10
нас. Расходы и
доходы бюджета.
Планируем семейный
бюджет. Подсчитаем
семейный доход.
Пенсия и пособия.
Подсчитаем
случайные
(нерегулярные)
доходы. Подсчитаем
расходы. Расходы на
обязательные
платежи. Подсчитаем
сэкономленные
деньги.
Определять дефицитный и
профицитный бюджет.
Анализировать данные,
представленные на
инфографике, и на основе этих
данных заполнять
таблицу. Выполнять вычисления по
таблице. Составлять задачу по
предложенному решению.
Формулировать вопрос задачи.
Анализировать данные столбчатой
диаграммы; – выполнять чертёж к
задаче и записывать её
решение. Анализировать график и
по данным графика заполнять
таблицу. Сопоставлять таблицу и
круговую диаграмму.
тренировочное
занятие.
http://schoolcollektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Игра –
исследование.
Работа с
интерактивными
заданиями.
Коллективное
тренировочное
занятие.
Анализировать данные таблицы и на
основе этих данных дополнять
недостающие подписи на
круговой диаграмме. Заполнять
таблицу на основе текстового
материала. Находить в таблице
информацию, необходимую
для выполнения задания.
Планировать и корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Блок 3. Финансовая грамотность
3 Что такое «бюджет».
8
Семейный бюджет.
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата. Пенсия и
социальные пособия.
Наследство, клад,
выигрыш. На что
тратятся семейные
деньги?
Обязательные
платежи. Как
сэкономить семейные
деньги?
Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «бюджет»,
«налоги»; «дефицит», «профицит»;
Понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России.
Объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они
расходуются. Выдвигать свои
предположения и уметь
аргументировать свой ответ.
Объяснять значение понятия
«семейный бюджет». Понимать, как
в семье появляются доходы.
Делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные».
Заполнять кластер. Понимать и
правильно использовать
финансовые термины: «заработная
плата», «фиксированная
зарплата», «аванс», «премия» и
«гонорар». Анализировать данные,
представленные в виде графика.
http://stranamasterov.ru/ Миниhttp://schoolконференция.
collektion.edu/ru
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Играисследование.
Клуб интересных
встреч.
Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «пенсия»,
«досрочная пенсия», «пособие».
Называть пособия, которые
получают граждане нашей страны;
Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный
доход», «выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и
недвижимое имущество». Понимать,
что выигрыш облагается налогом.
Иметь представления о налогах,
которые человек должен заплатить
от доходов, полученных в виде
выигрыша. Называть предметы,
которые человек может получить в
наследство. Правильно использовать
финансовые термины:
«обязательные расходы»,
«желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные
расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы»,
«ежегодные расходы», «разовые
расходы», «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы»,
«налоги», «экономия семейного
бюджета», «продовольственные
товары», «непродовольственные
товары». Формулировать простые
правила экономии семейного
бюджета.
Блок 4. Естественно-научная грамотность
4 Дождевые черви.
8
Полезный кальций.
Про облака. Про хлеб
и дрожжи.
Интересное вещество
мел. Чем интересно
мыло и как оно
«работает». Про
свечи. Волшебный
магнит.
http://nachalka.com
Называть части тела дождевого
http://schoolчервя. Объяснять, какую роль
collektion.edu/ru
играют щетинки в жизни
животного. Рассказывать, чем
питается дождевой червь.
Объяснять, почему во время дождя
дождевые черви выползают на
поверхность земли. Наблюдать, как
дождевые черви создают
плодородную почву. Заполнять
таблицу-характеристику на
дождевого червя. Дополнять
предложение. Определять с
помощью опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца, если из
них удалить кальций. Составлять
суточное меню с молочными
продуктами. Дописывать вывод о
необходимости кальция для
организма. С помощью опыта
показывать образование
облаков. Называть внешние
признаки сходства и различия
ржи и пшеницы. Давать
определение слову «дрожжи».
Проводить опыт, показывающий
влияние температуры на процесс
брожения. Проводить опыт,
показывающий влияние сахара на
процесс брожения. Определять
внешние признаки мела.
Доказывать, что мел не растворяется
в воде. Называть, из чего состоит
мел. Доказывать, что мел содержит
Виртуальная
экскурсия. Клуб
интересных встреч.
Экскурсия. Круглый
стол. Заседание
научного клуба.
Коллективное
тренировочное
занятие. Заседание
клуба
любознательных.
карбонат кальция. Определять
состав мела. Называть области
применения мела, его виды.
Исследовать мыло в сухом виде, с
помощью лупы. Доказывать, что
мыльные пузыри образуются из
жидкого мыла. Рассказывать о
строении свечи, о зонах пламени
свечи. Объяснять, почему гаснет
свеча. Показывать с помощью
опыта, что магнит может
намагничивать металлические
предметы.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГ ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников.
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2024 г.
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников.
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2024 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collektion.edu/ru
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
http://pedsovet.su
http://stranamasterov.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.