МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
для обучающихся 4 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
1
1. Пояснительная записка
Цель курса: Кубановедения – развитие и воспитание гуманной, социально активной
личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её
истории, культуре, и с уважением – к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие
задачи:
1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию
объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости
между
природой, обществом
и человеком, к осознанию разнообразия
окружающего мира, взаимозависимости;
2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую
грамотность на основе регионального компонента;
3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности
ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать
эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в
ходе принятия им гуманистических норм существования всреде обитания;
4. на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие
познать удивительный мир Кубани.
Курс рассчитан на 135 часов. В 1 классе на изучение Кубановедения
отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (1 ч в
неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Таблица тематического распределения количества часов
№
Разделы,темы
Количество часов
п/п
12. Береги землю родимую, как мать любимую
12
13. Земля отцов – моя земля
11
14. Жизнь дана на добрые дела
7
15. Духовные истоки Кубани
4
Итого:
34ч.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе организации деятельности по данному курсу предполагается ориентация на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1.Гражданское воспитание:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и
культурного наследия;
2
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о
государственном устройстве Российской Федерации;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
- проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю
своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с
вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической
принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в
многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального
общества;
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы,
народов, культур и религий;
- представление о необходимости исторической преемственности в жизни
общества;
- навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как
единства прошлого, настоящего и будущего;
- понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни);
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных,
так и окружающих людей;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,
будущее России;
- представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение
оформлять их в этическое суждение о поступке;
- знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными
нормами;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с
отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой
литературы и живописи;
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
- гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и
взрослыми;
4.Приобщение детей к культурному наследию:
- уважительное отношение к истории и культуре народов Краснодарского края
через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при
сохранении устойчивых культурных особенностей;
3
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой в исторической перспективе;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной
задачи;
8.Экологическое воспитание:
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к
животным, природе, окружающим людям;
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию
понимания триединства здоровья физического, психического и духовнонравственного.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования
для достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение,
запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- перечислять и описывать природные зоны Краснодарского края;
- определять виды карт Краснодарского края (физическая, административная,
историческая) и их отличительные особенности;
- называть природные богатства родного края и их использование человеком;
- называть символику Краснодарского края; органы местного самоуправления;
даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
- перечислять особенности культуры и быта народов, населяющих территорию
Краснодарского края;
- называть достопримечательности края, своего района; наиболее важные события
исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского
края;
- различать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
- выделять важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
- определять местоположение заповедников и заказников, находящихся на
территории края;
- называть фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся получат возможность научиться:
- определять местоположение Краснодарского края на карте России;
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
- определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных);
- правильно называть памятники культуры и истории края;
- исполнять гимн России и гимн Краснодарского края, соблюдая правила
исполнения.
- соблюдать изученные правила безопасного поведения,
- исполнять знакомые народные песни,
- выполнять исследовательские и творческие проекты.
5
Содержание курса.
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (12 ч.)
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные
лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов
Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса.
Полезные ископаемые Краснодарского края. Их использование (нефть, газ, песок, глина,
мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значе ние природных
богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (11 ч.)
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние
жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и
др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные
ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани" в прошлом и настоящем. Первые
письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных
источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края.
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (7 ч.)
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши
земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 ч.)
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители
материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани.
10 заповедей.
Практическая часть программы:
проектные работы
I четверть
4 класс
II четверть
1
III четверть
1
IV четверть
1
итого
3
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся начального общего образования.
4 класс
№ Тематическое
Характеристика деятельности учащихся
п/п планирование
1. Береги землю родимую, как мать любимую (12 ч.)
1.Гражданское воспитание.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
4.Приобщение детей к культурному наследию.
8.Экологическое воспитание.
6
1
Мой край на карте
России.
2
Природные зоны
Краснодарского
края.
3
Кавказский
биосферный
заповедник.
Заказники.
4
Естественные и
искусственные
водоёмы
Краснодарского
края.
5
Использование и
охрана водоёмов.
6
Типы почв.
7
Защита и охрана
почв.
8
Полезные
ископаемые
Краснодарского
края, их
использование.
Полезные
ископаемые
Краснодарского
края, их
использование.
Значение природных
богатств Краснодарского края для
жителей
9
10
Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к
другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с
другими регионами нашей страны
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою
семью;
осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи,
леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега).
Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять
природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне
своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника.
Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных.
Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.
Освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани
(наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве).
Называть и показывать на карте Краснодарского края водоемы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля
рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов.
Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке
водоёмов.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными, познавательными,
исследовательскими задачами.
Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на картесхеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать
чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать
значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в
борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса).
Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите
почв с иллюстрациями.
Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на
карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать
области применения полезных ископаемых. Показывать на карте
районы, где найдены целебные источники и грязи.
Освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани
(наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве).
Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их
значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного
отношения человека к природным богатствам.
Активное использование речевых средств и средств информационных и
7
11
12
Береги землю
родимую, как мать
любимую (проектная
работа).
Береги землю
родимую, как мать
любимую (проектная
работа).
коммуникационных технологий.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края».
Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края».
Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и
аргументировать
его.
Формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном
ракурсе.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в ходе исследовательской деятельности в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата
2. Земля отцов – моя земля (11 ч.)
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей.
4.Приобщение детей к культурному наследию.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
13
Вещественные исторические источники.
История Кубани в
архитектуре.
14
Древние жилища.
Современный облик
края.
15
Вещи рассказывают
о —-прошлом.
Приметы быта
различных эпох.
Народные ремёсла и
промыслы на
Кубани.
16
17
Одежда жителей
Кубани в прошлом и
настоящем.
18
Письменные
источники.
19
Устная история
родного края.
Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники.
Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку
древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего
района, рассказывать об одном из них.
Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их.
Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными, познавательными,
исследовательскими задачами
Сопоставлять предметы быта различных эпох,находить отличия и
сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного
вида источников для будущих исследователей.
Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом
народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности.
Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать
за их работой и описывать её.
Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части
с современными элементами. Анализировать различные национальные
костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».
Исследовать и характеризовать письменные исторические источники.
Представлять современные записи в качестве данного вида источников в
будущем.
Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.
8
20
Обычаи и традиции
народов, живущих
на Кубани.
21
Современная
административная
карта Краснодарского края.
Районы
Краснодарского
края.
22
Екатеринодар Краснодар.
Краснодар административный
центр
Краснодарского
края.
Земля отцов - моя
земля (проектная
работа).
23
Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе
изучения обычаев и традиций народностей, представители которых
живут в твоей местности и учатся в данной школе.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих Краснодарский край.
Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них
граничащие со своим районом. Показывать их на административной
карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения
малой родины.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие
«административный центр». Объяснять полномочия губернатора,
значение его деятельности.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник».
Анализировать картину художника, высказывать своё мнение к
аргументировать его.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в ходе исследовательской деятельности в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата.
3. Жизнь дана на добрые дела (7 ч.)
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей.
4.Приобщение детей к культурному наследию.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
24
Просветители земли
кубанской.
25
Защитники
Отечества.
26
Труженики полей.
Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности
современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать
причины, изменившие школу.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе.
Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны,
тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать
на «ленте времени» дату освобождения своего населенного пункта от
захватчиков.
Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёныхселекционеров, позволивших им добиться мировой известности. Со9
27
28
29
30
ставлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы
очевидцев, свои наблюдения.
Радетели земли
Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны»,
кубанской. Наши
«радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об
земляки -гордость
одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников,
страны.
создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о
выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры,
космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).
Ты – наследник
Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с
земли отцов.
целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью.
«Жизнь дана на Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
добрые
дела». текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. ПланиПроектная работа.
ровать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анали«Жизнь дана на зировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументидобрые
дела». ровать его.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
Защита проектов.
исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в ходе исследовательской деятельности в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата.
4. Духовные истоки Кубани (4 ч.)
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей.
4.Приобщение детей к культурному наследию.
31
Библия. Библиотеки.
32
Культурное наследие Познакомиться с православными традициями в музыкальных,
Кубани.
художественных, литературных произведениях известных, талантливых
земляков.
Музеи – хранители
Узнать о духовных сокровищах краеведческих, художественных музеев.
материальной и
Познакомиться с литературным музеем г. Краснодара – сокровищницей
духовной культуры.
старинных духовных и исторических книг.
Я как хранитель
Подвести итоги исследовательских проектов.
духовного наследия
Кубани. 10
заповедей.
33
34
Познакомить с главной книгой казаков – Евангелие. Изучить
возникновение библиотек при храмах и монастырях.
10