МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры НО
Заместителем директора по УМР
Директор
__________ Мкртычан И.А
___________ Фенёва В.В
__________ Татаренко М. М.
Протокол №1
от «23» августа 2024 г.
Протокол педсовета №1
от «26» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4557102)
учебного предмета
«Физическая культура»
для обучающихся 4 классов начального общего образования
на 2024- 2025 учебный год
Армавир 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к освоению программного
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учетом особенностей
современного российского общества в физически фундаментальном и
деятельностном подрастающем поколении, способном активно включаться в
различные формы здорового образа жизни, использовать ценности
физической культуры для развития, самоопределения и самореализации.
В программе по физическому отражению объективно измененные
реалии современного социокультурного развития общества, условия
деятельности
образовательных
организаций,
запросы
родителей
обучающихся, педагогические разработки по обновлению содержания
образовательного культурного процесса, внедрение в него современных
подходов, новых методов и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет решающее
значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие
их физической, психической и социальной природы, что способствует
формированию здоровья, формированию защитных свойств организма,
развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на
активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической
культурой и спортом.
Целью физического образования на уровне начального общего
образования является воспитание у обучающихся основ здорового образа
жизни, активной творческой культуры самостоятельно в развитии развитых
форм физических упражнений. Достижение данной цели, ориентация
учебных предметов на устойчивость и сохранение здоровья обучающихся,
приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности,
развитие физических методов и освоение физических упражнений
оздоровительной,
спортивной
и
прикладно-ориентированной
направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура»
заключается в том, чтобы у обучающихся было необходимое и достаточное
физическое здоровье, уровень развития физических методов и физического
обучения разной функциональной направленности. Существенным
достижением такой ориентации является постепенное вовлечение
обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения этими принципами
и навыками по организации самостоятельных занятий подвижными играми,
коррекционной, горизонтальной и зрительной гимнастикой, проведением
физкультминуток и утренней зарядки, закаливающими процедурами,
наблюдениями за физическим обучением и физической подготовленностью.
Воспитывающее школьное значение предмета раскрывается в
приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и
спорта народов России, переходит интерес к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической
культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В
процессе обучения у обучающихся активно развиваются положительные
навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и
учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Методологическая структура структуры и содержания программы по
физической культуре для начального общего образования представляют
собой базовые положения личностно-деятельного кабинета, ориентирующие
педагогический процесс на развитие целостности личности обучающихся.
Достижение целостности развития становится возможным благодаря
освоению
обучающимися
средств
двигательной
деятельности,
представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая
культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на
развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и в любой
деятельности, она включает в себя информационные, операциональные и
мотивационно-процессуальные компоненты, которые находят свое
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной направленности учебного предмета и
подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в типовой
программе
по
физической
культуре
в
раздел
«Физическое
совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная графическая культура». Данный модуль позволит
поддержать интерес обучающихся к занятиям спортом и активному участию
в конкурентных соревнованиях,
формированию соревновательной
деятельности в стране и системном динамичном образовании.
Содержание модуля «Прикладно-ориентированная визуализация
культуры» программ наблюдения по видам спорта, которые могут
использоваться формирующими исходя из интересов обучающихся,
физкультурно-спортивных
традиций,
существующих
материальнотехнических баз, квалификации педагогического состава. Образовательные
организации могут разработать свое содержание для модуля «Прикладноориентированная образ культуры» и включить в него популярные виды
спорта, подвижные игры и развлечения, основанные на этнокультурных,
исторических и современных традициях региона и школы.
Планируемые
результаты
включают
в
себя
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучения достигается на
основе современных научно обоснованных инновационных средств, методов
и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и
передового педагогического опыта.
В соответствии с планом МАОУ СОШ № 18 и ИУОП курс «Физическая
культура» изучается с 1 по 4 класс по три часа в неделю. Количество часов
распределяется следующим образом: 4 классы – 34 технические недели, 102
часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие
национальных видов спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Исследование методов физической подготовки
к работе организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на
самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести
нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по
направлению и самочувствительности. Определение уровня физического
развития и физической подготовленности посредством регулярного
наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительный облик культуры
Оцените состояние осанки, выполняйте упражнения для поддержания ее
положения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости).
Упражнения для похудения тела за счет упражнений с высокой активностью
в больших группах. Закаливающие процедуры: купание в сооружениях
водоёмов, солнечных и открытых процедурах.
Спортивно-оздоровительная визуальная культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и
акробатических упражнений. Акробатические вычисления на основе
хороших результатов. Опорный прыжок через гимнастическое козла
разбегается методом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы и упоры, подъёмный переворот. Упражнения в танце
«Летка-енка».
Легкая атлетика
Предупреждение травмы во время выполнения легкоатлетических
упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические
правила при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое
равновесия ускорение, финиширование. Метание воздушного шара вдалеке,
стоя на месте.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми.
Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая
подача, прием и передача мяча сверху, выполнение научно-технических
действий в условиях промышленной деятельности. Баскетбол: бросок мяча
двумя руками от груди с места, выполнение технико-технических действий в
условиях игровой деятельности. Футбол: остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы, выполнение технико-технических действий в
условиях игровой деятельности.
«Азбука самбо».
Выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью. Характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и
укреплении здоровья. Планировать и корректировать режим дня с учётом
своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья,
физического развития и физической подготовленности. Выполнять
организующие строевые команды и приёмы. Выполнять акробатические
упражнения (кувырки, стойки, перекаты). Выполнять приёмы самостраховки
и страховки, игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности. Комбинирование переворачиваний с
вариантами задержаний. Броски. Выведение из равновесия: партнер, стоящий
на коленях рывком и скручиванием, партнер в приседе толчком, партнер,
стоящий на одном колене рывком, скручиванием, толчком. Игры-задания и
технические захваты для достижения изученных результатов. Комплекс
общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов.
Прикладно-ориентированная графическая культура
Упражнения по физической подготовке для поддержания основных
физических образцов. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программы освоения личностных результатов по физической культуре
на уровне начального общего образования предусматриваются в рамках
образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с
переменами,
предусмотренными
социокультурными
и
духовнонравственными ценностями, проводимыми в соответствии с правилами и
нормами поведения и соблюдающими процессами самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личность.
В результате изучения физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающегося формируются следующие личностные
результаты:
становление ценностного отношения к истории и развитие
физической культуры народов России, осознание ее связи с трудовой
сферой и укреплением здоровья человека;
обеспечивает морально-этические нормы поведения и правила
межличностного общения во время подвижных игр и строгое
соблюдение требований, выполнение оператором инструкций;
вежливое отношение к соперникам во время соревновательной
деятельности, оказание первой помощи при травмах и ушибах;
уважительное
отношение
к
проведению
национальных
государственных игр,
этнокультурным
формам
и видам
соревновательной деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил
здорового образа жизни;
повышенный интерес к изучению естественного физического
развития и физической подготовки, занятий физической культурой и
спортом по их показателям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающихся формируются познавательные
универсальные
технологические,
коммуникативные
универсальные
технологические действия, регулятивные универсальные технологические
действия, современные виды деятельности.
К завершению обучения в 4 классе у обучающихся будут
сформированы следующие универсальные технологические действия.
Познавательные универсальные технологические действия :
сравнивать показатели индивидуального физического развития и
физической подготовленности с возрастными стандартами, находить
общие и отличительные особенности;
выявлять отставание в развитии физических упражнений по
возрастным стандартам, приводить примеры физических упражнений
по их устранению;
объединить физические упражнения по их целевому назначению: для
профилактики нарушений осанки, развития силы, быстроты и
выносливости.
Коммуникативные универсальные технологические действия :
взаимодействовать
с
учителем
и
обучающимся
можно,
воспроизводить, приводить ранее изученный материал и заниматься
вопросами в процессе учебного диалога;
использовать специальные термины и понятия в общении с учителем
и обучающимся, применять термины при обучении новым
физическим упражнениям, изучению физических упражнений;
оказать посильную первую помощь во время занятий физической
культурой.
Регулятивные универсальные технологические действия :
выполнять
указания учителя, контролировать активность и
самостоятельность при выполнении учебных заданий;
самостоятельное проведение занятий на основе изученного материала
и с учетом естественных интересов; оценить успехи своих
исследований на занятиях по физической культуре, принять меры к
развитию физических образцов, выполнить нормативные требования
комплекса ГТО.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К завершению обучения в 4 классе учащиеся достигают следующих
результатов по предметам программы по физической культуре:
объяснить назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с
подготовкой к труду и защите Родины;
осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой
на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и наружной
систем;
приводить регулировать физическую нагрузку по пульсу при
разработке физических признаков: силы, быстроты, выносливости и
гибкости;
приводить последствия оказания первой помощи при травмах во
время самостоятельных занятий физической культурой и спортом,
характеризовать причины их проведения на занятиях гимнастикой,
легкой атлетикой и самбо;
протокол оказания первой помощи в случае необходимости;
вывести акробатические вычисления из 5–7 хорошо освоенных
упражнений (с помощью учителя);
выведенный опорный прыжок через гимнастическое козла с разбега
метода напрыгивания;
начало движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под
музыкальное сопровождение;
выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием;
Выполняйте метание небольшого (теннисного) мяча на расстоянии;
выполнять сложные технические действия в играх в баскетбол,
волейбол и футбол в условиях игровой деятельности;
Выполните упражнение по развитию физических форм, приняв
приросты к их показателям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
1
https://videouroki.net/video/
https://fg.resh.edu.ru/
http://www.openclass.ru/
1
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
2.2
https://videouroki.net/video/
Самостоятельная физическая
подготовка
2
Профилактика предупреждения травм
и оказание первой помощи при их
возникновении
1
Итого по разделу
http://www.fizkult-ura.ru/
https://fg.resh.edu.ru/
https://videouroki.net/video/
http://www.fizkult-ura.ru/
3
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1
Упражнения для профилактики
нарушения осанки и снижения массы
тела
http://www.fizkult-ura.ru/
1
http://spo.1september.ru/urok/
1.2
Закаливание организма
Итого по разделу
http://www.openclass.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
1
2
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1
Гимнастика с основами акробатики
13
2
https://fg.resh.edu.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
2.2
Легкая атлетика
9
2
http://www.openclass.ru/
https://videouroki.net/video/
2.3
«Азбука самбо»
34
2
2
https://fg.resh.edu.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.openclass.ru/
2.5
Подвижные и спортивные игры
16
1
https://videouroki.net/video/
Итого по разделу
72
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура
3.1
Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса
ГТО
http://www.openclass.ru/
24
1
http://www.fizkult-ura.ru/
Итого по разделу
24
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
8
2
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А. П. Матвеев «Физическая культура» учебник 4 класс, Москва
«Просвещение»,2024
Учебник для учащихся 1-4 классов. Мой друг – физкультура.
Лях В.И. М.: «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура. 1-4 классы: методические рекомендации: учебное
пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. - М.:
Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://fg.resh.edu.ru/
https://iro23.ru/?page_id=233
6