МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
__________________М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
МУЗЫКЕ
Начальное общее образование 4 класс
Количество часов 34
Учитель
Бебешко Светлана Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования"
(с дополнениями и изменениями в редакции 2020 года);
- Примерной основной образовательной программы начального/основного
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5, с
дополнениями и изменениями в редакции 2020 года);
- Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утверждённой решением педагогического совета
от 30 августа 2024 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);
- учебно-методического комплекта
Г.П.Сергеевой. Москва. Просвещение.
«Музыка»
2024-2025 учебный год
1-4
классы.
Автора
1. Пояснительная записка
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные
условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности
педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего
музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания —
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры — наиболее полно отражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально – ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение
к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его
форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности:
- развитие ассоциативно – образного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно –
образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование
опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
В учебном плане основной школы МАОУ СОШ №18 с УИОП рабочая
программа по музыке рассчитана на 4 класс в количестве - 34 часа (по 1 часу в
неделю)
2
Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
Содержание программы
ООП
УМК
Количество часов
4 класс
Музыка в жизни человека. (9 часов)
Музыкальная грамота
Оркестровая музыка
Песни народов мира.
Музыка кино
Музыкальнотеатрализованное
представление.
Музыкально-сценические
жанры
Я – артист. Учимся, играя.
ИТОГО
Россия — Родина моя.
3
День, полный
6
событий.
Основные закономерности музыкального искусства.
(7 часов)
О России петь — что
4
стремиться в храм.
Гори, гори ясно,
3
чтобы не погасло!
Музыкальная картина мира. (18 час)
В концертном зале.
5
В музыкальном
театре.
6
Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье.
7
34
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
в 4 классе:
3. Духовно - нравственное воспитание:
- формирование этических чувств доброжелательности эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
8. Экологическое воспитание:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
7. Трудовое воспитание:
3
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл
учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков
как собственных, так и окружающих людей;
2. Гражданское воспитание:
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я»
как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной
и практической деятельности:
в 4 классе:
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
4
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре
на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в
дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных
видах
познавательной,
музыкально-исполнительской
и
творческой
деятельности.
Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на
принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление
личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных
качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и
творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации.
Освоение программы позволит обучающимся принимать активное
участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы,
города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ,
отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах
интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при
создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного,
духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных
инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных
инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а
также народного, академического, церковного) и их исполнительских
возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской)
музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и
оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях
музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и
трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
5
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки,
отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных,
маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения
правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет
твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет
доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком,
отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для
достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах
детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее
двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре,
инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в
том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное
представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху
попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в
музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых,
четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях,
ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и
аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
6
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в
объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав,
пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных,
трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и
оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное.
Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах,
произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.
Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление,
заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,
вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования
обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки,
игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу
в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества
народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и
др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
В 4 классе:
• умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных
направлений;
• умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных
и музыкально – пластичных композиций, исполнении вокально –
хоровых произведений, в импровизациях.
Обучающиеся научатся:
• воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально
выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и
7
художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение,
жизненный оптимизм;
• воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально - пластических композиций, разучивании и исполнении
вокально - хоровых произведений, игре на элементарных детских
музыкальных инструментах;
• вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные
знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения
учебных и художественно- практических задач;
• понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретённый опыт творческой деятельности при организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности.
Получат возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах,
музыкально-пластическом движении и импровизации);
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения
и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты
собственной
музыкально-творческой
деятельности
(пение,
музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека).
3. Содержание учебного предмета музыка
4 класс
Песни народов мира
8
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.
Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические
особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия,
ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор,
вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками
(синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по
звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому
рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая
ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое
эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых
исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух
знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков).
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с
применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов
по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение
ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой
трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.
Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых
интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к
пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона,
синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых
интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый,
эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях
устройства
и
тембров
инструментов.
Оркестровая
партитура.
Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр.
Осознание
тембровых
возможностей
синтезатора
в
практической
исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
9
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного
оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В.
Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров,
лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна,
домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра
оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку
партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых
ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп.
Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными
особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов.
Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических
произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкальносценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство
художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К.
Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений.
Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс
«Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня
«Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.
Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и
мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций
и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
создание эмоционального фона;
выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев,
композитор А. Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»;
музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссерованиматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна,
Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М.
Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота
10
Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.
Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над
выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых)
произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху,
соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов
освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на
правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи.
Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху
простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме
командного соревнования.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников,
праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Исполнение
песен
в
сопровождении
двигательно-пластической,
инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и
инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту
тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре.
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах
народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных
мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист»,
«солист –оркестр».
11
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового,
инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь
период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения
программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении
музыкально-театрализованного
представления.
Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных
композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок,
музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов,
фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в
музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке
сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и
декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива:
распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и
т.д.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека - 9 часов. Истоки возникновения музыки.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных
сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец,
марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера,
балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное
творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,
действа, обряды, скороговорки, загадки, игры - драматизации. Историческое
прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства – 7 часов.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение
эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
12
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.
Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы
музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно –
образного содержания произведения. Формы одночастные, двух- и
трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира – 18 часов. Интонационное богатство
музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.
Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей:
радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский,
женский, мужской, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образна сфера
и музыкальный язык.
Учебный контроль.
Викторина по музыке в 4 классе проводится по итогам пройденного
материала для выявления динамики полученных знаний по предмету за 1
четверть, творческие и исследовательские проекты 2,3,4 четверти по программе
Е.Д.Критской.
четверть
1
2
3
4
1
1
4 класс
Викторина,
творческие и
исследовательские
проекты
1
1
4. Тематическое планирование
4 класс (34 ч)
Россия — Родина моя
Основные направления воспитательной деятельности: 3. Духовное и нравственное
воспитание: 8. Экологическое воспитание:
13
Музыкальная
грамота.
Основы музыкальной
грамоты. Ключевые
знаки и тональности
(до двух знаков).
Чтение нот. Пение
по нотам с
тактированием.
Исполнение канонов.
Интервалы и
трезвучия. Средства
музыкальной
выразительности.
Красота родной земли,
3 Размышлять о музыкальных
человека в народной
произведениях как способе
музыке и сочинениях
выражения чувств и мыслей
русских композиторов.
человека.
Общность интонаций
Эмоционально воспринимать
народного и
народное и профессиональное
композиторского
музыкальное творчество разных
музыкального творчества.
стран мира и народов России и
«Мелодия». «Ты запой мне
высказывать мнение о его
ту песню…». «Что не
содержании.
выразишь словами, звуком
Исследовать: выявлять общность
на душу навей…».
истоков и особенности народной
Лирические образы
и профессиональной музыки.
музыки С. Рахманинова
Исполнять и разыгрывать
(инструментальный
народные песни, участвовать в
концерт, вокализ). «Как
коллективных играхсложили песню». Тайна
драматизациях.
рождения песни.
Общаться и взаимодействовать в
«Звучащие картины». «Ты
процессе ансамблевого,
откуда, русская,
коллективного (хорового,
зародилась, музыка?».
инструментального) воплощения
Многообразие жанров
различных художественных
народных песен:
образов.
колыбельная, плясовая,
Узнавать образцы народного
солдатская, трудовая,
музыкально-поэтического
лирическая, хороводная и
творчества и музыкального
др.; особенности
фольклора России.
интонаций, ритмов, комИмпровизировать на заданные
позиционного построения,
тексты.
манеры исполнения. «Я
Выразительно, интонационно
пойду по полю белому…».
осмысленно исполнять сочинения
«На великий праздник
разных жанров и стилей.
собралася Русь!».
Подбирать ассоциативные ряды
Патриотическая тема в
художественным проведениям
музыке М. Глинки (опера),
различных видов искусства.
С. Прокофьева (кантата).
О России петь — что стремятся в храм
Основные направления воспитательной деятельности: 3. Духовное и нравственное
воспитание 2: 8. Экологическое воспитание:
Песни народов мира. «Святые земли Русской».
4 Сравнивать музыкальные образы
Песня как
Нравственные подвиги
народных и церковных
отражение истории русских святых (княгиня
праздников.
культуры и быта
Ольга, князь Владимир,
Сопоставлять выразительные
различных народов
князь Александр Невский,
особенности языка музыки,
мира. Образное и
преподобные Сергий
живописи, иконы, фрески,
жанровое
Радонежский и Илья
скульптуры.
содержание,
Муромец), их почитание и
Рассуждать о значении
структурные,
восхваление. Святые
колокольных звонов и
мелодические и
равноапостольные Кирилл
колокольности в музыке русских
ритмические
и Мефодий —создатели
композиторов.
14
особенности песен
народов мира.
славянской письменности.
Сочинять мелодии на
Религиозные песнопения:
поэтические тексты.
стихира, тропарь, молитва,
Осуществлять собственный
величание. Особенности
музыкально-исполнительский
мелодики, ритма,
замысел в пенни и разного рода
исполнения.
импровизациях.
Праздники Русской
Интонационно осмысленно
православной
исполнять сочинения разных
церкви. «Праздников
жанров и стилей.
праздник, торжество из
Выполнять творческие задания
торжеств». «Ангел
из рабочей тетради.
вопияше». «Родной
обычай старины».
«Светлый
праздник». Церковные и
народные традиции
праздника Пасхи. Образ
светлого Христова
Воскресения в музыке
русских композиторов.
День, полный событий
Основные направления воспитательной деятельности: 7. Трудовое воспитание:
Оркестровая музыка. «В краю великих
6 Выявлять выразительные и
Виды оркестров:
вдохновений…». «Приют
изобразительные особенности
симфонический,
спокойствия, трудов и
музыки русских композиторов и
камерный, духовой,
вдохновенья…». Один
поэзии А. Пушкина.
народный, джазовый, день с А. Пушкиным.
Понимать особенности
эстрадный.
Михайловское:
построения (формы) музыкальных
Формирование
музыкально-поэтические
и литературных произведений.
знаний об основных
образы природы, сказок в
Распознавать их
группах,
творчестве русских
художественный смысл.
особенностях
композиторов (П.
Анализировать и обобщать
устройства и
Чайковский, М.
жанрово-стилистические
тембров
Мусоргский, Н. Римскийособенности музыкальных
инструментов.
Корсаков, Г. Свиридов и
произведений.
др.). «Зимнее утро».
Интонационно осмысленно
«Зимний вечер». «Что за
исполнять сочинения разных
прелесть эти сказки!».
жанров и стилей.
«Три чуда». Многообразие
Выполнять творческие задания
жанров народной музыки.
из рабочей тетради.
«Ярмарочное гулянье».
Участвовать в коллективной
«Святогорский
музыкально-творческой
монастырь». Колокольные
деятельности, в инсценировках
звоны. «Приют, сияньем
произведений разных жанров и
муз одетый…».
форм (песни, танцы, фрагменты
Тригорское, музыкально
из произведений, оперы и др.).
литературные вечера:
Определять виды музыки,
романсы,
сопоставлять музыкальные
инструментальное
образы в звучании различных
музицирование (ансамбль,
музыкальных инструментов.
15
дуэт).
Интонационно осмысленно
Музыкальность поэзии А.
исполнять сочинения разных
Пушкина.
жанров и стилей.
Обобщающий урок I
Выполнять творческие задания
четверти
из рабочей тетради.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Основные направления воспитательной деятельности: 7. Трудовое воспитание:
Музыка кино.
«Композитор — имя ему
3 Различать тембры народных
Формирование
народ». Народная песня —
музыкальных инструментов и
знаний об
летопись жизни народа и
оркестров.
особенностях
источник вдохновения
Знать народные обычаи, обряды,
киномузыки и музыки композиторов разных
особенности проведения
к мультфильмам.
стран и эпох. Сюжеты,
народных праздников.
Информация о
образы, жанры народных
Исследовать историю создания
композиторах,
песен. Музыка в народном
музыкальных инструментов.
сочиняющих музыку к стиле. Художественные
Общаться и взаимодействовать в
детским фильмам и
приёмы: повтор, контраст,
процессе ансамблевого,
мультфильмам.
вариационность,
коллективного (хорового и
импровизационность.
инструментального) воплощения
Единство слова, напева,
различных художественных
инструментального наобразов.
игрыша, движений, среды
Осуществлять опыты
бытования в образцах
импровизации и сочинения на
народного творчества.
предлагаемые тексты.
Устная и письменная
Овладевать приемами
традиция сохранения
мелодического варьирования,
и передачи музыкального
подпевания, «вторы»,
фольклора. «Музыкальные
ритмического сопровождения.
инструменты России»:
Рассуждать о значении
балалайка, гармонь, баян и
преобразующей силы музыки.
др. «Оркестр русских
Создавать и предлагать
народных инструментов».
собственный исполнительский
«Музыкант-чародей».
план разучиваемых музыкальных
Мифы, легенды, предания,
произведений.
сказки о музыке и
Интонационно осмысленно
музыкантах. Вариации в
исполнять сочинения разных
народной и
жанров и стилей.
композиторской музыке.
Выполнять творческие задания
«Народные праздники».
из рабочей тетради.
«Троица». Икона «Троица»
А. Рублёва.
В концертном зале
Основные направления воспитательной деятельности: 7. Трудовое воспитание:
Музыкально«Музыкальные
5 Определять и соотносить
театрализованное
инструменты»:
различные по смыслу интонации
представление.
виолончель, скрипка.
(выразительные и
Музыкально«Вариации на тему
изобразительные) на слух и по
театрализованное
рококо». «Старый замок».
нотному письму, графическому
представление как
«Счастье в сирени
изображению.
итоговый результат живёт…». Различные
Наблюдать за процессом и
16
освоения программы.
жанры и образные
результатом музыкального
сферы вокальной (песня,
развития на основе сходства и
вокализ, романс,
различия интонаций, тем, образов
баркарола), камерной,
Узнавать по звучанию различные
инструментальной
виды музыки (вокальная,
(квартет, вариации, сюита,
инструментальная; сальная,
соната) и симфонической
хоровая, оркестровая) из
музыки
произведений программы.
(симфония,
Распознавать художественный
симфоническая увертюра).
смысл различных музыкальных
Особенности музыкальной
форм.
драматургии (сочинения
Передавать в пении,
А. Бородина, П. Чайковдраматизации, музыкальноского, С. Рахманинова, Л.
пластическом движении,
Бетховена). «Не молкнет
инструментальном
сердце чуткое Шопена…».
музицировании. импровизации и
«Танцы, танцы, танцы…».
др. образное содержание
Интонации народной
музыкальных произведений
музыки в творчестве Ф.
различных форм и жанров.
Шопена (полонезы,
Корректировать собственное
мазурки, вальсы,
исполнение.
прелюдии).
Обобщающий урок II
четверти
В музыкальном театре
Основные направления воспитательной деятельности: 2. Гражданское воспитание:
Музыкально«Опера «Иван Сусанин»:
6 Оценивать и соотносить
сценические жанры.
«Бал в замке польского
содержание и музыкальный язык
Балет, опера,
короля» (II действие), «За
народного и профессионального
мюзикл.
Русь мы все стеной
музыкального творчества разных
Ознакомление с
стоим…» (III действие),
стран мира и народов России.
жанровыми и
«Сцена в лесу» (IV
Воплощать особенности музыки
структурными
действие).
в исполнительской деятельности с
особенностями и
«Исходила младёшенька».
использованием знаний основных
разнообразием
События
средств музыкальной
музыкальноотечественной истории в
выразительности.
театральных
творчестве М. Глинки, М.
Определять особенности
произведений.
Мусоргского.
взаимодействия и развития
Музыкальная тема в опере
различных образов музыкального
— характеристика
спектакля.
действующих лиц. Ария,
Участвовать в сценическом
речитатив, песня, танец и
воплощении отдельных
др. Линии драматургифрагментов оперы, балета,
ческого развития действия
оперетты.
в опере. Основные приёмы
Исполнять свои музыкальные
драматургии: контраст,
композиции на школьных
сопоставление, повтор,
концертах и праздниках.
вариантность. «Русский
Оценивать собственную
Восток». Восточные
творческую деятельность.
мотивы в операх «Руслан и
Выразительно, интонационно
17
Людмила» М. Глинки
осмысленно исполнять
и «Хованщина» М.
сочинения разных жанров и
Мусоргского.
стилей.
Орнаментальная мелодика.
Выполнять творческие задания
Балет «Гаянэ» А.
из рабочей тетради.
Хачатуряна. «Балет
«Петрушка». Особенности
развития музыкальных
образов в балетах
И. Стравинского.
Народные мотивы и
своеобразие музыкального
языка. «Театр
музыкальной комедии».
Жанры лёгкой
музыки: оперетта, мюзикл.
Обобщающий урок III
четверти
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Основные направления воспитательной деятельности: 2. Гражданское воспитание:
Я – артист.
«Прелюдия». «Исповедь
7 Анализировать и соотносить
Сольное и
души». «Революционный
выразительные и изобразительные
ансамблевое
этюд». Произведения
интонации, музыкальные темы в
музицирование
композиторов-классиков
их взаимосвязи и взаимодействии.
(вокальное и
(С. Рахманинов, Ф.
Распознавать художественный
инструментальное). Шопен). «Мастерство
смысл различных музыкальных
Творческое
исполнителя». Творчество
форм.
соревнование.
известных исполнителей
Наблюдать за процессом и
Учимся, играя.
(С. Рихтер, С. Лемешев, И.
результатом музыкального
Музыкальные
Козловский, М. Ростроразвития в произведениях разных
викторины, игры,
пович и др.). Сходство и
жанров.
тестирование,
различия музыкального
Общаться и взаимодействовать в
импровизации,
языка разных эпох, компопроцессе коллективного (хорового
подбор по слуху,
зиторов, народов.
и инструментального)
соревнования по
Музыкальные образы
воплощения различных
группам, конкурсы,
и их развитие в разных
художественных образов.
направленные на
жанрах (прелюдия, этюд,
Узнавать музыку (из
выявление
соната, симфоническая
произведений, представленных в
результатов
картина, сюита, песня и
программе). Называть имена
освоения программы. др.). «В интонации спрятан
выдающихся композиторов и
человек». Интонациисполнителей разных стран мира.
онная выразительность
Моделировать варианты
музыкальной речи.
интерпретаций музыкальных
«Музыкальные
произведений.
инструменты»: гитара.
Личностно оценивать музыку,
Классические и
звучащую на уроке и вне школы.
современные образцы
Аргументировать свое
гитарной музыки
отношение к тем или иным
(народная песня, романс,
музыкальным сочинениям.
шедевры классики,
Определять взаимосвязь музыки
18
джазовая импровизация,
авторская песня).
Обработка. Переложение.
Импровизация.
«Музыкальный
сказочник». Образы былин
и сказок в произведениях
Н. Римского-Корсакова.
«Рассвет на Москве-реке».
Образ Родины в музыке
М. Мусоргского.
с другими видами искусства:
литературой, изобразительным
искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую
деятельность.
Самостоятельно работать в
творческих тетрадях, дневниках
музыкальных впечатлений.
Формировать фонотеку,
библиотеку, видеотеку.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей общетехнических
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
Заместитель директора по УМР
____________ В.В.Фенева
от 23 августа 2024 года № 1
__________/С.А.Бебешко/
26 августа 2024 года
19
20