Рабочая программа курса внеурочной деятельности Игровая логика 4 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Игровая логика»
для обучающихся 4 классов
на 2024-2025 учебный год

город Армавир 2024
1

1. Пояснительная записка
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование
с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности,
сформировать ключевые компетенции. Таким образом, актуальность курса
интеллектуального клуба «Игровая логика» в обеспечении качественного и
доступного образования для обучающихся, содействие социальной
успешности в обществе.
Цель курса «Игровая логика»: совершенствование у детей психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управление поведением.
Задачи курса «Игровая логика»:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной
игр.
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического
мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед,
образное и аналитическое мышление.
- расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации;
- способствовать становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ на
основе авторских программ: курса «Шахматы - школе» Сухина И.Г.,
рассчитанного на 33 часа в год; курса «Мир логики». Рындиной Н.Д.,
рассчитанного на 34 часа в год; курса
«Чудо-шашки». Поповой Т.Ю,
рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того,
что 4 класс курс «Игровая логика» будет изучаться по 2 часа в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Программа «Игровая
логика» изучается в 4 класс и рассчитана на детей 10 – 11 лет.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах,
состоящих из учащихся одного класса. Занятия предполагает следующие
виды деятельности: турниры между классами, игровая практика,
коллективная и групповая работа, практикумы, тренинги, семинары, ролевые
и деловые игры, вводные занятия, занятия по углублению знаний,
комбинированные формы занятий.
Содержание программы «Игровая
логика» делится на три модуля, каждый из которых изучается в 4 класс.
2

Занятия по модулям производятся следующим образом: «Занимательная
логика» – 1 час в неделю, «Шашки» - 1 час в две недели, «Шахматы» - 1 час в
две недели.
Количество часов
№
Модули
п/п
1 Занимательная логика
2 Шашки
3 Шахматы
Итого:

34
17
17
68

2. Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам изучения модуля «Занимательная логика» предполагаются
следующие результаты:
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия (4 класс):
2.Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности.
школьник приобретает опыт управления другими людьми и взятии на
себя ответственности за других людей.
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
школьник приобретает опыт в рассуждении поставленной проблемы; опыт
публичного выступления по проблемным вопросам;
5.Популяризация научных знаний среди детей:
школьник приобретает опыт исследовательской деятельности; опыт
установления ситуативной связи между понятиями;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
школьник приобретает опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми;
По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие
результаты:
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия (4 класс):
1.Гражданское воспитание:
школьник приобретает опыт управления другими людьми и взятии на
себя ответственности за других людей.
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
3

школьник приобретает опыт публичного выступления по проблемным
вопросам;
5.Популяризация научных знаний среди детей:
школьник приобретает опыт исследовательской деятельности;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
школьник приобретает опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми;
По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие
результаты:
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия(4 класс):
1.Гражданское воспитание:
школьник приобретает опыт управления другими людьми и взятии на
себя ответственности за других людей.
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
школьник приобретает опыт публичного выступления по проблемным
вопросам;
5.Популяризация научных знаний среди детей:
школьник приобретает опыт исследовательской деятельности;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
школьник приобретает опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми,
3. Содержание программы
4 класс (68 ч.)
Модуль «Занимательная логика» (34ч.)
Сравнение - 2 ч.
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика – 3 ч.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики – 13 ч.
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность
отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связи «или»,
«если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения – 12 ч.
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов
логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал – 4 ч.
4

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Модуль «Шашки» (17ч.)
Особенности хода «дамки» -1ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Игра «уголки» - 3ч.
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Игра «поддавки»-3ч.
Упражнения на выполнение ходов.
Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной доске.
Шашечный турнир- 9ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года - 1ч.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов.
Модуль «Шахматы» (17ч.)
Основы миттельшпиля - 7 ч.
Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,
уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для
достижения ничьей.
Основы эндшпиля - 10 ч.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, кона, ладьи (простые случаи),
ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против
ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые
случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи). Пешкапротив короля. Пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка на
седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые
поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и
пешка против короля, конь и пешка против короля).

5

4. Тематическое планирование
№

Наименование
разделов, тем

Всего,
часов

Количество
часов
Аудит Внеауди
орные торные

4 год обучения

68

21

Основные виды
деятельности
обучающихся

47

«Занимательная логика» 34ч.
1.Гражданское воспитание.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-2 Сравнение
2
1
1
- определение видов
отношений между
понятиями
3-5

Комбинаторика

3

1

2

- решение
комбинаторных задач с
помощью таблиц и
графов

6-18

Элементы
логики

13

3

10

19-30 Развитие
творческого
воображения

12

4

8

- установление
ситуативной связи
между понятиями
- решение логических
задач с помощью
связок «и», «или»»,
«если …, то»
- нахождение
закономерностей в
окружающем мире,
русском языке и
математике

31-34 Практический
материал

4

1

3

Итого:

34

10

24

- умение рассуждать и
делать выводы в
рассуждениях

«Шашки» 17 ч.
1.Гражданское воспитание.
6

3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1
Особенности
1
1
0
-прогнозирование
хода «дамки»
результата игры;
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту выполнения
алгоритма шашечных
действий
2-4 Игра «уголки»
3
1
2
-прогнозирование
результата игры;
- пошагово
контролировать
правильность и
полноту выполнения
алгоритма шашечных
действий.
5-7 Игра «поддавки»
3
1
2
-поиск необходимой
информации в учебной
и справочной
литературе;
- прогнозирование
результата игры.
8-16 Шашечный
9
3
6
- моделировать
турнир
изученные шашечные
зависимости
-прогнозирование
результата игры;
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту выполнения
алгоритма шашечных
действий
17
Подведение
1
0
1
- осознание
итогов года
возможностей и роли
шашек в познании
окружающего мира.
7

Итого:

17

6

11

«Шахматы» 17 ч.
1.Гражданское воспитание.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-7 Основы
7
2
5
- прогнозирование
миттельшпиля
результата игры;
- пошагово
контролировать
правильность и
полноту выполнения
алгоритма шахматных
действий;
- моделировать
изученные шахматные
зависимости.
8-17 Основы
10
3
7
- прогнозирование
эндшпиля
результата игры;
- находить и выбирать
рациональный способ
решения шахматных
задач.
Итого:
17
5
12

8



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.