Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы финансовой грамотности 4 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 4 классов
на 2024-2025 учебный год

город Армавир 2024

1. Пояснительная записка
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» прикладной курс, реализующий интересы учащихся 4 классов в сфере
экономики семьи.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для
внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся,
впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые
шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в
будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.
Цель – повышение финансовой грамотности школьников.
Задачи:
 развитие экономического образа мышления;
 воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности
разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего
образования.
Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4 классы общеобраз. орг.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
При составлении программы учитывались особенности младшего
школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на
34 часа для учащихся 4 классов.
№ Разделы
Темы
Количество
п/п
часов
1.
1.
Что такое деньги, какие они бывают
8ч
2.
2.
Из чего складывается доход семьи.
18 ч
3.
3.
Как управлять своим кошельком.
8ч
Итого:
34 ч
2 . Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
1.
Гражданское
воспитание: формирование гражданской
ответственности, осознание себя как члена семьи, общества и
государства;
2











3. Духовно-нравственное воспитание представления о социальных
нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, семье.
4. Приобщение детей к культурному наследию, основанное на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества.
5. Популяризация научных знаний среди детей: овладение
начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за
свои поступки.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:

 составление текстов в устной и письменной формах;
 умение слушать собеседника и вести диалог;
 умение признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3









Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.

3. Содержание учебного курса
Раздел 1.
Что такое деньги, какие они бывают. (8 ч)
Как появились деньги. История монет. Виды денег. Бумажные деньги.
Безналичные деньги. Валюты. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Практическая работа. Мини-исследование. Решение задач. Игра «Мозговой
штурм».
Раздел 2.
Из чего складывается доход семьи. (18 ч)
Доход семьи. Источники денежных поступлений. Расход семьи. Виды
расходов. Расходы на товары и услуги первой необходимости. Потребности.
Понимание безграничности потребностей.
Благо. Долги. Семейный бюджет. Средства семейного бюджета. Дефицит
семейного бюджета. Сбережения. Копилки.
Творческая работа: постеры, компьтерные презентации. Групповой проект.
Решение кроссвордов и анаграмм. Игра «Один-два-вместе».
Раздел 3.
Как управлять своим кошельком. (8 ч)
Счет купюр и монет. Как правильно считать сдачу. Платежный терминал.
Безналичный платеж. Безопасность при безналичных расчетах.
Викторина. Игра «Дерево решений». Графическая работа. Тест. Проект.
Решение задач.

4

4. Тематическое планирование
№

Разделы, темы

п/п

Всего
часов

Количество
часов
Аудиторые

Внеаудитор-

Характеристика деятельности
обучающихся

ные

Раздел 1. Что такое деньги, какие они бывают-8 ч.
1.Гражданское воспитание.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

1.
2.
3.
4.

Как появились деньги.
История монет.
Виды денег.
Бумажные деньги.
Безналичные деньги.
Валюты.
Фальшивые деньги.
Фальшивомонетчики.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Объяснять причины и приводить
примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие
при обмене. Описывать свойства
товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых денег.
Объяснять, почему появились
монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и
бумажные деньги.

Раздел 2. Из чего складывается доход семьи-18 ч.
1.Гражданское воспитание.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Решать задачи с элементарными
3
1
2
5 Доход семьи.
денежными расчётами. Объяснять,
Источники денежных
что такое безналичный расчёт и
поступлений
пластиковая карта.
6 Понимание
2
1
1
Приводить примеры иностранных
безграничности
валют.
потребностей.
Описывать и сравнивать источники
7 Благо. Долги.
2
1
1
доходов семьи.
Приводить примеры того, что можно
8 Семейный бюджет.
2
1
1
сдать в аренду. Объяснять, что влияет
Средства семейного
на намерения людей совершатьпокупки.
бюджета.
Сравнивать покупки по степени
9 Дефицит семейного
3
1
2
необходимости.
бюджета. Сбережения.
-Различать
планируемые
и
непредвиденные расходы.
Копилки.
Объяснять,
как
появляются сбережения и долги.
Объяснять, как управлять деньгами.
Сравнивать доходы и расходы.

Раздел 3. Как управлять своим кошельком-8 ч.

1.Гражданское воспитание.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение..
5

10 Счет купюр и монет.
3
Как правильно считать
сдачу.
11 Платежный терминал. 3
Безналичный платеж.
12 Безопасность при
2
безналичных расчетах.

1

2

1

2

1

1

Объяснять, как можно экономить.
Составлять бюджет на простом
примере.
Объяснять, в какой форме можно
делать сбережения.
Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
Сравнивать разные виды сбережений.

6



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.