Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы православной культуры 1-4 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
для обучающихся 1 - 4 классов
на 2024-2025 учебный год

город Армавир 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данной программы: совершенствование школьного образования
средствами включения в содержание образования систематических знаний о
христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного
воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
1)
организация систематического и системного изучения основ
православной культуры;
2)
духовно-нравственное развитие младших школьников;
3)
ознакомление с особенностями церковного искусства;
4)
приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
5)
ознакомление с православными святынями мира;
6)
формирование представлений о единстве православной культуры
народов мира;
7)
формирование целостного восприятия мира;
8)
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
9)
выработка
этических
принципов,
определяющих
качество
межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
10) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на
национальной и религиозной почве;
11) воспитание патриотизма;
12) формирование представлений о культурном и историческом единстве
России и российского народа и важности сохранения культурнонационального единства;
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания
обусловлено особенностями данного курса как курса светского, историко культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности
определяется Российским законодательством, которое запрещает
установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем
гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру,
родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.
Согласно учебному плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 18 с
УИОП г. Армавира программа «Основы православной культуры» изучается в
1-4 классах в объеме 1час в неделю (33 ч. в 1 классе, 34 ч. во 2-4 классе)
Итого 135ч.
Таблица тематического распределения часов.
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 33 часа
№ п/п
Тема
1. КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ

Количество часов
4

2.
3.
4.
5.
6.

ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ
ВСЕГДА ЖИВОЕ
НАША РОДИНА
ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО
КАЗАЧЕСТВА
Заключительный урок
Итого

6
7
10
5
1
33

2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 34 часа
№ п/п
Тема
1. Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по
основам православной культуры».
2. ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ
3. ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
4. ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО
КАЗАЧЕСТВА
Итого

Количество часов
1
3
23
7
34

3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» — 34 часа
№ п/п
Тема
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?
2. ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЕ
3. БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ
ДО СПАСИТЕЛЯ
4. ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО
КАЗАЧЕСТВА
Итого

Количество часов
2
7
18
7
34

4 класс
РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ
РЕЛИГИЯ РОССИИ» — 34 часа
№ п/п
Тема
1. КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ

Количество часов
3

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ
ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ
ГОСУДАРСТВО
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ
РУСЬ СВЯТАЯ
ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО
КАЗАЧЕСТВА
Итого

8
5
2
5
5
2
4
34

2. Планируемые результаты освоения программы учебного курса
Личностные результаты на конец 1 класса
1.Гражданское воспитание
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданского
общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других
людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру,
родной язык;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности
сознающий свою национальную принадлежность;
обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим
народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного
дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Метапредметные результаты на конец 1 класса
владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоивший разные способы решения проблем творческого и
поискового характера;
умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Предметные результаты на конец 1 класса
обучающийся научится
-иметь ценностные установки и знаниевые основания для осознанной
мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
-владеть нормами светской и религиозной морали, осознавать их значение в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
получит возможность научиться

-понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
знать историю формирования отечественной культуры.
Личностные результаты на конец 2 класса
2.Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности
- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим
народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного
дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре
и зле, правде и лжи;
обладающий такими качествами, как добросовестность,
справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
5. Популяризация научных знаний среди детей
имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром
человека.
Метапредметные результаты на конец 2 класса
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной
деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний
и универсальных учебных действий;
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
Предметные результаты на конец 2 класса
обучающийся научится
объяснять понятие о церковнославянском языке как о культурном
достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения
Русской Православной Церкви;
владеть духовной и историко-культурологической лексикой;
получит возможность научиться
овладеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями
православного вероучения;
иметь знания о православии как традиционной, культурообразующей и
исторической вере в России, о её роли в становлении российской
государственности, формировании отечественной культуры, объединении
многочисленных народов России;
Личностные результаты на конец 3 класса
2.Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности

умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения,
убеждения;
владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой
потребления информации;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких,
товарищах, чужих людях.
Метапредметные результаты на конец 3 класса
активно использующий речевые средства и средства информационных
и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного
предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и
этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим
сопровождением);
овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через
бережное отношение к слову.
Предметные результаты на конец 3 класса
обучающийся научится
иметь представления об основах православного вероучения и основах
христианской нравственности;
беседовать о Священном Писании и Священном Предании, знать
содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих
важнейшие этапы спасения человечества;
получит возможность научиться
сформировать первичное представление о святости, святых, известных
монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
характеризовать основные православные праздники, их происхождение
и особенности празднования.
Личностные результаты на конец 4 класса
1.Гражданское воспитание
- владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к
знанию;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности
уважительно относящийся к святыням;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- имеющий представления о традиционных нравственных установках;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьёй и обществом.
5. Популяризация научных знаний среди детей

- способный к организации собственной деятельности;
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ
жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе,
всему живому.
Метапредметные результаты на конец 4 класса
овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждения;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
умеющий определять общие цели, договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия,
поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты на конец 4 класса
обучающийся научится
- характеризовать особенности православной культуры, её видов и жанров в
литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративноприкладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание,
гимнография, золотое шитье и др.);
- поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами
поведения в обществе и правовыми нормами;
получит возможность научиться
осознавать ценность человеческой жизни;
быть нравственной личностью, воспитанной на свободе совести и
вероисповедания на отечественных духовных традициях.
3. Содержание учебного курса
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 33 часа
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 4 ч. Нерукотворная красота
природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец.
Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 6 ч. Музеи как хранилища
предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты.
Государственная Третьяковская галерея. Государственный Русский музей.
Государственный Эрмитаж. Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 7 ч. Храмы. Общее представление о
православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Особенности внешнего

устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее
представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас,
алтарь, престол. Лампада, подсвечник.
Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч. Россия – наша Родина. Красота
просторов России, еѐ историческое и культурное единство. Понятие о
кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о
православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях
на территории русских кремлей. Москва – столица России. Понятие о
столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в
духовной, политической и культурной жизни страны. Представление о жизни
православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами
(недостатками). Традиционное представление о служении Родине как
священном долге православных граждан. Национальные герои России –
Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр
Пересвет и Андрей Ослябя. Традиции как ценные явления культуры,
передаваемые от поколения к поколению.
Тема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» ( 5 ч.)
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи
традиции. Рождество Христово. Светлое Христово Воскресение.
Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии.
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 34часа
Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной
культуры».— 1 ч.
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Сложность, гармония и
порядок в устроении мира. Взаимозависимость внутреннего и внешнего,
видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье
— отношение к окружающим — отношение к окружающему миру.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
— 23 ч.
Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о
спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой
Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества
Христова у православных народов. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем
Иисусом в Египет. Крещение Иисуса Христа. Христос в пустыне. Пост.
Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать
учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Заповеди
блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой
Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Чудесное
приумножение хлебов и рыб. Преображение Господне. Торжественный вход
Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Крестный путь Иисуса Христа на
Голгофу. Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса
Христа. Пасха Господня. Празднование главного православного праздника —
Светлого Христова Воскресения.
Тема 3. ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. (7 ч.)
Казак без веры – не казак. Православные храмы родного города. Казак в
храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель
Кубанского казачьего войска- благоверный князь Александр Невский.
Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и
жилищах.
3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» — 33 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч. Рождество Христово и
новая эра. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о
Спасителе и спасении.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.
Храм как образ вселенной. Устроение и значение частей храма. ГосподьВседержитель. Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности
изображения святости. О чѐм рассказывает цвет? Особенности
использования цвета в иконе. Как иконы представляют святых.
Тема 3. ««БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» —
18 ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого
духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.
Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах,
Деннице, аде. Второй – пятый дни творения мира. Шестой день творения
мира. Первые люди. Представление о рае.

Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Расселение людей. Всемирный
потоп. Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа.
Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Гибель нечестивых
городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мѐртвое море. Рождение и
юность пророка Моисея. Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина.
Пасха Ветхозаветная. Земля обетованная.
Тема 4. ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. (7 ч.)
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой
священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
4 класс
РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ
РЕЛИГИЯ РОССИИ» — 34 часа
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч. Великая русская
культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь.
Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д. Религия
— неотъемлемая часть культуры.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч. Посещение русских
земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее
Первозванном. Древнейшие древнерусские исторические и литературные
памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель. Святые
равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание
славянской азбуки. Прославление святых равноапостольных учителей
словенских Кирилла и Мефодия. Святой равноапостольный князь Владимир.
Выбор веры князем Владимиром. Крещение князя Владимира и брак с
порфирородной принцессой Анной. Крещение Руси.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь.
Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая,
Соборная и Апостольская Церковь. Русская Православная Церковь. Семь
таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь,
Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства.
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч. Храм (церковь, собор, часовня)
— общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного
православного богослужения. Внутреннее устроение и назначение главных
частей.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 5ч. Таинства
Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания,
Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания),
Священства. Происхождение церковного богослужения. Понятие о
богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Молитва — общение
с Богом. Виды молитв.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 5 ч. Виды и названия
колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Приход
колоколов в русскую культуру. Разновидности колокольных звонов:
благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Тема 7. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч. Отношение к Родине в русской культурной
традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Образы Святой Руси в русской
художественной культуре.
Тема 8. ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (4 ч.)
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и
России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
1 класс
№
п/п

Разделы,
темы

Основные виды деятельности обучающихся.

Мы и наша культура
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

1

2
3

Красота в
нашем мире
Хранилища
культуры
Всегда
живое

Рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли и значении красоты в жизни человека и народа, о
духовных корнях, о культурных традициях и их значении. Использовать
ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Отвечать на
вопросы по теме. Выполнять творческие работы (рисунки)
Формулировать тему урока. Прогнозировать результаты работы на
уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать
ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Пересказывать
прочитанное, соотносить с личным жизненным опытом. Рассказывать

4

5

7

наизусть стихотворения, объяснять смысл крылатых выражений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Формулировать темы уроков на основе проблемных вопросов.
Рассуждать о роли Родины в судьбе русского народа, о значении
деятельности просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия. Рассматривать и характеризовать памятники, посвященные
Наша
святым равноапостольным братьям, установленные в разных славянских
Родина
государствах и городах России. Планировать и корректировать
самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты
коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность.
Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст.
Православие
Знакомиться с историческим материалом о жизни И. Христа. Проводить
в жизни
викторины о жизни И. Христа. Представлять результаты
кубанского
индивидуальной учебной деятельности ( выставки, творческие работы и
казачества
др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассмотреть основы создания христианской семьи; Осознать роль
традиций в семейной жизни; Работать с разными видами источниками
Заключение
информации; в парах, группах с иллюстрациями, со словарем; Отвечать
на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

2 класс
№
п/п

Разделы,
темы

Основные виды деятельности обучающихся.

Мир вокруг и внутри нас
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Вводное
занятие
1

2

3

Рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли и значении духовного в жизни человека и народа, о
Духовное в
духовных корнях языка, о культурных традициях и их значении.
реальном
Отвечать на вопросы. Выполнять творческие работы (рисунки,
мире
сочинения-рассуждения)
Жизнь
Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему
Иисуса
урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст,
Христа и
использовать их при создании собственных текстов (устных и
Православн письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на
ые
предыдущих уроках. Знакомиться с историческим материалом в
праздники
учебнике о жизни И. Христа, самостоятельно находить материал в
дополнительных литературных источниках.Выполнять индивидуальные
Православие и групповые проекты. Готовить кроссворды для одноклассников.
в жизни
Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности
кубанского
(доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
казачества
самостоятельно оценивать свои достижения.

3 класс
№
п/п

Разделы,
темы

Основные виды деятельности обучающихся.

О чём рассказывает Библия
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

1

2

4

Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему
урока. Объяснять значение терминов и понятий использовать их при
Что мы
создании собственных текстов (устных и письменных).
знаем о
Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих
Евангелии?
уроках. Знакомиться с сюжетами Евангелия, пересказывать, выполнять
рисунки. Читать и объяснять библейские сюжеты. Отвечать на
вопросы.
Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему
урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст
словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и
письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на
предыдущих уроках. Знакомиться с историческим материалом.
Отвечать на вопросы. Выполнять творческие работы. Проводить
викторины по православной культуре на Руси. Анализировать
произведения живописи, посвященные историческим событиям,
Образ
раскрываемым на уроке. Представлять результаты индивидуальной
Вселенной в учебной деятельности (выставки, творческие работы и др.). Проверять
Православно себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
й культуре.
Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему
урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст,
использовать их при создании собственных текстов (устных и
письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на
предыдущих уроках. Знакомиться с историей написания икон на Руси,
формами, цветом, используя материалы дополнительной литературы,
сети Интернет. Отвечать на вопросы. Выполнять индивидуальные и
групповые проекты. Представлять результаты индивидуальной учебной
деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника
Библия
рассказывае или словаря, использовать их при создании собственных текстов
т о событиях (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания,
полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с сюжетами Ветхого
до
Завета, пересказывать, выполнять рисунки. Читать и объяснять
Спасителя
библейских сюжетов. Отвечать на вопросы. Выполнять творческие
Православие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять
в жизни
результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки,
кубанского
творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать
казачества
свои достижения.

4 класс
№
п/п

Разделы,
темы

Основные виды деятельности обучающихся.

«Православие- культурообразующая религия России»
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

1

Культуравсеобщее
достояние

2

Как Русь
стала
православной

3

Православие
и Российское
государство

4

Православны
й храм

5

О
православном
богослужении

6

О церковных
колоколах

7

Русь святая

Формулировать тему урока. Прогнозировать результаты работы на
уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать
ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Пересказывать
прочитанное, соотносить с личным жизненным опытом. Рассказывать
наизусть стихотворения, объяснять смысл крылатых выражений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст.
Знакомиться с историческим материалом о жизни И. Христа. Проводить
викторины о жизни И. Христа. Представлять результаты
индивидуальной учебной деятельности ( выставки, творческие работы и
др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Формулировать темы уроков на основе проблемных вопросов.
Рассуждать о роли Родины в судьбе русского народа, о значении
деятельности просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия. Рассматривать и характеризовать памятники, посвященные
святым равноапостольным братьям, установленные в разных славянских
государствах и городах России. Планировать и корректировать
самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты
коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность.
Рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли и значении духовного в жизни человека и народа, о
духовных корнях языка, о культурных традициях и их значении.
Отвечать на вопросы. Выполнять творческие работы (рисунки,
сочинения-рассуждения)
Рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли и значении духовного в жизни человека и народа, о
духовных корнях языка, о культурных традициях и их значении.
Отвечать на вопросы.Выполнять творческие работы (рисунки,
сочинения-рассуждения)
Рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли и значении красоты в жизни человека и народа, о
духовных корнях, о культурных традициях и их значении. Использовать
ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Отвечать на
вопросы по теме. Выполнять творческие работы (рисунки)
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассмотреть основы создания христианской семьи; Осознать роль

8

Православие
в жизни
кубанского
казачества.

традиций в семейной жизни; Работать с разными видами источниками
информации; в парах, группах с иллюстрациями, со словарем; Отвечать
на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему
урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст
словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и
письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на
предыдущих уроках. Знакомиться с историческим материалом.
Отвечать на вопросы. Выполнять творческие работы. Проводить
викторины по православной культуре на Руси. Анализировать
произведения живописи, посвященные историческим событиям,
раскрываемым на уроке. Представлять результаты индивидуальной
учебной деятельности (выставки, творческие работы и др.). Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель КНО
Мкртычан И.А.
_________________________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
Фенева В.В.
__________________



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.