МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
МО учителей обществоведческих
дисциплин
______________М.Ю. Ефремова
Протокол №1
от "23" августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________ И.М.Ястребова
______________М.М.Татаренко
Протокол №1
Приказ №1
от "26" августа 2024 г.
от "30" августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовной – нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов
Составитель: Черненко Ольга Викторовна
учитель истории
2024 – 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
Целями изучения учебного курса являются:
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессио- нального
согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
2
Задачи:
овладение
предметными
преимущественное значение
идентичности обучающегося;
компетенциями,
для формирования
имеющими
гражданской
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного
взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год с периодичностью
преподавания 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная
3
семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и
единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной
культуре народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ
Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история .
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык
как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми .
Языки народов мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей .
Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность
общего языка для всех народов
России . Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного
пространства России .
Тема 6 . Материальная культура .
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника . Связь между материальной культурой и духов- но-нравственными
ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура .
Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность .
Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира .
Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей .
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека . Государствообразующие религии России . Единство ценностей в
религиях России .
Тема 9 . Культура и образование .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний
. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России . Что значит быть культур- ным
человеком? Знание о культуре народов России .
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей .
Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и
культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека .
4
Тема 12 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства,
человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России .
Семейные традиции народов России . Межнациональные семьи .
Семейное воспитание как трансляция ценностей .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и
т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда .
Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) .
Семейное древо . Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура .
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека .
Человек — творец культуры . Культура как духовный мир человека .
Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре .
Творчество: что это такое? Границы творчества . Традиции и новации в
культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность
труда как творческой деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм, любовь к близким .
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная
ценность .
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества . Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры .
Литература как художественное осмысление действительности . От
сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний
мир человека и его духовность .
Тема 22 . Взаимовлияние культур .
5
Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная
трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . При- меры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовнонравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа .
Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России .
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические
и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион
уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Тема 25 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные
традиции в России . Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовнонравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России .
Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей
между
людьми .
Народные инструменты .
История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение
истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная
литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
6
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов
России .
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам
народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического раз вития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность
труда.
Разделение
труда.
Обслуживающий
и
производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная
обусловленность
различных видов образования.
Важность образования для современного мира . Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей .
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России .
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации .
Тема
7
.
Общество
и
религия:
духовно-нравственное
взаимодействие .
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) .
Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России .
7
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в Культуре»
Тема 9 . Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик
и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной
культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда.
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
8
Тема
19.
Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм.
Истоки
гуманистического
мышления.
Философия
гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов
России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессий.
Тема
22.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки
в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных.
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о
своей будущей профессии .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их
истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона
права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская
идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
9
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека.
Тема. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России через представления об исторической роли культур
народов России, традиционных религий, духовно-нравственных
ценностей в становлении российской государственности.
Гражданское воспитание:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности:
сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
10
Духовно-нравственное воспитание:
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края,
России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание
значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность
на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью (коммуникация);
11
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание).
Предметные результаты:
5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры
и гражданствообразующих религий для формирования личности
гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные
ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2 . Наш дом — Россия
иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его
мирном характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;
6 понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 3 . Язык и история
знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и
влияние на миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя
духовно-нравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
12
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты
языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов
России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие,
достояние российского государства, уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении.
Тема 5 . Истоки родной культуры
иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы;
знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и
соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 6 . Материальная культура
иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями
духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселения, природных
условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7 . Духовная культура
иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные
ценности»,
«духовность»
на доступном
для
обучающихся уровне осмысления;
13
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с
культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8 . Культура и религия
иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и
их картины мира.
Тема 9 . Культура и образование
характеризовать термин «образование» и
важность для личности и общества;
уметь
обосновать его
иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о
мире.
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний
о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики;
14
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника
духовно-нравственных
ценностей,
морали и
нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций
и её воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о
формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12 . Родина начинается с семьи
знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество»
и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории
народа, государства, человечества.
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России
иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
15
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России
знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание
выраженных в фольклорных сюжетах;
семейных
ценностей,
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых
сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и
пользованием различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
иметь сформированные представления о закономерностях развития
семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать
данные закономерности на региональных материалах и примерах из
жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как
фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура
знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
16
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и
общества, человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
термина
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в
культуре.
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
осознавать
и
доказывать
ограничений в творчестве;
важность
обосновывать важность творчества
нравственных ценностей человека;
как
морально-нравственных
реализацию
духовно-
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в
жизни человека;
обосновывать происхождение
идеалов добра и зла;
духовных
ценностей,
понимание
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие»,
«любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к
близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса;
знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой. обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21 . Литература как язык культуры
17
знать и понимать отличия
художественного творчества;
литературы
от
других
видов
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять
простые выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального
нравственного смысла в литературных произведениях.
и
Тема 22 . Взаимовлияние культур
иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения
духовно-нравственных идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство
народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества
и уметь
доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный
народ Российской Федерации», «государствообразующий народ»,
«титульный этнос»;
18
понимать ценность многообразия
Российской Федерации;
культурных
укладов
народов
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
иметь представление о природе праздников
важность как элементов культуры;
устанавливать
уклада;
и
взаимосвязь праздников
обосновывать их
и
культурного
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников;
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
иметь представление
краеведческой работы.
о
нравственном
и
научном
смысле
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
19
знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества,
рассказывать
об
особенностях
музыкального
повествования,
выделять
простые
выразительные
средства
музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения
нравственного смысла музыкальных произведений;
морального
и
знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты.
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и
выразительных средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое
фольклорные орнаменты;
скульптура,
живопись,
графика,
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения
нравственного смысла изобразительного искусства;
морального
и
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и
нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные
средства;
оценивать
морально-нравственный
литературы.
потенциал
национальной
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиями проживания народа на примерах из истории и культуры
своего региона;
20
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических
традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне
(с учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
знать и уметь объяснить отличия культурной
физической и политической географии;
географии
от
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре
народов России для обоснования её территориального, политического
и экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социально- го
явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые от- личия
от природных явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материаль- ной
культуры и социальной структурой общества, их взаи- мосвязь с
духовно- нравственным состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
уметь
объяснить
взаимосвязь
между
научно-техническим
прогрессом и этапами развития социума .
21
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства
в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической
памяти отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости
от его принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатических,
географических и культурно-исторических условиях.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном
обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества,
роль созидательного и добросовестного труда для создания социально
и экономически благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и
ценности общества.
Тема 5 . Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их
зависимость от процесса познания;
22
понимать специфику каждой ступени образования, её роль в
современных общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования
духовно-нравственных ориентиров человека.
Тема 6 . Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека»,
«правовая культура»:
характеризовать историю формирования комплекса понятий,
связанных с правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета
между правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
«атеизм», «свободомыслие»;
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном
этапе общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социальноэкономического благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах
из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств человека;
23
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в
общественных процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
понимать важность коллективизма как ценности современной России
и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
Понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а
также потребности человека для гармоничного развития и
существования на каждом из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её
роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11 . Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать
и
уметь
излагать
нравственные
принципы
государствообразующих конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
уметь
обосновывать
важность
религиозных
моральных
и
нравственных ценностей для современного общества.
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания
общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать
и
доказывать
взаимосвязь
различных
областей
гуманитарного знания.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
24
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и
культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
. Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография»,
«автопортрет», «рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся
уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и
«экономическое
благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать
важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для
самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной
стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с
другой стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Характеризовать
понятия
«подвиг»,
«героизм»,
«самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;
знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм»
через значимость для общества и понимание последствий.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
25
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его нравственному и духовному
развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в
нравственном состоянии личности;
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и
литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного
общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное
несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная
семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления
их последствий на доступном для понимания уровне;
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении
этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих
состояний со стороны общества.
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство»,
«милосердие»,
«волонтерство»,
«социальный
проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные
блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
анализировать
и
выявлять
общие
черты
традиций
благотворительности,
милосердия,
добровольной
помощи,
взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования
высоконравственной
личности,
государственной
политики,
взаимоотношений в обществе;
26
находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре.
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
истории России;
доказывать важность меценатства в современном
обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного развития личности
самого мецената;
характеризовать понятие «социальный долг»,
обосновывать его
важную роль в жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
Характеризовать понятие «наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном
обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным
прогрессом;
называть имена выдающихся учёных России;
обосновывать важность понимания истории науки, получе- ния и
обоснования научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для благопо- лучия
общества, страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и
вклад в доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
27
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и
цель труда в определённой профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её
вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема
26 . Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и
культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема
27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные
ценности;
характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это
понятие с необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
28
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки
собственных действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их
к потребностям класса.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества,
которые ему присущи.
Тема 32 . Человек и культура (проект)
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной стороны.
29
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Наименование разделов
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные
п/п
и тем программы
ресурсы
всего контрольные практические
работы
1
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий
дом»
10
работы
0
https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная
культура народов России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов
России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы
России. История и культура, обычаи.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
2
Тематический блок 2.
«Семья и духовнонравственные ценности»
6
1
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы
России. История и культура, обычаи.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
3
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное
богатство личности»
3
0
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы
России. История и культура, обычаи.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
4
Тематический блок 4.
«Культурное единство
России»
13
1
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html
Народы России. История и культура,
обычаи.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
5
Итоговое повторение
2
1
0
https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная
культура народов России.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1 Тематический блок 1.
«Культура как
социальность»
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
8
0
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы
России. История и культура, обычаи.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
2
Тематический блок 2.
«Человек и его
отражение в культуре»
6
1
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы
России. История и культура, обычаи.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
3 Тематический блок 3.
«Человек как член
общества»
10
1
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы
России. История и культура, обычаи.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
4 Тематический блок 4.
«Родина и патриотизм»
8
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции
народов России: обычаи, культура.
https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html
Народы России. История и культура,
обычаи.
5
Итоговое повторение
2
1
0
https://bigenc.ru/text/3040264
Традиционная культура народов
России.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник.
Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник.
Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа»
Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс Методическое
пособие. ФГОС. Просвещение, 2018г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1) https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России.
2) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК
3) http://otvetkak.ru/interesting-facts/interesnye-tradicii-narodov-rossii.html Интересные
традиции народов России: обычаи, культура.
4) https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436-narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи.
5) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.
Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.
Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа»
Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 класс Методическое
пособие. ФГОС. Просвещение, 2018г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1) https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России.
2) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК
3) http://otvetkak.ru/interesting-facts/interesnye-tradicii-narodov-rossii.html Интересные
традиции народов России: обычаи, культура.
4) https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436-narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи.
5) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК