Рабочая программа Проектная и исследовательская деятельность 9 класс 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
М.М. Татаренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
основное общее образование 9 класс
Количество часов 34
Учителя Черненко Ольга Викторовна, Елкина Виктория Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями
и изменениями, в редакции от 2020г), для 5-9 классов;
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5), для 5-9 классов;
- Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета
от 31 августа 2021 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);

2024– 2025 учебный год

I. Пояснительная записка
Цель курса:
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи курса:
 формирование
способности
и
готовности
к
освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и
интеграции;
 формирование навыков работы с информацией;
 развитие способности к сотрудничеству и коммуникации;
 формирование способности к решению личностно и социально
значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
 развитие способности и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития;
 развитие способности к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии.
Место курса в учебном плане.
Программа составлена для учащихся 9-х классов, из расчета 34 часа в год, 1 час в
неделю.
Таблица тематического распределения часов.
№

Тема

1.

Начальный этап. Теоретические основы организации проектной
деятельности.
Основной этап. Подготовка текста пояснительной записки и
продукта деятельности.
Завершающий этап. Подготовка к защите.
Итого

2
3

Количество
часов
5
24
5
34

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание:
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
2

5. Популяризация научных знаний среди детей:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
• готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Метапредметные результаты:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
3

 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений
и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
4

 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
 различать виды исследовательских работ;
5







структурировать научно-исследовательскую работу;
применять методы научного исследования;
уметь работать с различными источниками информации;
уметь обосновывать актуальность выбранной темы;
уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический
список, анкету, тезисы к работе и т.д.
 выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы.
 выступать с проектом и вести дискуссию по теме своей работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию
в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм,
карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

III. Содержание учебного предмета
I. Начальный этап. Теоретические основы организации проектной
деятельности. (5ч)
Сущность и назначение проекта. Выбор предметной области. Выбор
темы, согласование ее с руководителем, обоснование ее актуальности.
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение
возникших идей, постановка проблемы, определение предмета и объекта
исследования. Структура содержания.
Введение. Определение цели и задач проекта, создание дневника
проекта. Правила оформления проектной работы.
II. Основной этап. Подготовка текста пояснительной записки и продукта
деятельности (24ч)
Назначение пояснительной записки. Структура пояснительной записки.
Исходные данные ВПР. Введение (объект, предмет, цель, задачи, методы,
актуальность). Основная часть (теоретическая основа, практическая часть).
Виды результата (продукта) проектной деятельности. Письменная работа.
6

Творческая работа. Материальный объект. Информационные материалы.
Создание мультимедийной презентации. Создание и редактирование графики
и фото. Создание и редактирование видео. Создание музыкальных и звуковых
объектов.
Создание информационных публикаций. Формы и виды публикаций.
Отбор и систематизация нужной информации. Создание и редактирование
электронных таблиц. Использование программных средств для построения
диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов. Создание вебстраниц и сайтов.
Поиск и анализ информации. Интернет-источники: электронные
библиотеки, электронные версии журналов и газет, тематические базы
данных, энциклопедии, справочники, поисковые системы. Информационная
безопасность.
Обработка и визуализация данных. Моделирование, проектирование.
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего
вывода. Обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного
продукта.
Заключение. Список используемой литературы, ресурсов. Приложения.
III. Завершающий этап. Подготовка к защите. (5ч)
Оформление проектной работы. Способы представления продукта.
Стендовая защита. Подготовка тезисов доклада для презентации и защиты.
Правила создания и оформления презентации к докладу. Культура
выступления. Ведение дискуссии.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Темы
Начальный этап. Теоретические основы
организации проектной деятельности.
1.Гражданское воспитание
5.Популяризация научных знаний среди детей

Кол-во
часов
5

Основные виды деятельности
обучающихся
Знать и понимать назначение проектной
работы.
Уметь выбирать предметную область,
тему для создания проекта. Уметь
обосновывать актуальность проекта.
Научиться
определять
проблему
проекта, предмет и объект своей
проектной работы.
Научиться структурировать идеи и
формировать содержание проекта.
Научиться
постановке
цели
и
7

формулировке задач проекта,
правила оформления проекта.
Основной этап. Подготовка текста
пояснительной записки и продукта
деятельности.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей
на основе российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
5.Популяризация научных знаний среди детей
7.Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение
8. Экологическое воспитание

24

знать

Понимать назначение пояснительной
записки, знать ее структуру.
Знать содержание введения, понимать
назначение элементов введения.
Понимать разницу между теоретической
и практической главами основной части.
Знать и уметь классифицировать
продукты проектной деятельности.
Знать особенности письменной работы и
классифицировать творческие проекты.
Знать понятие материального объекта,
уметь классифицировать материальные
объекты. Знать особенности понятия
информационных материалов.
Иметь
навыки
создания
мультимедийной презентации, знать
особенности подачи материала в
презентации.
Научиться создавать и редактировать
объекты графики и фото, уметь
применять
знания
для
усовершенствования проектной работы.
Научиться создавать и редактировать
видео материалы.
Уметь работать с аудио файлами.
Знать особенности создания публикаций
и применять знания для работы над
проектом.
Классифицировать формы и виды
публикаций.
Самостоятельно
вести
отбор
и
систематизировать информацию по теме
исследования.
Научится создавать и редактировать
электронные таблицы, применять на
практике.
Научиться работать с графическими
объектами, знать особенности каждого
графического объекта.
Уметь создавать самостоятельно вебстраницы и сайты в сети интернет для
качественного выполнения проекта.
Учиться самостоятельно находить и
анализировать
информацию
для
проектной работы.
Научиться самостоятельно работать с
интернет-источниками,
находить
нужную информацию для проекта.
Уметь
различать
информацию
в
интернете, отбирать для работы только
8

проверенную и безопасную.
Самостоятельно
обрабатывать
имеющиеся
материалы
проектной
работы.
Умение самостоятельно смоделировать
конечный результат проекта.
Научиться формулировать выводы по
теме проекта, применяя научные
термины.
Научиться планировать общие способы
обсуждения и подготовки материалов
для выполнения конечного продукта.
Знать и на практике применять знания
оформления
заключения,
списка
используемой литературы, ресурсов,
приложений.
Завершающий этап. Подготовка к защите.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей
на основе российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
5.Популяризация научных знаний среди детей
7.Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение
8. Экологическое воспитание

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей обществоведческих
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23.08.2024 г № 1
М.Ю. Ефремова

5

Знать правила оформления проектной
работы,
применять
знания
для
заключительного
редактирования
проекта.
Научиться построению тезисов доклада
во время стендовой защиты проекта.
Научиться составлять тезисы, опираясь
на содержание работы.
Знать и применять правила создания и
оформления презентации к докладу.
Знать и применять правила ведения
дискуссии на защите проекта.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
И.М.Ястребова
от 26.08.24 г.

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.