МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
__________________ М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
среднее общее образование 10-11 класс
Количество часов 102
Учитель Черненко Ольга Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 года N 413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования" (с дополнениями и
изменениями);
- Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета
от 31 августа 2021 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями).
-
2024 – 2025 учебный год
I. Пояснительная записка
Цель курса:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления обществоведческого опыта, активно и творчески применяющего
обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
овладение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
овладение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
Место в учебном плане.
Курс «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию» изучается на ступени среднего
общего образования на в 10-11 классе в объёме 102 часов (10 кл -1 час в
неделю, 11 кл - 2ч в неделю).
Таблица распределения часов
2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема
10 класс
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в
данном учебном году.
Тема 1. Возникновение общества и государства. Подходы
к изучению общества
Тема 2. Современное общество
Тема 3. Человек в системе общественных отношений
Тема 4. Социальные отношения
Тема 5. Человек как творец и творение культуры
Тема 6. Общество и личность
11 класс
Тема 7. Экономические основы общества
Тема 8. Политические основы общества
Тема 9. Правовые основы общества
Тема 10. Практические занятия
Тема 11. Решение заданий второй части
Итого
Количество
часов
2
6
5
6
5
5
5
12
10
14
8
24
102
II.Планируемые результаты изучения учебного предмета
10 класс
Личностные:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
3
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Предметные
-
10 класс
Учащиеся научатся:
выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
5
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли
образования и самообразования в жизни человека.
- характеризовать
общество
как
целостную
развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем;
- выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников
о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической
группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка
труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,
различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,
приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
6
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать
факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль
семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность
и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми
с позиций толерантности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов
в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и
природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами
разрешения социальных конфликтов;
7
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к
различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
оценивать роль толерантности в современном мире;
- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях
развития семьи в современном обществе;
- выявлять существенные параметры демографической ситуации в
России на основе анализа данных переписи населения в Российской
Федерации, давать им оценку;
- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения,
объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления
отклоняющегося поведения;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и
в России;
11 класс
Личностные:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
8
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
-
-
-
-
-
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
9
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Предметные
-
-
-
11 класс
Учащиеся научатся:
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и
факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры
действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки
зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
10
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую
жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП
(валовой внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
- выделять субъектов политической деятельности и объекты
политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и
целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
- различать типы политических режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать
мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных
систем;
- формулировать
суждение
о
значении
многопартийности
и
идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике;
- сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
11
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
- различать понятия «права человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства,
правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами
своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся
от выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых
решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения
трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК
РФ, АПК РФ, УПК РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять и формулировать характерные особенности рыночных
структур;
- выявлять противоречия рынка;
- раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
- обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
12
-
-
-
-
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей
работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка
труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства
и национальных экономик; давать оценку противоречивым
последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития
России;
находить, анализировать информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и
значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического
процесса;
действовать в пределах правовых норм для успешного решения
жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их
функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и
гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,
общества и государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
13
- характеризовать
основные
направления
деятельности
государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать
роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
III. Содержание учебного материала
10 класс (34 часа)
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном
учебном году. 2 ч
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по
обществознанию Федерального института педагогических измерений.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию. Типичные
ошибки последних двух лет.
Тема 1. Возникновение общества и государства. Подходы к изучению
общества. 6ч
Системное строение общества, элементы, подсистемы.Познание
окружающего мира. Типология обществ. Цивилизация и общество. Проблемы
цивилизационного и формационного подходов к изучению истории и
общества. Практикум по теме«Возникновение общества и государства.
Подходы к изучению общества»
Тема 2. Современное общество. 5 ч
Современное общество. Модернизация. Глобализация человеческого
общества. Мировая система. Основные проблемы и тенденции развития
современного общества. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов
XXI в.Практикум по теме «Современное общество»
Тема 3. Человек в системе общественных отношений. 6ч
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивидуума.
Социальная стратификация. Социальная мобильность. Конфликт и протестное
движение. Отклоняющееся и противоправное поведение. Проблемы и
противоречия в поведении человека в обществе. Ценности и нормы.
Общественная значимость и личный смысл образования.Практикум по теме
«Человек в системе общественных отношений»
Тема 4. Социальные отношения. 5ч
Социальные группы, стратификация, конфликты. Социальный статус.
Социальная роль. Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодежь
как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Этнические
общности. Социальные группы. Социальная мобильность и ее виды.
Отклоняющееся поведение. Этнические общности. Межнациональные
14
отношения, конфликты, пути их разрешения.Практикум по теме «Социальные
отношения»
Тема 5. Человек как творец и творение культуры. 5 ч
Понятие культуры и ее многообразие. Этическая основа культуры.
Нравственное и моральное поведение. Нравственные категории добродетели.
Счастье,
удовольствие,
гедонизм.
Справедливость
и
равенство.
Проблемыдуховной жизни человека и общества.Практикум по теме «Человек
как творец и творение культуры»
Тема 6. Общество и личность. 5 ч
Структура человеческой психики. Элементы человеческой психики и
сознания. Влияние общества, семьи на личность. Проблемы социализации
человека.Практикум по теме «Общество и личность»
11 класс (68 часа)
Тема 7. Экономические основы общества. 12 ч
Законы экономического развития. Связь экономики и общества.
Рыночное общество. Многообразие рынков. Измерители экономической
деятельности.
Экономический цикл и рост. Эволюция капитализма.
Отношения между трудом и капиталом. Разделение труда и специализация.
Рыночная экономика в условиях современной России. Производитель на
рынке. Предпринимательство и бизнес. Инфраструктура рыночной экономики.
Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Государственный
долг.
Денежно-кредитная
политика.
Налоговая
политика.
Предпринимательство и бизнес в современной России. Рынок труда и
безработица.Практикум по теме «Экономические основы общества».
Тема 8. Политические основы общества. 10 ч
Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции.
Сущность и организация, функции государства. Формы государства.
Государственный аппарат. Местное самоуправление. Модели политической
системы современного общества. Типология политических режимов. Условия
политической жизни. Формы управления политической жизнью и механизмы
участия граждан. Субъекты политической жизни. Политическая элита,
политические партии. Избирательный процесс. Гражданское общество.
Правовое государство. Политическое участие. Гражданство и основания его
приобретения. Практикум по теме «Политические основы общества».
Тема 9. Правовые основы общества. 14 ч
Происхождение права, его формы, структура. Источники права.
Правовые акты. Правонарушения. Правосудие в современной России.
Юридическая ответственность. Частное право. Публичное право. Отрасли
15
российского права. Право и дееспособность. Гражданское, уголовное,
трудовое, конституционное, семейное, административное право. Поведение
человека в правовой сфере. Федерация и ее субъекты. Состав федерации и
принцип федерализма. Конституционный статус субъектов. Основы
разграничения полномочий между органами государственной власти
федерации и субъектами. Ветви власти. Система органов государственной
власти. Госаппарат. Виды органов государства. Полномочия Президента,
Парламента, местной власти. Правоохранительные органы. Правовая
культура. Правовое сознание. Конституция РФ и конституционные права
граждан. Прямая и представительная демократия. Референдум. Избирательные
системы. Практикум по теме «Правовые основы общества».
Тема 10. Практические занятия. 8ч
Решение демоверсий. Работа с источниками социальной информации.
Критическое осмысливание актуальной информации, формирование на этой
основе собственных заключений, суждений (написание рефератов, и их
защита). Решение практических задач отражающих типичные ситуации.
Освоение типичных социальных ролей через участие в играх на
практических занятиях. Аргументированная защита своей позиции,
оппонирование иному мнению.
Тема 11. Решение заданий второй части. 24ч
Задание 17. Умение находить, осознанно воспринимать и точно
воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте.
Задание 18. Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук,
умение различать существенные и несущественные признаки ключевых
обществоведческих понятий, объяснять существующие между ними связи.
Задание 19. Применение полученных знаний, в том числе выявление
связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и
т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные
обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный
опыт.
Задание 20. Использование информации из текста и контекстных
обществоведческих
знаний
в
другой
познавательной
ситуации,
самостоятельное
формулирование
и
аргументацию
оценочных,
прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание
21.
Анализ
рисунка
(графического
изображения,
иллюстрирующего изменение спроса/ предложения).
Задание 22 . Анализ представленной информации, в том числе
статистической и графической, объяснения связи социальных объектов,
процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных,
прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
16
Задание 23. Знание и понимание ценностей, закреплённых
Конституцией Российской Федерации.
Задание 24–25 . Составление плана развёрнутого ответа по конкретной
теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных
теоретических положений общественных наук для объяснения и
конкретизации примерами различных социальных явлений.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Темы
Введение. Особенности ЕГЭ по
обществознанию в данном учебном
году.
Популяризация научных знаний среди
детей.
Тема 1. Возникновение общества и
государства. Подходы к изучению
общества.
Гражданское воспитание.
Патриотическое воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Популяризация научных
знаний среди детей.
Тема 2. Современное общество
Гражданское воспитание. Духовное и
нравственное воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Популяризация научных
знаний среди детей.
Тема 3. Человек в системе
общественных отношений.
Гражданское воспитание.
Колво
часов
Основные виды деятельности обучающихся
10 класс
2
Уметь применять знания в организационнометодической подготовке к ЕГЭ. Знать
особенности типовых заданий.
Знать особенности типичных
ошибок в
решении типовых заданий.
6
Классифицировать
элементы
общества.
Различать методы познания окружающего мира.
Классифицировать
типы
обществ,
анализировать взаимосвязь понятие «общества»
и «цивилизации».
Находить общие и особенные черты в
цивилизационном и формационном подходах.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
5
Систематизировать социальную информацию,
устанавливать связи в целостной картине
общества
(его
структурных
элементов,
процессов, понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).
Выявлять,
опираясь
на
теоретические
положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
6
Выделять критерии социальной стратификации;
различать виды социальной мобильности,
конкретизировать примерами.
17
Патриотическое воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Духовное и нравственное
воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Популяризация научных знаний среди
детей.
Тема 4. Социальные отношения.
Гражданское воспитание. Духовное и
нравственное воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Популяризация научных
знаний среди детей.
5
Тема 5. Человек как творец и творение
культуры.
.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей.
Популяризация научных знаний среди
детей.
5
Тема 6. Общество и личность.
Гражданское воспитание.
Патриотическое воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Популяризация научных
знаний среди детей.
5
Различать позитивные и негативные девиации,
раскрывать
на
примерах
последствия
отклоняющегося поведения для человека и
общества.
Определять и оценивать возможную модель
собственного поведения в конкретной ситуации
с точки зрения социальных норм.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
Классифицировать социальные статусы и роли.
Знать виды социальных норм.
Выделять
особенности
молодежи
как
социально-демографической
группы,
раскрывать на примерах социальные роли
юношества. Оценивать собственные отношения
и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Различать позитивные и негативные девиации,
раскрывать
на
примерах
последствия
отклоняющегося поведения для человека и
общества.
Выделять
причины
и
последствия
этносоциальных
конфликтов,
приводить
примеры способов их разрешения.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
Распознавать формы культуры по их признакам,
иллюстрировать их примерами;различать виды
искусства.
Соотносить поступки и отношения с принятыми
нормами морали.
Выделять особенности духовной жизни
человека и общества.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
Выделять особенности человеческой психики и
сознания.
Выявлять роль агентов социализации на
основных этапах социализации индивида.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
11 класс
18
Тема 7. Экономические основы
общества.
Гражданское воспитание.
Популяризация научных знаний среди
детей.
12
Тема 8. Политические основы общества.
Гражданское воспитание.
Патриотическое воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Духовное и нравственное
воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Популяризация научных знаний среди
детей.
10
Тема 9. Правовые основы общества.
Гражданское воспитание.
Патриотическое воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Духовное и нравственное
воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Популяризация научных знаний среди
детей.
14
Тема 10. Практические занятия.
8
Извлекать
информацию
из
различных
источников
для
анализа
тенденций
общемирового
экономического
развития,
экономического развития России.
Высказывать аргументированные суждения о
рынке и рыночных отношениях. Давать оценку
денежно-кредитной и налоговой политике
государства.
Характеризовать
особенности
современного российского бизнеса.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
Самостоятельно давать аргументированную
оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров.
Характеризовать особенности политического
процесса в России.
Анализировать
основные
тенденции
современного политического процесса.
Находить, анализировать информацию о
формировании
правового
государства
и
гражданского
общества
в
Российской
Федерации, выделять проблемы.
Выделять основные этапы избирательной
кампании.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
Действовать в пределах правовых норм для
успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений.
Перечислять участников законотворческого
процесса и раскрывать их функции.
Характеризовать
основные
направления
деятельности государственных органов.
Выявлять общественную опасность коррупции
для гражданина, общества и государства.
Применять знание основных норм права в
ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений.
Оценивать происходящие события и поведение
людей с точки зрения соответствия закону.
Уметь систематизировать учебный материал.
Применять полученные знания в ходе решения
типовых вариантов по изученной теме.
Уметь выделять основную мысль источника
информации.
19
Гражданское воспитание.
Популяризация научных знаний среди
детей.
Тема 11. Решение заданий второй части.
24
Гражданское воспитание.
Патриотическое воспитание детей на
основе российских традиционных
ценностей. Духовное и нравственное
воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Популяризация научных знаний среди
детей.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей обществоведческих
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23.08.2024 г № 1
________ М.Ю. Ефремова
Уметь
структурировать
и
осмыслять
полученную информацию.
Знать и применять алгоритм решения
практических задач.
Применять
на
практике
полученные
теоретические знания.
Умение выделять главную мысль и позицию
автора и сформулировать ответ на вопрос.
Классифицировать
характер
заданий
и
применять на практике полученные навыки.
Знать и уметь грамотно раскрывать признаки
явлений и объектов.
Знать
и
применять
определения
обществоведческих явлений и процессов.
Применять на практике полученные знания.
Уметь грамотно составлять развернутый план,
применяя теоретические знания.
Уметь грамотно составлять развернутый план,
применяя теоретические знания.
Знать структуру написания доклада по
обществознанию.
Уметь выделять и осмыслять проблему доклада.
Применять в написании доклада теоретические
знания, уметь правильно подобрать понятийный
аппарат.
Структурировать свои суждения по теме
высказывания.
Научиться аргументировать свои суждения.
Грамотно применять схемы-связки.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
________ И.М.Ястребова
от 26.08.24 г.
20