МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
__________________М.М.Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
МУЗЫКЕ
Основное общее образование 8 класс
Количество часов 34
Учитель
Бебешко Светлана Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями в редакции 2020 года);
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5, с дополнениями и
изменениями в редакции 2020 года);
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утверждённой решением педагогического совета от 30
августа 2024 г. протокол № 1; (с дополнениями и изменениями);
- учебно-методического комплекта
Г.П.Сергеевой. Москва. Просвещение.
«Музыка»
2024-2025 учебный год
5-8
классы,
автора
1. Пояснительная записка
В
данной
программе
нашли
отражение
изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных
организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и
новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а
также способности к сопереживанию произведениям искусства через
различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному
наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах
музыкальной деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во
взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия
музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Место в учебном плане. В учебном плане основной школы МАОУ
СОШ №18 с УИОП рабочая программа по музыке рассчитана на 8 класс в
количестве - 34 часов (по 1 часу в неделю).
2
Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
№
Содержание программы
ООП
УМК
Зарубежная музыка от
1. эпохи Средневековья до Классика и современность
рубежа XIX – XX вв.
Значение музыки в жизни Традиции и новаторство в
2.
человека.
музыке
Итого
Количество часов
Рабочая программа
8
кл.
17
17
34
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
в 8 классе:
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей
жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных
мероприятий.
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
3
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4) эстетическое воспитание:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе,
людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации
и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
8) экологическое воспитание:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся, а познавательной и
практической деятельности учащихся;
в 8 классе:
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно – коммуникационных технологий;
— стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают;
в 8 классе:
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально – учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально – творческих задач.
обучающийся научится:
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
- зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
4
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
обучающийся получит возможность научиться:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
2. Содержание учебного предмета музыка
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе
основного общего образования представлено следующими содержательными
линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX
вв. (17 часов) Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного
музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов.
5
Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки.
Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Значение музыки в жизни человека. (17 часов) Воздействие музыки
на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития
музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных
образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека,
общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной
культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на
распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность,
интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Направления проектной деятельности:
8 класс. Темы проектов: «История Отечества в музыкальных
памятниках», «Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической
музыки», «Музыка и религия: обретение вечного», «Музыка мира: диалог
культур», «Композиторы «читают » литературную классику», «Современная
популярная музыка: любимые исполнители», «Музыка в моей семье»,
«Народные праздники в нашем городе», «Музыкальные инструменты моей
малой родины», «Песни, которые пели бабушки и дедушки», «Культурные
центры нашего города», «Мои любимые музыкальные фильмы».
Учебный контроль.
Викторины по музыке в 8 классе проводятся по итогам пройденного
материала для выявления динамики полученных знаний по предмету за 1-4
четверть, творческие и исследовательские проекты по полугодиям по
программе Е.Д.Критской.
Четверть
Викторина
1
1
Творческие
и
исследовательские
проекты
2
1
3
1
1
4
1
1
3. Тематическое планирование
Содержание программы
ООП
УМК
Класс 8 (34 часа)
Кол-во
Основные виды деятельности
часов
обучающихся
6
Классика и современность (17 часов)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание, 8.
Экологическое воспитание
Современная
Классика в
17
Понимать значение классической
музыка
нашей жизни (1
музыки в жизни людей, общества.
религиозной
ч).
Знакомиться
с
классическим
традиции.
В музыкальном
музыкальным наследием в процессе
Выдающиеся
театре. Опера.
самообразования,
внеурочной
отечественные и
Опера «Князь
музыкальной деятельности, семейного
зарубежные
Игорь». Русская
досуга.
композиторы,
эпическая опера.
Понимать закономерности и приёмы
исполнители,
Ария князя Игоря.
развития
музыки,
особенности
ансамбли и
Портрет половцев.
музыкальной драматургии оперного
музыкальные
«Плач Ярославны»
спектакля; выявлять в процессе
коллективы.
(2 ч).
интонационно-образного
анализа
Классика в
В музыкальном
взаимозависимость и взаимодействие
современной
театре. Балет.
происходящих в нём явлений и
обработке.
Балет
событий. Устанавливать причинноЭлектронная
«Ярославна».
следственные
связи,
делать
музыка.
Вступление. «Стон
умозаключения, выводы и обобщать.
Синтетические
Русской земли».
Распознавать
национальную
жанры музыки
«Первая битва с
принадлежность
произведений,
(симфония-сюита, половцами».
выявлять
единство
родного,
концерт,
«Плач
национального
и
общезначимого,
симфония,
Ярославны».
общечеловеческого.
симфония-действо «Молитва» (1 ч).
Находить
и
классифицировать
и др.). Обобщение В музыкальном
информацию о музыке, её создателях и
представлений
театре. Мюзикл.
исполнителях,
критически
её
школьников о
Рок - опера.
оценивать.
различных
Человек есть
Определять понятия, устанавливать
исполнительских
тайна. Рок-опера
аналогии, классифицировать жанры,
составах (пение:
«Преступление и
самостоятельно выбирать основания и
соло, дуэт, трио,
наказание».
критерии для классификации.
квартет, ансамбль, Мюзикл «Ромео и
Осознавать
духовно-нравственную
хор;
Джульетта: от
ценность
шедевров
русской
и
аккомпанемент, a
ненависти до
зарубежной музыкальной классики и её
capella; певческие любви» (4 ч).
значение для развития мировой
голоса: сопрано,
Музыка к
музыкальной культуры.
меццо-сопрано,
драматическому
Совершенствовать умения и навыки
альт, тенор,
спектаклю.
музицирования
(коллективного,
баритон, бас;
«Ромео и
ансамблевого, сольного).
хоры: народный,
Джульетта».
Идентифицировать
термины
и
академический;
Музыкальные
понятия музыки с художественным
музыкальные
зарисовки для
языком других искусств в процессе
инструменты:
большого
интонационно-образного и жанроводуховые,
симфонического
стилевого
анализа
фрагментов
струнные,
оркестра. Музыка
симфоний.
ударные,
Э. Грига к драме
Использовать
информационносовременные
Г. Ибсена «Пер
коммуникационные технологии (вести
электронные;
Гюнт». «Гогольпоиск информации о симфониях и их
виды оркестра:
сюита». Из
создателях в Интернете, переписывать
симфонический,
музыки к
(скачивать) полюбившиеся фрагменты
7
духовой,
камерный, оркестр
народных
инструментов,
эстрадноджазовый
оркестр).
Всемирные
центры
музыкальной
культуры и
музыкального
образования.
Информационнокоммуникационны
е технологии в
музыкальном
искусстве.
Панорама
современной
музыкальной
жизни в России и
за рубежом.
спектаклю
с
целью
пополнения
домашней
«Ревизская сказфонотеки и подготовки проекта «Есть
ка». Образы
ли у симфонии будущее?»).
«Гоголь-сюиты»
Участвовать
в
дискуссиях,
(4 ч).
размышлениях о музыке и музыкантах,
Музыка в кино.
выражать
своё
отношение
в
Ты отправишься в
письменных
высказываниях.
путь, чтобы
Расширять
представления
об
зажечь день...
ассоциативно-образных связях музыки
Музыка к фильму
с другими видами искусства.
«Властелин
Раскрывать драматургию развития
колец» (1 ч). В
музыкальных образов симфонической
концертном зале.
музыки на основе формы сонатного
Симфония:
allegro.
Воспринимать
контраст
прошлое и
образных
сфер
как
принцип
настоящее.
драматургического
развития
в
Симфония № 8
симфонии.
(«Неоконченная»)
Рассуждать о содержании симфоний
Ф. Шуберта.
разных композиторов.
Симфония № 5 П.
Вести дискуссию, осуществлять поиск
Чайковского.
ответов на проблемные вопросы,
Симфония № 1
используя интернет-ресурсы
(«Классическая»)
С. Прокофьева.
Музыка — это
огромный мир,
окружающий
человека... (3 ч).
Обобщающий
урок (1 ч).
Традиции и новаторство в музыке (17 часов)
Основные направления воспитательной деятельности: 4. Эстетическое
воспитание,3. Духовно – нравственное воспитание
Воздействие
Музыканты —
17
Размышлять
о
традициях
и
музыки
на извечные маги. И
новаторстве в произведениях разных
человека, её роль в снова в
жанров и стилей. Оперировать
человеческом
музыкальном
терминами и понятиями музыкального
обществе.
театре… Опера
искусства.
Музыкальное
«Порги и Бесс»
Расширять представления об оперном
искусство
как (фрагменты). Дж.
искусстве зарубежных композиторов.
воплощение
Гершвин. Развитие
Выявлять особенности драматургии
жизненной
традиций
классической оперы.
красоты
и оперного
Проявлять
стремление
к
жизненной
спектакля (2 ч).
продуктивному
общению
со
правды.
Опера «Кармен»
сверстниками,
учителями;
уметь
Преобразующая
(фрагменты). Ж.
аргументировать
(в
устной
и
сила музыки как Бизе. Портреты
письменной речи) собственную точку
вида
искусства. великих
зрения, принимать (или опровергать)
Противоречие как исполнителей.
мнение собеседника, участвовать в
источник
Елена Образцова
дискуссиях,
спорах
по
поводу
непрерывного
(3 ч). Балет
различных явлений в музыке и других
развития музыки и «Кармен-сюита»
видах
искусства.
Понимать
8
жизни.
Разнообразие
функций
музыкального
искусства в жизни
человека,
общества.
Влияние средств
массовой
информации,
центров
музыкальной
культуры
(концертные залы,
фольклорные
объединения,
музеи)
на
распространение
традиций
и
инноваций
музыкального
искусства.
Всеобщность,
интернационально
сть музыкального
языка.
Музыка
мира как диалог
культур.
Творчество
русских и
зарубежных
композиторов
XX—XXI вв.
Стиль как
отражение
мироощущения
композитора.
Стилевое
многообразие
музыки XX—XXI
вв.
(импрессионизм,
неофольклоризм,
неоклассицизм и
др.).
(фрагменты). Р.
Щедрин.
Портреты великих
исполнителей.
Майя Плисецкая
(3 ч).
Современный
музыкальный
театр. Великие
мюзиклы мира.
Классика в
современной
обработке (2 ч). В
концертном зале.
Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты). Д.
Шостакович.
Литературные
страницы.
«Письмо к Богу»
неизвестного
солдата (3 ч).
Музыка в
храмовом синтезе
искусств.
Литературные
страницы. Стихи
русских поэтов.
Галерея
религиозных
образов.
Неизвестный
Свиридов. «О
России петь — что
стремиться в
храм…» Запевка,
слова И.
Северянина.
Хоровой цикл
«Песнопения и
молитвы»
(фрагменты). Г.
Свиридов. Свет
фресок Дионисия
— миру («Фрески
Дионисия». Р.
Щедрин).
Музыкальные
завещания
потомкам
(«Гейлигенштадтс
художественный язык, особенности
современной музыкальной драматургии
как новаторского способа подачи
литературных сюжетов.
Анализировать
особенности
интерпретации
произведений
различных жанров и стилей. Оценивать
современные
исполнительские
интерпретации классической музыки с
духовно-нравственных и эстетических
позиций; видеть границы между
новаторскими
тенденциями,
развивающими
традиции
и
разрушающими их. Эмоционально и
осознанно воспринимать образное
содержание и особенности развития
музыкального
материала
инструментально
симфонической
музыки.
Устанавливать
ассоциативнообразные связи явлений жизни и
искусства
на
основе
анализа
музыкальных образов.
Выражать личностное отношение,
уважение к прошлому и настоящему
страны, воссозданному в разных видах
искусства. Уважительно относиться к
религиозным
чувствам,
взглядам
людей; осознавать значение религии в
развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества и
российской
государственности.
Самостоятельно
осуществлять
музыкально-практическую, творческую
деятельность:
пение,
игра
на
музыкальных инструментах, включая
синтезатор,
пластическое
интонирование,
музыкальноритмические движения, свободное
дирижировании, инсценировка песен и
фрагментов музыкальных спектаклей,
программных сочинений.
Общаться
и
сотрудничать
со
сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в
процессе музыкально-образовательной,
общественно
полезной,
исследовательской и других видов
деятельности.
Понимать свою ответственность за
достижение общего художественноэстетического результата.
9
кое завещание Л.
Бетховена». Р.
Щедрин) (4 ч).
Исследовательск
ий проект (вне
сетки часов).
Вместо
заключения. Пусть
музыка звучи.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей общетехнических
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23 августа 2024 года № 1
__________/ С.А.Бебешко/
Участвовать
в
концертных
представлениях для одноклассников и
родителей, в подготовке и защите
исследовательских проектов.
Активно применять информационнокоммуникационные технологии в целях
самообразования
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
___________ Ю.Н. Чайченко
26 августа 2024 года
10