МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического
объединения учителей
математики
заместитель директора
по УР
Решением педагогического
совета
________________________ МАОУ СОШ №18 с УИОП
МАОУ СОШ №18 с УИОП
Ястребова И.М. ________________________
протокол №1
________________________
Татаренко М.М.
от «26» августа 2024 г.
протокол
№1
Любченко Л.А.
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «23» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Практикум по геометрии»
для обучающихся 8 классов
г. Армавир 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ»
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
Рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной
основной образовательной программы основного общего образования (сайт
www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт
www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-0113-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и
календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена
для обучающихся 8 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Данный элективный курс реализуется независимо от УМК по геометрии,
по которому ведется преподавание в образовательной организации.
Цель элективного курса:
- создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по
геометрии на базовом уровне.
Задачи элективного курса:
- расширение кругозора, повышение мотивации обучающихся к изучению
геометрии;
- создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических
задач;
- развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать факты;
- обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся;
- совершенствование практических навыков, математической культуры
обучающихся;
- применение геометрического аппарата для решения разнообразных
математических задач.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОМЕТРИИ»
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
«ПРАКТИКУМ
ПО
Раздел 1. Углы. Треугольники (14 часов)
Величина угла. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы.
Признаки и свойства параллельных прямых. Углы при параллельных прямых
и секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Биссектриса, высота, медиана треугольника. Равнобедренный треугольник.
Равносторонний треугольник. Признаки равенства треугольников.
Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Средняя линия
треугольника. Неравенство треугольника. Треугольники на клетчатой бумаге.
Раздел 2. Многоугольники (8 часов)
Многоугольник, его элементы и его свойства. Сумма углов выпуклого
многоугольника. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник,
квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки
параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Средняя линия трапеции.
Четырехугольники на клетчатой бумаге.
Раздел 3. Окружность. Круг (12 часов)
Окружность, круг, их элементы и свойства. Касательная и секущая к
окружности, их свойства. Хорды и дуги. Центральные углы. Вписанные углы.
Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников,
правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности «Практикум по геометрии» в
8 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы
воспитания.
Личностные результаты
Патриотического воспитания и формирования российской
идентичности
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской
математической науки; ценностное отношение к достижениям российских
учёных-математиков.
Приобщения детей к культурному наследию (эстетического
воспитания)
- восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
- формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения
наблюдаемых процессов и явлений.
Экологического воспитания
- ориентация на применение геометрических знаний для решения задач
в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность
при решении математических задач.
Метапредметные результаты
−
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
−
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
−
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
−
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
−
умение понимать и использовать математические средства
наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
−
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать
необходимость их проверки;
−
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
− умение работать с геометрическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи с применением математической
терминологии и символики, использовать различные языки математики,
проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
− овладение навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений;
− овладение геометрическим языком, умение использовать его для
описания предметов окружающего мира, развитие пространственных
представлений и изобретательных умений, приобретение навыков
геометрический построений
− умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать
формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических
фигур;
− умение применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера;
− находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения,
градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и
их элементов, равенство фигур;
− оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять
элементарные операции над функциями углов;
− использовать свойства измерения длин, площадей и углов при
решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги
окружности, градусной меры угла;
− вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы,
используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы
площадей фигур;
− вычислять
площади
треугольников,
прямоугольников,
параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
− вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
− решать практические задачи, связанные с нахождением
геометрических величин, используя при необходимости справочники и
технические средства.
Обучающийся научится:
− оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
− извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную
на чертежах в явном виде;
− применять для решения задач геометрические факты, если условия их
применения заданы в явной форме;
− решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам
или алгоритмам;
− оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные
фигуры,
равенство
треугольников,
параллельность
прямых,
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр,
наклонная, проекция;
− выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
− применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях,
когда все данные имеются в условии;
− применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших
случаях;
− изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки
и с помощью инструментов;
− выбирать подходящий изученный метод для решения изученных
типов математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
− использовать свойства геометрических фигур для решения типовых
задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания;
− использовать отношения для решения простейших задач,
возникающих в реальной жизни;
− вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях,
площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях
в повседневной жизни;
− выполнять простейшие построения на местности, необходимые в
реальной жизни.
Обучающийся получит возможность:
−
овладеть методами решения задач на вычисления и
доказательства: методом от противного, методом подобия, методом
перебора вариантов;
−
приобрести
опыт
применения
алгебраического
и
тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
−
вычислять площади фигур, составленных из двух или более
прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
−
вычислять площади многоугольников, используя отношения
равновеликости и равносоставленности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
1
Углы. Треугольники
14
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpro.ru
2
Многоугольники
8
3
Окружность. Круг
12
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpr
o.ru
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpr
o.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Белай Е.Н.,Барышенский Д.С. и др. «Практикум по геометрии 8 класс»,
ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru