МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического
объединения учителей
математики
заместитель директора
по УР
Решением педагогического
совета
________________________ МАОУ СОШ №18 с УИОП
МАОУ СОШ №18 с УИОП
Ястребова И.М. ________________________
протокол №1
________________________
Татаренко М.М.
от «26» августа 2024 г.
протокол
№1
Любченко Л.А.
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «23» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Практикум по геометрии»
для обучающихся 9 классов
г. Армавир 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ»
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по геометрии»
для 9-х классов разработана на основе учебных пособий «Практикум по
геометрии 9 класс», авторы-составители Белай Е.Н.,Барышенский Д.С. и др.
ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования.
В
соответствии
со
следующими
инструктивными и методическими документами:
нормативно-правовыми,
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897, с изменениями и дополнениями (далее - ФГОС основного
общего образования);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.06.2020г. №845,
Минпросвещения России от 30.06.2020г. 369 «Об утверждении Порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
(письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»);
- Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 г. №ВБ-976/4 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных технологий»;
- Письмом Министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 14.07.2017 г. № 47-13567/17-11 «Об организации
внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского
края».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
«ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ»
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: создание условий для формирования устойчивых знаний
обучающихся по геометрии на базовом уровне.
Задачи:
- расширение кругозора, повышение мотивации обучающихся к
изучению геометрии;
- создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении
геометрических задач;
- развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать факты;
- обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся;
- совершенствование практических навыков, математической культуры
обучающихся;
- применение геометрического аппарата для решения разнообразных
математических задач.
МЕСТО
И
РОЛЬ
УЧЕБНОГО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа
разработана
с
учетом
преемственности
профориентационных задач при переходе обучающихся 9 классов с одной
ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). Программа
учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 34
часа (ежегодно): 9 класс- 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
«ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ»
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс
Раздел 1. Углы (7 часов)
Угол. Величина угла. Градусная мера угла. Биссектриса угла. Смежные
и вертикальные углы. Углы, образованные параллельными прямыми и
секущей. Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.
Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем
треугольниках. Углы, связанные с окружностью. Углы в четырехугольниках.
Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата,
трапеции.
Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (17
часов)
Высота, медиана, биссектриса, серединный перпендикуляр, средняя
линия треугольника. Признаки равенства треугольников, в том числе и
прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе,
прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки и
прямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к окружности.
Хорда, радиус и диаметр окружности. Вписанные и описанные окружности
для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.
Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике.
Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного
треугольника. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.
Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30⸰, 45⸰, 60⸰. Вычисление
элементов
треугольников
с
использованием
тригонометрических
соотношений. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге.
Раздел 3. Площади фигур (10 часов)
Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение
площадей. Сравнение и вычисление площадей. Площадь параллелограмма.
Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь
трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Площадь круга
и его частей. Площади фигур, изображенных на клетчатой бумаге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности «Практикум по геометрии» в
9 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы
воспитания.
Личностные результаты
Патриотического воспитания и формирования российской
идентичности
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской
математической науки; ценностное отношение к достижениям российских
учёных-математиков.
Приобщения детей к культурному наследию (эстетического
воспитания)
- восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
- формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения
наблюдаемых процессов и явлений.
Экологического воспитания
- ориентация на применение геометрических знаний для решения задач
в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность
при решении математических задач.
Метапредметные результаты
−
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
−
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
−
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
−
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
−
умение понимать и использовать математические средства
наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
−
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать
необходимость их проверки;
−
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
− умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной
и письменной речи с применением математической терминологии и
символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений;
− овладение навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений;
− овладение геометрическим языком, умение использовать его для
описания предметов окружающего мира, развитие пространственных
представлений и изобретательных умений, приобретение навыков
геометрический построений
− умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать
формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических
фигур;
− умение применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера;
− находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения,
градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и
их элементов, равенство фигур;
− оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять
элементарные операции над функциями углов;
− использовать свойства измерения длин, площадей и углов при
решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги
окружности, градусной меры угла;
− вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы,
используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы
площадей фигур;
− вычислять
площади
треугольников,
прямоугольников,
параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
− вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
− решать практические задачи, связанные с нахождением
геометрических величин, используя при необходимости справочники и
технические средства.
Выпускник научится:
− оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
− извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную
на чертежах в явном виде;
− применять для решения задач геометрические факты, если условия их
применения заданы в явной форме;
− решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам
или алгоритмам;
− оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные
фигуры,
равенство
треугольников,
параллельность
прямых,
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр,
наклонная, проекция;
− выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
− применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях,
когда все данные имеются в условии;
− применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших
случаях;
− изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки
и с помощью инструментов;
− выбирать подходящий изученный метод для решения изученных
типов математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
− использовать свойства геометрических фигур для решения типовых
задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания;
− использовать отношения для решения простейших задач,
возникающих в реальной жизни;
− вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях,
площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях
в повседневной жизни;
− выполнять простейшие построения на местности, необходимые в
реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
− овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:
методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
− приобрести
опыт
применения
алгебраического
и
тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
− вычислять площади фигур, составленных из двух или более
прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
− вычислять площади многоугольников, используя отношения
равновеликости и равносоставленности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
№
Кол-во
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Углы
7
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpro.ru
2
Линии в треугольнике, четырехугольнике и
окружности
Площади
17
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpro.ru
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpro.ru
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
10
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Белай Е.Н.,Барышенский Д.С. и др. «Практикум по геометрии 9 класс»,
ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru