МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
____________________ М.М.Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ
(вариант 7) для 5-9 классов
Количество часов
170
Педагог-психолог Мурая Наталья Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897;
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.
№ 287;
- федеральной образовательной программы основного общего образования утвержденной
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370;
- федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 24 ноября 2022 г. № 1025);
- адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ №18 с УИОП, утверждённой решением педагогического совета от 01 сентября
2023 г. протокол № 1;
2024 – 2025 учебный год
1. Пояснительная записка.
Коррекционная работа является обязательной частью образовательной
деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания
образовательной программы. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их
количественное
соотношение,
содержание
определяется
исходя
из
психофизических особенностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающая
работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и
коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирования произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной
речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении образовательной
программы.
Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и
эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи:
формировать, развивать, совершенствовать и корректировать
познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формировать позитивную учебную мотивацию;
развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие
тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной
самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление
индивидуально-ориентированного
психологопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП ООО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию представлений об окружающем мире и собственных
возможностях.
Целевая группа – обучающиеся 5-9 классов, имеющие трудности в
обучении, в том числе с ОВЗ (задержка психического развития, вариант 7).
Общая характеристика коррекционной работы.
Необходимость создания коррекционной программы для обучающихся с
ЗПР обусловлена, прежде всего, требованиями Российского законодательства, в
части создания специальных условий обучения для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, образовательными стандартами
(ФГОС) и рекомендациями специальной литературы. Ребенок с ЗПР нуждается в
особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности,
требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих
специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Дети с ЗПР особенно
нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт
спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в
развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему.
Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют
способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной
деятельности. Основной принцип организации коррекционно-развивающего
образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное,
умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями
в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и
предметной направленности. Большое значение коррекционные занятия,
представленные в программе, имеют для повышения уровня общего развития
обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования,
работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная
подготовка к восприятию нового учебного материала. Исходным принципом для
определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является
принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной
работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов
комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор
оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия
невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений,
возникающих у детей в процессе образования. Содержание занятий направлено на
развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций,
процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение
отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей
развития ребенка в целом. Коррекционно-развивающая программа способствует
развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать
выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в
развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного
запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию
мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез,
обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование
логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного
мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к
переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического
мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются.
Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся,
развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности.
Данная программа способствует освоению вербальных и невербальных каналов
передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционноразвивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики
интеллектуального и личностного развития детей. Для итогового тестирования в
конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для
использования в образовательной сфере и снабженные нормативными
показателями для соответствующих возрастных групп методики. Коррекционноразвивающая программа имеет непосредственную связь со всеми основными
предметами общего образования.
Основными принципами являются:
– Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
– Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
–
Преемственность.
Принцип
обеспечивает
создание
единого
образовательного пространства при переходе от начального общего образования к
основному общему образованию, способствует достижению личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ
для продолжения образования.
– Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и
(или) психическом развитии.
– Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).
– Принцип обходного пути – формирование новой функциональной
системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
– Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный
психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и
ряда специалистов (учитель, педагог-психолог, социальный педагог).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой регуляции
познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков
общения, формирование адекватной самооценки и оценки окружающих,
улучшение психоэмоционального статуса учащихся.
Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционноразвивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и
реализуется во внеурочное время. Курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы), 1 час в
неделю. Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с задержкой
психического развития. Занятия по программе проводятся в индивидуальной
форме на базе ОУ. Коррекционный курс реализуется в 5 – 9 классах с
периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут. Общий
объём учебного времени составляет в 5-9 классах - 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов:
№
Разделы программы
1
Диагностика познавательной,
эмоционально-личностной и
коммуникативной сферы.
Развитие познавательной сферы и
целенаправленное формирование
высших психических функций
(формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической и мыслительной
деятельности, развития
пространственно-временных
представлений);
Развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция ее недостатков
гармонизация пихоэмоционального
состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля, создание
ситуации успешной деятельности);
Развитие коммуникативной сферы и
социальная интеграции (развитие
способности к эмпатии,
сопереживанию); формирование
продуктивных видов взаимодействия с
окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса
обучающегося в коллективе,
формирование и развитие навыков
социального поведения (формирование
правил и норм поведения в группе,
адекватное понимание социальных
ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения
(развитие произвольной регуляции
деятельности и поведения,
формирование способности к
2
3
4
5
6
7
8
9
Всего
класс класс класс класс класс часов
3
3
3
3
3
15
19
19
19
19
19
95
6
6
6
6
6
30
6
6
6
6
6
30
планированию и контролю).
5
6
Внутри тем
Коррекция устной и письменной
речи. Логопедические упражнения по
развитию навыков устной и
письменной речи.
Ритмика
Итого:
Внутри тем
34
34
34
34
34
170
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
5 КЛАСС
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
-имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания,
-следит за своим внешним видом.
-ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе,
школе, стране.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-воспитание уважения к прошлому и настоящему Отечества;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего
народа;
-усвоение традиционных ценностей российского общества
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- формирование коммуникативной компетентности в общении:
-желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих
партнеров по общению,
- осознание ценности уважительного и заботливого отношение к членам своей
семьи;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению,
-готовности вести диалог с другими людьми
- умеет проявлять вербальное сочувствие при затруднениях и неприятностях.
-проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
-понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений
-имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
-избегает открытых конфликтов.
-правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
-при ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежлив и краток.
-соблюдает нормы речевого этикета,
-проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
-хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
-умеет контролировать импульсивные желания (не трогать чужие предметы без
разрешения):
-умеет сдерживать вербальную агрессию.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
-отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
-стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
5.Популяризация научных знаний среди детей:
-формирование ответственного отношения и мотивации к учению:
-интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности,
-проявляет познавательный интерес и задает вопросы.
-проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
-знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте,
пользуется ими;
-может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения,
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- уважительное отношение к труду и опыт участия в социально значимом труде
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
-проводить наблюдение на основе задания педагога;
-использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации;
-выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
-устанавливать аналогии на изученном материале;
- понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия;
-выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану
действий.
Регулятивные УУД
-ставить цель освоения раздела учебной дисциплины;
-строить алгоритмы реализации учебных действий.
-организовывать свое рабочее место;
-планировать и соблюдать режим работы;
- выполнять подготовку домашних заданий;
-организовывать межличностное взаимодействие
6 КЛАСС
Личностные результаты
2. Гражданское воспитание:
-имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания,
-следит за своим внешним видом.
-ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе,
школе, стране.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-воспитание уважения к прошлому и настоящему Отечества;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего
народа;
-усвоение традиционных ценностей российского общества
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- формирование коммуникативной компетентности в общении:
-желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих
партнеров по общению,
- осознание ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение
к членам своей семьи;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению,
-готовности вести диалог с другими людьми
- овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров
по общению.
- умеет проявлять вербальное сочувствие при затруднениях и неприятностях.
-проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
-понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений
-имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
-избегает открытых конфликтов.
-правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
-при ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежлив и краток.
-соблюдает нормы речевого этикета,
-проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
-хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
-умеет контролировать импульсивные желания (не трогать чужие предметы без
разрешения):
-умеет сдерживать вербальную агрессию.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
- формирование основ практической деятельности эстетического характера.
-отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
-стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
5.Популяризация научных знаний среди детей:
-формирование ответственного отношения и мотивации к учению:
-интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности,
-проявляет познавательный интерес и задает вопросы.
-проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
-формирование осознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте,
пользуется ими;
-может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения,
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- уважительное отношение к труду и опыт участия в социально значимом труде
8.Экологическое воспитание:
- формирование основ экологической культуры
- развитие опыта экологически ориентированной деятельности
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
-проводить наблюдение на основе задания педагога;
-использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации;
-выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
-устанавливать аналогии на изученном материале;
-аргументировать свою точку зрения;
- понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия;
-выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану
действий.
Регулятивные УУД
-ставить цель освоения раздела учебной дисциплины;
-строить алгоритмы реализации учебных действий.
-организовывать свое рабочее место;
-планировать и соблюдать режим работы;
- выполнять подготовку домашних заданий;
-организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебновоспитательных задач;
7 КЛАСС
Личностные результаты
3. Гражданское воспитание:
-имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания,
-следит за своим внешним видом.
-ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе,
школе, городе, стране.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
прошлому и настоящему Отечества;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа;
-усвоение традиционных ценностей российского общества
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- формирование коммуникативной компетентности в общении:
-желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих
партнеров по общению,
- нацеленность на результативность общения;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению,
-готовности и способности вести диалог с другими людьми
- овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров
по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе
эмпатии,
- использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного
взаимодействия;
- умеет проявлять вербальное сочувствие при затруднениях и неприятностях.
-проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
-понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений
-имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
-избегает открытых конфликтов.
-может выполнять разные роли в подгрупповой и групповой работе.
-правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
-при ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежлив и краток.
-соблюдает нормы речевого этикета,
-проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
-хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
-умеет контролировать импульсивные желания (не трогать чужие предметы без
разрешения):
-умеет сдерживать вербальную агрессию.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
- формирование основ практической деятельности эстетического характера.
-отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
-стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
-овладевает умением подбирать адекватные слова для сравнения красивого и
некрасивого.
5.Популяризация научных знаний среди детей:
-формирование ответственного отношения и мотивации к учению:
-интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности,
-проявляет познавательный интерес и задает вопросы.
-проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
-может формулировать индивидуально значимые желания и «нежелания».
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
-формирование осознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте,
пользуется ими;
-может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения,
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- уважительное отношение к труду и опыте участия в социально значимом труде
8.Экологическое воспитание:
- формирование основ экологической культуры
- развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических
ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
-проводить наблюдение на основе задания педагога;
-использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации;
-выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
-устанавливать аналогии на изученном материале;
-адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования
значимых характеристик различных явлений.
-аргументировать свою точку зрения;
- понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия;
-выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану
действий.
Регулятивные УУД
- осознавать учебную задачу;
-ставить цель освоения раздела учебной дисциплины;
-строить алгоритмы реализации учебных действий.
-организовывать свое рабочее место;
-планировать и соблюдать режим работы;
- выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
-организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебновоспитательных задач;
8 КЛАСС
Личностные результаты
4. Гражданское воспитание:
-имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания,
-следит за своим внешним видом.
-ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе,
школе, городе, стране.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
прошлому и настоящему Отечества;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа;
-усвоение традиционных ценностей российского общества;
- воспитание чувства ответственности перед Родиной;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- формирование коммуникативной компетентности в общении:
-желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих
партнеров по общению,
- нацеленность на результативность общения;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению,
-готовности и способности вести диалог с другими людьми
- овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров
по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе
эмпатии,
- использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного
взаимодействия;
- умеет проявлять вербальное сочувствие при затруднениях и неприятностях.
-проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
-понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений
-имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
-избегает открытых конфликтов.
-может выполнять разные роли в подгрупповой и групповой работе.
-правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
-при ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежлив и краток.
-соблюдает нормы речевого этикета,
-проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
-хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
-умеет контролировать импульсивные желания (не трогать чужие предметы без
разрешения):
-умеет сдерживать вербальную агрессию.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
- формирование основ практической деятельности эстетического характера.
-отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
-стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
-овладевает умением подбирать адекватные слова для сравнения красивого и
некрасивого.
5.Популяризация научных знаний среди детей:
-формирование ответственного отношения и мотивации к учению:
-интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности,
-готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной
познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат,
осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный
результат с запланированным),
-проявляет познавательный интерес и задает вопросы.
-проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
-может формулировать индивидуально значимые желания и «нежелания».
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
-формирование осознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте,
пользуется ими;
-может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения,
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- уважительное отношение к труду и опыте участия в социально значимом труде
8.Экологическое воспитание:
- формирование основ экологической культуры
- развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических
ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
-проводить наблюдение на основе задания педагога;
-использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации;
-выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
-устанавливать аналогии на изученном материале;
-адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования
значимых характеристик различных явлений.
-аргументировать свою точку зрения;
- понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия;
-способность к использованию приобретенных знаний и навыков в
познавательной и социальной практике,
-самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
-выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану
действий.
Регулятивные УУД
- осознавать учебную задачу;
-ставить цель освоения раздела учебной дисциплины;
-строить алгоритмы реализации учебных действий.
- действия по организации учебной деятельности:
-организовывать свое рабочее место;
-планировать и соблюдать режим работы;
- выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
-организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебновоспитательных задач;
9 КЛАСС
Личностные результаты
5. Гражданское воспитание:
-имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания,
-следит за своим внешним видом.
-ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе, школе,
городе, стране.
- умеет молчать и спокойно стоять в торжественные, эмоционально значимые
моменты.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
прошлому и настоящему Отечества;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края и человечества;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- формирование коммуникативной компетентности в общении:
-желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих
партнеров по общению,
- нацеленность на результативность общения;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям,
-готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение
партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на
основе эмпатии,
- использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного
взаимодействия;
- умеет проявлять вербальное сочувствие при затруднениях и неприятностях.
-проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
-понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений
-имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
-избегает открытых конфликтов.
-может выполнять разные роли в подгрупповой и групповой работе.
-правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
-при ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежлив и краток.
-соблюдает нормы речевого этикета,
-проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
-хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
-умеет контролировать импульсивные желания (не трогать чужие предметы без
разрешения):
-умеет сдерживать вербальную агрессию.
4. Приобщение детей к культурному наследию. Эстетическое воспитание.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира,
- формирование основ практической деятельности эстетического характера.
-отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
-стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
-овладевает умением подбирать адекватные слова для сравнения красивого и
некрасивого.
5.Популяризация научных знаний среди детей:
-формирование ответственного отношения и мотивации к учению:
-интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности,
-готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной
познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат,
осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный
результат с запланированным),
-проявляет познавательный интерес и задает вопросы.
-проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
-может формулировать индивидуально значимые желания и «нежелания».
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
-формирование осознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте,
пользуется ими;
-может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения,
-уточнены представления об опасном и безопасном поведении
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
-определения собственных профессиональных предпочтений с учетом
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь
на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом
труде;
8.Экологическое воспитание:
- формирование основ экологической культуры:
- развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических
ситуациях;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
-конспектировать заданный учебный материал;
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
-проводить наблюдение на основе задания педагога;
-использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации;
-выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
-проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом
параметрам;
-устанавливать аналогии на изученном материале;
-адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования
значимых характеристик различных явлений.
-аргументировать свою точку зрения;
- понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия;
-способность к использованию приобретенных знаний и навыков в
познавательной и социальной практике,
-самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
-владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания
педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием
учебной и дополнительной литературы;
-выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану
действий.
Регулятивные УУД
- осознавать учебную задачу;
-ставить цель освоения раздела учебной дисциплины;
-определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения
учебных действий,
-строить алгоритмы реализации учебных действий.
- действия по организации учебной деятельности:
-организовывать свое рабочее место;
-планировать и соблюдать режим работы;
- выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
-организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебновоспитательных задач;
3. Содержание программы
Диагностика познавательной, эмоционально-личностной и
коммуникативной сферы (15ч)
Выполнение тестовых заданий, диагностических упражнений в начале,
середине и конце каждого учебного года.
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование
высших психических функций (95 часов)
Выполнение упражнений на развитие когнитивной сферы. Участие в играх
и упражнениях на развитие свойств внимания, различных видов памяти.
Наблюдение. Анализ и синтез. Сравнение. Поиск аналогий. Выделение сходства и
различия между объектами. Нахождение закономерностей. Группировка
предметов по сходным признакам.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
(30 часа)
Участие в играх и упражнениях на развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (30 часов)
Развитие различных личностных качеств. Формирование умения
сотрудничать. Активизация внимания на эмоциях. Формирование умения
распознавать эмоции. Формирование умения сопереживать. Игры на принятие
правил. Формирование произвольности регуляции поведения.
4. Тематическое планирование
№
Наименование разделов,
тем
1 Диагностика
познавательной,
эмоционально-личностной
Колво
Характеристика деятельности учащихся
часов
5 класс
3
Выполнение тестовых заданий,
диагностических упражнений.
2
3
4
и коммуникативной сферы.
Развитие познавательной
сферы и целенаправленное
формирование высших
психических функций
Развитие эмоциональноличностной сферы и
коррекция ее недостатков
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции
Итого:
Выполнение упражнений на развитие
когнитивной сферы. Участие в играх и
упражнениях на развитие свойств
внимания, различных видов памяти.
Наблюдение.
Анализ
и
синтез.
Сравнение. Поиск аналогий. Выделение
сходства и различия между объектами.
Нахождение
закономерностей.
Группировка предметов по сходным
признакам.
Участие в играх и упражнениях на
развитие эмоционально-волевой сферы.
19
6
Развитие различных личностных качеств.
Формирование умения сотрудничать.
Активизация внимания на эмоциях.
Формирование умения распознавать
эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил.
Формирование произвольности
регуляции поведения.
6
34 ч
6 класс
1 Диагностика
познавательной,
эмоционально-личностной
и коммуникативной сферы.
2 Развитие познавательной
сферы и целенаправленное
формирование высших
психических функций
3
4
Развитие эмоциональноличностной сферы и
коррекция ее недостатков
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции
3
Выполнение тестовых заданий,
диагностических упражнений.
19
Выполнение упражнений на развитие
когнитивной сферы. Участие в играх и
упражнениях на развитие свойств
внимания, различных видов памяти.
Наблюдение.
Анализ
и
синтез.
Сравнение. Поиск аналогий. Выделение
сходства и различия между объектами.
Нахождение
закономерностей.
Группировка предметов по сходным
признакам.
Участие в играх и упражнениях на
развитие эмоционально-волевой сферы.
6
6
Развитие различных личностных качеств.
Формирование умения сотрудничать.
Активизация внимания на эмоциях.
Формирование умения распознавать
эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил.
Формирование произвольности
регуляции поведения.
Итого:
34 ч
7 класс
1 Диагностика
познавательной,
эмоционально-личностной
и коммуникативной сферы.
2 Развитие познавательной
сферы и целенаправленное
формирование высших
психических функций
3
4
Развитие эмоциональноличностной сферы и
коррекция ее недостатков
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции
Итого:
1 Диагностика
познавательной,
эмоционально-личностной
и коммуникативной сферы.
2 Развитие познавательной
сферы и целенаправленное
формирование высших
психических функций
3
Развитие эмоционально-
3
Выполнение тестовых заданий,
диагностических упражнений.
19
Выполнение упражнений на развитие
когнитивной сферы. Участие в играх и
упражнениях на развитие свойств
внимания, различных видов памяти.
Наблюдение.
Анализ
и
синтез.
Сравнение. Поиск аналогий. Выделение
сходства и различия между объектами.
Нахождение
закономерностей.
Группировка предметов по сходным
признакам.
Участие в играх и упражнениях на
развитие эмоционально-волевой сферы.
6
6
Развитие различных личностных качеств.
Формирование умения сотрудничать.
Активизация внимания на эмоциях.
Формирование умения распознавать
эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил.
Формирование произвольности
регуляции поведения.
34 ч
3
Выполнение тестовых заданий,
диагностических упражнений.
19
Выполнение упражнений на развитие
когнитивной сферы. Участие в играх и
упражнениях на развитие свойств
внимания, различных видов памяти.
Наблюдение.
Анализ
и
синтез.
Сравнение. Поиск аналогий. Выделение
сходства и различия между объектами.
Нахождение
закономерностей.
Группировка предметов по сходным
признакам.
Участие в играх и упражнениях на
6
4
личностной сферы и
коррекция ее недостатков
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции
Итого:
1 Диагностика
познавательной,
эмоционально-личностной
и коммуникативной сферы.
2 Развитие познавательной
сферы и целенаправленное
формирование высших
психических функций
3
4
Развитие эмоциональноличностной сферы и
коррекция ее недостатков
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции
Итого:
развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие различных личностных качеств.
Формирование умения сотрудничать.
Активизация внимания на эмоциях.
Формирование умения распознавать
эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил.
Формирование произвольности
регуляции поведения.
6
34 ч
8 класс
3
Выполнение тестовых заданий,
диагностических упражнений.
Выполнение упражнений на развитие
когнитивной сферы. Участие в играх и
упражнениях на развитие свойств
внимания, различных видов памяти.
Наблюдение.
Анализ
и
синтез.
Сравнение. Поиск аналогий. Выделение
сходства и различия между объектами.
Нахождение
закономерностей.
Группировка предметов по сходным
признакам.
Участие в играх и упражнениях на
развитие эмоционально-волевой сферы.
19
6
Развитие различных личностных качеств.
Формирование умения сотрудничать.
Активизация внимания на эмоциях.
Формирование умения распознавать
эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил.
Формирование произвольности
регуляции поведения.
6
34 ч
9 класс
1 Диагностика
познавательной,
эмоционально-личностной
и коммуникативной сферы.
2 Развитие познавательной
сферы и целенаправленное
формирование высших
3
Выполнение тестовых заданий,
диагностических упражнений.
19
Выполнение упражнений на развитие
когнитивной сферы. Участие в играх и
упражнениях на развитие свойств
психических функций
3
4
Развитие эмоциональноличностной сферы и
коррекция ее недостатков
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции
Итого:
6
6
внимания, различных видов памяти.
Наблюдение.
Анализ
и
синтез.
Сравнение. Поиск аналогий. Выделение
сходства и различия между объектами.
Нахождение
закономерностей.
Группировка предметов по сходным
признакам.
Участие в играх и упражнениях на
развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие различных личностных качеств.
Формирование умения сотрудничать.
Активизация внимания на эмоциях.
Формирование умения распознавать
эмоции. Формирование умения
сопереживать. Игры на принятие правил.
Формирование произвольности
регуляции поведения.
34 ч
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
____________ И.М.Ястребова
30 августа 2024 года