МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 1 сентября 2024 года протокол №1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
___________________ М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
биологии
Уровень образования (класс) основное общее образование, 8-9 классы
Количество часов 136
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы:
Баталова Светлана Андреевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 18 с УИОП
Программа разработана в соответствии:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями, в редакции 2020 г.);
Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утверждённой решением педагогического совета от
31 августа 2021 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);
с учетом примерной основной образовательной программы основного
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г. (с дополнениями и
изменениями, в редакции 2020 г.);
с учетом УМК Биология. 8 класс/ И.Н. Драгомилов, О.А. Маш. - М.:
«Вентана-Граф»; Биология. 9 класс/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.
Чернова. - М.: «Вентана-Граф»;
2024-2025 учебный год
1.Пояснительная записка
Цель: овладение элементами научного знания и учебной деятельностью,
лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной,
ценностно - ориентационной, эстетической, формируемой в процессе изучения
биологии.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить
следующие учебно-методические задачи:
- развивать познавательный интерес учащихся к объектам живой и неживой
природы и процессах, происходящих в живом организме;
- научить устанавливать сходство и различия меду живыми организмами, а
также взаимосвязи между ними;
- формировать умение работать с разными источниками биологической
информации;
- развивать навыки исследовательской и проектной деятельности;
- научить основным правилам поведения в природе и понимание
необходимости здорового образа жизни.
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о
многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности
человека,
служит
основой
для
изучения
общих
биологических
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое
значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Содержание
курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в
системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для
последующей уровневой профильной дифференциации.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом
МАОУ СОШ №18 с УИОП для ступени основного общего образования.
Биология в основной школе изучается с 8 по 9 классы.
Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 136, из них 68
(2 ч в неделю) в 8, 9 классах.
Таблица распределения часов по годам обучения и темам
Количество часов
Раздел
1. Человек и
его здоровье
2. Общие биологические
закономерности
ИТОГО:
8 кл.
9 кл.
68
-
-
68
68
68
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
в 8 классе
Личностными результатами изучения биологии являются:
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
2
– социализация с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать
свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит
личный жизненный опыт;
4. Приобщение детей к культурному наследию:
–
развитие
осознанного
современного
многообразия
типов
мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных
традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– развитие умения признавать противоречивость и незавершенность
своих взглядов на мир, возможность их изменения.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
- формирование системы мотивации к активному и здоровому образу
жизни, занятиями физической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику
наркотических и алкогольных зависимостей, табакокурения и других вредных
привычек;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
иммобилизируя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий;
- формирование коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской деятельности;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщения к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
8. Экологическое воспитание
- развитие экологической культуры, бережного отношения к природным
богатствам России и мира.
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного пользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии;
- способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей средой;
- повышение уровня экологической культуры и осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения посредством методов
предмета;
- формирование экологического мышления, умения руководствоваться им
в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметными результатами изучения биологии в основной школе
являются:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
3
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей
теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер).
Предметными результатами учащихся основной школы являются:
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и
постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в
собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на
организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы
уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их
биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять
их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы
органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении
функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней
среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание,
дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем
мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы
чувств;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной
смерти;
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в
социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы,
сохраняющие и разрушающие здоровье;
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха,
правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней.
Выпускник научится:
4
выделять существенные признаки биологических объектов (животных
клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от
животных;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач,
связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
в 9 классе
Личностными результатами изучения биологии являются:
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
– социализация с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать
свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит
личный жизненный опыт;
4. Приобщение детей к культурному наследию:
–
развитие
осознанного
современного
многообразия
типов
мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных
традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– развитие умения признавать противоречивость и незавершенность
своих взглядов на мир, возможность их изменения.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
5
- формирование системы мотивации к активному и здоровому образу
жизни, занятиями физической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику
наркотических и алкогольных зависимостей, табакокурения и других вредных
привычек;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
иммобилизируя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий;
формирование коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской деятельности;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщения к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
8. Экологическое воспитание
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного пользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии;
- способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей средой;
- повышение уровня экологической культуры и осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения посреством методов
предмета;
- формирование экологического мышления, умения руководствоваться им
в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметными результатами изучения биологии в основной школе
являются:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей
теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер).
Предметными результатами учащихся основной школы являются:
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного
круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез),
образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза
многоклеточных;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
6
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы
с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного
хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения
породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и
др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации
борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и
приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства
живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и
роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток
разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое
обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы
деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать
простейшие микропрепараты;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения
организмов;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме,
биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте,
продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их
осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте
веществ, выделять цепи питания в экосистемах.
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида,
экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых
организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на
основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять
механизмы
наследственности
и
изменчивости,
возникновения приспособленности, процесс видообразования;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями органов и систем органов;
7
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач,
связанных с теоретическими и практическими проблемами в области
молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и
охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать
мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и
человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным
организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить
несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи;
рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете
биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в
природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей –
воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной
литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о
биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников.
3.Содержание учебного предмета.
8
8 класс
Раздел 2. Человек и его здоровье (68 ч)
1. Введение в науки о человеке (1 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности
организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук,
изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого
организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе
животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека.
Расы.
2. Общие свойства организма человека (4 ч)
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.
Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и
системы органов организма человека, их строение и функции. Организм
человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
3. Нейрогуморальная регуляция функций организма (5 ч)
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы
регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и
вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы
нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие
полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и
его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и
их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции:
гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной
секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных
желез.
4. Опора и движение (9 ч)
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический
состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности
скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
5. Кровь и кровообращение (8 ч)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение
работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в
борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая
9
системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение
лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания
первой помощи при кровотечениях.
6. Дыхание (7 ч)
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
7. Пищеварение (7 ч)
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой
полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком
кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание
питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад
Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение
желудочно-кишечных заболеваний.
8. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и
энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины.
Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
9. Выделение (4 ч)
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и
выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной
системы и меры их предупреждения. Значение кожи и её строение.
Функции кожных покровов. Строение кожи. Заболевания кожных покровов и
повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Причины нарушения здоровья
кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Инфекции кожи
(грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции.
Терморегуляция при разных условиях среды. Закаливание. Первая помощь при
тепловом и солнечном ударе.
10. Размножение и развитие (3 ч)
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и
внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
10
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
11. Сенсорные системы (анализаторы) (5 ч)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на
органы чувств.
12. Высшая нервная деятельность (9 ч)
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова,
И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные
рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память,
мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение
нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение
человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в
развитии психики и поведения человека.
13. Здоровье человека и его охрана (3 ч)
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических
упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные
реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение,
употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к
ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная
организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей
среды.
9 класс
Раздел 3. Общие биологические закономерности (68ч)
1. Биология как наука (5 ч)
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение,
описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование
в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании
естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни
организации живой природы. Живые природные объекты как система.
Классификация живых природных объектов.
11
2. Клетка (10 ч)
Клеточная теория. Химические вещества в клетке. Клеточное строение
организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение
клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро,
органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток
– одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа
размножения, роста и развития организмов.
3. Организм (17 ч)
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ
и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание,
транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция
функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие
организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.
4. Вид (20 ч)
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого.
Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица
эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные
движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие
видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений
и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических
групп растений и животных. Человеческие расы, их родство и происхождение.
Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе
при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов
микроорганизмов.
5. Экосистемы (16 ч)
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Эко
системная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты.
Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие
популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз).
Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.
Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная
экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.
Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы
для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности
человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы
и экосистемы.
Контроль проводится по итогам учебного материала для выявления
динамики полученных знаний по предмету за 1, 2, 3, 4 четверти.
Четверть
1
2
3
4
8 Класс
12
л/р
п/р
Итого
2
2
4
1
1
1
1
2
2
0
9 Класс
л/р
1
1
1
тест
1
1
1
1
Итого
2
2
2
1
Лабораторные и практические работы:
8 класс
1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей.
2. Выявление особенностей строения позвонков.
3. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия.
4. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.
5. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления.
6. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
7. Изучение строения головного мозга.
8. Изучение строения и работы органа зрения.
9 класс
1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах
2. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах
3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Экскурсии:
9 класс
1. Изучение и описание экосистемы своей местности.
2.
Многообразие живых организмов (на примере парка или
природного участка).
Тематическое планирование
8 класс
Основные виды деятельности
обучающихся
Темы
(на уровне универсальных учебных
действий)
Раздел 1. Человек и его здоровье – 68 ч.
Основные направления воспитательной деятельности:3. духовное и нравственное
воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей
к культурному наследию; 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 8. Экологическое
воспитание.
1ч
Определять понятия: «биосоциальная
Введение в науки о человеке
природа человека», «анатомия»,
Значение знаний об особенностях
«физиология», «гигиена».
строения и жизнедеятельности
Объяснять роль анатомии и физиологии в
организма человека для самопознания
развитии научной картины мира.
и сохранения здоровья. Комплекс
Описывать современные методы
наук, изучающих организм человека.
исследования организма человека.
Научные методы изучения
Объяснять значение работы медицинских
и санитарно-эпидемиологических служб
человеческого организма
Колво
часов
13
(наблюдение, измерение,
эксперимент).
Общие свойства организма
человека
Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития
организмов. Строение, химический
состав, жизненные свойства клетки.
Ткани, органы и системы органов
организма человека, их строение и
функции. Организм человека как
биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
4ч
Опора и движение
Опорно-двигательная система:
строение, функции. Кость:
химический состав, строение, рост.
Соединение костей. Скелет человека.
Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью. Влияние
факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и
их функции. Значение физических
упражнений для правильного
формирования скелета и мышц.
Гиподинамия. Профилактика
9ч
в сохранении здоровья населения.
Называть части тела человека.
Сравнивать человека с другими
млекопитающими по морфологическим
признакам.
Называть черты морфологического
сходства и отличия человека от других
представителей отряда Приматы и
семейства Человекообразные обезьяны
Называть основные части клетки.
Описывать функции органоидов.
Объяснять понятие «фермент».
Различать процесс роста и процесс
развития.
Описывать процесс деления клетки.
Выполнять лабораторный опыт,
наблюдать происходящие явления,
фиксировать результаты наблюдения,
делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным
оборудованием
Определять понятия: «ткань», «синапс»,
«нейроглия».
Называть типы и виды тканей
позвоночных животных.
Различать разные виды и типы тканей.
Описывать особенности тканей разных
типов.
Соблюдать правила обращения с
микроскопом.
Сравнивать иллюстрации в учебнике с
натуральными объектами.
Выполнять наблюдение с помощью
микроскопа, описывать результаты.
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным
оборудованием
Называть части скелета.
Описывать функции скелета.
Описывать строение трубчатых костей и
строение сустава.
Раскрывать значение надкостницы,
хряща, суставной сумки, губчатого
вещества, костномозговой полости,
жёлтого костного мозга.
Объяснять значение составных
компонентов костной ткани.
Выполнять лабораторные опыты,
фиксировать результаты наблюдений,
делать вывод.
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным
оборудованием
14
травматизма. Первая помощь при
травмах опорно-двигательного
аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы.
Поддержание постоянства внутренней
среды. Гомеостаз. Состав крови.
Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Свертывание
крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение
работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок в
борьбе с инфекционными
заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: строение,
функции. Строение сосудов.
Движение крови по сосудам. Строение
и работа сердца. Сердечный цикл.
Пульс. Давление крови. Движение
лимфы по сосудам. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний.
Виды кровотечений, приемы оказания
первой помощи при кровотечениях.
8ч
Описывать с помощью иллюстрации в
учебнике строение черепа.
Называть части свободных конечностей и
поясов конечностей.
Раскрывать связь функции и строения на
примере различий между гладкими и
скелетными мышцами, мимическими и
жевательными мышцами.
Определять понятия «мышцыантагонисты», «мышцы-синергисты».
Объяснять условия оптимальной работы
мышц.
Описывать два вида работы мышц.
Раскрывать понятия: «осанка»,
«плоскостопие», «гиподинамия»,
«тренировочный эффект».
Объяснять значение правильной осанки
для здоровья.
Определять понятия: «гомеостаз»,
«форменные элементы крови», «плазма»,
«антиген», «антитело».
Объяснять связь между тканевой
жидкостью, лимфой и плазмой крови в
организме.
Описывать функции крови.
Называть функции эритроцитов,
тромбоцитов, лейкоцитов.
Описывать вклад русской науки в
развитие медицины.
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике процесс свёртывания крови и
фагоцитоз.
Определять понятия «иммунитет»,
«иммунная реакция».
Раскрывать понятия: «вакцина»,
«сыворотка», «отторжение (ткани,
органа)», «групповая совместимость
крови», «резус-фактор».
Называть органы иммунной системы,
критерии выделения четырёх групп
крови у человека.
Различать разные виды иммунитета.
Называть правила переливания крови
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение сердца и процесс
сердечных сокращений.
Сравнивать виды кровеносных сосудов
между собой.
Описывать путь движения лимфы по
организму.
Объяснять функции лимфатических
узлов.
Определять понятие «пульс».
Определять понятие «автоматизм».
15
Дыхание
7ч
Дыхательная система: строение и
функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты
собственного организма. Первая
помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего, отравлении
угарным газом.
Пищеварение
Питание.
Пищеварение.
Пищеварительная система: строение и
функции. Ферменты, роль ферментов
в пищеварении. Обработка пищи в
ротовой полости. Зубы и уход за
ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание. Пищеварение в желудке.
Желудочный
сок.
Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике.
Роль печени и поджелудочной железы
в
пищеварении.
Всасывание
питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике.
Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения.
Гигиена
питания,
предотвращение
желудочнокишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение
энергии. Две стороны обмена веществ
и энергии. Обмен органических и
неорганических веществ. Витамины.
Проявление
гиповитаминозов
и
авитаминозов,
и
меры
их
предупреждения.
Энергетический
обмен и питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция обмена
веществ.
7ч
3ч
Объяснять принцип регуляции сердечных
сокращений нервной системой.
Раскрывать понятия «лёгочное дыхание»,
«тканевое дыхание».
Называть функции органов дыхательной
системы.
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение дыхательных путей
Описывать строение лёгких человека.
Объяснять преимущества альвеолярного
строения лёгких по сравнению со
строением лёгких у представителей
других классов позвоночных животных.
Описывать функции диафрагмы.
Называть органы, участвующие в
процессе дыхания.
Описывать механизмы контроля вдоха и
выдоха дыхательным центром.
Раскрывать понятие «жизненная ёмкость
лёгких».
Объяснять суть опасности заболевания
гриппом, туберкулёзом лёгких, раком
лёгких.
Определять понятие «пищеварение».
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение пищеварительной
системы.
Называть функции различных органов
пищеварения.
Называть места впадения
пищеварительных желёз в
пищеварительный тракт.
Раскрывать понятия: «обмен веществ»,
«пластический обмен», «энергетический
обмен».
Раскрывать значение обмена веществ в
организме.
Определять понятия «основной обмен»,
«общий обмен».
Сравнивать организм взрослого и
ребёнка по показателям основного
обмена.
Объяснять зависимость между типом
16
Поддержание
температуры
тела.
Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. Приемы
оказания первой помощи при травмах,
ожогах,
обморожениях
и
их
профилактика.
Выделение
Мочевыделительная
система:
строение
и
функции.
Процесс
образования и выделения мочи, его
регуляция.
Заболевания
органов
мочевыделительной системы и меры
их предупреждения.
Значение кожи и ее строение.
Функции кожных покровов. Строение
кожи. Заболевания кожных покровов
и повреждения кожи. Гигиена кожных
покровов.
4ч
деятельности человека и нормами
питания.
Определять понятия: «гипервитаминоз»,
«гиповитаминоз», «авитаминоз».
Объяснять с помощью таблицы в тексте
учебника необходимость нормального
объёма потребления витаминов для
поддержания здоровья.
Называть источники витаминов A, B, C,
D и нарушения, вызванные недостатком
этих витаминов.
Называть способы сохранения витаминов
в пищевых продуктах во время
подготовки пищи к употреблению.
Называть слои кожи.
Объяснять причину образования загара.
Различать с помощью иллюстрации в
учебнике компоненты разных слоёв
кожи.
Раскрывать связь между строением и
функциями отдельных частей кожи
(эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и
т. д.)
Классифицировать причины заболеваний
кожи.
Называть признаки ожога, обморожения
кожи.
Описывать меры, применяемые при
ожогах, обморожениях.
Описывать симптомы стригущего лишая,
чесотки.
Называть
меры
профилактики
инфекционных кожных заболеваний.
Раскрывать значение обмена веществ для
организма человека.
Характеризовать
роль
мочевыделительной системы в водносолевом обмене, кожи — в теплообмене.
Раскрывать
понятия
«органы
мочевыделительной
системы»,
«первичная моча».
Называть функции разных частей почки.
Объяснять с помощью иллюстрации в
учебнике последовательность очищения
крови в почках от ненужных организму
веществ.
Сравнивать состав и место образования
первичной и вторичной мочи.
Определять понятие ПДК.
Раскрывать механизм обезвоживания,
понятие «водное отравление».
Называть
факторы,
вызывающие
заболевания почек.
Объяснять значение нормального водно17
Нейрогуморальная регуляция
функций организма
Регуляция
функций
организма,
способы
регуляции.
Механизмы
регуляции функций.
Нервная система: центральная
и периферическая, соматическая и
вегетативная.
Нейроны,
нервы,
нервные узлы. Рефлекторный принцип
работы
нервной
системы.
5ч
солевого баланса.
Описывать медицинские рекомендации
по потреблению питьевой воды.
Называть показатели пригодности воды
для питья.
Описывать способ подготовки воды для
питья в походных условиях.
Называть слои кожи.
Объяснять причину образования загара.
Различать с помощью иллюстрации в
учебнике компоненты разных слоёв
кожи.
Раскрывать связь между строением и
функциями отдельных частей кожи
(эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и
т. д.)
Классифицировать причины заболеваний
кожи.
Называть признаки ожога, обморожения
кожи.
Описывать меры, применяемые при
ожогах, обморожениях.
Описывать симптомы стригущего
лишая, чесотки.
Называть меры профилактики
инфекционных кожных заболеваний.
Определять понятие «терморегуляция».
Описывать свойства кожи, позволяющие
ей выполнять функцию органа
терморегуляции.
Раскрывать значение закаливания для
организма.
Описывать виды закаливающих
процедур.
Называть признаки теплового удара,
солнечного удара.
Описывать приёмы первой помощи при
тепловом ударе, солнечном ударе.
Анализировать и обобщать информацию
о
нарушениях
терморегуляции,
повреждениях кожи и приёмах оказания
первой помощи в ходе завершения
работы над проектом «Курсы первой
помощи для школьников»
Раскрывать значение понятий: «орган»,
«система органов», «гормон», «рефлекс».
Описывать роль разных систем органов в
организме.
Объяснять строение рефлекторной дуги.
Объяснять различие между нервной и
гуморальной регуляцией внутренних
органов.
Классифицировать внутренние органы на
две группы в зависимости от выполнения
18
Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
Головной мозг. Большие полушария
головного
мозга.
Особенности
развития головного мозга человека и
его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной
системы и их предупреждение.
Железы
и
их
классификация.
Эндокринная система. Гормоны, их
роль в регуляции физиологических
функций
организма.
Железы
внутренней
секреции:
гипофиз,
эпифиз,
щитовидная
железа,
надпочечники. Железы смешанной
секреции: поджелудочная и половые
железы.
Регуляция
функций
эндокринных желез.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни
человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение.
Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение.
Ухо
и
слух.
Строение и функции органа слуха.
Гигиена слуха. Органы равновесия,
мышечного
чувства,
осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных
систем.
Влияние
экологических факторов на органы
чувств.
ими исполнительной или регуляторной
функции.
Выполнять лабораторный опыт,
наблюдать результаты и делать выводы
Называть слои кожи.
Объяснять причину образования загара.
Различать с помощью иллюстрации в
учебнике компоненты разных слоёв
кожи.
Раскрывать связь между строением и
функциями отдельных частей кожи
(эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и
т. д.)
Раскрывать значение обмена веществ для
организма человека.
Раскрывать понятия: «железа внутренней
секреции», «железа внешней секреции»,
«железа смешанной секреции»,
«гормон».
Называть примеры желёз разных типов.
Раскрывать связь между неправильной
функцией желёз внутренней секреции и
нарушениями ростовых процессов и
полового созревания.
Объяснять развитие и механизм
сахарного диабета.
Описывать роль адреналина и
норадреналина в регуляции работы
организма
Раскрывать понятия «центральная
нервная система» и «периферическая
нервная система».
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение спинного мозга.
Называть отделы головного мозга и их
функции.
Называть способы связи головного мозга
с остальными органами в организме.
5ч
Определять
понятия
«анализатор»,
«специфичность».
Описывать путь прохождения сигнала из
окружающей среды к центру его
обработки и анализа в головном мозге.
Обосновывать возможности развития
органов чувств на примере связи между
особенностями профессии человека и
развитостью его органов чувств.
Раскрывать роль зрения в жизни
человека.
Описывать строение глаза.
Называть функции разных частей глаза.
Раскрывать связь между особенностями
строения
и
функциями
зрачка,
19
Высшая нервная деятельность
Высшая
нервная
деятельность
человека, работы И. М. Сеченова,
И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина.
Безусловные
и
условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, память, мышление, речь. Сон
и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна.
Особенности
психики
человека:
осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения
в
поколение
информации.
Индивидуальные
особенности
личности: способности, темперамент,
характер, одаренность. Психология и
поведение человека. Цели и мотивы
9ч
хрусталика, сетчатки, стекловидного
тела.
Описывать
путь
прохождения
зрительного сигнала к зрительному
анализатору.
Называть места обработки зрительного
сигнала в организме.
Определять понятия «дальнозоркость»,
«близорукость».
Называть
факторы,
вызывающие
снижение остроты зрения.
Описывать
меры
предупреждения
заболеваний глаз.
Раскрывать роль слуха в жизни человека.
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение наружного, среднего и
внутреннего уха.
Объяснять значение евстахиевой трубы.
Описывать
этапы
преобразования
звукового сигнала при движении к
слуховому анализатору.
Описывать значение органов осязания,
обоняния и вкуса для человека.
Сравнивать строение органов осязания,
обоняния и вкуса.
Описывать
путь
прохождения
осязательных, обонятельных и вкусовых
сигналов от рецепторов в головной мозг.
Раскрывать понятие «токсикомания» и
опасность вдыхания некоторых веществ.
Характеризовать особенности строения
нервной и сенсорной систем в связи с
выполняемыми функциями.
Выявлять
особенности
функционирования нервной системы
Определять
понятия
«инстинкт»,
«запечатление».
Сравнивать врождённый рефлекс и
инстинкт.
Раскрывать понятия «положительный
инстинкт (рефлекс)», «отрицательный
инстинкт (рефлекс)».
Объяснять значение инстинктов для
животных и человека.
Описывать роль запечатления в жизни
животных и человека.
Определять понятие «динамический
стереотип».
Раскрывать понятия «условный рефлекс»,
«рассудочная деятельность».
Объяснять связь между подкреплением и
сохранением условного рефлекса.
Описывать
место
динамических
стереотипов
в
жизнедеятельности
20
деятельности.
Значение
интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль
обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
человека.
Различать
условный
рефлекс
и
рассудочную деятельность.
Определять понятия: «возбуждение»,
«торможение»,
«центральное
торможение».
Сравнивать безусловное и условное
торможение.
Объяснять
роль
безусловного
и
условного
торможения
для
жизнедеятельности.
Описывать
явления
доминанты
и
взаимной индукции.
Раскрывать вклад отечественных учёных
в развитие медицины и науки.
Определять
понятия:
«физиология
высшей
нервной
деятельности»,
«память», «воображение», «мышление»,
«впечатление».
Называть
факторы,
влияющие
на
формирование речи в онтогенезе.
Называть познавательные процессы,
свойственные человеку.
Называть процессы памяти.
Раскрывать понятия «долговременная
память» и «кратковременная память».
Различать механическую и логическую
память.
Определять понятия: «темперамент»,
«характер (человека)», «способность
(человека)».
Описывать с помощью иллюстрации в
учебнике типы темперамента.
Классифицировать типы темперамента по
типу нервных процессов.
Различать экстравертов и интровертов.
Раскрывать связь между характером и
волевыми качествами личности.
Различать
понятия
«интерес»
и
«склонность».
Определять понятия «воля», «внимание».
Раскрывать понятия «волевое действие»,
«эмоция».
Описывать этапы волевого акта.
Объяснять явления внушаемости и
негативизма.
Различать
эмоциональные
реакции,
эмоциональные
состояния
и
эмоциональные отношения.
Называть примеры положительных и
отрицательных эмоций, стенических и
астенических эмоций.
Определять
понятия
«работоспособность», «режим дня».
21
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции.
Оплодотворение и внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие
ребенка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины
и предупреждение. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Забота
о репродуктивном здоровье.
Инфекции, передающиеся половым
путем и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа
3ч
Описывать стадии работоспособности.
Раскрывать понятие «активный отдых».
Объяснять роль активного отдыха в
поддержании работоспособности.
Раскрывать понятия «медленный сон»,
«быстрый сон».
Раскрывать
причину существования
сновидений.
Объяснять значение сна.
Объяснять
причины,
вызывающие
привыкание к табаку.
Описывать пути попадания никотина в
мозг.
Называть
внутренние
органы,
страдающие от курения.
Раскрывать
опасность
принятия
наркотиков.
Объяснять
причину
абстиненции
(«ломки») при принятии наркотиков.
Называть
факторы,
влияющие
на
формирование
пола,
и
факторы,
влияющие на формирование мужской и
женской личности.
Раскрывать связь между хромосомным
набором в соматических клетках и полом
человека.
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение женской и мужской
половой системы.
Объяснять связь между менструацией и
созреванием яйцеклетки, поллюцией и
созреванием сперматозоидов.
Знать необходимость соблюдения правил
гигиены внешних половых органов.
Раскрывать понятия «наследственное
заболевание»,
«врождённое
заболевание».
Называть пути попадания возбудителей
СПИДа, гонореи, сифилиса в организм
человека.
Различать понятия СПИД и ВИЧ.
Раскрывать опасность заражения ВИЧ.
Называть части организма, поражаемые
возбудителем
сифилиса,
признаки
гонореи,
меры
профилактики
заболевания сифилисом и гонореей
Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике процесс созревания зародыша
человека, строение плода на ранней
стадии развития.
Называть последовательность заложения
систем органов в зародыше.
Раскрывать
понятие
«полуростовой
скачок».
22
Описывать особенности роста разных
частей тела в организме ребёнка.
Различать календарный и биологический
возраст человека.
Характеризовать роль половой системы в
организме.
Устанавливать
закономерности
индивидуального развития человека
Характеризовать функции различных
систем органов.
Выявлять взаимосвязь строения и
функций различных систем органов.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье
человека.
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние
физических упражнений на органы и
системы
органов.
Защитноприспособительные
реакции
организма. Факторы, нарушающие
здоровье (гиподинамия, курение,
употребление
алкоголя,
несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих.
Человек
и
окружающая
среда.
Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда,
адаптации
к
ним.
Краткая
характеристика
основных
форм
труда. Рациональная организация
труда и отдыха. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в
опасных и чрезвычайных ситуациях,
как основа безопасности собственной
жизни. Зависимость здоровья человека
от состояния окружающей среды.
3ч
Ориентироваться в системе моральных
норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью
других людей.
Работать в группе сверстников при
решении
познавательных
задач
связанных с изучением особенностей
строения
организма
человека,
планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад
в деятельность группы.
Аргументировать,
приводить
доказательства
необходимости
соблюдения
мер
профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов,
вредных привычек, нарушения осанки,
зрения,
слуха,
инфекционных
и
простудных заболеваний
9 класс
Основные виды деятельности
обучающихся
Темы
(на уровне универсальных учебных
действий)
Раздел 1. Общие биологические закономерности - 68 ч.
Основные направления воспитательной деятельности:3. духовное и нравственное
воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей
к культурному наследию; 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
Колво
часов
23
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 8. Экологическое
воспитание.
Биология как наука
Называть и характеризовать различные
Научные
методы
изучения,
научные области биологии.
применяемые
в
биологии:
Характеризовать роль биологических
наблюдение, описание, эксперимент.
наук в практической деятельности людей
Гипотеза, модель, теория, их значение
Объяснять
назначение
методов
и использование в повседневной
исследования в биологии.
жизни. Биологические науки. Роль
Характеризовать и сравнивать методы
биологии
в
формировании
между собой.
естественно-научной картины мира.
Соблюдать правила работы в кабинете,
Основные признаки живого. Уровни
обращения
с
лабораторным
организации живой природы. Живые
оборудованием
природные объекты как система.
Называть и характеризовать признаки
Классификация живых природных
живых существ.
объектов.
Сравнивать свойства живых организмов
и тел неживой природы, делать выводы
Различать четыре среды жизни в
5ч
биосфере.
Характеризовать
отличительные
особенности представителей разных
царств живой природы.
Объяснять особенности строения и
жизнедеятельности вирусов.
Определять
понятие
«биосистема».
Характеризовать структурные уровни
организации жизни
Объяснять роль биологии в жизни
человека.
Характеризовать свойства живого.
Овладевать умением аргументировать
свою точку зрения при обсуждении
проблемных вопросов темы, выполняя
итоговые задания.
Клетка
Определять отличительные признаки
Клеточная
теория.
Клеточное
клеток прокариот и эукариот.
строение
организмов
как
Приводить
примеры
организмов
доказательство их родства, единства
прокариот и эукариот.
живой природы. Строение клетки:
Характеризовать существенные признаки
клеточная оболочка, плазматическая
жизнедеятельности
свободноживущей
мембрана,
цитоплазма,
ядро,
клетки и клетки, входящей в состав
органоиды. Многообразие клеток.
ткани.
Обмен веществ и превращение
Называть имена учёных, положивших
энергии в клетке. Хромосомы и гены.
начало изучению клетки.
Нарушения
в
строении
и 10 ч Сравнивать строение растительных и
функционировании клеток – одна из
животных клеток.
причин
заболевания
организма.
Фиксировать результаты наблюдений и
Деление
клетки
–
основа
делать выводы.
размножения, роста и развития
Соблюдать правила работы в кабинете,
организмов.
обращения
с
лабораторным
оборудованием.
Различать
и
называть
основные
неорганические и органические вещества
клетки.
24
Организм
Клеточные и неклеточные формы
жизни. Вирусы. Одноклеточные и
многоклеточные организмы.
Особенности химического состава
17 ч
Объяснять функции воды, минеральных
веществ, белков, углеводов, липидов и
нуклеиновых кислот в клетке.
Сравнивать химический состав клеток
живых организмов и тел неживой
природы, делать выводы
Различать основные части клетки.
Называть и объяснять существенные
признаки всех частей клетки.
Сравнивать особенности клеток растений
и животных
Выделять и называть существенные
признаки строения органоидов.
Различать органоиды клетки на рисунке
учебника.
Объяснять
функции
отдельных
органоидов
в
жизнедеятельности
растительной и животной клеток.
Определять понятие «обмен веществ».
Устанавливать
различие
понятий
«ассимиляция» и «диссимиляция».
Характеризовать и сравнивать роль
ассимиляции
и
диссимиляции
в
жизнедеятельности
клетки,
делать
выводы на основе сравнения. Объяснять
роль
АТФ
как
универсального
переносчика и накопителя энергии.
Характеризовать
энергетическое
значение обмена веществ для клетки и
организма.
Определять понятие «биосинтез белка».
Выделять
и
называть
основных
участников биосинтеза белка в клетке.
Различать и характеризовать этапы
биосинтеза белка в клетке.
Определять
понятие
«фотосинтез».
Сравнивать стадии фотосинтеза, делать
выводы на основе сравнения.
Определять
понятие
«клеточное
дыхание».
Сравнивать стадии клеточного дыхания и
делать выводы.
Характеризовать значение размножения
клетки.
Сравнивать деление клетки прокариот и
эукариот, делать выводы на основе
сравнения.
Определять
понятия
«митоз»
и
«клеточный цикл».
Обосновывать
отнесение
живого
организма к биосистеме.
Выделять
существенные
признаки
биосистемы «организм»: обмен веществ
и превращения энергии, питание,
25
организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в
организме. Обмен веществ и
превращения энергии – признак
живых организмов. Питание,
дыхание, транспорт веществ,
удаление продуктов обмена,
координация и регуляция функций,
движение и опора у растений и
животных. Рост и развитие
организмов. Размножение. Бесполое и
половое размножение.
дыхание, транспорт веществ, связи с
внешней средой.
Объяснять целостность и открытость
биосистемы.
Выделять
существенные
признаки
бактерий, цианобактерий и вирусов.
Объяснять (на конкретных примерах)
строение
и
значение
бактерий,
цианобактерий и вирусов.
Рассматривать и объяснять по рисунку
учебника процесс проникновения вируса
в клетку и его размножения.
Выделять и обобщать существенные
признаки растений и растительной
клетки.
Характеризовать особенности процессов
жизнедеятельности растений: питания,
дыхания, фотосинтеза, размножения.
Сравнивать
значение
полового
и
бесполого
способов
размножения
растений, делать выводы на основе
сравнения.
Выделять и обобщать существенные
признаки растений разных групп,
приводить примеры этих растений.
Выделять и обобщать особенности
строения споровых и семенных растений.
Выделять
и
характеризовать
существенные признаки строения и
процессов жизнедеятельности грибов и
лишайников на конкретных примерах.
Сравнивать
строение
грибов
со
строением
растений,
животных
и
лишайников, делать выводы.
Выделять и обобщать существенные
признаки
строения
и
процессов
жизнедеятельности животных.
Наблюдать и описывать поведение
животных.
Выделять и обобщать существенные
признаки
строения
и
процессов
жизнедеятельности животных.
Выявлять принадлежность животных к
определённой систематической группе
(классификации).
Приводить
доказательства
родства
человека с млекопитающими животными.
Выделять
и
характеризовать
существенные признаки двух типов
размножения организмов.
Сравнивать
половое
и
бесполое
размножение, женские и мужские
половые клетки, делать выводы.
Объяснять роль оплодотворения и
26
Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная
систематическая категория живого.
Популяция как форма существования
вида в природе. Популяция как
единица эволюции. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции.
Основные движущие силы эволюции в
природе.
Результаты
эволюции:
многообразие
видов,
приспособленность организмов к
среде
обитания.
Усложнение
растений и животных в процессе
эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и
животных. Применение знаний о
наследственности, изменчивости и
искусственном отборе при выведении
новых пород животных, сортов
растений
и
штаммов
микроорганизмов.
20 ч
образования зиготы в развитии живого
мира.
Определять понятие «онтогенез».
Выделять и сравнивать существенные
признаки двух периодов онтогенеза.
Характеризовать
этапы
изучения
наследственности организмов. Объяснять
существенный вклад в исследования
наследственности и изменчивости Г.
Менделя.
Сравнивать понятия «наследственность»
и «изменчивость».
Называть и характеризовать методы
селекции
растений,
животных
и
микроорганизмов.
Выделять и пояснять основные идеи
гипотез о происхождении жизни.
Объяснять постановку и результаты
опытов Л. Пастера.
Характеризовать и сравнивать основные
идеи гипотез Опарина и Холдейна о
происхождении жизни, делать выводы на
основе сравнения.
Выделять
существенные
признаки
строения
и
жизнедеятельности
первичных организмов.
Отмечать
изменения
условий
существования жизни на Земле.
Выделять
существенные
признаки
эволюции жизни.
Отмечать
изменения
условий
существования живых организмов на
Земле.
Выделять
существенные
положения
теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.
Выделять и объяснять существенные
положения теории эволюции Ч. Дарвина.
Характеризовать
движущие
силы
эволюции.
Выявлять существенные признаки вида.
Объяснять на конкретных примерах
формирование
приспособленности
организмов вида к среде обитания.
Определять понятия «биологический
прогресс», «биологический регресс».
Характеризовать
направления
биологического прогресса.
Характеризовать
эволюционные
преобразования у животных на примере
нервной,
пищеварительной,
репродуктивной систем. Характеризовать
эволюционные
преобразования
репродуктивной системы у растений.
Различать и характеризовать основные
27
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их
влияние на организмы. Экосистемная
организация
живой
природы.
Экосистема, ее основные компоненты.
Структура экосистемы. Пищевые
связи в экосистеме. Взаимодействие
популяций
разных
видов
в
экосистеме. Естественная экосистема
(биогеоценоз).
Агроэкосистема
(агроценоз)
как
искусственное
сообщество организмов. Круговорот
веществ
и
поток
энергии
в
биогеоценозах. Биосфера – глобальная
экосистема. В. И. Вернадский –
основоположник учения о биосфере.
Структура
биосферы.
Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Ноосфера.
Краткая
история
эволюции
биосферы. Значение охраны биосферы
для сохранения жизни на Земле.
Биологическое
разнообразие
как
основа
устойчивости
биосферы.
Современные
экологические
проблемы, их влияние на собственную
жизнь и жизнь окружающих людей.
Последствия деятельности человека в
экосистемах. Влияние собственных
поступков на живые организмы и
экосистемы.
16 ч
особенности
предков
приматов
и
гоминид.
Различать и характеризовать стадии
антропогенеза.
Различать и характеризовать стадии
антропогенеза.
Выделять существенные признаки вида.
Выделять
и
характеризовать
существенные признаки сред жизни на
Земле.
Называть
характерные
признаки
организмов — обитателей этих сред
жизни.
Выделять и характеризовать основные
закономерности
действия
факторов
среды на организмы.
Приводить
конкретные
примеры
адаптаций у живых организмов.
Выделять и характеризовать типы
биотических связей.
Объяснять многообразие трофических
связей.
Выделять
существенные
свойства
популяции как группы особей одного
вида.
Выявлять проявление демографических
свойств
популяции
в
природе.
Характеризовать причины колебания
численности и плотности популяции.
Выделять
существенные
признаки
природного сообщества.
Характеризовать
ярусное
строение
биоценозов, цепи питания, сети питания
и экологические ниши.
Выделять, объяснять и сравнивать
существенные признаки природного
сообщества
как
экосистемы
или
биогеоценоза.
Объяснять и характеризовать процесс
смены биогеоценозов.
Выделять
и
характеризовать
существенные признаки и свойства
водных,
наземных
экосистем
и
агроэкосистем.
Объяснять причины неустойчивости
агроэкосистем.
Выделять и характеризовать причины
экологических проблем в биосфере.
Прогнозировать последствия истощения
природных ресурсов и сокращения
биологического разнообразия.
Выявлять признаки приспособленности
организмов к среде обитания.
28
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественнонаучных дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 24 августа 2023 года № 1
____________/С.А. Баталова/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
____________ И. М. Ястребова
24 августа 2023 года
29
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)