Рабочая программа Музыка 8 класс ФГОС Критская 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
__________________М.М.Татаренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО

МУЗЫКЕ

Основное общее образование 8 класс
Количество часов 34
Учитель

Бебешко Светлана Анатольевна

Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями в редакции 2020 года);
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5, с дополнениями и
изменениями в редакции 2020 года);
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утверждённой решением педагогического совета от 30
августа 2024 г. протокол № 1; (с дополнениями и изменениями);
- учебно-методического комплекта
Г.П.Сергеевой. Москва. Просвещение.

«Музыка»

2024-2025 учебный год

5-8

классы,

автора

1. Пояснительная записка
В
данной
программе
нашли
отражение
изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных
организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и
новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а
также способности к сопереживанию произведениям искусства через
различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному
наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах
музыкальной деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во
взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия
музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Место в учебном плане. В учебном плане основной школы МАОУ
СОШ №18 с УИОП рабочая программа по музыке рассчитана на 8 класс в
количестве - 34 часов (по 1 часу в неделю).

2

Таблица распределения часов по годам обучения и по темам

№

Содержание программы

ООП
УМК
Зарубежная музыка от
1. эпохи Средневековья до Классика и современность
рубежа XIX – XX вв.
Значение музыки в жизни Традиции и новаторство в
2.
человека.
музыке
Итого

Количество часов
Рабочая программа
8
кл.
17

17
34

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
в 8 классе:
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей
жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных
мероприятий.
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
3

учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4) эстетическое воспитание:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе,
людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации
и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
8) экологическое воспитание:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся, а познавательной и
практической деятельности учащихся;
в 8 классе:
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно – коммуникационных технологий;
— стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают;
в 8 классе:
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально – учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально – творческих задач.
обучающийся научится:
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
- зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
4

- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
обучающийся получит возможность научиться:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
2. Содержание учебного предмета музыка
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе
основного общего образования представлено следующими содержательными
линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX
вв. (17 часов) Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного
музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов.
5

Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки.
Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Значение музыки в жизни человека. (17 часов) Воздействие музыки
на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития
музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных
образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека,
общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной
культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на
распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность,
интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Направления проектной деятельности:
8 класс. Темы проектов: «История Отечества в музыкальных
памятниках», «Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической
музыки», «Музыка и религия: обретение вечного», «Музыка мира: диалог
культур», «Композиторы «читают » литературную классику», «Современная
популярная музыка: любимые исполнители», «Музыка в моей семье»,
«Народные праздники в нашем городе», «Музыкальные инструменты моей
малой родины», «Песни, которые пели бабушки и дедушки», «Культурные
центры нашего города», «Мои любимые музыкальные фильмы».
Учебный контроль.
Викторины по музыке в 8 классе проводятся по итогам пройденного
материала для выявления динамики полученных знаний по предмету за 1-4
четверть, творческие и исследовательские проекты по полугодиям по
программе Е.Д.Критской.
Четверть
Викторина

1
1

Творческие
и
исследовательские
проекты

2
1

3
1

1

4
1
1

3. Тематическое планирование
Содержание программы
ООП
УМК

Класс 8 (34 часа)
Кол-во
Основные виды деятельности
часов
обучающихся
6

Классика и современность (17 часов)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание, 8.
Экологическое воспитание
Современная
Классика в
17
Понимать значение классической
музыка
нашей жизни (1
музыки в жизни людей, общества.
религиозной
ч).
Знакомиться
с
классическим
традиции.
В музыкальном
музыкальным наследием в процессе
Выдающиеся
театре. Опера.
самообразования,
внеурочной
отечественные и
Опера «Князь
музыкальной деятельности, семейного
зарубежные
Игорь». Русская
досуга.
композиторы,
эпическая опера.
Понимать закономерности и приёмы
исполнители,
Ария князя Игоря.
развития
музыки,
особенности
ансамбли и
Портрет половцев.
музыкальной драматургии оперного
музыкальные
«Плач Ярославны»
спектакля; выявлять в процессе
коллективы.
(2 ч).
интонационно-образного
анализа
Классика в
В музыкальном
взаимозависимость и взаимодействие
современной
театре. Балет.
происходящих в нём явлений и
обработке.
Балет
событий. Устанавливать причинноЭлектронная
«Ярославна».
следственные
связи,
делать
музыка.
Вступление. «Стон
умозаключения, выводы и обобщать.
Синтетические
Русской земли».
Распознавать
национальную
жанры музыки
«Первая битва с
принадлежность
произведений,
(симфония-сюита, половцами».
выявлять
единство
родного,
концерт,
«Плач
национального
и
общезначимого,
симфония,
Ярославны».
общечеловеческого.
симфония-действо «Молитва» (1 ч).
Находить
и
классифицировать
и др.). Обобщение В музыкальном
информацию о музыке, её создателях и
представлений
театре. Мюзикл.
исполнителях,
критически
её
школьников о
Рок - опера.
оценивать.
различных
Человек есть
Определять понятия, устанавливать
исполнительских
тайна. Рок-опера
аналогии, классифицировать жанры,
составах (пение:
«Преступление и
самостоятельно выбирать основания и
соло, дуэт, трио,
наказание».
критерии для классификации.
квартет, ансамбль, Мюзикл «Ромео и
Осознавать
духовно-нравственную
хор;
Джульетта: от
ценность
шедевров
русской
и
аккомпанемент, a
ненависти до
зарубежной музыкальной классики и её
capella; певческие любви» (4 ч).
значение для развития мировой
голоса: сопрано,
Музыка к
музыкальной культуры.
меццо-сопрано,
драматическому
Совершенствовать умения и навыки
альт, тенор,
спектаклю.
музицирования
(коллективного,
баритон, бас;
«Ромео и
ансамблевого, сольного).
хоры: народный,
Джульетта».
Идентифицировать
термины
и
академический;
Музыкальные
понятия музыки с художественным
музыкальные
зарисовки для
языком других искусств в процессе
инструменты:
большого
интонационно-образного и жанроводуховые,
симфонического
стилевого
анализа
фрагментов
струнные,
оркестра. Музыка
симфоний.
ударные,
Э. Грига к драме
Использовать
информационносовременные
Г. Ибсена «Пер
коммуникационные технологии (вести
электронные;
Гюнт». «Гогольпоиск информации о симфониях и их
виды оркестра:
сюита». Из
создателях в Интернете, переписывать
симфонический,
музыки к
(скачивать) полюбившиеся фрагменты
7

духовой,
камерный, оркестр
народных
инструментов,
эстрадноджазовый
оркестр).
Всемирные
центры
музыкальной
культуры и
музыкального
образования.
Информационнокоммуникационны
е технологии в
музыкальном
искусстве.
Панорама
современной
музыкальной
жизни в России и
за рубежом.

спектаклю
с
целью
пополнения
домашней
«Ревизская сказфонотеки и подготовки проекта «Есть
ка». Образы
ли у симфонии будущее?»).
«Гоголь-сюиты»
Участвовать
в
дискуссиях,
(4 ч).
размышлениях о музыке и музыкантах,
Музыка в кино.
выражать
своё
отношение
в
Ты отправишься в
письменных
высказываниях.
путь, чтобы
Расширять
представления
об
зажечь день...
ассоциативно-образных связях музыки
Музыка к фильму
с другими видами искусства.
«Властелин
Раскрывать драматургию развития
колец» (1 ч). В
музыкальных образов симфонической
концертном зале.
музыки на основе формы сонатного
Симфония:
allegro.
Воспринимать
контраст
прошлое и
образных
сфер
как
принцип
настоящее.
драматургического
развития
в
Симфония № 8
симфонии.
(«Неоконченная»)
Рассуждать о содержании симфоний
Ф. Шуберта.
разных композиторов.
Симфония № 5 П.
Вести дискуссию, осуществлять поиск
Чайковского.
ответов на проблемные вопросы,
Симфония № 1
используя интернет-ресурсы
(«Классическая»)
С. Прокофьева.
Музыка — это
огромный мир,
окружающий
человека... (3 ч).
Обобщающий
урок (1 ч).
Традиции и новаторство в музыке (17 часов)
Основные направления воспитательной деятельности: 4. Эстетическое
воспитание,3. Духовно – нравственное воспитание
Воздействие
Музыканты —
17
Размышлять
о
традициях
и
музыки
на извечные маги. И
новаторстве в произведениях разных
человека, её роль в снова в
жанров и стилей. Оперировать
человеческом
музыкальном
терминами и понятиями музыкального
обществе.
театре… Опера
искусства.
Музыкальное
«Порги и Бесс»
Расширять представления об оперном
искусство
как (фрагменты). Дж.
искусстве зарубежных композиторов.
воплощение
Гершвин. Развитие
Выявлять особенности драматургии
жизненной
традиций
классической оперы.
красоты
и оперного
Проявлять
стремление
к
жизненной
спектакля (2 ч).
продуктивному
общению
со
правды.
Опера «Кармен»
сверстниками,
учителями;
уметь
Преобразующая
(фрагменты). Ж.
аргументировать
(в
устной
и
сила музыки как Бизе. Портреты
письменной речи) собственную точку
вида
искусства. великих
зрения, принимать (или опровергать)
Противоречие как исполнителей.
мнение собеседника, участвовать в
источник
Елена Образцова
дискуссиях,
спорах
по
поводу
непрерывного
(3 ч). Балет
различных явлений в музыке и других
развития музыки и «Кармен-сюита»
видах
искусства.
Понимать
8

жизни.
Разнообразие
функций
музыкального
искусства в жизни
человека,
общества.
Влияние средств
массовой
информации,
центров
музыкальной
культуры
(концертные залы,
фольклорные
объединения,
музеи)
на
распространение
традиций
и
инноваций
музыкального
искусства.
Всеобщность,
интернационально
сть музыкального
языка.
Музыка
мира как диалог
культур.
Творчество
русских и
зарубежных
композиторов
XX—XXI вв.
Стиль как
отражение
мироощущения
композитора.
Стилевое
многообразие
музыки XX—XXI
вв.
(импрессионизм,
неофольклоризм,
неоклассицизм и
др.).

(фрагменты). Р.
Щедрин.
Портреты великих
исполнителей.
Майя Плисецкая
(3 ч).
Современный
музыкальный
театр. Великие
мюзиклы мира.
Классика в
современной
обработке (2 ч). В
концертном зале.
Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты). Д.
Шостакович.
Литературные
страницы.
«Письмо к Богу»
неизвестного
солдата (3 ч).
Музыка в
храмовом синтезе
искусств.
Литературные
страницы. Стихи
русских поэтов.
Галерея
религиозных
образов.
Неизвестный
Свиридов. «О
России петь — что
стремиться в
храм…» Запевка,
слова И.
Северянина.
Хоровой цикл
«Песнопения и
молитвы»
(фрагменты). Г.
Свиридов. Свет
фресок Дионисия
— миру («Фрески
Дионисия». Р.
Щедрин).
Музыкальные
завещания
потомкам
(«Гейлигенштадтс

художественный язык, особенности
современной музыкальной драматургии
как новаторского способа подачи
литературных сюжетов.
Анализировать
особенности
интерпретации
произведений
различных жанров и стилей. Оценивать
современные
исполнительские
интерпретации классической музыки с
духовно-нравственных и эстетических
позиций; видеть границы между
новаторскими
тенденциями,
развивающими
традиции
и
разрушающими их. Эмоционально и
осознанно воспринимать образное
содержание и особенности развития
музыкального
материала
инструментально
симфонической
музыки.
Устанавливать
ассоциативнообразные связи явлений жизни и
искусства
на
основе
анализа
музыкальных образов.
Выражать личностное отношение,
уважение к прошлому и настоящему
страны, воссозданному в разных видах
искусства. Уважительно относиться к
религиозным
чувствам,
взглядам
людей; осознавать значение религии в
развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества и
российской
государственности.
Самостоятельно
осуществлять
музыкально-практическую, творческую
деятельность:
пение,
игра
на
музыкальных инструментах, включая
синтезатор,
пластическое
интонирование,
музыкальноритмические движения, свободное
дирижировании, инсценировка песен и
фрагментов музыкальных спектаклей,
программных сочинений.
Общаться
и
сотрудничать
со
сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в
процессе музыкально-образовательной,
общественно
полезной,
исследовательской и других видов
деятельности.
Понимать свою ответственность за
достижение общего художественноэстетического результата.
9

кое завещание Л.
Бетховена». Р.
Щедрин) (4 ч).
Исследовательск
ий проект (вне
сетки часов).
Вместо
заключения. Пусть
музыка звучи.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей общетехнических
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23 августа 2024 года № 1
__________/ С.А.Бебешко/

Участвовать
в
концертных
представлениях для одноклассников и
родителей, в подготовке и защите
исследовательских проектов.
Активно применять информационнокоммуникационные технологии в целях
самообразования

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
___________ Ю.Н. Чайченко
26 августа 2024 года

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.