Рабочая программа Кубановедение 5 класс 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
________________М.М. Татаренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
основное общее образование 5 класс
Количество часов 34
Учитель Черненко Ольга Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями), для 5-9 классов;
- Примерной основной образовательной программы начального/основного
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5), для
1-9 классов;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета от 31
августа 2021 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);
- УМК по кубановедению А.А. Зайцева, В.Н. Ратушняка, издательство ОИПЦ
«Перспективы образования»;

- Письма Министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 20162017 учебном году» от 08.08.2016г. № 47-13834/16-11
2024 – 2025 учебный год

I.Пояснительная записка
Цель:
систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных
областях, выявление общего и особенного в развитии регионального социума в
общероссийском контексте, а также создание целостного представления о
Кубани как самобытной части Российского государства.
Задачи предмета:
-комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- формирование
мировоззренческой,
нравственной,
экономической,
социальной, политической и экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями
различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие
познавательного интереса;
- осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
- привитие чувства гордости за достижения жителей Кубани;
- социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и
традиций в условиях многонационального государства.
Место кубановедения в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с периодичностью преподавания 1
час в неделю. На уровне основного общего образования интеграция реализуется
в контексте следующих образовательных областей и предметов:
«Обществознание» (история, обществознание, география); «Естествознание»
(биология);
«Филология»
(русский
язык,
литература);
«Искусство»
(изобразительное искусство, музыка).
Таблица распределения часов.
№

Тема

Количес
тво
часов

5 класс (34ч)
1
2
3

Введение
Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века.
Раздел 2. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху
бронзы.

1
5
5
2

4
5
6
7

Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном
веке.
Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.
Итоговое повторение и проектная деятельность
Духовные истоки Кубани
Итого

8
10
1
4
34

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Личностные результаты:
1.Гражданское воспитание:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
4.Приобщение детей к культурному наследию:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего
народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе,
в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.

3

Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- знать источники информации о своей малой родине;
- понимать основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности;
- знать виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
- понимать религиозные представления и особенности культурного
развитияпервых жителей Кубани;
- знать мифологию народов, населявших Кубань в древности;
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные
населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- определять наиболее известные археологические памятники своей местности;
различать вещественные, письменные, изобразительные и устные
исторические источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей
местности
Учащиеся получат возможность научиться:
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических
героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению,
участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя
творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты), занимаясь
проектной деятельностью;
III.Содержание курса
5 класс (34 ч.)
Введение (1 час).
Что и как изучает предмет «Кубановедение». Печатная и электронная
форма учебного пособия по кубановедению. Структура курса; аппарат усвоения
знаний. Рабочая тетрадь по кубановедению. Историческая память народа.
Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как
часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Природа и
история Кубани в древности. Особенности культуры и быта жителей региона в
далёком прошлом.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (5 часов).
Тема 1. Древние собиратели и охотники.
Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит,
энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек
современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего
палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская(Майкопский район, Адыгея). Быт
4

и занятия древнейшего человека. Первобытное человеческое стадо.
Присваивающее хозяйство. Орудия труда и особенности жилища. Места
обитания (пещеры, гроты) древних людей. Стоянки среднего палеолита:
Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская,
Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и
хозяйственной жизни. Добывание и использование огня. Искусственные жилища
(землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика.
«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община. Костяной век.
Техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера
(Майкопский район, Адыгея), Губе кие навесы (Мостовский район).
Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к
индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические стоянки:
Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы (Отрадненский район), Явора
(Карачаево-Черкесия).
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема 3. Земледельцы и скотоводы.
Неолитическая революция. Производящий тип хозяйства-: земледелие и
скотоводство. Родовая община. Неолитические стоянки на Кубани:
Каменномостская (Майкопский район, Адыгея), Нижнешиловская (г. Сочи),
Нововочепшийская (Теучежский район, Адыгея). Энеолит (медно-каменный
век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани:
подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (пос.
Каменномостский, Адыгея), Свободное (Красногвардейский район, Адыгея),
Большетегинское (Отрадненский район); стоянки Нижнешиловская, Бочаров
ручей (г. Сочи).
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в
эпоху бронзы (5 часов).
Тема4.Майкопская иямная археологические культуры.
Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном
Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы.
Развитие обмена.
Археологические культуры. Майкопская культура, Майкопский и
Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (пос. Каменномостский).
5

Ямная культура (правобережье Кубани). Особенности погребального обряда.
Основные занятия племён ямной культуры.
Тема 5. Дольменная культура.
Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные, монолиты).
Легенды о происхождении дольменов. Памятники доль-менной культуры в
Прикубанье и на Черноморском побережье: ст. Даховская и Новосвободная
(Майкопский район, Адыгея), ст. Баговская (Мостовский район); пос.
Каменномостский (Майкопский район, Адыгея); окрестности Геленджика и
Сочи. Образ жизни, занятия представителей племён дольменной культуры.
Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники северокавказской археологической культуры: окрестности аулов Уляп
(Красногвардейский район, Адыгея), Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея);
ст. Казанской Кавказского района и др. Образ жизни, хозяйственная
деятельность. Общественный строй.
Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племён
катакомбной культуры.
Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на
территории Кубани.
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем
железном веке (8 часов).
Тема 7. Кочевники кубанских степей.
Кубань в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ жизни людей. Сыродутный способ получения железа.
Технический переворот, вызванный распространением железа. Второе
общественное разделение труда: отделение ремесла от земледелия.
Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения,
особенности быта и занятия.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй. Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская
военная история. Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и
вождей. Взаимоотношения скифов с другими племенами, населявшими
территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской (Мостовский
район), Келермесский и Ульский (Республика Адыгея) курганы.
6

Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд.
Памятники сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольной, х.
Бойкопонура и др.
Сираки. Территория расселения.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидий и др. Работа с
текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. Племенной
состав. Памятники меотской культуры (городища и могильники) в окрестностях
Краснодара, Усть-Лабинска, хутора Лебеди (Калининский район). Занятия:
пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургическое и
гончарное производства, торговля. Общественный строй.
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 9. Мифология.Искусство и быт кочевого и оседлого населения
Прикубанья.
Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы
быта, украшения, найденные в скифских курганах. Звериный стиль в искусстве
скифов и сарматов.
Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа. «История»
Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские
божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского
морей (10 часов).
Тема 10. Начало древнегреческой колонизации.
Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на
северо-восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория,
Гермонасса, Пантикапей, Синдика-Горгиппия, Кепы и др. Греки и местное
население.
Тема 11. Античная мифология и Причерноморье.
Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах
Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении.
Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках.
Миф о Прометее.
Тема 12. Союз греческих городов-полисов
7

Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика
Боспорского царства. Левкон I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н. э. Набеги
кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Падение
Боспорского царства (IV в. н. э.).
Работа с текстом «Битва на реке Фат».
Повседневная жизнь греческих переселенцев. Развитие земледелия,
животноводства. Ремесло и торговля. Торговые партнёры, предметы вывоза и
ввоза.
Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».
Тема 13. Культура и быт греческих городов-колоний и Боспора римского
времени.
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в
городах-колониях. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы,
жилища простых граждан. Одежда, ювелирные украшения, терракотовые
статуэтки, микротехника. Домашняя утварь и традиционная пища. Верования.
Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества.
Погребальный обряд. Образование, спорт, искусство.
Отражение культурных традиций Рима в культуре Боспора. Произведения
античного искусства, найденные археологами на территории Кубани.
Историческая и художественная ценность археологических находок.
Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сар-матской культур.
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые
строительные материалы: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Признаки варваризации античного искусства в скульптурных произведениях. Скульптуры правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые
сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Предание об
апостоле Андрее Первозванном. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.
Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древний период в
истории Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и
общественной жизни населения региона в период между древностью и
Средневековьем.

8

Вклад археологов, проводивших раскопки на Кубани, в развитие
отечественной и мировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселов-ский, Н. В.
Анфимов, В. Е. Щелинский, р. И. Марченко, В. И. Марковин, Н. Е. Берлизов.
Духовные истоки Кубани (4 часа)
Нравственные принципы христианства в притчах и легендах.
Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и
легенды - источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах,
притчах, баснях, сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах
«О сеятеле», «О милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др.
Появление первых христиан на территории нашего края. Первые
христианские храмы.
Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов,
памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения
Богоматери - Оранта. Археологические находки, связанные с христианством.
Ильичевское городище.
Истоки христианства на Северном Кавказе.
Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль
Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе.
Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам.
Духовные подвижники. Святые Апостолы Андрей Первозванный, Симон
Кананит.
Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит
проповедники христианства и др.
График контрольных работ
Форма
контроля
Тест

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

1

1

IV.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Темы

Введение.
5.Популяризация научных знаний

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся

5 класс (34ч)
1
Объяснять, что изучает кубановедение.
Характеризовать понятие «малая родина»,
9

среди детей
Раздел 1. Кубань в эпоху каменного
века.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей

5

Раздел 2. Земледельцы и скотоводы
Северо-Западного Кавказа в эпоху
бронзы.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей

5

определять роль человека в истории, находить
источники знаний о прошлом.
Определять понятие «каменный век», его
периодизацию. Выбирать способ исследования
и определять
этапы эволюции человека.
Показывать территорию расселения людей.
Составлять рассказ по тексту, иллюстрировать
его, формулировать правильно вопросы.
Рассказывать о своем участии в коллективном
занятии,
анализировать
правила
взаимодействия во время занятий.
Характеризовать понятие «человек разумный».
Определять последовательность исторических
событий, фиксировать их на «ленте времени».
Сопоставлять свои впечатления, мысли,
чувства с чужими. Рассказывать о зачатках
древнего искусства.
Объединяться в группы, руководствуясь
общими интересами. Определять свою часть
работы,
анализировать
качество
её
выполнения.
Исследовать и характеризовать исторические
вещественные источники.Выделять главное,
разделять на части и обобщать, доказывать.
Составлять рассказ по тексту, иллюстрировать
его, формулировать правильно вопросы.
Рассказывать о своем участии в коллективном
занятии,
анализировать
правила
взаимодействия во время занятий.
Способствовать
запоминанию
основной
терминологии. Находить (в учебниках и др.
источниках, в т. ч. используя ИКТ)
достоверную информацию, необходимую для
решения учебных и жизненных задач.
Сравнивать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи
на простом и сложном уровне; устанавливать
аналогии (создавать модели объектов) для
понимания закономерностей, использовать их
в решении задач; представлять информацию в
разных формах (рисунок, тест, таблица, план,
схема, тезисы).
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге),
аргументируя его, подтверждая фактами,
выдвигая контраргументы в дискуссии;
понимать позицию другого, выраженную в
явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с
автором текста); различать в речи другого
мнения, доказательства, факты, гипотезы,;
корректировать свое мнение под воздействием
контраргументов, достойно признавать его
ошибочность; создавать устные и письменные
тексты для решения разных задач общения с
10

Раздел 3. Кочевые и оседлые
племена Прикубанья в раннем
железном веке.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей

8

помощью и самостоятельно.
Характеризовать памятники северокавказской
культуры.
Формулировать
понятия
«катакомбная» и «срубная» культуры. Делать
выводы, строить логически обоснованные
рассуждения на простом и сложном уровне.
Осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и
коммуникативной задачей; организовывать
работу в паре, группе (самостоятельно
определять цели, роли, задавать вопросы,
вырабатывать
решения);
преодолевать
конфликты, договариваться с людьми, уметь
взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Владеть смысловым чтением – самостоятельно
вычитывать
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную информацию
Самостоятельно выбирать и использовать
разные виды чтения (в т.ч. просмотровое,
ознакомительное, изучающее).
Анализировать (в т.ч. выделять главное,
разделять на части) и обобщать, доказывать,
делать выводы, определять понятия; строить
логически обоснованные рассуждения - на
простом и сложном уровне.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить
и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.
Осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции.
В процессе работы с одним или несколькими
источниками
информации
выявлять
содержащуюся
в
них
противоречивую
информацию.
Осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции. Работать по
плану, сверяясь с целью, находить и
исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно,
используя ИКТ.
Различать в исторической информации факты
и
мнения,
описания
и
объяснения.
Формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам. Учитывать различные
мнения и интегрировать идеи.
Сознавать целостность мира и мировоззрения
взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции; вырабатывать
уважительно-доброжелательное отношение к
непохожим на себя, идти на взаимные уступки
в разных ситуациях; осваивать новые
социальные роли и правила, учиться
критически осмысливать их и свое поведение,
11

Раздел 4. Греческие колонии на
берегах Черного и Азовского морей.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей

10

Итоговое повторение и проектная
деятельность.
5.Популяризация научных знаний
среди детей

1

Духовные истоки Кубани.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и

4

справляться с агрессивностью, эгоизмом;
выбирать,
как
поступать,
в
т.ч.
в
неоднозначных ситуациях и отвечать за свой
выбор.
Проводить временной и пространственный
анализ для изучения исторических процессов и
явлений.
Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель.Обсуждать
в ходе
совместной
деятельности
возникающие
проблемы, правила.
Обозначать и осознавать свой индивидуальный
путь движения в учебном предмете. Делать
предположения о возможных дальнейших
продвижениях.
Осуществлять поиск и выделять необходимую
информацию. Исследовать и характеризовать
письменные
исторические
источники.
Представлять современные записи в качестве
данного вида источников в будущем.
Характеризовать занятия жителей колоний.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить
и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно,
используя ИКТ.
Осуществлять
выбор вида чтения в
зависимости
от
цели.
Осознанно
и
произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме.
Выделять ориентиры действия в новом
учебном материале. Использовать знаковосимволические действия.
Осуществлять
выбор вида чтения в
зависимости от цели. Слушать, понимать и
пересказывать простые тексты.
Характеризовать образование и расцвет
Боспорского
государства.
Развивать
способность
к
самостоятельному
приобретению новых знаний и практических
умений. Оценивать достигнутые результаты.
Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Представлять информацию в разных формах
(рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Извлекать необходимую информацию из
прослушанного текста.
Развивать способность к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических
умений. Оценивать достигнутые результаты.
Уметь самостоятельно находить в источниках
христианские притчи.
Характеризовать
причины
появления
12

формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей обществоведческих
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23.08.2024 г № 1
________ М.Ю. Ефремова

христианства на Кубани. Рассказывать о
местонахождении
первых
христианских
храмов.
Формулировать
общую
характеристику
периода раннего христианства на Северном
Кавказе.
Находить в источниках информацию о жизни и
духовных подвигов первых христианских
святых.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
________ И.М.Ястребова
от 26.08.24 г.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.