МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ №18 с УИОП
__________________/М.М.Татаренко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Основное общее образование: 8 - 9 классы
Количество часов: 14 (по 7 часов в каждом классе)
Учитель Проскурова Наталья Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями);
- примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» для образовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования, одобренной решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21
от 27.09.2021 г.;
- основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического
совета от 30 августа 2015 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями).
2024 - 2025 учебный год
1. Пояснительная записка
Цель учебного предмета «Родная литература (русская)»: воспитание и
развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России; формирование познавательного
интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения
к ней как хранилищу историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию; осознание исторической
преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры; развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Задачи учебного предмета «Родная литература (русская)»:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте
единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной
русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
-2-
- формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление
поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет и др.
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 с УИОП на изучение предмета
«Родная литература (русская)» в 8 классе - 7 часов; в 9 классе - 7 часов:
Таблица тематического распределения часов
№
Разделы
8
9
класс, класс,
Итого
колколво
во
часов часов
1. РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА
1
2
3 ч.
2.
3.
4.
МОЯ.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР –
РУССКАЯ ДУША.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Всего
1
4
1
2
2 ч.
6 ч.
1
7
2
7
3 ч.
14 ч.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1. ЛИЧНОСТНЫЕ
К концу 8 класса учащиеся научатся, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, местного сообщества, родного
края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о
способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
-3-
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики.
2. Патриотического воспитания
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству;
- спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам;
- традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4. Эстетического воспитания
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других;
- умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
-4-
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
6. Трудового воспитания
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
- навык выявления и связывания образов;
- способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных;
- осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей;
- планировать своё развитие.
8. Ценности научного познания
- ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
К концу 9 класса учащиеся научатся, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
-5-
программы основного общего образования, местного сообщества, родного
края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о
способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
- моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
- освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей.
2. Патриотического воспитания
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству;
- спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам,
-6-
- традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- осознания роли русского родной литературы в жизни общества и
государства, в современном мире, в жизни человека, осознание
национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;
- осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского
народа;
- усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
3. Духовно-нравственного воспитания
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
- осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
- целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Эстетического воспитания
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
- активное отношение к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других;
- умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
6. Трудового воспитания
-7-
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду;
- участия в социально значимом труде.
8. Ценности научного познания
- ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
2.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
К концу 8 класса учащиеся научатся:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии;
навыки смыслового чтения;
-8-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
К концу 9 класса учащиеся научатся:
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами.
2.3. ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу 8 класса учащиеся научатся:
-9-
понимание значимости родной русской литературы для
вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на
основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе
как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского
народа в контексте единого исторического и культурного пространства
России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей,
в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве
и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России и всего человечества;
понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом;
развитие
способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов,
заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание
собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в
речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать
собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения
произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
развитие умения выделять проблематику и понимать
эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой
русской реке Волге;
- 10 -
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве
душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический
анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
К концу 9 класса учащиеся научатся:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в
культурно-языковое
пространство
своего
народа;
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на
основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранилищу культуры русского народа, ответственности за сохранение
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского
народа в контексте единого исторического и культурного пространства
России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику
русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том
числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве
и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России и всего человечества; понимание их
сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие
способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
- 11 -
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных
текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в
речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать
собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения
произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне
1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского
народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга
и российской степи в русской литературе;
русские национальные традиции в произведениях об августовских
Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских
эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в
книгах о прощании с детством;
развитие
умений
осознанно
воспринимать
художественное
произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле
собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и
идейно-эстетический анализ художественного текста;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его
воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели
чтения художественной литературы;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными
источниками информации и овладения различными способами её обработки
и презентации.
- 12 -
3. Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 часа).
Преданья старины глубокой. Русские былины: богатыри и богатырство.
Былинные сюжеты и герои в русской литературе. Русские народные песни:
исторические и лирические. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и
литературе.
Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме. По мотивам русских сказок
о зиме. Волга – русская река.
Города земли русской. Петербург в русской литературе.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 часа).
Праздники русского мира. Масленица. Пасха. Троица. Августовские
Спасы.
Тепло родного дома. Русские мастера.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 часов).
Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками. Долюшка
женская. Сеятель твой и хранитель.
О ваших ровесниках. Реальность и мечты. Взрослые детские проблемы.
Пора взросления.
Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке. Язык поэзии.
«Припадаю к великой реке…»
Не до ордена – была бы Родина. На Первой мировой войне. Дети на войне.
Великая Отечественная война.
Итоговая аттестация – защита учебно-исследовательской или проектной
работы (3 часа).
4. Тематическое планирование
8 класс
№
урока
Содержание
(раздел, темы)
Колво
часов
Основные виды учебной деятельности (УУД)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Направления: 1) гражданское воспитание; 2)
патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
6) трудовое воспитание; 8) ценность научного познания.
Понимать значимость родной русской
1..
Родные просторы. Волга –
1
литературы для вхождения в культурнорусская река
- 13 -
языковое
пространство
своего
народа;
осознавать
коммуникативно-эстетические
возможности родного русского языка на
основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы.
Уметь выделять проблематику и понимать
эстетическое своеобразие произведений о
легендарных героях земли русской для
развития представлений о нравственных
идеалах русского народа. Находить ключевые
для
русского
национального
сознания
культурные и нравственные смыслы в
произведениях о Золотом кольце России и
великой русской реке Волге.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Направления: 1) гражданское воспитание; 2)
патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
6) трудовое воспитание; 8) ценность научного познания.
Работать
над
накоплением
опыта
2.
Праздники русского мира.
1
планирования
собственного
досугового
чтения
Троица.
произведений родной русской литературы.
Определять
и
обосновывать
свои
читательские
предпочтения;
развивать
потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации
отношений
человека
и
общества. Формировать представления о
богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о
родстве душ русских людей.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Направления: 1) гражданское
воспитание; 2) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3)
духовно-нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание; 6) трудовое воспитание; 8)
ценность научного познания.
Проявлять ценностное отношение к родной
3.
1
Не до ордена – была бы Родина.
русской литературе как хранительнице
Дети на войне.
4.
Загадки русской души. Сеятель
твой и хранитель.
1
- 14 -
культуры русского народа, ответственность за
сохранение
национальной
культуры.
Приобщаться к литературному наследию
русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства
России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира. Развивать
представления о русском национальном
характере в произведениях о войне; о русском
человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке
русской поэзии.
Овладевать
различными
способами
постижения
смыслов,
заложенных
в
произведениях родной русской литературы.
5.
О ваших ровесниках. Пора
взросления.
1
6.
Лишь слову жизнь дана. Язык
поэзии.
1
7.
Защита проекта.
1
Итого
7
часов
- 15 -
Создавать собственные тексты, содержащие
суждения и оценки по поводу прочитанного.
Применять умения давать смысловой и
идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и
воспринимать художественный текст как
послание автора читателю, современнику и
потомку.
Понимать наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы
и культуры произведений русских писателей, в
том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы.
Осмысливать ключевые для национального
сознания культурные и нравственные смыслы,
проявляющиеся в русском культурном
пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира.
Развивать представления о богатстве русской
литературы и культуры в контексте культур
народов России и всего человечества;
осознавать их сходства и различия с русскими
традициями и укладом. Совершенствовать
способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции.
Создавать развернутые историко-культурные
комментарии
и
собственные
тексты
интерпретирующего характера в формате
анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос.
Самостоятельно
сопоставлять
произведения
словесного
искусства
с
произведениями
других
искусств.
Самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения.
Применять опыт общения с произведениями
родной русской литературы в повседневной
жизни и проектной учебной деятельности, в
речевом самосовершенствовании. Уметь
формировать и обогащать собственный круг
чтения. Развивать умения самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с
разными
источниками
информации
и
овладения основными способами её обработки
и презентации.
9 класс
№
урока
Содержание
(раздел, темы)
Колво
часов
Основные виды учебной деятельности (УУД)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Направления: 1) гражданское воспитание; 2)
патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
6) трудовое воспитание; 8) ценность научного познания.
Понимать значимость родной русской
1.
1
Преданья
литературы для вхождения в культурностарины глубокой.
языковое
пространство
своего
народа;
Отечественная война 1812 года в
осознавать
коммуникативно-эстетические
русском фольклоре и литературе.
возможности родного русского языка на
2.
1
Города земли русской.
основе изучения выдающихся произведений
Петербург в русской литературе.
родной русской литературы. Проявлять
ценностное отношение к родной русской
литературе как хранилищу культуры русского
народа, ответственность за сохранение
национальной культуры, приобщение к
литературному наследию русского народа в
контексте
единого
исторического
и
культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации и
мира.
Развивать
умения
выделять
проблематику и понимать эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и
эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных
идеалах русского народа. Видеть ключевые
для
русского
национального
сознания
культурные и нравственные смыслы в
произведениях об образе Петербурга и
российской степи в русской литературе.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Направления: 1) гражданское воспитание; 2)
патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
6) трудовое воспитание; 8) ценность научного познания.
Понимать наиболее ярко воплотившие
3.
Праздники русского мира.
1
национальную специфику русской литературы
Августовские Спасы.
и культуры произведения русских писателей, в
том
числе
современных
авторов,
продолжающих
в
своём
творчестве
национальные традиции русской литературы.
Осмысливать ключевые для национального
сознания культурные и нравственные смыслы,
проявляющиеся в русском культурном
пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира.
Оценивать русские национальные традиции в
произведениях об августовских Спасах и о
родительском доме как вечные ценности.
Самостоятельно сопоставлять произведения
- 16 -
словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения,
определяя
для
себя
актуальную
и
перспективную цели чтения художественной
литературы.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Направления: 1) гражданское
воспитание; 2) патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4)
эстетическое воспитание; 5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия; 6) трудовое воспитание; 8) ценность научного познания.
Развивать представления о богатстве русской
4.
1
Не до ордена – была бы Родина.
литературы и культуры в контексте культур
Великая Отечественная война.
народов России и всего человечества;
5.
1.
Лишь слову жизнь дана.
понимать их сходства и различия с русскими
«Припадаю к великой реке…»
традициями и укладом; совершенствовать
6-7.
Защита проекта.
2
- 17 -
способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции.
Овладевать различными способами
постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы;
создавать собственные тексты, содержащие
суждения и оценки по поводу прочитанного.
Формировать представления о русском
национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах
русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в
книгах о прощании с детством. Развивать
умения осознанно воспринимать
художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле
собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейноэстетический анализ художественного текста.
Применять опыт общения с произведениями
родной русской литературы в повседневной
жизни и проектной учебной деятельности, в
речевом самосовершенствовании. Уметь
формировать и обогащать собственный круг
чтения. Накапливать опыт планирования
собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и
обоснования своих читательских
предпочтений; формировать потребности в
систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и
общества. Развивать умения самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и
овладения различными способами её
обработки и презентации.
Итого
7
часов
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей русского языка
Заместитель директора по УМР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
____________ В.В.Фенева
от 23 августа 2024 года № 1
__________/Н.А. Проскурова/
26 августа 2024 года
- 18 -