МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ №18 с УИОП
__________________/М.М.Татаренко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Основное общее образование: 8 - 9 классы
Количество часов: 14 (по 7 часов в каждом классе)
Учитель Проскурова Наталья Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с дополнениями
и изменениями);
- примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;
- основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета
от 30 августа 2015 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);
- УМК: О.М. Александрова. Русский родной язык. – М. Просвещение.
2024- 2025 учебный год
1. Пояснительная записка
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения,
обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной
канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому
опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций
и истории народа, говорящего на нём.
Целью реализации рабочей программы по русскому родному языку
является достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому языку. В то же время
цели курса имеют свою специфику, актуализируясь в следующем:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование
в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде
всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о
русском речевом этикете;
2
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать
с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
развитие
проектного
и
исследовательского
мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о
русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых
нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п.,
что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,
национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов
нашей страны и мира.
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 с УИОП на изучение предмета
«Русский родной язык» на этапе основного общего образования в 8 классе - 7
часов, в 9 классе – 7 часов, итого 14 часов.
Таблица тематического распределения часов
Разделы программы
Количество часов
8 класс 9 класс ИТОГО
Язык и культура.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
Культура речи.
3 ч.
3 ч.
6 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
7 ч.
7 ч.
14 ч.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Защита проекта
Всего:
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
К концу 8 класса у обучающихся будет сформировано, в том числе в части:
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
3
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а
через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и
развитию родного языка.
4. Приобщение детей к культурному наследию:
представление
о
речевом
идеале;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать
нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания.
К концу 8 класса обучающиеся приобретают опыт, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни
человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества, осознание
национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
К концу 8 класса у обучающихся может быть сформировано, в том числе в
части:
4. Приобщение детей к культурному наследию:
представление
о
речевом
идеале;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств родного
языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения.
К концу 9 класса у обучающихся будет сформировано, в том числе в части:
2.
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности:
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а
через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и
развитию родного языка.
4. Приобщение детей к культурному наследию:
4
представление
о
речевом
идеале;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать
нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания.
К концу 9 класса обучающиеся приобретают опыт, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни
человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества, осознание
национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
К концу 9 класса у обучающихся может быть сформировано, в том числе в
части:
4. Приобщение детей к культурному наследию:
представление
о
речевом
идеале;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств родного
языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения.
Метапредметные:
К концу 8 класса обучающиеся научатся:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
5
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
анализировать
и
обосновывать применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
6
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
7
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста;
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы;
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
8
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в
том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.
К концу 8 класса обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и
уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
К концу 9 класса обучающиеся научатся:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
9
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
10
предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
анализировать
и
обосновывать применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить
11
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста;
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы;
12
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
ИКТкомпетенции;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в
том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.
К концу 9 класса обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и
уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
13
читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Предметные:
Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в
конце 8 класса научатся:
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из
славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей), сфере
функционирования;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической
окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
характеризовать основные особенности современного русского речевого
этикета;
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, об особенностях
строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных
слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в
конце 9 класса научатся:
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить
примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей
общества;
понимать и комментировать основные активные процессы в современном
русском языке;
характеризовать
словообразовательные
неологизмы
по
сфере
употребления и стилистической окраске;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их
стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных
примерах);
14
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, об особенностях
строения его словарной статьи.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в
конце 8 класса научатся:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения
и ударения современного русского языка;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях
делового общения;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,
орфографические словари для определения нормативных вариантов
произношения и правописания.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в
конце 9 класса научатся:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения
и ударения;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках
изученного);
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и
устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального
русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях
делового общения;
15
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания.
Учащиеся в конце 8 класса при реализации содержательной линии «Речь.
Речевая деятельность. Текст» научатся:
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять
его в устной форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных
видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии.
Учащиеся в конце 9 класса при реализации содержательной линии
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научатся:
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);
использовать графики, диаграммы, схемы для представления ин формации;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные
тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять
его в устной форме;
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
3. Содержание учебного предмета
8 класс (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.
16
Иноязычная лексика в русском языке. Характеристика заимствованных
слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более поздние; в рамках изученного, с
использованием словарей), сфере функционирования.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в
современной речи (1 час)
Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;
безударного [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных
по твёрдости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного
происхождения. Произношение безударного [а] после ж и ш; произношение
сочетаний чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого
[н] перед ч и щ. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в
современной речи.
2.2. Типичные акцентологические ошибки в современной речи (1 час)
Особенности постановки ударения в диалектах русского языка.
2.3. Особенности современного речевого этикета (1 час)
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚
помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 час)
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.
3.2. Доказательство и его структура. Виды доказательств (1 час)
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации).
Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)
9 класс (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Развитие языка как объективный процесс.
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений,
об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка (1 час)
17
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
2.2.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка (1 час)
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
2.3. Речевой этикет (1 час) Этика и этикет в электронной среде общения.
Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила
этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение
в ситуациях делового общения.
Раздел 3.
Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 час).
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
3.2. Функциональные разновидности языка (1 час)
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)
4. Тематическое планирование
7 класс
Основное содержание курса
Кол.
Основные виды
«Русский родной язык»,
часов
деятельности
подлежащее усвоению
(УУД)
Язык и культура (1)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское
воспитание. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному
наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей.
Устаревшие слова как живые
1
Пояснять внешние причины
изменений в русском языке;
свидетели истории.
приводить
примеры.
Приводить примеры, которые
доказывают, что изучение
русского языка позволяет
лучше узнать историю и
культуру страны. Приводить
18
примеры
национального
своеобразия,
богатства,
выразительности
русского
родного языка. Выявлять
единицы
языка
с
национально-культурным
компонентом значения в
текстах.
Распознавать
и
характеризовать устаревшую
лексику
(историзмы,
архаизмы);
понимать
особенности её употребления
в
текстах.
Определять
значения
лексических
заимствований
последних
десятилетий; целесообразно
употреблять
иноязычные
слова.
Регулярно
использовать словари, в том
числе
мультимедийные,
учитывая
сведения
о
назначении конкретного вида
словаря,
особенностях
строения
его
словарной
статьи: толковые словари,
словари иностранных слов,
фразеологические
словари,
словари
пословиц
и
поговорок, крылатых слов и
выражений;
учебные
этимологические
словари;
словари
синонимов,
антонимов.
Культура речи (3)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское
воспитание. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному
наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей.
Основные лексические нормы
1
Соблюдать
нормы
современного русского
употребления
синонимов‚
литературного языка.
антонимов‚
омонимов‚
паронимов.
Употреблять
слова в соответствии с их
19
Основные грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
1
Речевой этикет.
1
20
лексическим значением и
требованием
лексической
сочетаемости.
Корректно
употреблять
термины
в
учебно-научном стиле речи (в
рамках изученного).
Употреблять
имена
существительные,
имена
прилагательные, глаголы с
учётом стилистических норм
современного
русского
языка.
Анализировать
и
различать типичные речевые
ошибки. Редактировать текст
с целью исправления речевых
ошибок.
Выявлять
и
исправлять речевые ошибки в
устной речи. Анализировать и
оценивать
с
точки
зрения
норм
современного
русского
литературного языка чужую
и собственную речь.
Соблюдать
русскую
этикетную манеру общения.
Использовать
принципы
этикетного
общения,
лежащие
в
основе
национального
русского
речевого
этикета.
Использовать толковые, в
том числе мультимедийные,
словари для определения
значения
слова
и
особенностей
его
употребления. Использовать
словари
синонимов,
антонимов‚
омонимов‚
паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним
синонимов,
антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а
также
в
процессе
редактирования текста.
Речь. Речевая деятельность. Текст (1)
Основные направления воспитательной деятельности: 3. Духовное и
нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей. 4. Приобщение детей к культурному наследию. 5.
Популяризация научных знаний среди детей.
Функциональные разновидности
1
Уместно использовать жанры
разговорной речи в ситуациях
языка.
неформального
общения.
Строить устные учебнонаучные сообщения (ответы
на уроке) различных видов,
рецензию
на
проектную
работу
одноклассника,
доклад; принимать участие в
учебно-научной дискуссии.
Анализировать и создавать
Защита проекта.
2
притчи.
Уместно
использовать
коммуникативные стратегии
и тактики при контактном
общении:
убеждение,
комплимент, спор, дискуссия.
Создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности.
8 класс
Основное содержание курса
Кол.
Основные виды
«Русский родной язык»,
часов
деятельности
подлежащее усвоению
(УУД)
Язык и культура (1)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское
воспитание. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному
наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей.
Иноязычная лексика в русском
1
Характеризовать
заимствованные слова по
языке.
языку-источнику (из
21
славянских и неславянских
языков), времени вхождения
(самые древние и более
поздние) (в рамках
изученного, с
использованием словарей),
сфере функционирования;
определять значения
лексических заимствований
последних десятилетий;
характеризовать неологизмы
по сфере употребления и
стилистической окраске;
целесообразно употреблять
иноязычные слова;
характеризовать основные
особенности современного
русского речевого этикета;
регулярно использовать
словари, в том числе
мультимедийные, учитывая
сведения о назначении
конкретного вида словаря, об
особенностях строения его
словарной статьи: толковые
словари, словари
иностранных слов,
фразеологические словари,
словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и
выражений; учебные
этимологические словари;
словари синонимов,
антонимов.
Культура речи (3)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское
воспитание. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному
наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей.
Типичные орфоэпические и
1
Соблюдать нормы ударения в
акцентологические ошибки в
отдельных грамматических
современной речи.
формах имён
существительных, имён
прилагательных, глаголов (в
22
рамках изученного);
употреблять слова с учётом
стилистических вариантов
орфоэпической нормы;
использовать орфоэпические,
в том числе мультимедийные,
орфографические словари
для определения
нормативных вариантов
произношения и
правописания.
Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
1
Различать варианты
орфоэпической и
акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом
произносительных вариантов
современной орфоэпической
нормы; понимать и
характеризовать активные
процессы в области
произношения и ударения
современного русского
языка.
Особенности современного
речевого этикета.
1
Выявлять и исправлять
речевые ошибки в устной и
письменной речи;
анализировать и оценивать с
точки зрения норм
современного русского
литературного языка чужую
и собственную речь;
корректировать речь с учётом
её соответствия основным
нормам современного
литературного языка;
соблюдать нормы русского
этикетного речевого
23
поведения в ситуациях
делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (2)
Основные направления воспитательной деятельности: 3. Духовное и
нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей. 4. Приобщение детей к культурному наследию. 5.
Популяризация научных знаний среди детей.
Язык и речь. Виды речевой
1
Уместно использовать
деятельности.
коммуникативные стратегии
и тактики при дистантном
общении: сохранение
инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы,
завершение диалога и др.
Доказательство и его структура.
Виды доказательств.
1
Защита проекта.
1
Строить устные учебнонаучные сообщения (ответы
на уроке) различных видов,
рецензию
на
проектную
работу
одноклассника,
доклад; принимать участие в
учебно-научной дискуссии.
Создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности;
оформлять
реферат в письменной форме
и представлять его в устной
форме.
9 класс
Основное содержание курса
Кол.
Основные виды
«Русский родной язык»,
часов
деятельности
подлежащее усвоению
(УУД)
Язык и культура (1)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское
воспитание. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному
наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей.
24
Развитие языка как объективный
процесс.
Понимать и комментировать
причины языковых
изменений, приводить
примеры взаимосвязи
исторического развития
русского языка с историей
общества; основные
активные процессы в
современном русском языке;
характеризовать
словообразовательные
неологизмы по сфере
употребления и
стилистической окраске;
объяснять причины
изменения лексических
значений слов и их
стилистической окраски в
современном русском языке
(на конкретных примерах);
регулярно использовать
словари, в том числе
мультимедийные, учитывая
сведения о назначении
конкретного вида словаря, об
особенностях строения его
словарной статьи.
Культура речи (3)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское
воспитание. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному
наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей.
Основные орфоэпические нормы
1
Понимать и характеризовать
современного русского
активные процессы в области
литературного языка.
произношения и ударения;
различать
варианты
орфоэпической
и
акцентологической
нормы;
употреблять слова с учётом
произносительных вариантов
современной орфоэпической
нормы; употреблять слова с
учётом
стилистических
1
25
вариантов
орфоэпической
нормы;
использовать
орфоэпические, в том числе
мультимедийные,
словари
для
определения
нормативных
вариантов
произношения
и
правописания.
Основные лексические нормы
1
Употреблять
слова
в
современного русского
соответствии
с
их
литературного языка.
лексическим значением и
требованием
лексической
сочетаемости
(трудные
случаи в рамках изученного).
Речевой этикет.
1
Использовать при общении в
электронной среде этикетные
формы
и
устойчивые
формулы‚
принципы
этикетного
общения,
лежащие
в
основе
национального
русского
речевого этикета; соблюдать
нормы русского этикетного
речевого
поведения
в
ситуациях делового общения;
понимать активные процессы
в
современном
русском
речевом этикете.
Речь. Речевая деятельность. Текст (2)
Основные направления воспитательной деятельности: 3. Духовное и
нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей. 4. Приобщение детей к культурному наследию. 5.
Популяризация научных знаний среди детей.
Язык и речь. Виды речевой
1
Владеть
умениями
деятельности.
информационной
переработки прослушанного
или прочитанного текста;
основными способами и
средствами
получения,
26
Функциональные разновидности
языка. Язык художественной
литературы.
1
Защита проекта.
1
переработки
и
преобразования информации
(аннотация,
конспект);
владеть
правилами
информационной
безопасности при общении в
социальных сетях.
Понимать и использовать в
собственной
речевой
практике
прецедентные
тексты.
Создавать устные учебнонаучные сообщения (ответы
на уроке) различных видов,
отзыв на проектную работу
одноклассника;
принимать
участие в учебно-научной
дискуссии;
использовать
графики, диаграммы, схемы
для
представления
информации;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности;
оформлять
реферат в письменной форме
и представлять его в устной
форме.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей русского языка
Заместитель директора по УМР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
____________ В.В.Фенева
от 23 августа 2024 года № 1
__________/Н.А. Проскурова/
26 августа 2024 года
27
28