Рабочая программа Физика 7-9 класс (для 9 класса) на 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 1 сентября 2023 года протокол №1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
_____________________ М.М.Татаренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

физике

Уровень образования (класс) основное общее образование, 7-9 классы
Количество часов 238
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Козаченко Елена Олеговна, учитель физики МАОУ СОШ № 18 с УИОП
Кулаковский Валентин Сергеевич, учитель физики МАОУ СОШ № 18 с УИОП
Программа разработана в соответствии
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями, в редакции 2020 г.);
Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утверждённой решением педагогического совета
от 31 августа 2022 г. протокол № 1(с дополнениями и изменениями);
с учетом примерной основной образовательной программы основного
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г. (с дополнениями и
изменениями, в редакции 2022 г.);
учебно-методический комплект А.В. Перышкин и программа курса
физики 7-9 классов общеобразовательных учреждений, Дрофа

2024-2025 учебный год
1

1. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А.В.
Перышкина «Физика» для 7, 8, 9 классов.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержание
общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в
Стандарте основного общего образования.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала,
последовательность его изучения, пути формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных
учреждениях разного профиля.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны
требования к личностным и метапредметным результатам обучения;
содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых
на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения;
тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных
предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания,
являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания,
позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями,
методом научного познания, формирования основных физических понятий,
приобретение умений изменять физические величины, проводить
лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается
изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся
более
сложными,
школьники
учатся
планировать
эксперимент
самостоятельно.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
 усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
 формирование
системы
научных
знаний
о
природе,
ее
фундаментальных законов для построения представления о физической
картине мира;
 систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики для осознания
возможности разумного использования достижений науки в
дальнейшем развитии цивилизации;
 формирование убежденности в познавательности окружающего мира и
достоверности научных методов его изучения;

2

 организация экологического мышления и ценностного отношения к
природе;
 развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических
знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
 знакомство учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
 приобретение учащимися знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
 формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и
выполнить опыты, лабораторные работы т экспериментальные
исследования с использованием измерительных приборов, широко
применяемых в практической жизни;
 овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как
природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной
проверки;
 понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.
Данный курс является одним из звеньев в формировании естественнонаучных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией.
Принцип построения курса – объединение изучаемых фактов вокруг общих
физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы,
как частные случаи более общих положений науки, что способствует
пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому
заучиванию фактов.
Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о
познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного
углубления и пополнения знаний: молекула – атом; строение атома –
электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности,
давления газа, закона Паскаля, объясни изменения атмосферного давления.
В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при
изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в
разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и
световые явления.
Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике,
полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов.
Новыми в содержании курса 9 класса является включение
астрономического материала в соответствии с требованиями ФГОС.
3

В основной в школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план
МАОУ СОШ№18 с УИОП по предмету физика составляет 204 учебных
часов, в том числе в 7, 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных
часа в неделю.
Таблица тематического распределения часов
Количество часов
№
п/п

ООП

7 класс

1. Физика и физические методы

8 класс

9 класс

10

изучения природы
2. Механические явления

58

58

3. Тепловые явления

23

4. Электромагнитные явления

45

24

5. Квантовые явления

14

6. Строение и эволюция Вселенной

6

Итого

68

68

102

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
7 класс
Личностными результатами обучения физике в 7 классе основной
школе являются:
4. Приобщение детей к культурному наследию:

приобщение к уникальному российскому культурному
наследию, в том числе литературному, музыкальному,
художественному, театральному и кинематографическому;

создание равных для всех детей возможностей доступа
к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и
обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

приобщение к классическим и современным
высокохудожественным
отечественным
и
мировым
произведениям искусства и литературы;

популяризация российских культурных, нравственных
и семейных ценностей;

сохранение, поддержки и развитие этнических
культурных традиций и народного творчества.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
a.
содействие повышению привлекательности науки для
4

подрастающего поколения, поддержку научно-технического
творчества детей;
b.
создание условий для получения детьми достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной
науки,
повышения
заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

формирование ответственного отношения к своему
здоровью и потребностив здоровом образе жизни;

формирование системы мотивации к активному и
здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и
спортом, развитие культуры здорового питания;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности,
профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения и других вредных привычек;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;

формирования умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и
творческого отношения к разным видам трудовой деятельности,
включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно
оценивая смысл и последствиясвоих действий;

содействия профессиональному самоопределению,
приобщения
к социально значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии.
8.
Экологическое воспитание:

развитие
экологической
культуры,
бережного
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние
природных
ресурсов,
умений
и
навыков
разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе
являются:
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи).
5

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Средством формирования этих действий служат элементы
технологии проблемного обучения на этапе изучения нового
материала.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
в несколько шагов.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать факты и явления; определять причины явлений,
событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог
с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
6

Средством формирования этих действий служит технология
продуктивного чтения.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Средством достижения этих результатов служит организация на
уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые
формы работы.
Предметными результатами обучения являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации
учебной
деятельности,
постановки
целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах
гипотез для объяснении известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
 формирование
умений
воспринимать.
Перерабатывать
и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической
формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию
в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения поставленных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
 – понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
 – умение проводить наблюдения физических явлений; измерять
физические
величины:
расстояние,
промежуток
времени,
температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом
погрешности измерения;
7

 – понимание роли ученых нашей страны в развитии современной
физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
 – понимание и способность объяснять физические явления:
диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел;
 – владение экспериментальными методами исследования при
определении размеров малых тел;
 – понимание причин броуновского движения, смачивания и
несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов;
 – умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения
физических величин в кратные и дольные единицы;
 – умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(быт, экология, охрана окружающей среды).
 – понимание и способность объяснять физические явления:
механическое движение, равномерное и неравномерное движение,
инерция, всемирное тяготение;
 – умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения
скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела,
равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных
в одну и в противоположные стороны;
 –
владение
экспериментальными методами
исследования
зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от
приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения
скольжения от площади соприкосновения тел и силы,
прижимающей тело к поверхности (нормального давления);
 – понимание смысла основных физических законов: закон
всемирного тяготения, закон Гука;
 – владение способами выполнения расчетов при нахождении:
скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса
тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости,
равнодействующие двух сил, направленных по одной прямой;
 – умение находить связь между физическими величинами: силой
тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности
тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
 – умение переводить физические величины из несистемных в СИ и
наоборот;
 – понимание принципов действия динамометра, весов,
встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
 – умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(быт, экология, охрана окружающей среды).
8

 – понимание и способность объяснять физические явления:
атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел,
плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в
сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли;
способы уменьшения и увеличения давления;
 – умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на
дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
 –
владение
экспериментальными методами
исследования
зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды,
условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы
Архимеда;
 – понимание смысла основных физических законов и умение
применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
 – понимание принципов действия барометра-анероида, манометра,
поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и
способов обеспечения безопасности при их использовании;
 – владение способами выполнения расчетов для нахождения:
давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы
Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании
использования законов физики;
 – умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды).
 – понимание и способность объяснять физические явления:
равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в
другой;
 – умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы,
момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
 – владение экспериментальными методами исследования при
определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
 – понимание смысла основного физического закона: закон
сохранения энергии;
 – понимание принципов действия рычага, блока, наклонной
плоскости и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
 – владение способами выполнения расчетов для нахождения:
механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге,
момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
 – умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды).
Общими предметными результатами обучения по данному курсу
являются:
– умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
9

обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
– развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать
физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формировать
доказательства выдвинутых гипотез.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или
физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений
измерительные приборы используются лишь как датчики измерения
физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не
требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время,
расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с
использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать
овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при
выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или
10

закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в
расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников.
8 класс
Личностными результатами изучения предметно-методического
курса «Физика» 8 класс является формирование следующих умений:
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- средством достижения этих результатов служит организация на
уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые
формы работы.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
-самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические
нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно
делать выбор, какой поступок совершить.
11

Метапредметными результатами изучения курса «Физика» являются
формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи).
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Средством формирования этих действий служат элементы
технологии проблемного обучения на этапе изучения нового
материала.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
в несколько шагов.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать факты и явления; определять причины явлений,
событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
12

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог
с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология
продуктивного чтения.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Средством достижения этих результатов служит организация на
уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые
формы работы.
Предметными результатами обучения являются:
– понимание и способность объяснять физические явления: конвекция,
излучение. Теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в
результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация)
и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении,
кипение, выпадение росы;
– умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную
теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность
воздуха;
– владение экспериментальными методами исследования: зависимости
относительной влажности воздуха от давления водяного пара,
содержащегося в воздухе при данной температуре; давление насыщенного
водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;
– понимание принципов действия конденсационного и волосного
гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой
турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
– понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
– овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной
теплоемкости, количество теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива,
удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты
парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
– умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды).
– понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел,
нагревание проводников электрическим током, электрический ток в
металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия
электрического тока;
13

– умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление;
– владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы
тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала;
– понимание смысла основных физических законов и умение применять их
на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца;
–
понимание
принципа
действия
электроскопа,
электрометра,
гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсата,
лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
– владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока,
напряжения, сопротивления при параллельном и последовательное
соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и
мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого
проводника с током, емкости конденсатора, работы электрического поля
конденсатора, энергии конденсатора;
– умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
– понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность
железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с
током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
– владение экспериментальными методами исследования зависимости
магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
– умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
– понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное
распределение света, образование тени и полутени, отражение и преломление
света;
– умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую
силу линзы;
– владение экспериментальными методами исследования зависимости:
изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы,
угла отражения от угла падения света на зеркало;
– понимание смысла основных физических законов и умение применять их
на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон
прямолинейного распространения света;
– различить фокус линзы, мнимый фокус и фокусное распространение линзы,
оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и
рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей
линзой.
14

Общими предметными результатами обучения по данному курсу
являются:
– умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
– развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать
физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формировать
доказательства выдвинутых гипотез.
Ученик научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или
физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений
измерительные приборы используются лишь как датчики измерения
физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не
требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время,
расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с
использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать
овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при
выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
15

предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
Ученик получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в
расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников.
9 класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса
«Физика» в 9-м классах является формирование следующих умений:
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных
познаниях об устройстве мира и общества.
8. Экологическое воспитание:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
16

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии;
- самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества);
-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи).
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Средством формирования этих действий служат элементы
технологии проблемного обучения на этапе изучения нового
материала.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
в несколько шагов.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать факты и явления; определять причины явлений,
событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
17

Средством формирования этих действий служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог
с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология
продуктивного чтения.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Средством достижения этих результатов служит организация на
уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые
формы работы.
Предметными результатами обучения являются:
– понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение
тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю
скоростью;
– знание и способность давать определение/описания физических понятий:
относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая система
мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических
модулей: материальная точка, система отчета; физических величин:
перемещение,
скорость
равномерного
прямолинейного
движения,
мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном
движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном
движении тела по окружности, импульс;
– понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии
и умение применять их на практике;
18

– умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в
основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание
и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
– умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном
движении,
центростремительное
ускорение
при
равномерном движении по окружности;
– умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды)
– понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе
звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
– знание и способность давать определения физических понятий: свободные
колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания,
вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических
величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота
колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука;
физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;
– владение экспериментальными методами исследования зависимости
периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.
– понимание и способность описывать и объяснять физические
явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление
света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами,
возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;
– знание и способность давать определения/описания физических понятий:
магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное
магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток,
электромагнитные ток, электромагнитные волны, электромагнитные
колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная
индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных
колебаний, показатели преломления света;
– Знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон
преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
– знание назначения, устройство и принципа действия технических
устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока,
трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
– понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
– знание и способность давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма- частицы; физических моделей:
модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра
атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения,
коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;
19

– умение приводить примеры и объяснить устройство и принцип действия
технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона,
пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
– умение измерять: мощность радиоактивного излучения бытовым
дозиметром;
– знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон
сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного
распада, правило смещения;
– владение экспериментальными методами исследования в процессе
изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от
времени;
– понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
– умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
– представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной
системы;
– умение применять физические законы для объяснения движения планет
Солнечной системы;
– знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет,
являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах
звезд и радиоактивные в недрах планет);
– сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с
соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и
различное;
– объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть
закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным
подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А.А.
Фридманом.
Общими предметными результатами обучения по данному курсу
являются:
– умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
– развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать
физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формировать
доказательства выдвинутых гипотез.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
20

 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или
физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений
измерительные приборы используются лишь как датчики измерения
физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не
требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время,
расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с
использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать
овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при
выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в
расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
21

формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников.

22

1. Содержание учебного предмета
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Механические явления 68 ч.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления:
механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические
приборы. Погрешность измерения. Международная система единиц.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Измерение размеров тел.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Броуновское
движение, диффузия. Агрегатные состояния вещества: строение газов,
жидкостей и твердых (кристаллических тел).
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2.Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием
фотографии).
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и
времени движения. Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел
как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности
тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице
объёма вещества. Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила
упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление
тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела.
Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя.
Трение в природе и технике (МС).
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3.Измерение массы тела.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности вещества твердого тела.
6.Определение жесткости пружины.
7.Определение коэффициента трения скольжения.
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа.
Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления
твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические
машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический
парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы. Атмосфера
Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной
оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления.
Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы
23

для измерения атмосферного давления. Действие жидкости и газа на
погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон
Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
8.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы: рычаг, блок,
наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила
равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых
механизмов. Простые механизмы в быту и технике. Механическая энергия.
Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Определение момента силы.
10.Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
8 класс (68 ч, 2ч в неделю)
Раздел 1. Тепловые явления (23 ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения
вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие
основные положения молекулярно-кинетической теории. Модели твёрдого,
жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные
тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе
положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и капиллярные
явления. Тепловое расширение и сжатие. Температура. Связь температуры со
скоростью теплового движения частиц. ФИЗИКА. 7—9 классы 853
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача
и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция,
излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса.
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота
плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС). Кипение.
Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от
атмосферного давления. Влажность воздуха. Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового
двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС). Закон
сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Определение количества теплоты.
2. Определение удельной теплоемкости.
3. Определение относительной влажности.
Раздел 2. Электромагнитные явления (45 ч)
24

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие
заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия
заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне). Носители
электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома.
Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники
постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое,
магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах. Электрическая цепь.
Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника.
Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и
мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Электрические цепи
и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках.
2. Измерение напряжения.
3. Изменение силы тока и его регулирование.
4. Измерение сопротивления.
5. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на
Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение
электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в
технических устройствах и на транспорте. Опыты Фарадея. Явление
электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы
получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых
источниках энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
2. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света.
Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и
оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе.
Оптические приборы. Глаз как оптическая система.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Наблюдение явления отражения и преломления света
25

9 класс (102 ч, 3ч в неделю)
Раздел 1. Механические явления (58 ч.)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта.
Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное
движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная
скорость тела при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное
прямолинейное движение. Свободное падение. Опыты Галилея. Равномерное
движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая
скорости. Центростремительное ускорение. Первый закон Ньютона. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Сила
упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила трения
покоя, другие виды трения. Сила тяжести и закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения. Движение планет вокруг Солнца (МС).
Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки. Равновесие
материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с
закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести. Импульс тела.
Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение (МС).
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости,
трения. Связь энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над
поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая
энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической
энергии.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
1. Исследование
зависимости
пути
от
времени
при
равноускоренном движении без начальной скорости.
2. Измерение ускорения равноускоренного движения.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний.
Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как
механическая волна. Громкость и высота тона звука.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
Раздел 2. Электрические и магнитные явления (24 ч.)
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле
Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение
электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные
колебания.
Колебательный
контур.
Электрогенератор.
Переменный
ток.
Трансформатор.
Передача
электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их
26

свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Лучевая
модель
света.
Источники
света.
Прямолинейное
распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское
зеркало. Закон отражения света. 860 Примерная рабочая программа
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение
света. Использование полного внутреннего отражения в оптических
световодах. Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата,
микроскопа и телескопа (МС). Глаз как оптическая система. Близорукость и
дальнозоркость. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона.
Сложение спектральных цветов. Дисперсия света.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование явления электромагнитной индукции.
2. Наблюдение явления дисперсии.
Раздел 3. Квантовые явления (14 ч.)
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора.
Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра.
Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные превращения.
Период полураспада атомных ядер. Ядерные реакции. Законы сохранения
зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь массы и
энергии. Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд
(МС). Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые
организмы (МС).
Раздел 4. Элементы астрономии (6 ч.)
Строение и эволюция Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

27

Учебный контроль проводится по итогам учебного
материала для выявления динамики
полученных знаний по предмету
7 класс
1
2
Лабораторные 2
5
работы
Контрольные 1
1
работы

3
1

4
2

8 класс
1
2
2
1

1

2

1

1

3
5
1

4
3

9 класс
1
2
1
1

3
2

4
1

1

1

2

1

1

Лабораторные работы 7 класс
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел – прямые измерения
3. Измерение массы тела – прямые измерения
4. Измерение объема тела – прямые измерения
5. Измерения плотности вещества твердого тела – косвенные измерения
6. Определение жесткости пружины – косвенные измерения
7. Определение коэффициента трения скольжения – косвенные
измерения
8. Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в
жидкость тело – косвенные измерения
9. Определение момента силы – косвенные измерения
10. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД –
знакомство с техническими устройствами и их конструирование
Лабораторные работы 8 класс
1. Определение количества теплоты – косвенные измерения
2. Определение удельной теплоемкости – косвенные измерения
3. Определение относительной влажности – косвенные измерения
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках - знакомство с техническими устройствами и их
конструирование
5. Измерение напряжения – косвенные измерения
6. Измерения силы тока и его регулирование – косвенные измерения
7. Измерение сопротивления – косвенные измерения
8. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения
9. Сборка электромагнита и испытания его действия - знакомство с
техническими устройствами и их конструирование
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели) знакомство с техническими устройствами и их конструирование
11. Наблюдение явления отражения и преломления света – наблюдение
явлений и постановка опыта (на качественном уровне) по
обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
28

Лабораторные работы 9 класс
1. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном
движении без начальной скорости.
2. Измерение ускорения равноускоренного движения.
3. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
4. Исследование явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдения явления дисперсии.
Контрольные работы 7 класс
1. Физика и физические методы изучения природы. Тепловые явления
2. Механическое движение. Масса. Плотность.
3. Механическое движение. Сила.
4. Давление
5. Работа. Мощность. Рычаг
Контрольные работы 8 класс
1. Удельная теплоемкость
2. КПД теплового двигателя
3. Электрические явления
4. Работа и мощность электрического тока
5. Электромагнитные явления
Контрольные работы 9 класс
1. Законы движения и взаимодействия тел
2. Законы взаимодействия и движения
3. Механические колебания и волны. Звук
4. Электромагнитное поле
5. Строение атома и атомного ядра

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ И.М.Ястребова

Протокол заседания
методического объединения
учителей естественнонаучных дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 26 августа 2024 года № 1
____________/С.А. Баталова/

26 августа 2024 года

29



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.