МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
________Бебешко С.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_______Извекова Н.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Самбо»
для обучающихся 5-6 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
«Самбо» разработана с учётом требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с
рекомендациями
по
формированию
учебных
планов
образовательными
организациями, реализующими основные общеобразовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023
учебный год и формированию планов внеурочной деятельности образовательными
организациями, реализующими основные общеобразовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023
учебный (письмо министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 18.07.2022 г. № 47-01-13-12008/22 «О формировании учебных
планов и планов внеурочной деятельности для общеобразовательных организаций на
2023-2024 учебный год»).
Цель программы - формирование у обучающихся потребности в здоровом образе
жизни; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями вида
спорта «Самбо»; воспитание ответственности и профессионального самоопределения,
в соответствии с индивидуальными способностями как важнейшего условия успешной
жизненной самореализации и адаптации в обществе. Рабочая программа рассчитана на
34 часа обучения по 1 часу в неделю в 5,6,7 классе.
В настоящее время обновление содержания внеурочной деятельности спортивнооздоровительной направленности включает развитие и внедрение спортивноориентированных форм обучения, реализацию образовательных программ на основе
исторически сложившихся, традиционных, прикладных и 5 популярных у
обучающихся видов спорта, в том числе и вида спорта «Самбо» (самозащита без
оружия).
Вид спорта «Самбо» - это целостная система физического воспитания, поскольку
включает в себя всё многообразие двигательных действий и физических упражнений
различной направленности. Занятия видом спорта «Самбо» предусматривают
всестороннее гармоничное развитие занимающихся, повышение уровня их
физической, технической и морально-волевой подготовленности, формирование
жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых как быту, так и в
трудовой и оборонной деятельности, вооружение занимающихся специальными
знаниями, формирование мировоззрения и человеческих ценностей, а также
нравственное воспитание. Прохождение через систему занятий вида спорта «Самбо»
позволяет сформировать у учащихся патриотическое сознание и гражданскую
позицию личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере
геройских подвигов спортсменов борцов – участников Великой Отечественной Войны
и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
Активные занятия видом спорта «Самбо» для детей и подростков имеют
оздоровительную направленность и комплексно воздействуют на все органы и
системы растущего организма, укрепляя и повышая уровень функционирования
2
сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма
человека (улучшают кровообращение, увеличивают емкость лёгких, нормализуют
обменные процессы, повышают тонус нервной системы, увеличивают мышечную
массу, улучшают межмышечную координацию, формируют мышечный корсет и т.д.).
Внеурочная деятельность обучающихся при прохождении курса «Планета самбо»
предполагает занятия не только на борцовском ковре, но и использование в учебных
занятиях беседы, дискуссии, викторины, конкурсы, соревнования, социальномоделирующие игры, квесты, фестивали, создание проектов.
Теоретические материалы, задания кейсового и практико - ориентированного
характера формируют личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные
универсальные учебные действия; имеют выраженную воспитательную и социальнопедагогическую
направленность;
обеспечивают
реализацию
системнодеятельностного подхода.
Программный материал отражает все современные запросы общества:
приобщение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом,
воспитание национально – культурных ценностей и традиций, предоставление равных
возможностей, в то числе для детей с нарушением состояния здоровья, повышение
уровня физической подготовленности обучающихся, позволяющего выполнить нормы
и требования Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (далее ВФСК «ГТО»).
Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых
упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений.
Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и
задержкой дыхания. 8 Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с
отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Осуществляется контроль
нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание
признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе
занятия.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Внеурочный курс «Самбо» проводится на ступени основного общего образования для
учащихся 5,6 класса 34 часа (по 1 часу в неделю)
3
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Самбо».
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы с направленным развитием
двигательных способностей на основе вида спорта «самбо» достигаются во
взаимодействии учебной и воспитательной работы. Они отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций:
1. Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; - знание Гимна России, Кубани и традиций его
исполнения, уважение символов республик Российской Федерации и других стран
мира;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России и сохранение
спортивных традиций своего края;
- знание достижений отечественных спортсменов, их вклада в мировой спортивную
культуру;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов
спорта и народных игр;
- сознания чувства ответственности и долга перед Родиной на примере геройских
подвигов спортсменов – участников Великой Отечественной Войны и результатов
упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
2. Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в
жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; - неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению
наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации,
формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с
другими людьми;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
- активное участие в физкультурно - оздоровительных и спортивно - массовых
мероприятиях образовательной организации, района, родного края, страны, как в
качестве участника, так и в качестве судьи, волонтера.
3. Духовно-нравственного воспитания:
4
- ориентация на моральные ценности и основные нормы, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
- придерживаться социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;
- осознание ценности духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и
ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части
общечеловеческой культуры;
- пропагандировать и поощрять этические нормы организации честной, справедливой
игры в спорте, что исключает акты насилия, обмана, использования запрещенных
стимуляторов (допингов), а также любых форм эксплуатации в попытке добиться
победы;
- повышение духовно-нравственного поведения, связанного с проявлением в спорте
таких общечеловеческих моральных ценностей, как честность, справедливость,
благородство.
4. Эстетического воспитания:
- формирование эстетического и этического сознания через освоение культуры
движения и культуры тела;
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить
и создавать прекрасное в повседневной жизни;
- осознание важности физической культуры и спорта как средства коммуникации и
самовыражения.
5. Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в области
физической культуры и спорта;
- использование доступного объема специальной терминологии.
6.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
5
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
7.Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда спортивной индустрии;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 8.
Экологического воспитания:
- экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при использовании
спортивного инвентаря и оборудования в спортивных залах и на открытых
спортивных площадках;
- способности применять знания, получаемые при изучении предмета «Физическая
культура», для решения задач, связанных с окружающей природной средой,
повышения уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством участия в экологических
проектах сферы физической культуры и спорта.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Физическая
культура», должны отражать:
1.Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: - формулировать
проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
- обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
- проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой
универсальных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность
когнитивных навыков обучающихся.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
- уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
- публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
7
- понимать и использовать преимущества командной и - индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
- планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и
результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения,
договариваться о результатах);
- определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение системой
универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность
социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
- аргументировано определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной
задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
- составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;
- быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты.
8
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования результаты изучения курса внеурочной
деятельности должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение
умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для
самостоятельных систематических занятий с различной функциональной
направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и
лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма,
планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики
травматизма;
- освоение умение оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта
совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой,
форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности;
- формирование умения вести наблюдение за динамикой развития основных
физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и
особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- овладение основами технических действий, приёмами и физическими
упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных
формах игровой и соревновательной деятельности;
- расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных
систем организма.
9
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности.
Раздел 1. Олимп юного самбиста.
Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по изучению
элементов вида спорта Самбо. Запрещенные действия в виде спорта Самбо. Самбо
национальный вид спорта. Самбо и ее лучшие представители – В.С. Ошепков, В.А.
Спиридонов, А.А. Харлампиев, Е.М. Чумаков
Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста.
Наша сила в витаминах. Каждому нужен и обед, и ужин. Построение Пирамиды
здорового питания. Режим питания юного самбиста.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух.
Развиваем основные физические качества. Осанка. Здоровье в порядке – спасибо
зарядке. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Готовимся сдавать
ГТО. Движение к достижениям. Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои
возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности.
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.
Упражнения на формирование «мышечного корсета» и увеличения подвижности
суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов; с предметами.
Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения в парах и в сопротивлении.
Акробатические упражнения - кувырки, перевороты, прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.
Техника и тактика вида спорта самбо 5-7 класс.
Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания: с захватом руки и шеи из-под плеча, с захватом шеи из-под плеча
и дальней ноги, с захватом дальней руки и ноги изнутри, с захватом руки на рычаг
локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы от удержания сбоку.
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаг локтя с захватом руки между ног,
ущемление ахиллова сухожилия (сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: от рычага локтя через бедро, от рычага
локтя между ног, от ущемления ахиллова сухожилия (сидя, лежа).
Приемы в стойке (броски): задняя подножка, подножка с захватом ноги снаружи;
передняя подножка, бросок с захватом двух ног; бросок через бедро.
Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Развиваем основные физические качества. Спорт в нашей школе, городе, крае. ГТО и
его нормативы, как ориентиры телесного воспитания. Фестиваль «Познаю мир самбо»:
Демо-самбо. Самозащита без оружия. Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа «Самбо родного края»
10
5-6 класс
Форма
организации
Содержание курса
Вид деятельности
Раздел 1. Олимп юного самбиста - 4 часов
Беседа,
игровые
занятия, арттехнологии.
Техника безопасности и профилактика
травматизма на занятиях по изучению
элементов
вида
спорта
Самбо.
Запрещенные действия в виде спорта
Самбо.
Самбо национальный вид спорта.
Самбо и ее лучшие представители – В.С.
Ошепков, В.А. Спиридонов, А.А.
Харлампиев, Е.М. Чумаков
Кейс
Дневник
самонаблюдения
Создание
тематических
буклетов
Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 4 часов
Беседа,
игровые
занятия
Наша сила в витаминах.
Кейс
Каждому нужен и обед, и ужин.
Проект
Построение Пирамиды здорового
Создание
питания.
тематических
Режим питания юного самбиста.
буклетов
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 20 часов
Беседа,
игровые
занятия
лабораторноисследовател
ьские
мероприятия,
решение
ситуативных
задач, оценка
результатов
подготовки.
Развиваем основные физические
качества. Осанка.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Значение дыхания для
жизнедеятельности организма.
Готовимся сдавать ГТО.
Движение к достижениям.
Преодолевая трудности в учёбе,
постигаем свои возможности.
Кейс
Проект
Создание
тематических
буклетов
Раздел 4. Развиваем свои способности 33 часа
11
Практически
е занятия,
замеры
собственной
физической
подготовлен
ности,
оценка
результатов
подготовки.
Упражнения на развитие дыхательной и Практические занятия
сердечно-сосудистой систем
Дневник
Упражнения
на
формирование самонаблюдения
«мышечного корсета» и увеличения
подвижности суставов.
Комплексы
общеразвивающих
упражнений
без
предметов;
с
предметами.
Специально-подготовительные
упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения в парах и в сопротивлении.
Акробатические упражнения- кувырки,
перевороты, прыжки. Упражнения на
гимнастических снарядах.
Техника и тактика вида спорта самбо
5-6 классы
Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания: с захватом руки и
шеи из-под плеча, с захватом шеи из под
плеча и дальней ноги, с захватом дальней
руки и ноги изнутри,с захватом руки на
рычаг локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом.
Уходы от удержания сбоку.
Болевые приемы: рычаг локтя через
бедро, рычаг локтя с захватом руки
между
ног,
ущемление
ахиллова
сухожилия (сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе
лежа: от рычага локтя через бедро, от
12
рычага локтя между ног, от ущемления
ахиллова сухожилия (сидя, лежа)
Приемы в стойке (броски): задняя
подножка, подножка с захватом ноги
снаружи; передняя подножка, бросок с
захватом двух ног; бросок через бедро
Упражнения для борьбы лежа:
переворачивания
с
захватом
предплечья из-под плеча с забеганием
вокруг головы соперника, с захватом
двух ног, «ключом», захватом руки
кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со
стороны ног. Уходы от удержаний.
Болевые приемы: узел руки ногой из
удержания сбоку, рычаг локтя внутрь,
узел поперек, рычаг локтя с захватом
ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в
борьбе лежа.
Приемы в стойке (броски): отхват,
передняя подножка с захватом руки под
плечо, передняя подножка с захватом
ноги снаружи, бросок рывком за пятку,
боковая подсечка
Подвижные игры и эстафеты с
элементами страховки и единоборств:
«Гигантские шаги», «Крокодильчики»,
«Прыжки через движущуюся скакалку»,
«Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу», «Петушиный
бой», «Поймай лягушку», «Фехтование»,
«Выталкивание
в
приседе»,
«Выталкивание спиной», «Подвижный
ринг»,
«Перетягивание
каната»,
«Разведчики
и
часовые»,
«Наступление», «Волк во рву», «Третий
лишний
с
сопротивлением»,
«Соревнование тачек», «Армрестлинг»,
«Цыганская
борьба» (на
ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с
шестом», «Сильная хватка», «Борьба за
палку» и др.
13
Специализированные подвижные игры в
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,
Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты
Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 12 часов
Практически Развиваем основные физические
Практические занятия
е занятия,
качества. Спорт в нашей школе, городе, Квест
исследовател крае. ГТО и его нормативы, как
Проект
ьские
ориентиры телесного воспитания.
Создание презентаций
мероприятия, Фестиваль «Познаю мир самбо»: Деморешение
самбо. Самозащита без оружия.
ситуативных Интеллектуальная викторина «Знатоки
задач, оценка самбо». Эстафета: «Полоса
результатов
препятствия». Проектная работа «Самбо
подготовки
родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Итого: 5 – 6 класс
68 часов
14
3. Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
Наименование раздела, темы
Количество часов
Теория Практика
Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Техника
безопасности
и
профилактика
2
травматизма на занятиях по изучению элементов
вида спорта Самбо.
Самбо национальный вид спорта.
Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Наша сила в витаминах.
2
Каждому нужен и обед, и ужин.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Развиваем основные физические качества.
2
Осанка.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечно3
сосудистой систем
Упражнения на формирование «мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.
Специально-подготовительные
упражнения
3
самбо. Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения в парах и в сопротивлении.
Акробатические
упражнения
кувырки,
перевороты,
прыжки.
Упражнения
на
гимнастических снарядах.
Упражнения для борьбы лежа:
3
- переворачивания: с захватом руки и шеи из-под
плеча, с захватом шеи из под плеча и дальней
ноги, с захватом дальней руки и ноги изнутри,с
захватом руки на рычаг локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы от
удержания сбоку.
15
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаг
локтя с захватом руки между ног, ущемление
ахиллова сухожилия (сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: от
рычага локтя через бедро, от рычага локтя между
ног, от ущемления ахиллова сухожилия
(сидя, лежа)
16
3
5
Приемы в стойке (броски): задняя подножка,
подножка с захватом ноги снаружи; передняя
подножка, бросок с захватом двух ног; бросок
через бедро
Подвижные игры и эстафеты с элементами
страховки и единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку», «Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу»
Специализированные
подвижные
игры
в
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,
Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты
Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Развиваем основные физические качества.
1
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная
работа «Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
7
Итого
34
3
2
5
5
27
6 класс
№
п/п
1
2
Наименование раздела, темы
Количество часов
Теория Практика
Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Техника
безопасности
и
профилактика
2
травматизма на занятиях по изучению элементов
вида спорта Самбо.
Самбо национальный вид спорта.
Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Наша сила в витаминах.
2
Каждому нужен и обед, и ужин.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
3
4
Развиваем основные физические качества.
2
Осанка.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем
Упражнения на формирование «мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.
Специально-подготовительные
упражнения
самбо. Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения в парах и в сопротивлении.
Акробатические
упражнения
кувырки,
перевороты,
прыжки.
Упражнения
на
гимнастических снарядах.
Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания: с захватом руки и шеи из-под
плеча, с захватом шеи из под плеча и дальней
ноги, с захватом дальней руки и ноги изнутри,с
захватом руки на рычаг локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы от
удержания сбоку.
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаг
локтя с захватом руки между ног, ущемление
ахиллова сухожилия (сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: от
рычага локтя через бедро, от рычага локтя между
ног, от ущемления ахиллова сухожилия
(сидя, лежа)
Приемы в стойке (броски): задняя подножка,
подножка с захватом ноги снаружи; передняя
подножка, бросок с захватом двух ног; бросок
через бедро
Подвижные игры и эстафеты с элементами
страховки и единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку», «Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу»
18
3
3
3
3
3
2
5
Специализированные
подвижные
игры
в
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,
Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты
Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Развиваем основные физические качества.
1
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная
работа «Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
7
Итого
34
19
5
5
27