Рабочая программа курса Читательская грамотность 7 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Н.А.Проскурова
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_______Извекова Н.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
для обучающихся 7 классов
на 2024- 2025 учебный год

город Армавир 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Формирование читательской
грамотности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, учебного плана МАОУ СОШ №18 с УИОП, примерных программ
внеурочной деятельности основного общего образования.
Программа
«Формирование
читательской
грамотности»
направлена
на
развитие
общеинтеллектуального воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и
является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего
образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным
потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с
информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в
максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка
самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования
знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным,
требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для
них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования
известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,
требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами:
коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу программы курса.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (0,5 ч в неделю).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности » обеспечивает
реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им
успешно решены;
й интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и
учебной задач;
— решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать,
контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты
его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени
основного общего образования.
Обучающийся научится:
его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие
между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение
рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и
переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы,
таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом
— мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» -7ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая
ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства
текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта,
освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская
позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в
тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые
части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание
информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному
основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» - 7 ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие
вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей,

непоказанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение)
информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный
текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем
с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников. Определение последовательности выполнения действий,
составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего
избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из
прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные
аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных
текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами,
составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации» - 3ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного
мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
«Работа с текстом: оценка информации»
Итого

Кол-во
часов
7
7
3
17

Календарно – тематическое планирование
№ Наименование разделов
п/п и тем

1

2

Виды
учебных
действий

Цифровые
Образовательные
ресурсы

Дата
проведения

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (7 ч)
Восприятие на слух и
Виды УД:
Электронный банк
понимание различных
поиск,
заданий для
видов сообщений.
нахождение,
оценкифункциональной
интерпретация, грамотности (РЭШ)
рефлексия
https://fg.resh.edu.ru
Типология текстов.
Речевая ситуация.

Виды УД:
поиск,

Банк заданий по
формированию

нахождение,
интерпретация,
рефлексия

читательской грамотности
(ЧГ) Института
стратегии развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия

Электронный банк
заданий для
оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru

3

Функционально-стилевая
дифференциация текстов
(разговорный стиль,
художественный стиль,
официально-деловой
стиль, научный стиль).

4

Языковые особенности
Виды УД:
разных стилей речи. Жанр поиск,
текста.
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Понимание текста с
Виды УД:
опорой на тип, стиль,
поиск,
жанр, структуру и
нахождение,
языковые средства.
интерпретация,
рефлексия

5

6

7

8

9

10

Банк заданий по
формированию читательской
грамотности (ЧГ) Института
стратегии развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Банк заданий по
формированию читательской
грамотности (ЧГ) Института
стратегии развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Текст, тема текста,
Виды УД:
Банк заданий по
основная мысль, идея.
поиск,
ЧГ
Авторская позиция.
нахождение,
ИСРО
интерпретация, http://skiv.instrao.ru/bankрефлексия
zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (7 ч)
Подробный и сжатый
Виды УД:
Электронный банк
пересказ (устный и
поиск,
заданий для
письменный).
нахождение,
оценки
интерпретация, функциональной
рефлексия
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Вопросы по содержанию
Виды УД:
Электронный банк
текста.
поиск,
заданий для оценки
нахождение,
функциональной
интерпретация, грамотности (РЭШ)
рефлексия
https://fg.resh.edu.ru
Формулирование
Виды УД:
Банк заданий по
выводов, основанных на
поиск,
Формированию
Осознанное чтение
текстов с целью
удовлетворения интереса,
приобретения
читательского опыта,
освоения и использования
информации.

Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия

Банк заданий по ЧГ
ИСРО
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

содержании текста.

нахождение,
интерпретация,
рефлексия

11

Аргументы,
подтверждающие вывод.

Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия

12

Соотнесение фактов с
общей идеей текста,
установление связей, не
показанных в тексте
напрямую.
Составление на
основании текста
небольшого
монологического
высказывания в качестве
ответа на поставленный
вопрос.
Преобразование
(дополнение)
информации из
сплошного текста в
таблицу.

Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия

13

14

15

16

17

читательской грамотности
(ЧГ) Института стратегии
развития образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Банк заданий по
формированию
читательской
грамотности (ЧГ)
Института стратегии
развития образования
(ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Примеры открытых
заданий PISA
https://krippo.ru/files/PISA/task.pd

Виды УД:
Электронный банк
поиск,
заданий для оценки
нахождение,
функциональной
интерпретация, грамотности (РЭШ)
рефлексия
https://fg.resh.edu.ru
Работа с текстом: оценка информации (3 ч)
Оценка содержания,
Виды УД:
Электронный банк
языковых особенностей и поиск,
заданий для оценки
структуры текста.
нахождение,
функциональной
интерпретация, грамотности (РЭШ)
рефлексия
https://fg.resh.edu.ru
Достоверность и
Виды УД:
Электронный банк
недостоверность
поиск,
заданий для оценки
информации в тексте.
нахождение,
функциональной
интерпретация, грамотности (РЭШ)
рефлексия
https://fg.resh.edu.ru
Итоговое занятие.
Виды УД:
Электронный банк
поиск,
заданий для оценки
нахождение,
функциональной
интерпретация, грамотности (РЭШ)
рефлексия
https://fg.resh.edu.ru
Итого
17ч.

Учебно - методическое обеспечение
1. Методическое пособие «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников» / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др. –
Москва: Академия Минпросвещения России, 2021
2. Методические рекомендации «Методика развития читательской грамотности» / Авторский
коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» / Табаровская К.А., Дощинский
Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И. - Москва, 2021
3. Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» / сост. С.В. Трухина, Г.Н.
Масич. – Красноярск, 2021
4. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для
учителя/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых,
Ж.И.Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования», 2018
5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Гостева
Ю.Н.,Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.– М: Просвещение, 2020
6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
7. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
8. Библиотека http://lib.ru
9. Википедия https://ru.wikipedia.org
10. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://schoolcollection.edu.ru.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.