МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Н.А.Проскурова
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_______Извекова Н.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета №1
от «30» 08. 2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
для обучающихся 9 классов
на 2024- 2025 учебный год
город Армавир 2024
1
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Взаимосвязь с программой воспитания
Особенности работы педагога по программе
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование: 9 класс
Приложение.
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по
формированию функциональной грамотности
2
Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её
включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для
успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а
для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть
на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать
правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и
освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания,
обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений»[1].
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана на занятия 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди
3
других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка
для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ
ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а
также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие
грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их
индивидуальную и групповую работу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят
читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная
грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное
мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни»[2].
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными
форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках
курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления
явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам
различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля
предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической
грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учётом современных мировых
4
требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития
математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и
интерпретация
социальной,
экономической,
политической
информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку
приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы,
использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в
ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным
образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках
конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее
формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные
возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в
рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом
нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических
занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение
общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых,
такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной
программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой
грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в
реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как
урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом
понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном
исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
5
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными
идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные
возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов,
поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных
предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава
учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя
и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных
финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы
включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы
финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся
познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств,
научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать
финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые
риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков,
необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий
сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека
или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и
обществознания.
Глобальные компетенции
Направление
освоением знаний
«глобальные компетенции» непосредственно связано
по проблемам глобализации, устойчивого развития
6
с
и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования входит в программы
естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков.
Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное
взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным
компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и
их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся
позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя
школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную
систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и
при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального
окружения.
Креативное мышление
Модуль
«Креативное
мышление»
отражает
новое
направление
функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что
сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и
духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных
идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в
преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на
вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление
рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности,
характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями,
умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с
которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.
Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и
сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать,
оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных
решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на
формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного
мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и
целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет
впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
7
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объёме 5 часов
в неделю. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах
предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях,
формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и
способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для
подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
Содержание курса 9 классов
Модуль: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
Смысл жизни (я и моя жизнь)
1.
Самоопределение
2.
Смыслы, явные и скрытые
3.
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)
Наука и технологии
1.
Вещества, которые нас окружают
2.
Наше здоровье
3.
Заботимся о Земле
4.
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (5 ч)
Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального
проектирования. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
1.
-диалоги (ПС),
-инфографика (ВС),
-личностные действия и социальное проектирование (СПр),
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
-вопросы методологии научного познания (ЕНПр).
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при
решении жизненных проблем.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность?
Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
основе комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
В общественной жизни: социальные опросы
На отдыхе: измерения на местности
В общественной жизни: интернет
В домашних делах: коммунальные платежи
Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4ч)
Мое образование - мое будущее
Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
8
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая
4.
стабильность
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире. » (5 ч)
Какое общение называют эффективным. Расшифруем 4к
1.
Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем
2-3.
сообща
Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным?
4-5.
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития
3.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.
Личностные результаты
·
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач
и своего места в мире);
·
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
·
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
·
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
·
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
·
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
·
проявление интереса к способам познания;
·
стремление к самоизменению;
·
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
·
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
·
установка на активное участие в решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
·
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
·
активное участие в жизни семьи;
9
·
приобретение опыта успешного межличностного общения;
·
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
·
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
·
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
·
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
·
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
·
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
-овладение универсальными учебными познавательными действиями;
-овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
-овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
10
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
·
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
·
способность к совместной деятельности;
·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
- владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
11
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать
возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
12
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
13
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные
результаты освоения
программы
основного
общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и
оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной
области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
· понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и
главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов
на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
· овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте;
14
· представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
· извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
·
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
·
определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
· овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное;
· умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;
· овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному
предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
· Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая
устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными
числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа;
вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
· Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с
отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области
управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и
проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех
возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными
единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни
единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с
учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
· Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с
помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
15
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее
и наименьшее значения, размах числового набора;
· Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
· Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать
терминологию:
вершина,
ребро,
грань,
основание,
развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму
изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и
симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур,
симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания,
построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов
треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления
длин, расстояний, площадей;
· Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника,
периметр
и
площадь
фигур,
составленных
из
прямоугольников; находить длину окружности, плошать круга; вычислять объем
куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на
измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться
основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать
одни единицы величины через другие;
· Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и
анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков
реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств
процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства
при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по
предметной области «Естественно-научные предметы»:
· умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
· умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной
цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и
совместную деятельность в группе;
·
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
16
· умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека
и окружающую природную среду;
·
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории,
законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов,
явлений и процессов;
· сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
·
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа
жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение
противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
·
умение характеризовать принципы действия технических устройств
промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным
предметным областям:
·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов,
включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие
сферы финансовых отношений
· формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов
в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
· формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе
направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия;
· формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
· формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том
числе фишинг)
· формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик);
· приобретение опыта использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными финансами, определения моделей
целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным
предметным областям:
17
·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
·формирование предпосылок научного типа мышления;
·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным
предметным областям:
·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять
названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с
особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ Тема
Электронные
виды Формы проведения (цифровые)
занятий
образовательные
ресурсы
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса.
Развить
мотивацию
к
Портал
Российской
целенаправленной социально
электронной
школы
значимой
деятельности;
(РЭШ, https://fg.resh.edu.r
стремление быть полезным,
u/);
Знакомство
участников интерес
к
социальному
программы.
Обсуждение сотрудничеству;
понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие
Сформировать
внутреннюю
функциональной грамотности
позиции личности как особого Игры и упражнения, портал ФГБНУ ИСРО
(читательская,
РАО, Сетевой комплекс
ценностного отношения к помогающие
математическая, естественноинформационного
себе, окружающим людям и объединить
научная,
финансовая
взаимодействия
жизни в целом;
участников
грамотность,
глобальные
субъектов
Российской
программы,
которые
компетенции,
креативное
Федерации
в
посещать
Сформировать установку на будут
мышление).
проекте «Мониторинг
занятия.
активное участие в решении
формирования
практических
задач,
Ожидания каждого школьника
функциональной
осознанием
важности Беседа,
работа
в грамотности учащихся»
и группы в целом от
образования на протяжении группах,
(http://skiv.instrao.ru/);
совместной
работы.
всей жизни для успешной планирование работы.
Обсуждение
планов
и
профессиональной
организации работы в рамках
деятельности и развитием
программы.
необходимых умений;
материалы из пособий
«Функциональная
Приобрести опыт успешного
грамотность. Учимся для
межличностного общения;
жизни»
издательства
«Просвещение».
готовность к разнообразной
Колво
Основное содержание
часов
1. Введение 1
Основные
деятельности
18
Смысл
жизни (я и
2.
1
моя
жизнь)
3- Самоопре
3
5. деление
совместной
деятельности,
активное
участие
в
коллективных
учебноисследовательских, проектных
и других творческих работах
Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
«Зарок»
Интегрировать
и
Авторский
замысел
и
Творческая
интерпретировать
http://skiv.instrao.ru/bankчитательские установки
лаборатория
информацию
zadaniy/chitatelskayagramotnost/
«Киберспорт»
Интегрировать
и Дискуссия
Альтернативные точки зрения интерпретировать
и их основания
информацию,
осмыслять
содержание и форму текста
(Читательская
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 1. Учеб. пособие
для
общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 2. ‒ Москва, СанктПетербург:
«Просвещение», 2020).
«Походы»
Смыслы,
6. явные
и1
скрытые
Наука
и
7. технологи 1
и
Вещества,
которые
8.
1
нас
окружают
9.
Наше
1
здоровье
Коммуникативное намерение
Осмыслять содержание
автора,
манипуляция
в
форму текста
коммуникации
и
Игра-расследование
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
«Выигрыш»
(Читательская
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2. Учеб. пособие
для
общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 2. ‒ Москва, СанктПетербург:
«Просвещение», 2021).
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)
Объяснение
принципов
действия технологий.
Работа индивидуально Портал РЭШ (Российская
Выполнение заданий «Сесть
или
в
парах. электронная школа)
идей
по Обсуждение
на астероид» и «Солнечные Выдвижение
использованию знаний для результатов
панели»
разработки
и выполнения заданий. https://fg.resh.edu.ru
совершенствования
технологий.
·
Портал
РЭШ
(Российская электронная
школа) https://fg.resh.edu.r
u
·
Сетевой комплекс
информационного
Работа индивидуально
Объяснение
происходящих
взаимодействия
или
в
парах.
Выполнение
заданий процессов
и
воздействия
субъектов
Российской
Обсуждение
«Лекарства или яды» и «Чай» различных
веществ
на
Федерации
в
результатов
организм человека.
проекте «Мониторинг
выполнения заданий.
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» http://skiv.instr
ao.ru
Выполнение заданий «О чем
Объяснение
расскажет
анализ
крови»
19
происходящих
Работа индивидуально · Естественноили
в
парах. научная грамотность.
и/или «Вакцины»
процессов.
Обсуждение
Сборник
эталонных
результатов
заданий. Выпуск 2: учеб.
для
Анализ методов исследования выполнения заданий. пособие
общеобразовательных
и интерпретация результатов
организаций / под ред. Г.
«экспериментов.
С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.
·
Портал
РЭШ
(Российская электронная
школа) https://fg.resh.edu.r
u
10- Заботимся
2
11. о Земле
· Естественнонаучная грамотность.
Сборник
эталонных
Получение выводов на основе
заданий. Выпуск 2: учеб.
нтерпретации
данных
пособие
для
(графиков, схем), построение Работа в парах или
общеобразовательных
рассуждений.
группах.
организаций / под ред. Г.
С. Ковалёвой, А. Ю.
Выполнение
заданий
Проведение
простых Мозговой штурм.
Пентина. — М. ; СПб. :
«Глобальное потепление» и
исследований и анализ их
Просвещение, 2021.
«Красный прилив»
результатов.
Презентация
результатов
Выдвижение
идей
по выполнения заданий.
моделированию глобальных
·
Портал
РЭШ
процессов.
(Российская электронная
школа) https://fg.resh.edu.r
u
Модуль 3: Креативное мышление
«Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
Совместное чтение текста
Портал ИСРО РАО
заданий. Маркировка текста с
целью выделения главного.
http://skiv.instrao.ru
Анализ моделей и ситуаций.
Креативно
сть
в
учебных
ситуациях,
ситуациях
12. личностно 1
го роста и
социально
го
проектиро
вания
Выдвижен
ие
13.
1
разнообра
зных идей.
Совместная деятельность по
анализу
предложенных
ситуаций.
Комплексные задания
Самостоятельное выдвижение Работа в парах и
идей
и
моделирование малых группах над ·
6 кл., Марафон
различными
жизненных
ситуаций:
-диалоги,
чистоты, задание 2,
комплексными
заданиями.
-создания диалогов (на основе
-инфографика,
·
8 кл., Инфографика.
комиксов, рисунков, описания
Солнечные
дни,
Презентация
случаев и т.д.)
-личностные
действия
и
результатов
социальное проектирование,
обсуждения
и·
9 кл., Помогите
-создания
инфографики подведение итогов
младшим
школьникам
(например, на основе текста
полюбить чтение
-вопросы
методологии
параграфа),
научного познания
·
9 кл., Утренние
-проектирования личностных
вопросы
действий
(самопознания,
самооценки и др.),
·
9 кл., Вечное
движение
-научного познания.
Оригинальность
и
Работа в парах и Портал ИСРО РАО
Совместное чтение текста малых группах.
проработанность.
заданий. Маркировка текста с
http://skiv.instrao.ru
целью выделения основных
Обсуждение проблемы: Когда
Презентация
Модели заданий:
20
на
уроке
мне
креативность?
помогла требований.
результатов
обсуждения
Совместная деятельность по подведение итогов
анализу
предложенных
ситуаций и проблем.
Моделирование
жизненных
ситуаций,
требующих
применения
дивергентного
мышления.
Комплексные
задания
(задания на выдвижение
разнообразных
идей,
оценку и отбор идей)
·
9
кл.,
Фантастический мир,
·
9 кл., Социальная
реклама,
Примеры:
·
Как поступить?
·
Какое принять решение?
·
ситуации,
·
и
·
9 кл., NB или
Пометки на полях,
Преобразование
связей
Видеть
·
9
кл.,
защищаться
манипуляций,
Поиск альтернатив,
·
Поиск
отношений
·
9 кл.,
глазами души,
и
Как
от
·
9 кл., Транспорт
будущего
Подведение итогов:
-Когда
в
жизни
может
выручить гибкость и беглость
мышления?
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Выдвижен
ие
креативны
х идей и
14. их
1
доработка.
Совместное чтение текста
Комплексные
задания
заданий. Маркировка текста с
(задания на выдвижение
целью выделения основных
идей,
Работа
в
малых креативных
требований.
группах по поиску доработку идей)
аналогий,
связей,
Совместная деятельность по
ассоциаций
·
9
кл.,
анализу
предложенных
Фантастический мир,
Оригинальность
и
ситуаций.
проработанность.
Работа в парах и
малых группах по ·
9 кл., Социальная
Моделируем ситуацию: когда
Обсуждение проблемы:
анализу
и реклама,
в жизни может понадобиться
моделированию
креативность?
ситуаций,
по ·
В какой жизненной ситуации
9 кл., NB или
подведению итогов. Пометки на полях,
мне помогла креативность?
Подведение итогов:
Презентация
-В
каких
ситуациях результатов
наилучшим
решением обсуждения
проблемы
является
традиционное, а в каких креативное?
·
9 кл.,
глазами души,
·
9
кл.,
защищаться
манипуляций,
Видеть
Как
от
·
9 кл., Транспорт
будущего
21
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
По выбору учителя
Выполнение
проекта
на
основе комплексного задания
(по выбору учителя):
·
9
Благодарность,
-Конкурс идей «Благодарим
своих учителей»,
От
выдвижен
15. ия
до 1
доработки
идей
-Социальное проектирование.
Работа
«Как я вижу своё будущее?»,
группах
·
7
предмет,
в
малых
Использование
навыков
креативного мышления для -Футуристическая выставка
создания продукта.
Презентация
результатов
-Подготовка и проведение обсуждения
социально
значимого
мероприятия
(например,
помощи
людям
с
особенностями здоровья),
-Планирование и организация
системы
мероприятий
по
помощи в учёбе.
кл.,
кл.,
Нужный
·
9
кл.,
Фантастический мир,
·
9 кл., Транспорт
будущего
·
9 кл., Вещества и
материалы
·
9 кл., Рисунок
·
9 кл.,
глазами души,
·
дети
Видеть
9 кл., Солнечные
·
7 кл., Поможем
друг другу
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.ru
Диагности
ка
и
рефлексия
16.
1
.
Самооцен
ка
Портал
ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru
Выполнение итоговой работы.
Индивидуальная
Креативное
мышление.
работа.
Диагностическая работа для 9 Обсуждение
результатов.
класса.
Взаимо - и самооценка
Работа в парах.
результатов выполнения
Диагностическая работа
для 9 класса. Креативное
мышление.
Вариант 1. Экспедиция на
Марс.
Вариант 2. Социальная
инициатива
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
Подведен
ие итогов
первой
части
программ
17. ы.
1
Самооцен
ка
результато
Самооценка уверенности при Оценивать результаты своей
решении жизненных проблем. деятельности.
Обсуждение
результатов Аргументировать
и
самооценки
с
целью обосновывать свою позицию. Беседа
достижения
большей
уверенности при решении
вопросы,
задач по функциональной Задавать
необходимые для организации
грамотности.
22
Приложение
в
деятельно
сти
на
занятиях
В
обществен
ной
жизни:
социальны
е опросы и
исследова
ния
18. Комплекс 1
ные
задания
«Домашни
е
животные
»,
«Здоровое
питание»
На
отдыхе:
измерения
на
местности
19. Комплекс 1
ное
задание
«Как
измерить
ширину
реки»
В
обществен
ной
жизни:
интернет
20. Комплекс 1
ное
задание
«Покупка
подарка в
интернетмагазине»
В
домашних
делах:
коммунал
ьные
платежи
21. Комплекс 1
ное
задание
«Измерен
ие
и
оплата
электроэн
ергии»
собственной деятельности.
Предлагать варианты решений
поставленной проблемы.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
http://skiv.instrao.ru/
Беседа,
групповая
работа,
Статистические
индивидуальная
характеристики,
работа, исследование
Представление информации Извлекать информацию (из информационных
9 класс, 2021:
текста,
таблицы, источников,
(диаграммы)
опрос,
диаграммы), Распознавать ма презентация, круглый
«Домашние животные»,
тематические
стол
«Здоровое питание»
объекты, Описывать ход
и
результаты
действий, Предлагать
и
обсуждать способы
решения, Прикидывать,
оценивать,
вычислять результат, Устана
вливать и
использовать
зависимости
между
http://skiv.instrao.ru/
величинами, данными,
Групповая
работа,
Измерение
геометрических Читать,
записывать, индивидуальная
величин,
Геометрические сравнивать математические
работа, практическая
фигуры и их свойства, объекты (числа, величины,
работа (измерение на 9 класс, 2019/20:
Равенство и подобие
фигуры), Применять правила, местности)
свойства
(вычислений,
«Как измерить ширину
нахождения
реки»
результата), Применять прие
мы
проверки
результата, Интерпретироват
ь ответ, данные,
Представление
(таблицы,
Вероятность
события
Выдвигать
и
групповая http://skiv.instrao.ru/
обосновывать гипотезу, Фор Беседа,
данных мулировать обобщения
и работа,
9 класс, 2021:
диаграммы), выводы, Распознаватьистинн индивидуальная
случайного ые и ложные высказывания об работа,
изучение
объектах, Строить высказыва интернет-ресурсов,
«Покупка
подарка
ния, Приводить примеры
и презентация
интернет-магазине»
контрпримеры, Выявлять схо
дства
и
различия
объектов, Измерять объекты,
Конструировать математичес
кие отношения,
в
Моделировать ситуацию
Беседа,
групповая
http://skiv.instrao.ru/
математически, Наблюдать и работа,
проводить аналогии
индивидуальная
Вычисления с рациональными
работа, практическая
числами с использованием
работа (вычисления с
электронных таблиц
использованием
«Измерение и оплата
электронных таблиц), электроэнергии»
в
презентация
Приложении
(рекомендаций)
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (6 ч)
23
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Я
22. потребите 1
ль.
Решение ситуативных
финансовые и проблемных задач
Оценивать
проблемы.
Права потребителей
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost
Защита
потребителей
класс)
Беседа/
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать практическая работа/
Опоздавший
финансовое решение.
решение кейсов/ игра (2021, 9 класс)
Защита прав потребителей
прав
(2020, 8
миксер
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost
Человек и
работа:
что
23. учитываем 1
,
когда
делаем
выбор
Налоги и
выплаты:
что
24.
1
отдаем и
как
получаем
Трудоустройство:
факторы Выявлять и анализировать
выбора профессии, факторы финансовую информацию.
выбора места работы
Решение ситуативных Заработная плата (2021,
Оценивать
финансовые и проблемных задач 9 класс)
Образование
и проблемы.
Беседа/
самообразование как условия
финансовой стабильности
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать практическая
Первая
работа
Успешное трудоустройство- финансовое решение.
работа/игра
Издательство
основной фактор финансовой
просвещение (вып 2 часть
2)
стабильности
Что такое налоги и зачем они
нужны
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost
Ежегодные налоги (2021,
Решение ситуативных 9 класс)
финансовые и проблемных задач
Оценивать
проблемы.
Портал ИСРО РАО
Основные
социальные
Беседа/
выплаты,
предоставляемые
Применять
финансовые
государством
http://skiv.instrao.ru
знания.
Обосновывать практическая работа/
финансовое решение.
решение кейсов/ игра
Транспортный
налог
(Просвещение вып 2,
часть 2)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayaРешение ситуативных gramotnost
Выявлять и анализировать
и проблемных задач
финансовую информацию.
Зарплатная карта (2020, 9
класс)
Беседа/
Оценивать
финансовые
и
проблемы.
практическая работа/
решение
кейсов/
Применять
финансовые
дискуссия/
игра Работа для Миши
знания.
Обосновывать
«Агентство
по
финансовое решение
трудоустройству»
Издательство
Самое
главное о
профессио
нальном
выборе:
образован
25.
1
ие, работа
и
финансова
я
стабильно
сть
Образование,
работа
финансовая стабильность
«Что
посеешь,
26.
1
то
и
пожнешь»
Выявлять и анализировать Решение ситуативных http://skiv.instrao.ru/bankфинансовую информацию.
и проблемных задач zadaniy/finansovayagramotnost
Финансовая грамотность и
социальная ответственность Оценивать
финансовые Беседа/
проблемы.
Климатический магазин –
9 класс - 2021
практическая
просвещение (вып 2 часть
2)
24
Применять
финансовые работа/ игра
знания.
Обосновывать
финансовое решение.
Финансовая грамотность:
Финансовая грамотность:
Образование,
работа
финансовая стабильность
«Труд,
зарплата и
налог —
27.
2
важный
опыт
и
урок»
и
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать
финансовые
Определение
факторов,
проблемы.
влияющих
на
размер
выплачиваемой
заработной
http://skiv.instrao.ru/
Применять
финансовые
платы
знания.
Обосновывать Решение ситуативных
финансовое решение.
и проблемных задач «Новая работа» (2021, 9
Налоговые выплаты
класс)
Математическая грамотность: Беседа/
Социальные пособия
«Налог
на
новую
Извлекать информацию (из практическая работа/ квартиру» (2021, 8 класс)
Математическая грамотность:
текста,
таблицы, игра,
диаграммы), Распознавать ма
«Пособие на ребенка»
Зависимость
«цена
– тематические
групповая
работа,
количество-стоимость»,
объекты, Моделировать ситуа
(8 класс, 2019/20)
индивидуальная
цию математически,
работа
Действия
с
числами
и
величинами,
Устанавливать и
использовать
зависимости
между величинами, данными,
Вычисление процентов,
и
Вычисление
процента
от Предлагать
числа и числа по его проценту обсуждать способы
решения, Прикидывать,
оценивать,
вычислять результат.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в
изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
Приводить
примеры
«твердых»
и
«мягких»
навыков.
Глобальные
компетенции.
Сборник
Межкультурное
эталонных
заданий.
взаимодействие: успешное и Объяснять
причины
Выпуск 2. Стр. 8–9, 45–
уважительное взаимодействие возрастания значения «мягких
47, 53–58 (тренировочное
между людьми, действия в навыков»
в
современной
задание № 2).
интересах
общественного жизни.
благополучия и устойчивого
Обсуждение
развития.
Какое
Ситуация «Интернет в
Объяснять
понятия информации,
общение
современном мире».
«критическое
мышление», предложенной
28. называют 1
Понятие об «универсальных «аналитическое мышление». руководителем
эффективн
навыках» («мягких навыках»)
занятия
/
игровая http://skiv.instrao.ru/bankым.
zadaniy/globalnyeАргументировать свое мнение деятельность
kompetentsii/
Как развивать критическое и о значении «мягких навыков»
аналитическое
мышление? в современном мире.
Как работать с информацией?
Ситуация
«Ищем
причины»
Объяснять, как определить
достоверность
информации,
отличить факт и мнение.
Общаемся
в сетевых
сообществ
29- ах,
2
30. сталкивае
мся
со
стереотип
ами,
http://skiv.instrao.ru/bankМежкультурное
Выявлять
и
оценивать
zadaniy/globalnyeвзаимодействие: успешное и различные мнения и точки
kompetentsii/
уважительное взаимодействие зрения,
связанные
со Дискуссия / решение
между людьми в социальных стереотипами.
познавательных задач
сетях,
понимание
роли
Ситуации
«Гендерное
и разбор ситуаций
равенство и стереотипы»
стереотипов в межкультурном
ситуации
взаимодействии,
роль Оценивать
межкультурного
общения
с
ценностей в оценке различных
«Плюсы
и
минусы
25
действуем
сообща
взглядов, точек
мировоззрений.
зрения
и ценностных позиций.
стереотипов»
Объяснять сложные ситуации
и проблемы, возникающие в
общении в социальных сетях.
Аргументировать свое мнение
о возможностях и рисках
участия
в
сетевых
сообществах
Почему и
для чего в
современн
ом мире
нужно
быть
глобально
компетент 2
31ным?
32.
Действуем
для
будущего:
учитываем
цели
устойчиво
го
развития
Подведен
ие итогов
программ
ы.
33. Самооцен 1
ка
результато
в
деятельно
сти
на
занятиях
34.
Итоговое
1
занятие
«Сетикет»
«Сегодня
у
презентация»
нас
Глобальные
компетенции.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск
2.
Ситуация
«Новый ученик»
Объяснять
сущность
глобальных
проблем
и
http://skiv.instrao.ru/bankвызовов, которые они создают
zadaniy/globalnyeГлобальные проблемы: пути и
современному человечеству. Дискуссия
/ kompetentsii/
возможности их решения
конференция
/
глобально
компетентными
решение
действия
по
людьми в условиях динамично Оценивать
Глобальные
решению глобальных проблем познавательных задач компетенции.
развивающегося
Сборник
и
разбор
ситуаций
в
современном
мире.
неопределенного мира.
эталонных
заданий.
Определять и обосновывать
Выпуск 2. Стр. 6–11
собственную
стратегию
поведения,
связанную
с
участием
в
решении
глобальных проблем.
Подведение итогов программы. 2часа.
Оценивать результаты своей
деятельности.
Оценка (самооценка) уровня
сформированности
Аргументировать
и
функциональной грамотности обосновывать свою позицию.
Групповая работа
по шести составляющим.
Обсуждение
возможных
Осуществлять сотрудничество
действий, направленных на
со сверстниками.
повышение
уровня
ФГ
отдельных учащихся и группы
Учитывать разные мнения.
в целом.
Решение практических задач,
успешное
межличностного
общение
в
совместной
деятельности,
активное
участие
в
коллективных
учебно-исследовательских,
и
других Театрализованное
Демонстрация
итогов проектных
представление,
творческих
работах.
внеурочных занятий по ФГ
(открытое мероприятие для
школы и родителей).
Просмотр
слайд-шоу
с фестиваль, выставка
фотографиями
и
видео, работ
сделанными педагогами
детьми во время занятий.
и
Благодарности друг другу за
совместную работу.
26
Для
конкретизации
проявления
сформированности
отдельных уровней ФГ
используются примеры
заданий разного уровня
ФГ (http://skiv.instrao.ru/)
27