МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
__________________М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности: «Читаем, решаем, живем (математическая
грамотность)»
Основное общее образование 8 класс
Количество часов по программе 34 часа
Учитель Мигова Н.А.
Программа разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с дополнениями и
изменениями, в редакции 2020г);
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утверждённой приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371;
Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой
среднего общего образования МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной
решением педагогического совета от 30.08. 2024 г. протокол № 1.
2024-2025 учебный год
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №
287, в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 № 561).
Данный курс внеурочной деятельности является курсом познавательной
направленности и рассчитан на 34 часа.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
научить
обучающихся переводить задачу на математический язык,
составлять математическую модель;
научить обучающихся использовать математические знания при решении
практических задач;
научить обучающихся интерпретировать и оценивать полученные при
решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Формы занятий:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
1.
беседа;
виртуальная экскурсия;
командная игра;
индивидуальная игра;
практическая работа;
практикум;
групповая работа;
работа в парах;
круглый стол;
соревнование.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения.
Личностные результаты.
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и
российской математической школы, к использованию этих достижений в
других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации егоправ,
представлением о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.).
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений.
Эстетическое воспитание:
способность
к
эмоциональному
и
эстетическому
восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть
математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
овладение языком математики и математической культурой как средством
познания мира.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
готовность применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Экологическое воспитание:
ориентация на применение математических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовность к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность;
необходимость в формировании новых знаний, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие.
Метапредметные результаты.
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование
базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания
окружающего мира; применение логических, исследовательских операций,
умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения
понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
противоречие,
проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученныхрезультатов, выводов и обобщений;
Работа с информацией:
выявлять
недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные
коммуникативные
действия
обеспечивают
сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных
и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментироватьполученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать
процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.).
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование
смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить
ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты.
Использовать начальные представления о множестве действительныхчисел
для сравнения, округления и вычислений.
Находить
квадратные корни, выполнять преобразования выражений,
содержащих квадратные корни, используя свойства корней.
Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичныхдробей
и степеней числа 10.
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения,
сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными.
Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели
с помощью составления уравнения или системы уравнений,интерпретировать
в соответствии с контекстом задачи полученный результат.
Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки, решать
линейные неравенства с одной переменной и их системы, давать графическую
иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств.
Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины,
символические обозначения).
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться
их свойствами при решении геометрических задач.
Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия,
использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр
симметрии.
Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их
свойства при решении геометрических задач.
Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических
задач.
Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и
практических задач. Строить математическую модель в практических задачах,
самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины.
Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла
прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения
практических задач.
Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади
многоугольных фигур. Применять полученные умения в практических задачах.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о
перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы
о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной
и хордой при решении геометрических задач.
Применять полученные знания на практике – строить математическиемодели
для задач реальной жизни.
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции
над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять
элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между нимидля
описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других
учебных предметов и курсов.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических
знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся
знаний восьмиклассников.
2.
Содержание курса
Рациональные числа. Округление чисел. Оценка. Прикидка. Арифметические
действия с рациональными числами. Решение задач из реальной практики на части, на
дроби. Масштаб. Проценты. Пропорция. Представление зависимости между
величинами в виде формулы. Вычисления по формулам. Преобразование буквенных
выражений, тождественно равные выражения.
Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию
числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Стандартная запись
числа.
Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Решение уравнений,
сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно- рациональные уравнения.
Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их
свойства. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств
с одной переменной.
Понятие функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств
функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающихреальные процессы.
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи
параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства.
Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция.
Центральная симметрия, осевая симметрия. Средние линиитреугольника и трапеции.
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия при решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника,
параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге.
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических
задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Тригонометрические функции углов в 30°, 45° и 60°.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение
окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в
угол. Вписанная и описанная окружности треугольника
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между
хордами и секущими. Длина окружности. Площадь круга. Единицы измерения
длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц,
7
чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение
графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц,
использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее
и наименьшее значения набора числовых данных.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень
вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход
графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с
помощью графов.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений,
при решении задач. Решение задач с помощью графов. Элементарные события
случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Правило умножения.
Решение задач с помощью графов. Диаграмма Эйлера.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания № 1
Методического объединения
учителей математики
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23. 08. 2024 г.
_____________Л.А. Любченко
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
_____________Н.В. Извекова
26. 08. 2024 г.
8