МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Н.А.Проскурова
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_______Извекова Н.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 классов
на 2024- 2025 учебный год
город Армавир 2024
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности по направлению
«Читательская грамотность» предназначена для учащихся 8 классов и
рассчитана на 17 часов.
Цель программы: повышение уровня сформированности читательской
грамотности учащихся 8 классов.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий
существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи программы.
1) Познакомить учащихся с разными видами текстов по способу
предъявлению информации, построению, по тематике и назначению и
научить работать с разной текстовой информацией.
2) Через использование разных видов учебных действий (поиск информации
(получение информации, работа с источниками информации, «навигационная
грамотность»); нахождение информации (извлечение, локализация,
декодирование, распознание, восприятие, усвоение); интерпретация
информации(интеграция, синтез, обобщение, анализ, толкование, понимание,
осмысление, обработка, освоение);рефлексия информации (оценка,
использование, размышление, переработка, преобразование, присвоение)
содействовать формированию читательских компетенций учащихся.
3) Подготовить учащихся к диагностической работе по оценке уровня
сформированности читательской грамотности.
Содержание программы
Введение в курс. Понятие «грамотный читатель». Входная диагностика
уровня
сформированности читательской грамотности обучающихся
8классов.
Текст. Тексты учебные и аутентичные. Вербальные и графические
особенности текстов. Функции текста. Текст основной и вспомогательный.
Целостность текста. Фрагментарный, деформированный и перфорированный
тексты. Тематический контекст, цель и содержание чтения. Тексты личные,
социальные, практические, учебные. Тексты бумажные и электронные.
Инфографика как вид электронного текста.
Тексты единичные и множественные. Гипертекст. Навигационные ссылки.
Текстовая информация. Способы предъявления информации в тексте.
Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание;
повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья,
комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила,
законы). Несплошной текст.
2
Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты,
схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы
и объявления. Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды
смешанного текста. Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного
текста.
Обобщение курса. Решение комплексных работ по читательской
грамотности. Итоговая диагностика уровня сформированности читательской
грамотности учащихся 8 классов.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового
чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость
работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный
кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм,
уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования
русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если
она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий
содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с
опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
4
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка,
пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста: определять
назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и ее
осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять
достоверную
информацию
в
случае
наличия
противоречивой или конфликтной ситуации.
Тематическое планирование
N
п/п
1
2
3
4
Тема
Количество
часов
1
7
6
3
Итого 17
Введение
Текст
Текстовая информация
Обобщение
5
Диагностическая
работа
1
1
2
Календарно-тематическое планирование
№
1
Тема. Основное
содержание
Введение в курс.
Понятие
«грамотный
читатель».
2- Текст. Тексты
3 учебные и
аутентичные.
Вербальные
и графические
особенности
текстов.
К-во
часов
1
Форма
проведения
занятий
виды
Дискуссия
Диагностиче
ская работа
2
Языковая
лаборатория
Работа с
текстами
Виды
учебных
действий
Цифровые
Образовательные
ресурсы
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Электронный банк
заданий для
оценкифункциональ
ной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Банк заданий по
формированию
читательской
грамотности
(ЧГ) Института
стратегии развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
4
Функции текста.
Текст
основной и
вспомогательный
1
Лингвистиче Виды УД:
ская
поиск,
викторина
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Электронный банк
заданий для
оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
5
Целостность текста.
Фрагментарный,
деформированный и
перфорированный
тексты.
1
Языковая
лаборатория
Анализ
текстов
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Банк заданий по ЧГ
ИСРО
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
6
Тематический
контекст,
цель и содержание
чтения. Тексты
личные,
социальные,
практические,
учебные.
1
Практикум
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Банк заданий по
формированию
читательской
грамотности (ЧГ)
Института
стратегии развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
7
Тексты бумажные и
1
Творческая
Виды УД:
Банк заданий по
6
Дата
проведения
электронные.
Инфографика
как вид электронного
текста.
лаборатория
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
8
Тексты единичные и
множественные.
Гипертекст.
Навигационные
ссылки.
1
Квест-игра
9
Текстовая
информация.
Сплошной текст.
Основные виды
сплошных текстов:
описание;
повествование;
рассуждение;
определение
понятия (словарная
статья, комментарий);
инструкция (указание
к выполнению
работы; правила,
законы).
Анализ сплошных
текстов разных видов
1
Лингвистиче Виды УД:
ский
поиск,
марафон
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
1
Практикум
1
1
Несплошной текст.
Основные виды
несплошных текстов:
графики; диаграммы;
таблицы; карты,
схемы; рисунки,
фотографии;
информационные
листы и объявления.
1
Квест-игра
1
2
Практикум. Анализ
несплошных текстов
1
Практикум
1
0
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Виды УД:
поиск,
нахождение,
7
формированию
читательской
грамотности (ЧГ)
Института
стратегии развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Банк заданий по
ЧГ
ИСРО
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Электронный банк
заданий для
оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Банк заданий по
Формированию
читательской
грамотности
(ЧГ) Института
стратегии
развития
образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Банк заданий по
формированию
читательской
интерпретация,
рефлексия
1
3
Смешанный текст.
Реклама, комикс,
афиша, плакат как
виды смешанного
текста.
1
Творческая
лаборатория
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
1
4
Составной текст.
Сайт,
форум, чат как виды
составного текста.
1
Миниисследовани
е
1
5
Обобщение.
Практикум. Решение
комплексных работ по
оценке читательской
грамотности.
1
Практикум
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
1
6
Практикум. Решение
заданий для оценки
читательской
грамотности
1
Практикум
1
7
Итоговая
диагностика
уровня
сформированности
читательской
грамотности
обучающихся
8классов.
Итого
1
Диагностиче
ская работа
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
Виды УД:
поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия
17
8
грамотности (ЧГ)
Института стратегии
развития
образования
(ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Примеры открытых
заданий PISA
https://krippo.ru/files/
PISA/task.pd
Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
Учебно - методическое обеспечение
1. Методическое пособие «Читательская грамотность: пособие по развитию
функциональной грамотности старшеклассников» / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А.
Бурдакова и др. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021
2. Методические рекомендации «Методика развития читательской грамотности» /
Авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» / Табаровская
К.А., Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И. - Москва, 2021
3. Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» / сост. С.В. Трухина,
Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021
4. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга
для учителя/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.
Васильевых, Ж.И.Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018
5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Гостева
Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.– М: Просвещение,
2020
6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
7. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
8. Библиотека http://lib.ru
9. Википедия https://ru.wikipedia.org
10. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://schoolcollection.edu.ru.
9