Программа внеурочной деятельности. Математическая грамотность. 7 класс.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Любченко Л.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_______Извекова Н.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем (математическая
грамотность)»
для обучающихся 7 классов
на 2024-2025 учебный год

город Армавир 2024
1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)»
7 класс
1. Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, в
ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 № 561), на основе федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Математика» (базовый уровень).
Данный курс внеурочной деятельности является курсом познавательной
направленности и рассчитан на 34 часа.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:

научить обучающихся переводить задачу на математический язык,
составлять математическую модель;

научить обучающихся использовать математические знания при
решении практических задач;

научить обучающихся интерпретировать и оценивать полученные при
решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Формы занятий:

беседа;

виртуальная работа в библиотеке;

виртуальная экскурсия;

виртуальное путешествие;

квест онлайн;

квест;

командная игра;

круглый стол;

мини-проекты;

практическая работа;

работа в группах;

работа в парах;

решение задач;

соревнование.
2

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочнойдеятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты.
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и
прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.).
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых
умений.
Эстетическое воспитание:
способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические
закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
овладение языком математики и математической культурой как средством
познания мира.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовность применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Экологическое воспитание:
ориентация на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовность к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность;
3

необходимость в формировании новых знаний, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие.
Метапредметные результаты.
1)
Универсальные
познавательные
действия
обеспечивают
формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций,
умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
—
выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения
понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
—
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою
позицию, мнение;
—
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных
результатов, выводов и обобщений;
Работа с информацией:
—
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
—
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
—
выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
2)
Универсальные
коммуникативные
действия
обеспечивают
сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
—
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
4

—
представлять
результаты
решения
задачи,
эксперимента,
исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
—
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
—
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и
результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
—
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и др.).
3)
Универсальные
регулятивные
действия
обеспечивают
формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
—
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой
информации.
Самоконтроль:
—
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
—
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находитьошибку,
давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты.
—
Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические
действия с рациональными числами.
—
Находить значения числовых выражений.
—
Округлять числа.
—
Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку
значений числовых выражений. Выполнять действия со степенями с натуральными
показателями.
—
Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением
величин, пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты
решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых
объектов.
—
Находить значения буквенных выражений при заданных значениях
переменных.
—
Использовать свойства степеней с натуральными показателями для
5

преобразования выражений.
—
Решать линейные уравнения с одной переменной.
—
Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с
двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения.
—
Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в
том числе графически.
—
Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных
уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи
полученный результат.
—
Понимать графический способ представления и анализа информации;
извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и
зависимостей.
—
Изображать на координатной прямой точки, соответствующие
заданным координатам, лучи, отрезки, интервалы; записывать числовые промежутки
на алгебраическом языке.
—
Отмечать в координатной плоскости точки по заданным
—
Описывать с помощью функций известные зависимости между
величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость;
производительность, время, объём работы.
—
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их
взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по
условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на
вычисление длин отрезков и величин углов.
—
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в
реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по
порядку величины.
—
Строить чертежи к геометрическим задачам.
—
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать
признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
—
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических
теорем.
—
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников,
свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в
решении геометрических задач.
—
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые
образует с ними секущая.
—
Решать задачи на клетчатой бумаге.
—
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения
углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и
6

многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных
прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
—
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра
окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении
задач.
—
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь
находить её центр.
—
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой
о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
—
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами,
понимать их практический смысл.
—
Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на
нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и
конфигурации, симметричные фигуры.
—
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и
круговые) по массивам значений.
—
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
—
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических
знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний
семиклассников.
В соответствии с календарно-тематическим планированием форма аттестации
по курсу внеурочной деятельности для обучающихся проводится в форме
зачет/незачет.
3. Содержание курса
Рациональные числа. Запись, сравнение, упорядочивание рациональных чисел.
Округление чисел. Оценка. Прикидка. Арифметические действия с рациональными
числами. Решение задач из реальной практики на части, на дроби. Степень с
натуральным показателем: определение, преобразование выражений на основе
определения, запись больших чисел. Свойства степени с натуральным показателем.
Масштаб. Проценты. Пропорция. Реальные зависимости, в том числе прямая и
обратная пропорциональности.
Представление зависимости между величинами в виде формулы. Вычисления по
формулам. Преобразование буквенных выражений, тождественно равныевыражения.
Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного уравнения,
7

решение линейных уравнений. Составление уравнений по условию задачи. Решение
текстовых задач с помощью уравнений.
Функции. Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков реальных
зависимостей. Линейная функция, её график.
Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы.
Биссектриса угла. Параллельность и перпендикулярность прямых. Прямоугольник.
Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный
параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности
прямоугольного параллелепипеда.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Неравенство треугольника. Свойства и признаки
равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и
признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы
треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине
ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и
наклонная.
Центральная симметрия. Построение симметричных фигур.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение
окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная
в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника. Длина окружности. Площадь
круга. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц,
чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение
графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц,
использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных.
СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания
методического объединения
учителей математики №1
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23.08.2024 г

Заместитель директора по ВР
______________ Н.В. Извекова
26. 08. 2024 г.

_____________ Л.А. Любченко
8

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.