МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 1 сентября 2023 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
__________________ М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
основное общее образование 9 класс
Количество часов 34
Учитель Черненко Ольга Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями), для 5-9 классов (в редакции от 2020г);
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5), для 5-9 классов;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета от
31 августа 2021 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);
2023 – 2024 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (основное общее
образование), примерной основной образовательной программы основного
общего образования.
Цель курса:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления обществоведческого опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего обществоведческие знания в учебной и
социальной деятельности.
Задачи:
формирование
у обучающихся ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы, способности к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни
с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
Место обществознания в учебном плане.
2
Для изучения факультативного курса «Обществознание в вопросах и ответах» в 9
классе отводится 34 ч (из расчёта один учебный час в неделю).
Таблица распределения часов.
№
Тема
Количество
часов
Введение.
Тема 1. Влияние общества на развитие личности.
Тема 2. Особенности духовной культуры.
Тема 3. Роль социальной сферы в развитии общества.
Тема 4. Экономическая сфера в современном обществе.
Тема 5. Роль политической сферы в жизни современного
общества.
Тема 6. Роль
права в современном обществе.
Итого
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
1.Гражданское воспитание:
• Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
3
• Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского
языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на
территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
• Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры
и религии в жизни человека, семьи и общества).
4.Приобщение детей к культурному наследию:
• Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
• Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения,
4
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность
активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
5.Популяризация научных знаний среди детей:
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
• Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
• Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
• Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
8. Экологическое воспитание:
• Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
5
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
6
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области
социальных
отношений,
адекватных
возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных
групп;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;
• освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Учащийся научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные
явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
7
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни
и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера,
полученную
из
разнообразных
источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные
пути их разрешения;
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать
их примерами;
давать характеристику формам
государственно-территориального
устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
8
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную
из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать полученныеданные; применять полученную информацию
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
• характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания
при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах
показывать
опасность
удовлетворения
мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;
выявлять
причинно-следственные
связи
общественных явлений
и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете
о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;
9
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы;
• осознанно
содействовать
защите
правопорядка
в
обществе правовыми способами и средствами;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников.
III. Содержание изучаемого курса:
Введение. 1 час
Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников.
Особенности работы с источниками по обществознанию.
Тема 1. Влияние общества на развитие личности. 4 часа
Человек и его ближайшее окружение. Изменение роли общения в развитии
мировых социальных сетей.
Роли человека в малой группе. Типология
лидерства на примере известных политиков. Свобода личности и коллектив,
причины появления конформизма. Характеристика межличностных отношений.
Психология конфликтов, их конструктивное разрешение. Человечество в XXI
веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Тема 2. Особенности духовной культуры. 6 часов
Современное искусство и сравнительный анализ направлений искусства.
Признаки возрастания роли научных исследований в современном мире.
Возрастание
роли
образования
и
значение
самообразования
в
постиндустриальном обществе. Возможности получения общего и
профессионального образования в РФ. Церковь как общественный институт
мораль, основные ценности и нормы. Точки зрения ученых на понятие «мораль».
Тема 3. Роль социальной сферы в развитии общества. 6 часов
Социальная роль и социальный статус современного человека. Социальная
мобильность в современном мире. Негативные и позитивные последствия
конфликтов. Отношения между поколениями. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Тема 4. Экономическая сфера в современном обществе. 7 часов
Основная проблема экономики как системы хозяйствования и
экономической науки. Альтернативная стоимость (цена выбора). Формы
собственности в РФ: частная, государственная, муниципальная, и иные
(кооперативная, акционерная,
собственность
трудовых
коллективов,
общественных организаций). Способы прекращения и приобретения права
собственности на примерах из общественной жизни.
10
Малое
предпринимательство
и
фермерское
хозяйство.
Предпринимательская этика и ее значение в современном обществе.
Недобросовестная конкуренция и ее опасность.
Тема 5. Роль политической сферы в жизни современного общества.
5 часов
Государственный суверенитет и ветви власти. Сравнительная
характеристика политических режимов и их типы. Основные гарантии
существования демократии. Многопартийность, плюрализм и идеологическое
многообразие.
Тема 6. Роль права в современном обществе. 5 часов
Всеобщая декларация прав человека. Механизм реализации прав и свобод
человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина в РФ.
Взаимосвязь гражданского общества и правового государства – развитие в РФ.
Гражданские правоотношения как способ защиты собственности и личных
неимущественных прав. Защита прав потребителей в РФ: миф или реальность?
О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
Административное
судопроизводство,
механизмы
наказания.
Роль
правоохранительных органов в жизни общества и государства.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
Введение.
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей.
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний
среди детей.
Характеризовать общество как целостную
развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер
и институтов.
Тема 1. Влияние общества на
развитие личности.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей
Анализировать и Изменение роли общения в
развитии мировых социальных сетей.
Знать типы лидерства в современном обществе.
Давать
характеристику
межличностных
отношений в современном обществе.
Характеризовать
проблемы
развития
человечества в начале XXI века.
11
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
Тема 2. Особенности духовной
культуры.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
Тема 3. Роль
социальной
сферы в развитии общества.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
Тема 4. Экономическая сфера в
современном обществе.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей
Характеризовать роль искусства в культуре
современного общества
Давать определение «науки», оценивать роль
науки в жизни общества.
Оценивать роль образования в современном
обществе.
Характеризовать
значение
ГИА
на
современном этапе развития российского
образования. Различать уровни общего
образования в России.
Определять
сущностные
характеристики
религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять
сущность
и
значение
веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и
атеизму.
Определять
сущностные
характеристики
морали и ее роли в современном обществе.
Выделять
параметры,
определяющие
социальный статус личности. Приводить
примеры предписанных и достигаемых
статусов. Давать определение «социальной
роли». Описывать основные социальные роли
подростка.
Конкретизировать
примерами
процесс
социальной мобильности.
Различать виды социальных конфликтов.
Анализировать отношения между поколениями
в обществе.
Характеризовать проблемы отношения к
прошлому в обществе.
Характеризовать
межнациональные
отношения в современном мире.
Объяснять
причины
межнациональных
конфликтов и основные пути их разрешения.
Определять границы применимости методов
экономической теории.
Определять границы применимости методов
экономической теории.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой
прав собственности.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой
прав собственности.
12
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
7.Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение
8. Экологическое воспитание
Классифицировать виды предпринимательства
в современной экономической ситуации.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности.
Выражать собственное отношение к проблеме
соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.
Тема 5. Роль политической
сферы в жизни современного
общества.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
Характеризовать власть и властные отношения
как социальные явления.
Характеризовать принцип разделение властей.
Перечислять типы политических режимов.
Перечислять типы политических режимов.
Раскрывать на конкретных примерах основные
черты и принципы демократии.
Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.
Характеризовать проявления многопартийности.
Тема 6. Роль
права в
современном обществе.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на основе
российских
традиционных
ценностей
4.Приобщение
детей
к
культурному наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
Характеризовать механизмы защиты прав
человека и гражданина. Объяснять значение
международного
гуманитарного
права.
Объяснять сущность гуманитарного права.
Характеризовать
гражданские
правоотношения.
Перечислять права потребителей, знать
механизм их защиты.
Давать характеристику административных
правоотношений,
выделять
особенности
административных
правонарушений
и
наказаний.
Знать названия и функции подразделений
правоохранительных органов.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей обществоведческих
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 24.08.2023 г № 1
________ М.Ю. Ефремова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
________ Ю.Н. Чайченко
от 30.08.23 г.
13