Рабочая программа курса внеурочной деятельности Игровая логика 1-3 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ИГРОВАЯ ЛОГИКА»
для обучающихся 1 - 3 классов
на 2024-2025 учебный год

город Армавир 2024

1

1. Пояснительная записка
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить
образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные
способности, сформировать ключевые компетенции. Таким образом,
актуальность курса интеллектуального клуба «Игровая логика» в
обеспечении качественного и доступного образования для обучающихся,
содействие социальной успешности в обществе.
Цель курса «Игровая логика»: совершенствование у детей психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управление поведением.
Задачи курса «Игровая логика»:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной
игр.
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления,
умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление.
- расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации;
- способствовать становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ на
основе авторских программ: курса «Шахматы - школе» Сухина И.Г.,
рассчитанного на 33 часа в год; курса «Мир логики». Рындиной Н.Д.,
рассчитанного на 34 часа в год; курса
«Чудо-шашки». Поповой Т.Ю,
рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того,
что со 1 по 4 класс курс «Игровая логика» будет изучаться по 2 часа в
неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов (1 класс – 66
ч., 2 – 4 класс – 204 ч.). Программа «Игровая логика» изучается с 1 по 4 класс
и рассчитана на детей 6 – 11 лет. Предусмотренные данной программой
занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между
классами, игровая практика, коллективная и групповая работа, практикумы,
тренинги, семинары, ролевые и деловые игры, вводные занятия, занятия по
углублению знаний, комбинированные формы занятий.
Содержание
2

программы «Игровая логика» делится на три модуля, каждый из которых
изучается с 1 по 4 класс. Занятия по модулям производятся следующим
образом: «Занимательная логика» – 1 час в неделю, «Шашки» - 1 час в две
недели, «Шахматы» - 1 час в две недели.
№
п/п
1
2
3

Модули

Количество часов
1 класс 2 класс 3 класс

Занимательная логика
Шашки
Шахматы

33 ч.
17 ч.
16ч.

34 ч.
17 ч.
17 ч.

34 ч.
17 ч.
17 ч.

Итого:

66 ч.

68 ч.

68 ч.

2. Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам изучения модуля «Занимательная логика» предполагаются
следующие результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником
социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни (1 класс):
5.Популяризация научных знаний среди детей:

приобретение школьниками знаний о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения
научного исследования; о способах решения проблем поискового характера;
о формах познавательной и личностной рефлексии; об эффективных
способах решения поставленной задачи; о логических действиях: обобщение,
классификация, построение рассуждения; об использовании различных
способах анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с
задачами.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- овладение умением обсуждать

приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы; об
основах организации коллективной творческой деятельности;
Результаты второго уровня - формирование позитивного
отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом (2- 3 классы):
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
развитие ценностных отношений школьника к формированию целостного
взгляда на окружающий мир.
4.Приобщение детей к культурному наследию.
развитие ценностных отношений школьника к культуре.
3

5.Популяризация научных знаний среди детей:

развитие ценностных отношений школьника к знаниям.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
развитие ценностных отношений школьника к собственному труду и труду
других людей.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности.
школьник приобретает опыт управления другими людьми и взятии на
себя ответственности за других людей.
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
школьник приобретает опыт в рассуждении поставленной проблемы; опыт
публичного выступления по проблемным вопросам;
5.Популяризация научных знаний среди детей:
школьник приобретает опыт исследовательской деятельности; опыт
установления ситуативной связи между понятиями;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
школьник приобретает опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми;
По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие
результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником
социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни (1 класс):
5.Популяризация научных знаний среди детей:

приобретение школьниками знаний о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения
научного исследования; о шашечных терминах; об ориентировании на
шахматной доске; о ценности шашечных фигур; о принципах игры; об
основных тактических приемах.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

приобретение школьниками знаний о правилах конструктивной групповой
работы; об основах организации коллективной творческой деятельности;
Результаты второго уровня - формирование позитивного
отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом (2 – 3 классы):
4.Приобщение детей к культурному наследию.
развитие ценностных отношений школьника к культуре.
5.Популяризация научных знаний среди детей:

развитие ценностных отношений школьника к знаниям., к ценности
шашечных фигур.
4

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
развитие ценностных отношений школьника к собственному труду и труду
других людей.
1.Гражданское воспитание:
школьник приобретает опыт управления другими людьми и взятии на
себя ответственности за других людей.
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
школьник приобретает опыт публичного выступления по проблемным
вопросам;
5.Популяризация научных знаний среди детей:
школьник приобретает опыт исследовательской деятельности;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
школьник приобретает опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми;
По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие
результаты:
Результаты первого уровня социальных знаний, понимания
повседневной жизни (1 класс):

приобретение школьником
социальной реальности и

5.Популяризация научных знаний среди детей:

приобретение школьниками знаний о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения
научного исследования; о шахматных терминах; об ориентировании на
шахматной доске; о ценности шахматных фигур; о принципах игры; об
основных тактических приемах.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

приобретение школьниками знаний о правилах конструктивной групповой
работы; об основах организации коллективной творческой деятельности;
Результаты второго уровня
- формирование позитивного
отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом (2 – 3 классы):
4.Приобщение детей к культурному наследию.
развитие ценностных отношений школьника к культуре.
5.Популяризация научных знаний среди детей:

развитие ценностных отношений школьника к знаниям, к ценности
шахматных фигур.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
развитие ценностных отношений школьника к собственному труду и труду
других людей.
1.Гражданское воспитание:
5

школьник приобретает опыт управления другими людьми и взятии на
себя ответственности за других людей.
3.Дувное и нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
школьник приобретает опыт публичного выступления по проблемным
вопросам;
5.Популяризация научных знаний среди детей:
школьник приобретает опыт исследовательской деятельности;
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
школьник приобретает опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми,
3. Содержание программы
1 класс (66 ч.)
Модуль «Занимательная логика» (33ч.)
Свойства, признаки и составные части предметов – 9 ч.
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным
свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении
признаков у серии предметов.
Действия предметов – 7 ч.
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок
действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики – 5 ч.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая
операция «и».
Сравнение -3 ч.
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков.
Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному
основанию.
Комбинаторика – 2 ч.
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения -4 ч.
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение
положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Практический материал – 3 ч.
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические
игры.
Модуль «Шашки»(17ч.)
Краткая история шашек –2ч.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии
личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.
Шахматная доска и фигуры –2ч.
6

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о
возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур – 3ч.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Цель и результат шашечной партии – 3ч.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.
Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в
различное количество ходов.
Шашечный турнир – 14 ч.
Показательные выступления опытных спортсменов.
Подведение итогов года - 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов.
Модуль «Шахматы» (16ч.)
Шахматная доска – 1 ч.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Шахматные фигуры – 1 ч.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур – 2 ч.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур – 6 ч.
Правила хода и взятия
каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии – 2 ч.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Игра всеми фигурами из начального положения – 4 ч.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию
2 класс (68 ч.)
Модуль «Занимательная логика» (34ч.)
Свойства, признаки и составные части целого – 4 ч.
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах
и фигурах, буквах и словах.
7

Сравнение – 6 ч.
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки.
Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями – 4 ч.
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.
Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Комбинаторика – 4 ч.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Элементы логики -10 ч.
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинноследственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Развитие творческого воображения – 2 ч.
Создание собственных картин «Игра с закономерностями».
Практический материал – 2ч.
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Модуль «Шашки» (34ч.)
Общие принципы разыгрывание партии – 3 ч.
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных
турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация.
Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки» -3ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Тактические приемы и особенности их применения -3ч.
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка,
виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного
перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение
тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на
неизвестную темы.
Шашечный турнир- 7ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года – 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов.
Модуль «Шахматы» (17ч.)
Краткая история шахмат – 1 ч.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в
Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная нотация -2 ч.
8

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Ценность шахматных фигур -2 ч.
Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Техника матования одинокого короля -3 ч.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
Достижение мата без жертвы материала - 2 ч.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Шахматная комбинация - 7 ч.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия,
отвлечения,
завлечения,
блокировки,
освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
3 класс (68 ч.)
Модуль «Занимательная логика» (34ч.)
Свойства, признаки и составные части предметов -4 ч.
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то
признаку. Состав предметов.
Сравнение – 3 ч.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Комбинаторика -3 ч.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Действия предметов – 3 ч.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий.
Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями – 2 ч.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики – 10 ч.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества.
Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между
множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и
высказывания.
Развитие творческого воображения – 4 ч.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему
«Состав предметов».
Практический материал – 5 ч.
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи.
9

Интеллектуальные викторины.
Модуль «Шашки» (17ч.)
Особенности хода «дамки» -3 ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Тактические приемы и особенности их применения -2ч.
Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические
удары на определенную и на неизвестную темы.
Игра «уголки» - 3ч.
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Игра «поддавки»-3ч.
Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной доске.
Шашечный турнир- 5ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года - 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов.
Модуль «Шахматы» (17 ч.)
Основы дебюта - 12 ч.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра
против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба
за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Основы миттельшпиля - 5 ч.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах.

10

4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов,
тем

Всего
,
часов

1 год обучения

66 ч.

Количество часов
Аудито
рные

Внеауд
иторны
е

23 ч.

43 ч.

Основные виды
деятельности
обучающихся

«Занимательная логика» 33 ч.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-9 Свойства, признаки и
9 ч.
3 ч.6 ч. - определение
составные части
теория практик целого и части
предметов
а
- наделение
предметы новыми
свойствами
- перенос свойства
с одних предметов
на другие
10-16 Действия предметов
7 ч.
2 ч. 5 ч. - устанавливать
теория практик общие признаки
а
17-21 Элементы логики

5 ч.

2 ч. теория

3 ч. - находить
практик закономерность в
а
значении
признаков, в
расположении
предметов

22-24 Сравнение

3 ч.

1 ч. теория

25-26 Комбинаторика

2 ч.

1 ч. теория

2 ч. - сравнение
практик предметов по
а
заданному свойству
- устанавливать
общие признаки
1 ч. - определять
практик последовательность
а
действий
- нахождение
истинных и ложных
высказываний
11

27-30 Развитие творческого
воображения

4 ч.

1 ч. теория

3 ч. - учиться добывать
практик новые знания
а

31-33 Практический материал

3 ч.

1 ч. теория

2 ч. - отличать верно
практик выполненное
а
задание от
неверного

33 ч.

11 ч.

Итого:

22 ч.

«Шашки» 17ч.
1.Гражданское воспитание.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-2 Краткая история шашек
2 ч.
1 ч. –
1 ч. - понимание шашек
теория практик как части
а
общечеловеческой
культуры;
- осознание
возможностей и
роли шашек в
познании
окружающего мира.
3-4 Шахматная доска и
2ч.
1 ч. –
1 ч. -поиск необходимой
фигуры
теория практик информации в
а
учебной и
справочной
литературе;
5-7 Ходы и взятие фигур
3ч.
1ч. 2ч. -планирование хода
теория практик игры;
а
- моделирование
различных
ситуаций,
воспроизводящих
смысл шашечных
действий.
8-10 Цель и результат
3ч.
1ч. 2ч. - прогнозирование
шашечной партии
теория практик результата игры;
а
- находить и
выбирать
рациональный
способ решения
шашечных задач.
12

11-16 Шашечный турнир

17

Подведение итогов года

Итого:

6ч.

2ч. теория

1ч.

0 ч. теория

17 ч.

6 ч.

4ч. - моделировать
практик изученные
а
шашечные
зависимости
-прогнозирование
результата игры;
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных действий
1ч. - осознание
практик возможностей и
а
роли шашек в
познании
окружающего мира.
11 ч.

«Шахматы» 16 ч.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1
Шахматная доска
1 ч.
1 ч. –
0 ч. – - поиск
теория практик необходимой
а
информации в
учебной и
справочной
литературе;
- понимание шахмат
как части
общечеловеческой
культуры;
2
Шахматные фигуры
1 ч.
1ч–
0 ч. – - осуществление
теория практик поиска
а
необходимой
информации,
целесообразное ее
использование и
обобщение.
3-4

Начальная расстановка

2 ч.

1 ч.-

1 ч. – - поиск
практик необходимой
13

фигур.

6 ч.

1 ч. –
теория

11-12 Цель шахматной партии

2 ч.

1 ч. –
теория

13-16 Игра всеми фигурами из
начального положения

4 ч.

1 ч. –
теория

16 ч.

6 ч.

68 ч.

22 ч.

5-10

Ходы и взятие фигур.

теория

Итого:
2 год обучения

а

информации в
учебной и
справочной
литературе;
- осознание
возможностей и
роли шахмат в
познании
окружающего мира.
5 ч. – - планирование хода
практик игры;
а
- моделирование
различных
ситуаций,
воспроизводящих
смысл шахматных
действий.
1 ч. – - прогнозирование
практик результата игры;
а
- находить и
выбирать
рациональный
способ решения
шахматных задач.
3 ч. – - пошагово
практик контролировать
а
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шахматных
действий;
- моделировать
изученные
шахматные
зависимости.
10 ч.
46 ч.

«Занимательная логика» 34 ч.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей.
14

4 Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-4
Свойства, признаки и
4 ч.
1 ч.3 ч. - определение
составные части
теория практик целого и части
предметов
а
- наделение
предметы новыми
свойствами
- перенос свойства
с одних предметов
на другие
6-10 Сравнение
6 ч.
2 ч. 4 ч. - применение
теория практик правил сравнения
а
11-14 Взаимосвязь между
видовыми и родовыми
понятиями

4 ч.

1 ч. теория

15-18 Комбинаторика

4 ч.

1 ч. теория

19-28 Элементы логики

10 ч.

3 ч. теория

29-32 Развитие творческого
воображения

4 ч.

1 ч. теория

33-34 Практический материал

2 ч.

1 ч. -

3 ч. - упорядочивание
практик понятия по
а
родовидовым
отношениям
- нахождение
ошибок в
построении
определений
3 ч. - нахождение и
практик формулирование
а
решения задачи с
помощью
простейших
моделей
- делать
умозаключения
7 ч. - построение
практик причинноа
следственные
цепочки
3 ч. - нахождение
практик закономерность в
а
числах, фигурах,
словах
- умение задавать
вопросы
1 ч. - переработка
15

теория
Итого:

34 ч.

10 ч.

практик полученной
а
информации
24 ч.

«Шашки» 17 ч.
1.Гражданское воспитание.
4 Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-3
Общие принципы
3ч.
1ч. 2ч. - пошагово
разыгрывание партии
теория практик контролировать
а
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных
действий;
- моделировать
изученные
шашечные
зависимости.
4-6
Особенности хода
3ч.
1ч. 2ч. -прогнозирование
«дамки»
теория практик результата игры;
а
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных действий
7-9
Тактические приемы и
3ч.
1ч. 2ч. -поиск,
особенности их
теория практик обнаружение и
применения
а
устранение ошибок
логического
характера;
- моделирование
различных
ситуаций,
воспроизводящих
смысл шашечных
действий.
10-16 Шашечный турнир
7ч.
2ч. 5ч. - моделировать
16

теория

17

Подведение итогов года

Итого:

1ч.

0ч. теория

17 ч.

5 ч.

практик изученные
а
шашечные
зависимости
-прогнозирование
результата игры;
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных действий
1ч. - осознание
практик возможностей и
а
роли шашек в
познании
окружающего мира.
12 ч.

«Шахматы» 17 ч.
4 Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-3
Краткая история шахмат
1 ч.
1 ч. –
0 ч. – - понимание шахмат
теория практик как части
а
общечеловеческой
культуры;
- осознание
возможностей и
роли шахмат в
познании
окружающего мира.
4-6
Шахматная нотация
2 ч.
1 ч. –
1 ч. – - способность
теория практик проводить
а
исследование
предмета, явления с
точки зрения его
шахматной
сущности.
7-9

Ценность шахматных
фигур

2 ч.

1 ч. –
теория

1 ч. – - находить и
практик выбирать
рациональный
17

а

способ решения
шахматной задачи.

10-15 Техника матования
одинокого короля

3 ч.

1 ч. –
теория

2 ч. – - планирование хода
практик игры;
а
- поиск,
обнаружение и
устранение ошибок
логического
характера;
- моделирование
различных
ситуаций,
воспроизводящих
смысл шахматных
действий.

16-18 Достижение мата без
жертвы материала

2 ч.

1 ч. –
теория

19-34 Шахматная комбинация

7 ч.

2 ч. –
теория

1 ч. – - прогнозирование
практик результата игры;
а
- пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шахматных
действий;
- находить и
выбирать
рациональный
способ решения
шахматной задачи.
5 ч. – - планирование хода
практик игры;
а
- моделирование
различных
ситуаций,
воспроизводящих
смысл шахматных
действий;
- находить и
выбирать
рациональный
18

способ решения
шахматной задачи.
Итого:
3 год обучения

17 ч.

7 ч.

10 ч.

68 ч.

41 ч.

95 ч.

«Занимательная логика» 34ч.
3.Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных
ценностей.
4 Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-4
Свойства, признаки и
4 ч.
1 ч.3 ч. - выделение свойств
составные части
теория практик предмета
предметов
а
- сопоставление
части и целого для
предметов и
действий
5-7
Сравнение
3 ч.
1 ч. 2 ч. - обобщать по
теория практик некоторому
а
признаку, находить
закономерность
3 ч.

1 ч. теория

2 ч. - описывание
практик простого порядка
а
действий для
достижения
заданной цели

11-13 Действия предметов

3 ч.

1 ч. теория

2 ч. - сопоставление
практик части и целого для
а
предметов и
действий

14-15 Взаимосвязь между
родовыми и видовыми
понятиями

2 ч.

1 ч. теория

1 ч. - проведение
практик аналогии между
а
разными
предметами

10 ч.

3 ч. теория

7 ч. - приведение
практик примеров истинных
а
и ложных
высказываний

8-10

16-25

Комбинаторика

Элементы логики

19

26-29 Развитие творческого
воображения

4 ч.

1 ч. теория

30-34 Практический материал

5 ч.

2 ч.теория

34 ч.

11 ч.

Итого:

- приведение
примеров
отрицаний
3 ч. - выполнение
практик логических
а
упражнений на
нахождение
закономерностей,
сопоставляя и
аргументируя свой
ответ
3 ч. - рассуждение и
практик доказательство
а
своей мысли и
своего решения
23 ч.

«Шашки» 17 ч.
1.Гражданское воспитание.
4 Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-3
Особенности хода
3 ч.
1 ч. –
2 ч. – -прогнозирование
«дамки»
теория практик результата игры;
а
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных действий
4-5
Тактические приемы и
2ч.
1ч. 1ч. -поиск,
особенности их
теория практик обнаружение и
применения
а
устранение ошибок
логического
характера;
- моделирование
различных
ситуаций,
воспроизводящих
смысл шашечных
действий.
20

6-8

Игра «уголки»

3ч.

1ч. теория

9-11

Игра «поддавки»

3ч.

1ч. теория

5ч.

1ч. теория

1ч.

0ч. теория

17 ч.

5 ч.

12-16 Шашечный турнир

17

Подведение итогов года

Итого:

2ч. -прогнозирование
практик результата игры;
а
- пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных
действий.
2ч. -поиск необходимой
практик информации в
а
учебной и
справочной
литературе;
- прогнозирование
результата игры.
4ч. - моделировать
практик изученные
а
шашечные
зависимости
-прогнозирование
результата игры;
-пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шашечных действий
1ч. - осознание
практик возможностей и
а
роли шашек в
познании
окружающего мира.
12 ч.

«Шахматы» 17 ч.
4 Приобщение детей к культурному наследию.
5.Популяризация научных знаний среди детей.
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1-12 Основы дебюта
12 ч.
4 ч. –
8 ч.- поиск
21

теория

13-17 Основы миттельшпиля

5 ч.

1 ч. –
теория

Итого:68 часов

17 ч.

5 ч.

практик необходимой
а
информации в
учебной и
справочной
литературе;
- прогнозирование
результата игры;
- пошагово
контролировать
правильность и
полноту
выполнения
алгоритма
шахматных
действий;
- моделировать
изученные
шахматные
зависимости.
4 ч. - поиск
практик необходимой
а
информации в
учебной и
справочной
литературе;
- находить и
выбирать
рациональный
способ решения
шахматных задач;
- прогнозирование
результата игры.
12 ч.

22



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.