МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
для обучающихся 1 - 4 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс внеурочной деятельности направлен на достижение таких личностных и
метапредметных результатов, как высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения
(ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на
усвоение способов приобретения знаний и т.п.); способность устанавливать, какие из задач могут
быть решены; способность находить несколько решений проблемы; готовность использовать
знания в повседневной жизни; адекватная самооценка, самоуважение, инициативность,
самостоятельность в поиске решений, способность анализировать проблему, корректировать ход
ее решения.
Цель изучения курса - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения различной
информации;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности;
- повышение общей эрудиции и расширение кругозора;
- формирование логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
- развитие дивергентного и конвергентного мышления, фантазии, творческих способностей,
умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Место курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»
270 часов (в 1 классе 66 часов, во 2-4 классах по 68 часов).
Таблица тематического распределения количества часов:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Разделы, темы
Наблюдаем, сравниваем, анализируем
Фантазируем, творим, сочиняем (развитие
воображения, творческого мышления)
Тренировочные занятия
Самостоятельные учебные исследования
«Мини-курсы»
Экскурсия как способ стимулирования поисковой
активности
Коллективные игры как средство развития
исследовательского поведения
«Продолжение начатого исследования»
Работа по выбору темы исследования, постановка
целей исследования
Работа с гипотезами исследования
Составление плана исследования
Методы исследования.
Подготовка к защите работы
Защита проектов
Итого
Рабочая программа
1 кл. 2 кл.
3 кл.
4 кл.
13
Внутри тем
Внутри тем
8
6
19
6
6
6
7
4
8
6
6
8
8
8
3
-
6
6
6
4
6
4
-
6
6
6
6
6
4
4
12
8
8
4
4
12
8
8
66
68
68
68
8
6
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Наблюдаем, сравниваем, анализируем (13 ч).
Наблюдение за преобразованиями в природе. Развитие беглости мышления. Изменение
свойств предметов. Анализ природных форм. Поиск симметричных форм. Выделение сходства и
различия между объектами. Группировка предметов по сходным признакам. Работа с
художественным образом.
Фантазируем, творим, сочиняем (19 ч)
Составление новых образов из готовых форм. Преобразование и конструирование новых
форм. Составление собственных образов. Составление фантастических историй на заданную
тему.
Тренировочные занятия (6 ч)
Знакомят учащихся с методикой учебных исследований. Это коллективная работа с
учащимися, которая позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск.
Данные занятия не только обучают детей наблюдению и экспериментированию, но и включают в
себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и
защиты полученных результатов.
Самостоятельные учебные исследования (6 ч)
Второй этап обучения исследованиям. Коллективная исследовательская работа
школьников на заданную тему.
«Мини-курсы» (6 ч)
Занятия-встречи в виде бесед, лекций со специалистами различных областей (в роли
приглашенных специалистов, выступают родители учащихся, школьный психолог, инспектор,
медработник, повар и др.)
Экскурсии (7ч)
Является способом стимулирования поисковой активности. Экскурсия позволяет изучать
самые разнообразные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой
материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
Коллективные игры (6 ч)
Занятия по определенным игровым сценариям, служащие развитию различных личностных
качеств, умению сотрудничать, активизирующие внимание к проблеме исследования. Темы
игровых сюжетов: «Жилой дом», «Историческое моделирование», «Как работает завод» и др.
«Продолжение начатого исследования» (3 ч)
Работа с отрывком научно-популярной статьи.
Сбор информации и проведение
собственного исследования по теме. Редактирование статей.
2 класс
Наблюдаем, сравниваем, анализируем (внутри тем).
Наблюдение за преобразованиями в природе. Развитие беглости мышления. Изменение
свойств предметов. Анализ природных форм. Поиск симметричных форм. Выделение сходства и
различия между объектами. Группировка предметов по сходным признакам. Работа с
художественным образом.
Фантазируем, творим, сочиняем (внутри тем).
Составление новых образов из готовых форм. Преобразование и конструирование новых
форм. Составление собственных образов. Составление фантастических историй на заданную
тему.
Самостоятельные учебные исследования (4 ч)
Второй этап обучения исследованиям. Коллективная исследовательская работа
школьников на заданную тему.
«Мини-курсы» (8 ч)
Занятия-встречи в виде бесед, лекций со специалистами различных областей (в роли
приглашенных специалистов, выступают родители учащихся, школьный психолог, инспектор,
медработник, повар и др.)
Экскурсии (6ч)
Является способом стимулирования поисковой активности. Экскурсия позволяет изучать
самые разнообразные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой
материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
Коллективные игры (8 ч)
Занятия по определенным игровым сценариям, служащие развитию различных личностных
качеств, умению сотрудничать, активизирующие внимание к проблеме исследования. Темы
игровых сюжетов: «Жилой дом», «Историческое моделирование», «Как работает завод» и др.
«Продолжение начатого исследования» (6 ч)
Работа с отрывком научно-популярной статьи.
Сбор информации и проведение
собственного исследования по теме. Редактирование статей.
Работа по выбору темы исследования (6 ч)
Анализ возможных тем, критерии выбора темы исследования. Выбор темы для
исследования. Постановка целей исследования.
Работа с гипотезами исследования (6 ч)
Мозговой штурм. Выдвижение разнообразных гипотез. Анализ гипотез и выбор наиболее
интересных для разработки.
Составление плана исследования (6 ч)
Знакомство с методами сбора информации. Планирование исследовательской работы.
Определение последовательности работы, выбор приоритетных направлений исследования.
Методы исследования (6 ч)
Метод «подумать самостоятельно». Поиск информации в литературе. Метод «Спросить у
других людей». Знакомство с фильмами по теме исследования. Поиск в интернете. Наблюдение.
Эксперимент.
Подготовка к защите работы (6 ч)
Алгоритм систематизации полученной информации. Оформление результатов
исследования: подготовка макетов, отчетов, докладов, проектов выступления.
Защита итогов исследования (6 ч)
Представление результатов исследований на конференции. Выступления докладчиков.
Обсуждение выступлений и полученных результатов.
3 класс
Наблюдаем, сравниваем, анализируем (внутри тем).
Наблюдение за преобразованиями в природе. Развитие беглости мышления. Изменение
свойств предметов. Анализ природных форм. Поиск симметричных форм. Выделение сходства и
различия между объектами. Группировка предметов по сходным признакам. Работа с
художественным образом.
Фантазируем, творим, сочиняем (внутри тем).
Составление новых образов из готовых форм. Преобразование и конструирование новых форм.
Составление собственных образов. Составление фантастических историй на заданную тему.
«Мини-курсы» (8 ч)
Занятия-встречи в виде бесед, лекций со специалистами различных областей (в роли
приглашенных специалистов, выступают родители учащихся, школьный психолог, инспектор,
медработник, повар и др.)
Экскурсии (6ч)
Является способом стимулирования поисковой активности. Экскурсия позволяет изучать
самые разнообразные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой
материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
Коллективные игры (8 ч)
Занятия по определенным игровым сценариям, служащие развитию различных личностных
качеств, умению сотрудничать, активизирующие внимание к проблеме исследования. Темы
игровых сюжетов: «Жилой дом», «Историческое моделирование», «Как работает завод» и др.
«Продолжение начатого исследования» (6 ч)
Работа с отрывком научно-популярной статьи.
Сбор информации и проведение
собственного исследования по теме. Редактирование статей.
Работа по выбору темы исследования (4 ч)
Анализ возможных тем, критерии выбора темы исследования. Выбор темы для
исследования. Постановка целей исследования.
Работа с гипотезами исследования (4 ч)
Мозговой штурм. Выдвижение разнообразных гипотез. Анализ гипотез и выбор наиболее
интересных для разработки
Составление плана исследования (4 ч)
Знакомство с методами сбора информации. Планирование исследовательской работы.
Определение последовательности работы, выбор приоритетных направлений исследования.
Методы исследования (12 ч)
Метод «подумать самостоятельно». Поиск информации в литературе. Метод «Спросить у
других людей». Знакомство с фильмами по теме исследования. Поиск в интернете. Наблюдение.
Эксперимент.
Подготовка к защите работы (8 ч)
Алгоритм систематизации полученной информации. Оформление результатов
исследования: подготовка макетов, отчетов, докладов, проектов выступления.
Защита итогов исследования (8 ч)
Представление результатов исследований на конференции. Выступления докладчиков.
Обсуждение выступлений и полученных результатов.
4 класс
Наблюдаем, сравниваем, анализируем (внутри тем).
Наблюдение за преобразованиями в природе. Развитие беглости мышления. Изменение
свойств предметов. Анализ природных форм. Поиск симметричных форм. Выделение сходства и
различия между объектами. Группировка предметов по сходным признакам. Работа с
художественным образом.
Фантазируем, творим, сочиняем (внутри тем).
Составление новых образов из готовых форм. Преобразование и конструирование новых
форм. Составление собственных образов. Составление фантастических историй на заданную
тему.
«Мини-курсы» (8 ч)
Занятия-встречи в виде бесед, лекций со специалистами различных областей (в роли
приглашенных специалистов, выступают родители учащихся, школьный психолог, инспектор,
медработник, повар и др.)
Экскурсии (6ч)
Является способом стимулирования поисковой активности. Экскурсия позволяет изучать
самые разнообразные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой
материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
Коллективные игры (8 ч)
Занятия по определенным игровым сценариям, служащие развитию различных личностных
качеств, умению сотрудничать, активизирующие внимание к проблеме исследования. Темы
игровых сюжетов: «Жилой дом», «Историческое моделирование», «Как работает завод» и др.
«Продолжение начатого исследования» (6 ч)
Работа с отрывком научно-популярной статьи.
Сбор информации и проведение
собственного исследования по теме. Редактирование статей.
Работа по выбору темы исследования (4 ч)
Анализ возможных тем, критерии выбора темы исследования. Выбор темы для
исследования. Постановка целей исследования.
Работа с гипотезами исследования (4 ч)
Мозговой штурм. Выдвижение разнообразных гипотез. Анализ гипотез и выбор наиболее
интересных для разработки
Составление плана исследования (4 ч)
Знакомство с методами сбора информации. Планирование исследовательской работы.
Определение последовательности работы, выбор приоритетных направлений исследования.
Методы исследования (12 ч)
Метод «подумать самостоятельно». Поиск информации в литературе. Метод «Спросить у
других людей». Знакомство с фильмами по теме исследования. Поиск в интернете. Наблюдение.
Эксперимент.
Подготовка к защите работы (8 ч)
Алгоритм систематизации полученной информации. Оформление результатов
исследования: подготовка макетов, отчетов, докладов, проектов выступления.
Защита итогов исследования (8 ч)
Представление результатов исследований на конференции. Выступления докладчиков.
Обсуждение выступлений и полученных результатов.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
-высокий уровень мотивации,
- осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности.
Популяризация научных знаний среди детей (ценность научного знания):
-высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение
новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения
знаний и т.п.);
Духовное и нравственное воспитание детей:
- уважительное отношение к себе и ко всем окружающим людям;
- готовность помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
- способность строить и вести общение в различных ситуациях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям;
Экологическое воспитание:
-умение видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Способность анализировать проблему, инициативность, в поиске решений, способность к
дивергентному мышлению; первоначальные навыки сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировано представление:
-о сути проектной деятельности;
Сформирован интерес:
- находить ответы с помощью книг, журналов, интернета, взрослых;
- приобретать новые знания с помощью доступного способа добычи информации: наблюдение;
- развивать любознательность, инициативу в учении и познавательной активности.
Сформированы умения:
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- планировать свои действия под руководством учителя.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
-способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены;
-способность находить несколько решений проблемы;
- осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности.
Популяризация научных знаний среди детей (ценность научного знания):
-высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение
новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения
знаний и т.п.);
- умение планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить
результаты под руководством учителя;
- умение находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников под
руководством учителя;
- интерес к познавательной деятельности;
Духовное и нравственное воспитание детей:
- уважительное отношение к себе и ко всем окружающим людям;
- умение понимать других людей и готовность помочь любому человеку, если он в этом
нуждается;
- владение навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в
различных ситуациях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям;
- имеет знания о некоторых видах производства, трудовых умениях.
Экологическое воспитание:
-умение видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать
проблему, корректировать ход решения проблемы, способность к дивергентному мышлению;
навыки сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировано представление:
- о сути проектной деятельности.
Сформирован интерес:
- находить ответы с помощью книг, журналов, интернета, взрослых;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой
установкой;
- приобретать новые знания с помощью доступного способа добычи информации: наблюдение,
опыт, моделирование;
- применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий.
Сформированы умения:
- приобрести опыт самостоятельного поиска
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски
- развивать любознательность, инициативу в учении и познавательной активности
- формировать умение ставить вопросы и находить ответы
- планировать свои действия под руководством учителя.
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
-способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены;
-способность находить несколько решений проблемы;
-готовность использовать знания в повседневной жизни;
- способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в ситуации и
нести ответственность за полученный результат;
- осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности.
Популяризация научных знаний среди детей (ценность научного знания):
-высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение
новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения
знаний и т.п.);
- умение самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное
дело и обобщить результаты;
- умение находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников;
- интерес к познавательной деятельности;
- способность критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся
ситуации;
- способность использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни.
Духовное и нравственное воспитание детей:
- адекватная самооценка, самоуважение.
- уважительное отношение к себе и ко всем окружающим людям;
- умение понимать других людей и готовность помочь любому человеку, если он в этом
нуждается;
- знание основ коммуникативной культуры;
- владение навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в
различных ситуациях;
- умение работать в коллективе.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- умение выполнять полезные и значимые для общества дела;
- трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям;
- имеет знания о некоторых видах производства, трудовых умениях.
Экологическое воспитание:
-умение видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
- умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, фотоотчёты по итогам исследовательских
проектов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать
проблему, корректировать ход решения проблемы; умение находить, анализировать и
перерабатывать информацию из разных источников, способность к дивергентному мышлению;
навыки сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировано понимание:
-о сути проектной деятельности.
Сформирован интерес:
- находить ответы с помощью книг, журналов, интернета, взрослых;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой
установкой;
- приобретать новые знания с помощью доступного способа добычи информации: наблюдение,
опыт, эксперимент, соц.опрос, моделирование;
- применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- решать поэтапно проектные задачи по различным направлениям;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий.
Сформированы умения:
- приобрести опыт самостоятельного поиска
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски
- развивать любознательность, инициативу в учении и познавательной активности
- формировать умение ставить вопросы и находить ответы
- планировать свои действия под руководством учителя
- сформировать умение делать выводы и обобщения.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
-способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены;
-способность находить несколько решений проблемы;
-готовность использовать знания в повседневной жизни;
- способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в ситуации и
нести ответственность за полученный результат;
- осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности.
Популяризация научных знаний среди детей (ценность научного знания):
-высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение
новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения
знаний и т.п.);
- умение самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное
дело и обобщить результаты;
- умение находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников;
- интерес к познавательной деятельности;
- способность критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся
ситуации;
- способность использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни.
Духовное и нравственное воспитание детей:
- адекватная самооценка, самоуважение.
- уважительное отношение к себе и ко всем окружающим людям;
- умение понимать других людей и готовность помочь любому человеку, если он в этом
нуждается;
- знание основ коммуникативной культуры;
- владение навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в
различных ситуациях;
- умение работать в коллективе.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- умение выполнять полезные и значимые для общества дела;
- трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям;
- имеет знания о некоторых видах производства, трудовых умениях.
Экологическое воспитание:
-умение видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
- умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, фотоотчёты по итогам исследовательских
проектов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать
проблему, корректировать ход решения проблемы; умение находить, анализировать и
перерабатывать информацию из разных источников, способность к дивергентному мышлению;
навыки сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировано понимание:
-о сути проектной деятельности.
Сформирован интерес:
- находить ответы с помощью книг, журналов, интернета, взрослых;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой
установкой;
- приобретать новые знания с помощью доступного способа добычи информации: наблюдение,
опыт, эксперимент, соц.опрос, моделирование;
- применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- решать поэтапно проектные задачи по различным направлениям;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий.
Сформированы умения:
- приобрести опыт самостоятельного поиска
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски
- развивать любознательность, инициативу в учении и познавательной активности
- формировать умение ставить вопросы и находить ответы
- планировать свои действия под руководством учителя
- сформировать умение делать выводы и обобщения.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
раздела и темы
раздела
Количество
Дата
часов
изучения
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Форма
проведения
1 класс
1 . Наблюдаем, сравниваем, анализируем
Наблюдение за
13
преобразованиями в
природе. Развитие
беглости мышления.
Изменение свойств
предметов. Анализ
природных форм.
Поиск симметричных
форм. Выделение
сходства и различия
между объектами.
Группировка
предметов по сходным
признакам. Работа с
художественным
образом.
2. Фантазируем, творим, сочиняем.
Составление новых
19
образов из готовых
форм. Преобразование
и конструирование
новых форм.
Составление
собственных образов.
Составление
фантастических
историй на заданную
тему
Наблюдение за сезонными
изменениями в природе.
Развивать
беглость
мышления. Наблюдение за
изменениями
свойств
предметов. Анализировать
увиденные
формы.
Выделять
сходство
и
различие
предметов.
Группировать предметы по
заданным
признакам.
Анализировать
художественный образ.
http://pedsovet.su/
http://school-collektion.edu/ru
Составление
новых
образов из готовых форм.
Преобразовывать данные
и конструировать новые
формы.
Составлять
собственные, творческие,
фантастические
образы,
истории на заданную тему.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Играисследование.
Интеллектуальная
игра. Виртуальная
экскурсия.
Заседание клуба
любознательных.
Беседа
с
интерактивными
заданиями.
Творческая
мастерская. Игра.
Выставка.
Творческий
конкурс.
Заседание
творческого клуба.
3. Тренировочные занятия.
Коллективная работа.
Включение в
собственный
исследовательский
поиск. Наблюдение.
Экспериментирование.
Знакомство с методом http://stranamasterov.ru/
учебных
исследований. http://school-collektion.edu/ru
Включение в собственный
исследовательский поиск.
Обучение наблюдению и
экспериментированию.
Обучение
определению
проблемы.
Обучение
за6щите
полученных
результатов.
Коллективные
тренировочные
занятия.
Включение
в http://nachalka.com
http://school-collektion.edu/ru
коллективную
исследовательскую работу
по
заданной
теме.
Обучение распределению
ролей.
Умение
договариваться. Работа по
методу мозгового штурма.
Беседа
с
интерактивными
заданиями. Работа
с
книжным
материалом,
видеоматериалом,
галереей.
6
Участие во встречах со http://school-collektion.edu/ru
специалистами различных http://nachalka.com
областей. Умение слушать
и
слышать.
Умение
задавать вопросы по теме.
Клуб интересных
встреч.
7
Участие в экскурсии. http://nachalka.com
Наблюдение за объектами http://viki.rdf.ru/
в их реальном окружении.
Умение
зафиксировать
результаты наблюдений.
Экскурсия.
6
4. Самостоятельные учебные исследования.
Коллективная
6
исследовательская
работа школьников на
заданную тему.
5. «Мини-курсы».
Занятия-встречи в виде
бесед, лекций со
специалистами
различных областей
6. Экскурсии.
Экскурсия. Изучение
объектов в их реальном
окружении
7. Коллективные игры.
«Жилой дом». «В
магазине». «На лугу»
6
8. «Продолжение начатого исследования».
Работа с отрывком
3
научно-популярной
статьи.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Развитие
различных http://viki.rdf.ru/
личностных
качеств, http://school-collektion.edu/ru
умение
сотрудничать,
активизация внимания к
проблеме исследования.
Играисследование.
Коллективная
игра.
Интеллектуальная
игра. Викторина.
Интеллектуальный
калейдоскоп.
Анализ отрывка научно- http://school-collektion.edu/ru
популярной статьи. Поиск http://nachalka.com
недостающей
информации.
Миниконференция.
Круглый
стол.
Заседание
научного клуба.
66
2 класс
1. Самостоятельные учебные исследования
Коллективная
4
исследовательская
работа школьников на
заданную тему.
2. «Мини-курсы»
Занятия-встречи в виде
бесед, лекций со
специалистами
различных областей
8
Включение
в
коллективную
исследовательскую работу
по
заданной
теме.
Обучение распределению
ролей.
Умение
договариваться. Работа по
методу мозгового штурма.
http://pedsovet.su/
Самостоятедьные
http://school-collektion.edu/ru
исследования.
http://nachalo4ka.ru/sportivnyieigryi/
http://viki.rdf.ru/
Участие во встречах со
специалистами различных
областей. Умение слушать
и
слышать.
Умение
задавать вопросы по теме.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Клуб интересных
встреч.
3. Экскурсии.
Экскурсия. Изучение
объектов в их реальном
окружении.
4. Коллективные игры
Занятия по
определенным игровым
сценариям:
«Историческое
моделирование», «Как
работает завод», «Как
выросла репка»
6
Участие в экскурсии. http://nachalka.com
Наблюдение за объектами http://viki.rdf.ru/
в их реальном окружении.
Умение
зафиксировать
результаты наблюдений. .
Экскурсия.
8
Развитие
различных http://viki.rdf.ru/
личностных
качеств, http://school-collektion.edu/ru
умение
сотрудничать,
активизация внимания к
проблеме исследования.
Играисследование.
Коллективная
игра.
Интеллектуальная
игра. Викторина.
Интеллектуальный
калейдоскоп.
Анализ отрывка научно- http://school-collektion.edu/ru
популярной статьи. Поиск http://nachalka.com
недостающей
информации.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Анализ возможных тем,
критерии выбора темы
исследования. Работа над
выбором
темы
для
исследования.
Умение
ставить
цель
исследования.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Работа
по
методике
мозгового
штурма.
Формирование
умения
выдвигать разнообразные
http://pedsovet.su/
Миниhttp://school-collektion.edu/ru
конференция.
http://nachalo4ka.ru/sportivnyie- Круглый стол.
igryi/
5. «Продолжение начатого исследования»
Работа с отрывком
6
научно-популярной
статьи.
6. Работа по выбору темы исследования
Как выбрать тему для
6
исследования?
Критерии выбора темы
исследования.
Постановка целей
исследования.
7. Работа с гипотезами исследования
Мозговой штурм.
6
Выдвижение
разнообразных гипотез.
Анализ гипотез и выбор
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
наиболее интересных
для разработки.
8. Составление плана исследования
Составление плана
6
исследования.
9. Методы исследования
Метод «подумать
самостоятельно».
Метод «Спросить у
других людей».
Наблюдение.
Эксперимент.
6
10. Подготовка к защите работы
Систематизация
и
6
оформление
результатов
исследования.
гипотезы.
Умение http://viki.rdf.ru/
анализировать гипотезы и
выбирать
наиболее
интересные
для
разработки.
Заседание
научного клуба.
Знакомство с методами http://school-collektion.edu/ru
сбора
информации. http://stranamasterov.ru/
Планирование
http://pedsovet.su
исследовательской работы.
Определение
последовательности
работы,
выбор
приоритетных
направлений
исследования.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Умение
работать
с http://school-collektion.edu/ru
источниками информации. http://nachalka.com
Умение
наблюдать, http://viki.rdf.ru/
развитие
наблюдательности.
Формирование
умения
ставить
учебные
эксперименты.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Алгоритм систематизации http://school-collektion.edu/ru
полученной информации. http://nachalka.com
Оформление результатов
исследования: подготовка
отчетов,
докладов,
проектов выступления.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
11. Защита итогов исследования
Защита
6
исследовательского
проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Представление
http://pedsovet.su
результатов исследований http://nachalka.com
на
конференции. http://viki.rdf.ru/
Выступления докладчиков
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
68
3 класс
1. «Мини-курсы»
Занятия-встречи в виде
бесед,
лекций
со
специалистами
различных областей
2. Экскурсии
Экскурсия. Изучение
объектов в их реальном
окружении.
3. Коллективные игры
Занятия по
определенным игровым
сценариям: «Как
выросла репка» и др.
8
Участие во встречах со
специалистами различных
областей. Умение слушать
и
слышать.
Умение
задавать вопросы по теме.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
Клуб интересных
встреч.
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
6
Участие в экскурсии. http://nachalka.com
Наблюдение за объектами http://viki.rdf.ru/
в их реальном окружении.
Умение
зафиксировать
результаты наблюдений. .
Экскурсия.
8
Развитие
различных http://viki.rdf.ru/
личностных
качеств, http://school-collektion.edu/ru
умение
сотрудничать,
активизация внимания к
проблеме исследования.
Играисследование.
Коллективная
игра.
Интеллектуальная
игра. Викторина.
Интеллектуальный
калейдоскоп.
Анализ отрывка научно- http://school-collektion.edu/ru
популярной статьи. Поиск http://nachalo4ka.ru
недостающей
Миниконференция.
Круглый стол.
4. «Продолжение начатого исследования»
Работа с отрывком
6
научно-популярной
статьи. Сбор
информации и
проведение
собственного
исследования по теме.
Редактирование статей.
5. Работа по выбору темы исследования
Как выбрать тему для
4
исследования?
Критерии выбора темы
исследования.
Постановка целей
исследования.
6. Работа с гипотезами исследования
Мозговой штурм.
4
Выдвижение
разнообразных гипотез.
Анализ гипотез и выбор
наиболее интересных
для разработки.
7. Составление плана исследования
Составление плана
4
исследования.
информации.
Умение
искать информацию и
проводить
собственные
расследования по теме.
Формирование
умения
редактировать статьи.
Заседание
научного клуба.
Анализ возможных тем,
критерии выбора темы
исследования. Работа над
выбором
темы
для
исследования.
Умение
ставить
цель
исследования.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
Работа
по
методике
мозгового
штурма.
Формирование
умения
выдвигать разнообразные
гипотезы.
Умение
анализировать гипотезы и
выбирать
наиболее
интересные
для
разработки.
http://pedsovet.su/
http://school-collektion.edu/ru
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
Знакомство с методами http://school-collektion.edu/ru
сбора
информации. http://stranamasterov.ru/
Планирование
http://pedsovet.su
исследовательской работы.
Определение
последовательности
работы,
выбор
приоритетных
направлений
исследования.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
8. Методы исследования
Метод «подумать
самостоятельно».
Метод «Спросить у
других людей».
Наблюдение.
Эксперимент.
Моделрование.
Анкетирование и
соц.опрос.
12
9. Подготовка к защите работы
Систематизация
и
8
оформление
результатов
исследования.
10. Защита итогов исследования
Защита
8
исследовательского
проекта.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Умение
работать
с http://school-collektion.edu/ru
источниками информации. http://nachalka.com
Умение
наблюдать, http://viki.rdf.ru/
развитие
наблюдательности.
Формирование
умения
ставить
учебные
эксперименты.
Формирование
умения
моделировать.
Умение
проводить подготовку и
само анкетирование и
соц.опрос.
умение
обрабатывать
данные
анкетирования.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Алгоритм систематизации http://school-collektion.edu/ru
полученной информации. http://nachalka.com
Оформление результатов
исследования: подготовка
макетов,
отчетов,
докладов,
проектов
выступления.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Представление
http://pedsovet.su
результатов исследований http://nachalka.com
на
конференции. http://viki.rdf.ru/
Выступления докладчиков
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
4 класс
1. «Мини-курсы»
Занятия-встречи в виде
бесед, лекций со
специалистами
различных областей
2. Экскурсии
Экскурсия. Изучение
объектов в их реальном
окружении.
3. Коллективные игры
Занятия по
определенным игровым
сценариям: «Как
работает завод» и др.
8
Участие во встречах со
специалистами различных
областей. Умение слушать
и
слышать.
Умение
задавать вопросы по теме.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
Клуб интересных
встреч.
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
6
Участие в экскурсии. http://nachalka.com
Наблюдение за объектами http://viki.rdf.ru/
в их реальном окружении.
Умение
зафиксировать
результаты наблюдений. .
Экскурсия.
8
Развитие
различных http://viki.rdf.ru/
личностных
качеств, http://school-collektion.edu/ru
умение
сотрудничать,
активизация внимания к
проблеме исследования.
Играисследование.
Коллективная
игра.
Интеллектуальная
игра. Викторина.
Интеллектуальный
калейдоскоп.
Анализ отрывка научно- http://school-collektion.edu/ru
популярной статьи. Поиск http://nachalka.com
недостающей
информации.
Умение
искать информацию и
проводить
собственные
расследования по теме.
Формирование
умения
редактировать статьи.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
4. «Продолжение начатого исследования»
Работа с отрывком
6
научно-популярной
статьи. Сбор
информации и
проведение
собственного
исследования по теме.
Редактирование статей.
5. Работа по выбору темы исследования
Как выбрать тему для
4
исследования?
Критерии выбора темы
исследования.
Постановка целей
исследования.
6. Работа с гипотезами исследования
Мозговой
штурм.
4
Выдвижение
разнообразных гипотез.
Анализ гипотез и выбор
наиболее интересных
для разработки.
7. Составление плана исследования
Составление плана
4
исследования.
8. Методы исследования
Метод «подумать
самостоятельно».
Метод «Спросить у
других людей».
12
Анализ возможных тем,
критерии выбора темы
исследования. Работа над
выбором
темы
для
исследования.
Умение
ставить
цель
исследования.
http://school-collektion.edu/ru
http://stranamasterov.ru/
http://pedsovet.su
http://nachalo4ka.ru/sportivnyieigryi/
http://viki.rdf.ru/
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Работа
по
методике
мозгового
штурма.
Формирование
умения
выдвигать разнообразные
гипотезы.
Умение
анализировать гипотезы и
выбирать
наиболее
интересные
для
разработки.
http://pedsovet.su/
http://school-collektion.edu/ru
http://nachalo4ka.ru/sportivnyieigryi/
http://viki.rdf.ru/
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Знакомство с методами http://school-collektion.edu/ru
сбора
информации. http://stranamasterov.ru/
Планирование
http://pedsovet.su
исследовательской работы.
Определение
последовательности
работы,
выбор
приоритетных
направлений
исследования.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Умение
работать
с http://school-collektion.edu/ru
источниками информации. http://nachalka.com
Умение
наблюдать, http://viki.rdf.ru/
развитие
Миниконференция.
Круглый стол.
Наблюдение.
Эксперимент.
Моделрование.
Анкетирование и
соц.опрос.
9. Подготовка к защите работы
Систематизация и
8
оформление
результатов
исследования.
10. Защита итогов исследования
Защита
8
исследовательского
проекта.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
наблюдательности.
Формирование
умения
ставить
учебные
эксперименты.
Формирование
умения
моделировать.
Умение
проводить подготовку и
само анкетирование и
соц.опрос.
умение
обрабатывать
данные
анкетирования.
Заседание
научного клуба.
Алгоритм систематизации http://school-collektion.edu/ru
полученной информации. http://nachalo4ka.ru
Оформление результатов
исследования: подготовка
макетов,
отчетов,
докладов,
проектов
выступления.
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
Представление
http://pedsovet.su
результатов исследований http://nachalo4ka.ru
на
конференции. http://viki.rdf.ru/
Выступления докладчиков
Миниконференция.
Круглый стол.
Заседание
научного клуба.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГ ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2013
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара:
Издательство «Учебная литература», 2013
Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления для детей 6-7
лет. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2013
Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7-8
лет. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2013
. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших
школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2014
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collektion.edu/ru
http://nachalka.com
http://viki.rdf.ru/
http://pedsovet.su
http://stranamasterov.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.