Рабочая программа курса внеурочной деятельности История и культура кубанского казачества на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества»
для обучающихся 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год

город Армавир 2024

1

1.Пояснительная записка
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском
казачестве, посредством изучения исторических и культурных традиций кубанского
казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
 знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями,
основными ремеслами, видами труда;
 ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества,
приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам,
знаменательным датам;
 воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
 привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
 развитие творческих способностей детей;
 формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет
обучения
выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих
реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков»,
«История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративн оприкладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные
памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества»,
«Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки
повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы
каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём
привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные
вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего
района и города.
Полный курс «История и культура кубанского казачества» рассчитан на 4 года
обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1
класса и 34 часа для 2 – 4 классов.
Таблица тематического распределения количества часов.
№
Разделы
Кубанские казаки.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Труд и быт.
Кубанское казачье войско: история и
современность.
1.
5. Традиционная
культура
кубанского
казачества.
1.
2.
1.
3.
4.

Итого:

2

Колич
ество
часов 1 кл.
17 ч.
5ч.
24 ч.
6ч.
26 ч.
7ч.

Классы
2кл. 3 кл. 4 кл.
4ч.
5ч.
6ч.

5ч.
5ч.
7ч.

4 ч.
8 ч.
7ч.

24ч.

6ч.

10 ч.

5ч.

6ч.

21 ч.

4ч.

9ч.

5ч.

5ч.

135ч.

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

2. Планируемые результаты освоения программы учебного курса
Личностные результаты на конец 1 класса:
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- сможет осознавать себя гражданином России и жителем казачьего края, появится
чувство гордости за свою Родину, кубанское казачество;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей
- научится называть основные черты быта казаков;
4.Приобщение детей к культурному наследию
-уважительное отношение к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
8. Экологическое воспитание
- ознакомление с необходимостью бережного отношения к природе и всему живому на
Земле;
Метапредметные результаты на конец 1 класса:
-изучение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- применение планирования, контроля и оценки учебных действий в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-определение наиболее эффективных способов исследования для достижения
результатов;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в
словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- освоить доступные способы изучения истории и культуры кубанского казачества
(наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей);
- уметь составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы
информационной этики;
Предметные результаты на конец 1 класса:
ученик научится
- изучать традиции, праздники, ремесла народов, населяющих Россию;
- адаптироваться к языковой и речевой деятельности.
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным
традициями российского народа.
получит возможность научиться
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
Личностные результаты на конец 2 класса:
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- осознавать себя гражданином России и жителем казачьего края, чувству гордости за
свою Родину, кубанское казачество;
8. Экологическое воспитание
3

- формировать представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина,
люди и их деятельность и др.);
Метапредметные результаты на конец 2 класса:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные
тексты);
Предметные результаты на конец 2 класса
ученик научится
- формировать представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих
Россию;
- овладевать умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным
традициями российского народа.
получит возможность научиться
- пониманию значения русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитанию уважительного отношения к русскому языку как родному языку
русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
Личностные результаты на конец 3 класса:
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей
- разовьет чувство любви к родине, чувство гордости за свою родину, народ, великое
достояние русского народа — русский язык;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- будет формироваться мотивация к труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, социальная роль учащегося, мотивы учебной деятельности,
изучение истории и культуры кубанского казачества;
Метапредметные результаты на конец 3 класса:
- сможет проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- осуществлять поиск необходимой информации.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
-записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
4

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами.
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)
для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения лингвистических задач;
Предметные результаты на конец 3 класса:
ученик научится
- формировать позитивное эмоционально-оценочного отношения к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его
грамотному использованию;
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов,
населяющих Россию;
получит возможность научиться
- овладению умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным
традициями российского народа.
- пониманию значения русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;
Личностные результаты на конец 4 класса:
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях и представление о своей этнической принадлежности;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей
- осознавать положительное отношение к народам, говорящим на разных языках, и их
родному языку;
5. Популяризация научных знаний среди детей
- создавать свою родословную, описывать достопримечательности своей малой
родины;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- осознавать мотивы к творческой проектной деятельности;
Метапредметные результаты на конец 4 класса:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ;
- слушать и понимать речь других людей.
- формулировать собственное мнение и позицию.
- договариваться и приходить к общему мнению.
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
5

- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
Предметные результаты на конец 4 класса
ученик научится
- формировать отношение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры человека;
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры;
получит возможность научиться
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по
русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы
успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на
следующей ступени образования.
- формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих
Россию;
- составлять устный рассказ на патриотическую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3. Содержание учебного курса
1 год обучения

2.

3.

4.

5.

1
2

1. Кубанские казаки (5ч.).
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки.
Наши предки – казаки.
Традиции и обычаи кубанских казаков (7ч.).
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья
семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.
Верный друг казака.
Труд и быт (9 ч.).
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство
жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники.
Обязанности детей в казачьих семьях.
Кубанское казачье войско: история и современность(7ч.).
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди.
Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Традиционная культура кубанского казачества (5ч.).
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат.
Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2. год обучения.
Кубанские казаки(4ч.).
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи кубанских казаков (5 ч.).
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
6

3 Труд и быт (6 ч.).
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
4 Кубанское казачье войско: история и современность(10 ч.).
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар –
град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев
Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
5 Традиционная культура кубанского казачества (9ч.).
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий
музыкальный инструмент.
3 год обучения.
1 Кубанские казаки(6 ч.).
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа
и доблесть казаков.
2 Традиции и обычаи кубанских казаков (7ч.).
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки.
Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского
казачества.
3 Труд и быт (8 ч.).
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда
казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
4 Кубанское казачье войско: история и современность (7ч.).
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм
кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское
казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского
казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска.
Час Славы Кубани.
5 Традиционная культура кубанского казачества (6ч.).
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор
кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор
Андреевич Щербина.
4 год обучения.
1 Кубанские казаки (5 ч.).
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи
заповеди.
2 Традиции и обычаи кубанских казаков (9ч.).
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни.
Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий
круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
3 Труд и быт (8 ч.).
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное
творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
4 Кубанское казачье войско: история и современность (6ч).
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего
войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим
войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в
чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани.
7

Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии
Кубанского казачьего войска.
5 Традиционная культура кубанского казачества ( 6 ч.).
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в
истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый
фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
4.Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся.
1 класс(33 ч.)
Содержание
(разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки. (5 ч.)
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Зачем мы изучаем курс «История Формирование чувства гордости за свою Родину, кубанское
и культура кубанского
казачество, уважительного отношения к Отечеству. Освоение
казачества».
доступных способов изучения истории и культуры кубанского
Кто такие казаки?
казачества; формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
Наши предки – казаки.
с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (7ч.)
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Казачья станица.
Знакомство с духовным богатством казачьего фольклора (на
примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).
Уважение к старшим, к
Подбор и разучивание кубанских строевых и бытовых песен,
старикам.
казачьих игр. Привитие учащимся желание к получению
Обычай взаимопомощи.
новых знаний и особенностей проведения обрядовых
Казачья семья.
праздников кубанских казаков. Формировать умение
Традиции и обычаи семьи.
исполнять, демонстрировать
Обычаи, связанные с рождением различные фольклорные формы кубанского казачества.
и детством казачат.
Развивать у учащихся желание участвовать в реконструкции
Верный друг казака.
основных праздничных обрядов.
3.Труд и быт.(9ч.)
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Как жили казаки
Приучать детей к мотивации к труду, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям. Беседовать с
Хата казака.
учащимися о традиционном питании казаков, рациона блюд.
Красный угол.
Иметь представление о жилищи, посуде и утвари казаков.
Быт казачьей семьи.
8

Обустройство жилища,
домашняя утварь.
Труд казачьей семьи.
Мастеровые руки.
Дети-помощники. Обязанности
детей в казачьих семьях.

Называть предметы обустройства жилища казаков, их утвари
и пище.
Приучать и развивать умение выполнять домашние
обязанности в соответствии со своим возрастом. Рассказ об
основных ремеслах кубанского казачества, различных видов
декоративно - прикладного искусства кубанского казачества
Развитие интереса у учащихся и знакомство учащимися с
основными технологическими особенностями изготовления
отдельных изделий.
4. Кубанское казачье войско: история и современность. (7 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Как казаки на Кубань пришли.
Казачество: прошлое и современное, защитники земли
Атаман.
кубанской. Памятные события и даты, связанные с
историческими событиями кубанского казачества. Знакомство
Казачьи заповеди.
с казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их
Казачья служба.
содержания. Формирование
у детей уважительного
Казаки в годы Великой
отношения
к
родному
краю,
своей
семье, истории, культуре,
Отечественной войны.
природе нашей страны, её современной жизни. Знакомство с
казачьими заповедями. Привитие учащимся нравственных
устоев кубанских казаков в духе православия.
5. Традиционная культура кубанского казачества. (5 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Дети в казачьей семье.
Связь истории казачества с фамилией твоего рода. Беседа с
учащимися о ремёслах, какими владеют родные и близкие
учащихся. Изучать историю казачьей семьи. Знать и
Как казачат учили.
понимать уклад жизни казаков. Семья – святыня брака. Никто
Мы - казачата. Поведение и
не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы.
форма казачат.
Семья – основа казачьего общества. Воспитание детей
Семейные реликвии.
казаками, необходимость дать детям достойное образование.
Игры кубанских казачат.
Казачьи пословицы.

2 класс 34 часа
№
урок
а

Содержание
(разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки. (4 ч.)
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Нравственные ценности казаков: История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы
труд, правда, честь, Отечество.
и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям
осознать свою принадлежность к определенной культурной,
Казачьи заповеди
9

ментальной среде. Формировать и развивать у учащихся
чувство осознания себя гражданином России и жителем
казачьего края. Приучать детей к самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах поведения.
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (5 ч.)
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Казачья станица.
Знакомство учащихся с предметами обустройства казачьей
Традиции и обычаи кубанских станицы. Казачьи заповеди. Традиции и уклад в казачьей
станице. Обязанности в казачьей семье и распределение
казаков.
обязанностей в казачьей семье. Изучение семейных традиций
Почитание гостя.
празднования календарных праздников в кубанской казачьей
Календарные
праздники
и семье. Называть предметы обустройства казачьих станиц.
обряды Кубанского казачества.
Разучивание казачьих заповедей. Беседа о распределении
обязанностей в формировании уклада жизни в казачьей
станице.
3.Труд и быт (6 ч.)
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Двор. Дом.
Знакомство учащимися особенностями численного состава и
распределения обязанностей традиционной казачьей семьи.
Уклад казачьей семьи.
Подбор пословиц и поговорок о казаках, их храбрости и
Занятия казаков.
смелости.
Казачья пища.
Называть предметы
обустройства
жилища казака.
Привлекать учащихся к изготовлению макетов жилищ
казаков. Приучать учащихся к изучению семейных традиций
в казачьих семьях.
4. Кубанское казачье войско: история и современность ( 10 ч .)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии
Кубанские казаки на рубежах
казаков. Подборка материалов о столице нашего края.
Отечества.
Виртуальная экскурсия по Краснодару к памятникам
Основание первых куреней.
кубанского казачества. Изучение истории, названия улиц
нашего города. Изучение символики Краснодарского края
Екатеринодар – град казачий.
.Знать памятники казакам – защитникам Родины. Изучение
Памятники казакампамятных событий и дат, связанных с историческими
переселенцам.
событиями кубанского казачества.
Поминовения казаков-героев
Ознакомление учащихся с историческими вехами кубанского
Кубанского казачьего войска.
казачества, приобщение учащихся к знаменательным датам.
Наше казачье общество.
Изучать символику Краснодарского края
Прививать детям нравственные устои кубанских казаков в
духе православия. Знание памятных событий и дат, связанных
с историческими событиями кубанского казачества.
10

5. Традиционная культура кубанского казачества.
(9 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Народное творчество для
Знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их
казачат.
культурными особенностями, основными ремеслами, видами
труда. Знакомство с фольклором кубанских казаков. Детские
Песни, сказки, поговорки,
игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички.
предания в моей семье.
Кубанский говор. Познакомиться с казачьими народными
Кубанская «балачка».
инструментами. Формирование у учащихся желание к
приучению и пониманию уклада жизни кубанских казаков, их
Песенная культура кубанских
культурными особенностями, основными ремеслами, видами
казаков.
Бандура- казачий музыкальный труда. Развивать у детей желание к принятию фольклора
кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки.
инструмент.
Развивать у детей интерес к казачьим народным
инструментам.

3 класс 34 часа
Содержание
(разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки. (6 ч.)
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Народы Кубани
Изучение исторических событий. Работа с географической и
административной картами края. Обучение и приучение
Добрососедство.
учащихся к знакомству с укладом жизни кубанских казаков,
Нравственные качества
их приобщение учащихся к кубанским
кубанского казака.
казачьим праздникам, обрядам.
Сила духа и доблесть казаков.
Формировать интерес у детей к изучению исторических
событий.
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (7 ч.)
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Уважение к женщине: бабушке,
Знакомиться с фольклором жителей Кубани.
матери, сестре, жене, вдове.
Умение активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
День матери-казачки
Соблюдать правила парной, фронтальной работы. Проявлять
Казачий род.
индивидуальные творческие способности.
Календарные праздники и
Формировать желание учащихся изучать фольклор Кубани.
обряды Кубанского казачества.
Привитие нравственных и духовных устоев кубанских
казаков. Просмотр репродукций картин кубанских
художников.
3.Труд и быт. (8 ч.)
11

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Казак – хозяин и труженик.
Объяснять названия орудий труда. Мужская и женская
казачья одежда. Головные уборы. Индивидуальный и
Занятия, ремесла и промыслы
коллективный
кубанских казаков.
труд в жизни казаков. Виртуальное посещение историко Одежда казака.
краеведческого музея г. Краснодара.
Декоративно-прикладное
Изучение традиционных занятий казаков. Казакитворчество кубанских казаков.
ремесленники, знаменитые мастера своего дела. Вещи,
рассказывающие о быте и истории. Знать названия орудий
труда, современные профессии людей на Кубани. Знать
элементы мужской и женской казачья одежда. Головные
уборы. Обсуждение значения животных для казачьих семей.
4. Кубанское казачье войско: история и современность. (7 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Переселение казаков на Кубань. Войсковые праздники. Встреча с казаками местного войска.
Отработка навыков построения, маршировки.
Основные памятные даты.
Изучение символики районов, связанных с историей
Героизм кубанских казаков.
казачества на Кубани. Изучение в различных источниках
Кубанское казачье войско в
героические страницы истории Кубани.
наши дни.
Час Славы Кубани.
5. Традиционная культура кубанского казачества. (6 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Устное народное творчество
Иметь представление об умельцах – казаках, их ремеслах.
кубанских казаков.
Разучивание казачьих игр, танцев.
Развивать мотивацию к принятию устного народного
Казачьи сказы, былички.
творчества
казаков.
Организовывать
собственную
Говор кубанских казаков.
деятельность, выбирать и использовать средства для
Танцевальная культура
достижения. Научить отгадывать загадки, приучать детей к
кубанских казаков.
«Казачий дид» Федор Андреевич изучению кубанского фольклора
Щербина.

4 класс 34 часа
Содержание
(разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки. (5 ч.)
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
12

5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Территория проживания, язык,
Знакомиться с обрядами кубанских казаков. Изучать и
культура казаков.
сохранять семейные традиции. Знакомство учащихся с
прошлыми и настоящими военными и трудовыми подвигами
Казачьи войска России.
кубанцев. Формировать у учащихся чувство осознания себя
Казачьи заповеди.
гражданином России и жителем казачьего края, чувства
гордости за свою Родину, кубанское казачество.
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (9 ч.)
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
5. Популяризация научных знаний среди детей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Родители и дети.
Формировать у учащихся уважительное отношения к
Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье. Изучать
Воспитание мальчиков.
и сохранять семейные традиции. Знакомиться с обрядами
Подготовка к службе, к взрослой кубанских казаков.
жизни.
Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со
своим возрастом. Формирование у учащихся уважительного
Воспитание девочек-казачек
отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей
Подготовка к взрослой жизни.
семье. Изучать и сохранять семейные традиции. Формировать
Календарные праздники и
у учащихся желание участвовать в проведении
обрядов
обряды Кубанского казачества.
кубанских казаков. Демонстрировать знания уклада жизни
Календарные праздники и
кубанской семьи. Уметь рассказать о своем казачьем роде.
обряды Кубанского казачества.
Формировать у учащихся желание и умение выполнять
домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.
3.Труд и быт. ( 8 ч.)
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Традиционные ремесла и
Формировать у учащихся умение выполнять домашние
промыслы кубанских казаков.
обязанности в соответствии со своим возрастом. Освоение
основных ремесел, видов декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное
творчество кубанских казаков.
кубанского казачества, основных технологических
особенностей изготовления отдельных изделий. Обучение и
Казачий военный костюм.
выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с
Оружие казака.
технологическими особенностями, присущими традиционным
Награды казака
видам декоративно-прикладного искусства казачества.
Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со
своим возрастом.
4. Кубанское казачье войско: история и современность. (6 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
4.Приобщение детей к культурному наследию
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Лента времени. Основные
Формирование интереса у учащихся к изучению
памятные даты.
памятных событий и дат, связанных с историческими
событиями кубанского казачества. Героические
Поминовения казаков
страницы истории Кубани. Биография кубанцев,
Кубанского казачьего войска.
13

Кубанское казачье войско в
наши дни. Управление
Кубанским каза-чьим войском.

явивших примеры гражданского служения и исполнения
патриотического долга. Овладение навыками поведения
в опасных ситуациях в соответствие с традициями
казачества.
Запоминать и называть памятные события и даты, связанные с
историческими
событиями
кубанского
казачества.
Формировать у учащихся понимание основ духовной жизни
кубанских казаков. Изучать и понимать структуру и
направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Помощь в чрезвычайных
ситуациях. Помощь в охране
природы.
Выдающиеся казаки Кубани.
Сохранение истории кубанского
казачества.
5. Традиционная культура кубанского казачества. (6 ч.)
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8. Экологическое воспитание
Казачья семья в современной
Формировать понятия: семья как основа духовножизни.
нравственного развития и воспитания личности, залог
Отношение к семье на Кубани.
преемственности духовно-нравственных традиций кубанского
История семьи в истории родной казачества и жизнеспособности российского общества.
Кубани.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у
Обрядовый фольклор кубанских учащихся через личностно-ориентированные вопросы и
казаков.
задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих
родственников, своего района и города.
Кубанский казачий хор.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель КНО
Мкртычан И.А.
_________________________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
Фенева В.В.
__________________

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.