Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный журналист 3-4 класс на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании КНО

заместителем директора по УМР

Директор

__________ Мкртычан И.А

___________ Фенева В.В

__________ Татаренко М. М.

Протокол №1

Протокол №1

Протокол педсовета №1

от «23» 08. 2024 г.

от «26» 08. 2024 г.

от «30» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
для обучающихся 3-4 классов
на 2024- 2025 учебный год

город Армавир 2024

1. Пояснительная записка
Современная система образования делает ориентир на формирование у
обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые
знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования
и повышение информационной культуры личности.
Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и
развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
* Личностный блок
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование
межличностных отношений.
* Познавательный блок
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с
произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с
творчеством

сверстников

(стихи

о

Родине,

заметки).

Извлечение

информации

патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими
навыками.
* Регулятивный блок
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение
оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный блок
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка
умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и
сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных
творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение
владению диалогической и монологической речью.
Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми
предметами: чтением, риторикой, русским языком. И самое главное: практическим
выходом реализации Программы является издание школьной газеты. Программа даёт
большие возможности для пробуждения и развития нравственных качеств у детей. Это
работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Это постоянный
синтез всех творческих способностей ребёнка. Данная программа построена так, чтобы
обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения

включались в журналистское творчество и печатались в детских периодических изданиях.
Одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Игра
в журналиста полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами
деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Реализация
программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на
четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов
практических работ.
Таблица распределения количества часов по годам обучения
3 кл.

4 кл.

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Кто такой журналист

-

-

3.

Слова – корабли мыслей

6

6

4.

Жить – добро творить

5

5

5.

Зимняя сказка

4

-

6.

Родная земля

5

6

7.

Мамин праздник

4

7

8.

Живая душа природы

5

-

9.

В мире необычного

3

-

10.

Самое дорогое

-

-

11.

Страна сказок

4

-

12.

История русского народа

6

11

13.

Мир науки

-

-

14.

Иллюстрирование текстов

-

-

15.

Моя семья

5

-

16.

Школьные новости

6

10

17.

Интервью

5

4

18.

Встреча с интересными

3

5

людьми
19.

Русские народные игры

6

-

20.

Учителя человечества

-

7

21.

Аллея славы

-

6

Итого:

68

68

Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов, так и в форме игровых
занятий, встреч с интересными людьми, экскурсий, конкурсов.
2 . Планируемые результаты освоения учебного курса
3 класс:

2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование

позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к
социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- 2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям)
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки,
мимики и движения;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей. Приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание). Навыки
использования различных видов текстов для работы в разных жанрах, стремление
использовать творческие умения для создания школьной газеты;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей. Владение языковой терминологией.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни;
- использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания
разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
-

формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность,

выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога);
- формирование способности оценивать результаты творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения деятельности журналиста в жизни человека и общества;
- умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;

- проявление интереса к традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений,
описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для
передачи замысла в собственной творческой деятельности;
4 класс:

3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение

школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- 2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям)
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки,
мимики и движения;
- 1. Гражданское воспитание.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание). Умение
свободно выражать свое «Я» с помощью написания небольших заметок, звука, мимики,
пластики движений;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей. Приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей
5.Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Способность к познанию мира, умение применять полученные знания в собственной
творческой деятельности;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Сформированное представление о жанрах в журналистике;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Навыки использования различных видов текстов для работы в разных жанрах;
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).

Владение языковой терминологией.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни;
- использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания
разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
-

формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность,

выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога);
- формирование способности оценивать результаты творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения деятельности журналиста в жизни человека и общества;
- умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений,
описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для
передачи замысла в собственной творческой деятельности;
- овладение правилами речевого этикета и нормами литературного языка.
3. Содержание учебного курса
3 класс (68 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Слова – корабли мыслей (6 ч)
Красота русского языка. Русские имена, их смысл. Пословицы, поговорки, мудрости о
Родине.
Практическая работа: написание отзыва по схеме.
Жить – добро творить (5 ч)
Беседа о дружбе, о нравственных качествах человека, Слово «дружина». Заметки о дружбе
в газете-журнале. Друзья. История возникновения писем.
Беседа о чистоте города, пришкольного участка.
Практическая работа: написание заметки, написание письма-отзыва другу по схеме,
художественное оформление письма. Работа на пришкольном участке; репортаж с места
событий.
Зимняя сказка (4 ч)

Произведения русских композиторов о зиме. Выставка репродукций картин русских
художников на зимнюю тему. Заметки, стихотворения, зарисовки в газете-журнале.
Практическая работа: написание зимней зарисовки. Русские зимние игры.
Родная земля (5 ч)
Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Патриотизм. Заметки о Родине в газетежурнале. Работа по карте. Просмотр видеофильма «Красота Родины». Выставка книг о
Родине, о ее защитниках. Заметки о героях. Подвиг и поступок. Песня «Три танкиста».
Многонациональная Россия.
Практическая работа: творческая работа «Моя Родина». Написание заметки «Человек с
горячим сердцем». Отзывы на прочитанное. Экскурсия в музей боевой славы. Сбор
материала о Республиках в библиотеке; выпуск газеты «Живем в России вместе мы»
Мамин праздник (4 ч)
Из истории русской игрушки матрешки.
Практическая работа: раскрашивание матрешки, написание заметки «Великодушие»;
оформление стенгазеты; художественное оформление заметок.
Живая душа природы (5 ч)
Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Стихотворения, зарисовки
об осени в газетах-журналах.
Практическая работа: «Подбираем слова», просмотр видеофильма о красоте осенней
природы; написание зарисовки осенней природы.
В мире необычного (3 ч )
Где живет красота? П. М. Третьяков. Творчество русского философа И. Ильина.
Размышления над мудростями. Российские космонавты. Женщины-космонавты. Подвиг в
мирное время. Отрывок из сказки «Маленький принц».
Практическая работа: надувание мыльных пузырей. Написание зарисовки мыльного
пузыря. Написание отзыва на сказку.
Моя семья (5 ч)
Беседа о семье, взаимопомощи, доброте. Просмотр м/ф «Храброе сердце». Фотовыставка
«Моя семья». Добрые семейные традиции. Пословицы о семье.
Практическая работа: написание отзыва на сказку, заметки о семье.
История русского народа (6 ч)
Заметка «Доброе дело украшает жизнь». Резьба по дереву, роспись посуды, ткачество.
Народные праздники.
Практическая работа: изготовление птицы Прекрасы. Выставка работ. Написание работы
о народных праздниках в одном из газетных жанров.

Интервью (5 ч)
Учимся задавать вопросы друг другу. Будущая профессия. Памятка «Берем интервью».
Учимся задавать вопросы прохожим.
Практическая работа: запись интервью.
Школьные новости (6 ч)
Беседа о СМИ, их значение. Российские газеты. Названия газет. Смысл названия. Их
тематика. Интервью «Газете – быть!». Школьная газета.
Практическая работа: заметка «Роль школьной газеты». Газетный жанр.
Встреча с интересными людьми (3 ч)
Подготовка интервью.
Практическая работа: встреча с библиотекарем, местным писателем, поэтом.
Русские народные игры (6 ч)
Русские народные игры. Значение игры.
Практическая работа: игры на улице; репортаж с места событий.
Страна сказок (4 ч )
Русские народные сказки. Символизм русских народных сказок. Выставка книг. Рассказы
детей о любимой русской народной сказке. Рассматривание оформления книг.
Практическая работа: Иллюстрации к любимой русской народной сказке; выставка работ.
Экскурсия в библиотеку.

4 класс (68 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Слова – корабли мыслей (6 ч)
Работа со словарем. Понятия «характер», «испытание характера». «Каков характер –
таковы и поступки. Характер закаливается трудом. Хирург Н. Пирогов.
Практическая работа: написание заметок, Просмотр отрывков из фильмов.
Учителя человечества (7 ч)
Слова «признательность», «благодарность». Рассказ о Сергии Радонежском.
Практическая работа: написание заметки «С благодарностью к учителям»; выпуск газеты
ко Дню Учителя.
Аллея Славы (6ч)
Посещение музея боевой славы. Презентация заметок о героях, нравственных качествах
человека. Исполнение патриотических песен.
Жить – добро творить(5 ч)

Взаимосвязь мыслей, слов, поступков. Беседа о смысле жизни человека. Добро, подвиг,
справедливость. Нравственные качества человека. Хорошие привычки. «Золотое» сердце,
героическое сердце. Легенда о Данко. Притча о сердце. Рассказы о Саврасове,
Айвазовском, Шишкине. Репродукции картин.
Трудолюбие, коллективное единение. Пословицы о труде. Рассказ о М. Ломоносове.
Творчество народных мастеров.
Практическая работа: написание заметки-рассуждения на заданную тему. Рисование по
представлению. Заметка «Любовь к земле родится в сердце».
Написание заметки «Радость труда». Выпуск газеты.
Родная земля (6 ч)
Беседа о Родине. Слова «наблюдательность», «зоркость». Чтение заметок в газетежурнале «Земля – наш общий дом».Пришвин, Ильин. Выставка книг.
Практическая работа: написание отзыва на услышанное; видеосюжет о красоте Родины.
Написание заметки «Земля- наш общий дом». Выпуск газеты.
Мамин праздник (7 ч)
Женщины героини. Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери
Севастопольской». Женщины летчицы.
Практическая работа: выпуск стенгазеты.
История русского народа (11 ч)
Рассказ о Дмитрии Донском, Евпатии Коловрате. Справедливость. Рассказ о Суворове.
Точность, обязательность, ответственность. Минин и Пожарский. Минуя прошлое.
Практическая работа: написание заметки «Что такое героизм?»; заметка-рассуждение о
справедливости. Экскурсия в библиотеку, музей.
Интервью ( 4 ч)
Интервью с учащимися школы, учителями, родителями.
Школьные новости (10 ч )
Заметки «Наши победители олимпиад», «Как живешь, школьник?», «Победы и неудачи»,
«Трудовые будни». Заметки к праздникам.
Встреча с интересными людьми (5 ч)
Экскурсия в местную редакцию, краеведческий музей, библиотеку. Встречи с поэтами,
писателями.
4. Тематическое планирование
№
п/п

Разделы, темы

Всего

Количество

часов

часов

Характеристика деятельности
обучающихся

аудито внеауд
рные

иторны
е

3 год обучения
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
8. Экологическое воспитание.
1.

Вводное занятие

1

2.

Слова-корабли

6

1
3

3

Жить -добро

модель общения.
Контролировать и

мыслей
3.

Анализировать речевую

5

2

3

корректировать свое
высказывание в зависимости от

творить

ситуации общения.

4.

Зимняя сказка

4

2

2

5.

Родная земля

5

2

3

Уметь задавать вопросы.

6.

Мамин праздник

4

2

2

Использовать в общении в

7.

Живая душа

5

2

3

соответствии с культурными
нормами вспомогательные

природы
8.

В мире необычного

3

2

1

9.

Моя семья

5

2

3

10..

История русского

6

3

3

средства.
Составлять диалоги,
основанные на правилах
культурного общения.

народа
11.

Интервью

5

1

4

Выбирать языковые

12.

Школьные новости

6

2

4

средства в зависимости от

13.

Встреча с

3

1

2

Следить за четкостью

интересными

дикции, верной интонацией.

людьми
14.

Русские народные

6

1

5

Страна сказок

Итого:

Распознавать виды текстов.
Писать небольшие заметки

игры
15.

ситуации общения.

4
68 ч

2

2

разных стилей.
Оформлять заметки,
иллюстрации, фотографии для

школьной газеты.
4 год обучения
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
8. Экологическое воспитание.
1.

Вводное занятие

1

2.

Слова-корабли

6

1
3

3

Учителя

7

3

4

соответствующие слова и
выражения.

человечества
4.

Аллея Славы

6

3

3

5.

Жить - добро

5

2

3

Проявлять к собеседникам
необходимое уважение,
конкретную цель и результат

творить
6.

Родная земля

6

3

3

7.

Мамин праздник

7

3

4

8.

История русского

11

5

6

коммуникации.
Анализировать речь
партнера, поддерживая
репликами.

народа
9.

Интервью

4

1

3

10.

Школьные новости

10

4

6

11.

Встреча с

5

2

3

Владеть элементарным
речевым этикетом.
Договариваться с партнером
по общению.

интересными

Распознавать виды текстов,

людьми
Итого:

соответствии с целями речевого
общения, подбирая

мыслей
3.

Использовать родной язык в

68 ч

писать заметки-рассуждения.
Грамотно оформлять
собственные речевые
произведения.
Делать выпуски школьной
газеты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».