МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании КНО
заместителем директора по УМР
Директор
__________ Мкртычан И.А
___________ Фенева В.В
__________ Татаренко М. М.
Протокол №1
Протокол №1
Протокол педсовета №1
от «23» 08. 2024 г.
от «26» 08. 2024 г.
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
для обучающихся 3-4 классов
на 2024- 2025 учебный год
город Армавир 2024
1. Пояснительная записка
Современная система образования делает ориентир на формирование у
обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые
знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования
и повышение информационной культуры личности.
Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и
развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
* Личностный блок
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование
межличностных отношений.
* Познавательный блок
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с
произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с
творчеством
сверстников
(стихи
о
Родине,
заметки).
Извлечение
информации
патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими
навыками.
* Регулятивный блок
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение
оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный блок
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка
умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и
сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных
творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение
владению диалогической и монологической речью.
Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми
предметами: чтением, риторикой, русским языком. И самое главное: практическим
выходом реализации Программы является издание школьной газеты. Программа даёт
большие возможности для пробуждения и развития нравственных качеств у детей. Это
работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Это постоянный
синтез всех творческих способностей ребёнка. Данная программа построена так, чтобы
обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения
включались в журналистское творчество и печатались в детских периодических изданиях.
Одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Игра
в журналиста полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами
деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Реализация
программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на
четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов
практических работ.
Таблица распределения количества часов по годам обучения
3 кл.
4 кл.
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Кто такой журналист
-
-
3.
Слова – корабли мыслей
6
6
4.
Жить – добро творить
5
5
5.
Зимняя сказка
4
-
6.
Родная земля
5
6
7.
Мамин праздник
4
7
8.
Живая душа природы
5
-
9.
В мире необычного
3
-
10.
Самое дорогое
-
-
11.
Страна сказок
4
-
12.
История русского народа
6
11
13.
Мир науки
-
-
14.
Иллюстрирование текстов
-
-
15.
Моя семья
5
-
16.
Школьные новости
6
10
17.
Интервью
5
4
18.
Встреча с интересными
3
5
людьми
19.
Русские народные игры
6
-
20.
Учителя человечества
-
7
21.
Аллея славы
-
6
Итого:
68
68
Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов, так и в форме игровых
занятий, встреч с интересными людьми, экскурсий, конкурсов.
2 . Планируемые результаты освоения учебного курса
3 класс:
2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование
позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к
социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- 2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям)
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки,
мимики и движения;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей. Приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание). Навыки
использования различных видов текстов для работы в разных жанрах, стремление
использовать творческие умения для создания школьной газеты;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей. Владение языковой терминологией.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни;
- использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания
разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
-
формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность,
выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога);
- формирование способности оценивать результаты творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения деятельности журналиста в жизни человека и общества;
- умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений,
описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для
передачи замысла в собственной творческой деятельности;
4 класс:
3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение
школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- 2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям)
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки,
мимики и движения;
- 1. Гражданское воспитание.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание). Умение
свободно выражать свое «Я» с помощью написания небольших заметок, звука, мимики,
пластики движений;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей. Приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
- 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей
5.Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Способность к познанию мира, умение применять полученные знания в собственной
творческой деятельности;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Сформированное представление о жанрах в журналистике;
- 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
Навыки использования различных видов текстов для работы в разных жанрах;
- 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
Владение языковой терминологией.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни;
- использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания
разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
-
формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность,
выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога);
- формирование способности оценивать результаты творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения деятельности журналиста в жизни человека и общества;
- умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений,
описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для
передачи замысла в собственной творческой деятельности;
- овладение правилами речевого этикета и нормами литературного языка.
3. Содержание учебного курса
3 класс (68 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Слова – корабли мыслей (6 ч)
Красота русского языка. Русские имена, их смысл. Пословицы, поговорки, мудрости о
Родине.
Практическая работа: написание отзыва по схеме.
Жить – добро творить (5 ч)
Беседа о дружбе, о нравственных качествах человека, Слово «дружина». Заметки о дружбе
в газете-журнале. Друзья. История возникновения писем.
Беседа о чистоте города, пришкольного участка.
Практическая работа: написание заметки, написание письма-отзыва другу по схеме,
художественное оформление письма. Работа на пришкольном участке; репортаж с места
событий.
Зимняя сказка (4 ч)
Произведения русских композиторов о зиме. Выставка репродукций картин русских
художников на зимнюю тему. Заметки, стихотворения, зарисовки в газете-журнале.
Практическая работа: написание зимней зарисовки. Русские зимние игры.
Родная земля (5 ч)
Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Патриотизм. Заметки о Родине в газетежурнале. Работа по карте. Просмотр видеофильма «Красота Родины». Выставка книг о
Родине, о ее защитниках. Заметки о героях. Подвиг и поступок. Песня «Три танкиста».
Многонациональная Россия.
Практическая работа: творческая работа «Моя Родина». Написание заметки «Человек с
горячим сердцем». Отзывы на прочитанное. Экскурсия в музей боевой славы. Сбор
материала о Республиках в библиотеке; выпуск газеты «Живем в России вместе мы»
Мамин праздник (4 ч)
Из истории русской игрушки матрешки.
Практическая работа: раскрашивание матрешки, написание заметки «Великодушие»;
оформление стенгазеты; художественное оформление заметок.
Живая душа природы (5 ч)
Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Стихотворения, зарисовки
об осени в газетах-журналах.
Практическая работа: «Подбираем слова», просмотр видеофильма о красоте осенней
природы; написание зарисовки осенней природы.
В мире необычного (3 ч )
Где живет красота? П. М. Третьяков. Творчество русского философа И. Ильина.
Размышления над мудростями. Российские космонавты. Женщины-космонавты. Подвиг в
мирное время. Отрывок из сказки «Маленький принц».
Практическая работа: надувание мыльных пузырей. Написание зарисовки мыльного
пузыря. Написание отзыва на сказку.
Моя семья (5 ч)
Беседа о семье, взаимопомощи, доброте. Просмотр м/ф «Храброе сердце». Фотовыставка
«Моя семья». Добрые семейные традиции. Пословицы о семье.
Практическая работа: написание отзыва на сказку, заметки о семье.
История русского народа (6 ч)
Заметка «Доброе дело украшает жизнь». Резьба по дереву, роспись посуды, ткачество.
Народные праздники.
Практическая работа: изготовление птицы Прекрасы. Выставка работ. Написание работы
о народных праздниках в одном из газетных жанров.
Интервью (5 ч)
Учимся задавать вопросы друг другу. Будущая профессия. Памятка «Берем интервью».
Учимся задавать вопросы прохожим.
Практическая работа: запись интервью.
Школьные новости (6 ч)
Беседа о СМИ, их значение. Российские газеты. Названия газет. Смысл названия. Их
тематика. Интервью «Газете – быть!». Школьная газета.
Практическая работа: заметка «Роль школьной газеты». Газетный жанр.
Встреча с интересными людьми (3 ч)
Подготовка интервью.
Практическая работа: встреча с библиотекарем, местным писателем, поэтом.
Русские народные игры (6 ч)
Русские народные игры. Значение игры.
Практическая работа: игры на улице; репортаж с места событий.
Страна сказок (4 ч )
Русские народные сказки. Символизм русских народных сказок. Выставка книг. Рассказы
детей о любимой русской народной сказке. Рассматривание оформления книг.
Практическая работа: Иллюстрации к любимой русской народной сказке; выставка работ.
Экскурсия в библиотеку.
4 класс (68 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Слова – корабли мыслей (6 ч)
Работа со словарем. Понятия «характер», «испытание характера». «Каков характер –
таковы и поступки. Характер закаливается трудом. Хирург Н. Пирогов.
Практическая работа: написание заметок, Просмотр отрывков из фильмов.
Учителя человечества (7 ч)
Слова «признательность», «благодарность». Рассказ о Сергии Радонежском.
Практическая работа: написание заметки «С благодарностью к учителям»; выпуск газеты
ко Дню Учителя.
Аллея Славы (6ч)
Посещение музея боевой славы. Презентация заметок о героях, нравственных качествах
человека. Исполнение патриотических песен.
Жить – добро творить(5 ч)
Взаимосвязь мыслей, слов, поступков. Беседа о смысле жизни человека. Добро, подвиг,
справедливость. Нравственные качества человека. Хорошие привычки. «Золотое» сердце,
героическое сердце. Легенда о Данко. Притча о сердце. Рассказы о Саврасове,
Айвазовском, Шишкине. Репродукции картин.
Трудолюбие, коллективное единение. Пословицы о труде. Рассказ о М. Ломоносове.
Творчество народных мастеров.
Практическая работа: написание заметки-рассуждения на заданную тему. Рисование по
представлению. Заметка «Любовь к земле родится в сердце».
Написание заметки «Радость труда». Выпуск газеты.
Родная земля (6 ч)
Беседа о Родине. Слова «наблюдательность», «зоркость». Чтение заметок в газетежурнале «Земля – наш общий дом».Пришвин, Ильин. Выставка книг.
Практическая работа: написание отзыва на услышанное; видеосюжет о красоте Родины.
Написание заметки «Земля- наш общий дом». Выпуск газеты.
Мамин праздник (7 ч)
Женщины героини. Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери
Севастопольской». Женщины летчицы.
Практическая работа: выпуск стенгазеты.
История русского народа (11 ч)
Рассказ о Дмитрии Донском, Евпатии Коловрате. Справедливость. Рассказ о Суворове.
Точность, обязательность, ответственность. Минин и Пожарский. Минуя прошлое.
Практическая работа: написание заметки «Что такое героизм?»; заметка-рассуждение о
справедливости. Экскурсия в библиотеку, музей.
Интервью ( 4 ч)
Интервью с учащимися школы, учителями, родителями.
Школьные новости (10 ч )
Заметки «Наши победители олимпиад», «Как живешь, школьник?», «Победы и неудачи»,
«Трудовые будни». Заметки к праздникам.
Встреча с интересными людьми (5 ч)
Экскурсия в местную редакцию, краеведческий музей, библиотеку. Встречи с поэтами,
писателями.
4. Тематическое планирование
№
п/п
Разделы, темы
Всего
Количество
часов
часов
Характеристика деятельности
обучающихся
аудито внеауд
рные
иторны
е
3 год обучения
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
8. Экологическое воспитание.
1.
Вводное занятие
1
2.
Слова-корабли
6
1
3
3
Жить -добро
модель общения.
Контролировать и
мыслей
3.
Анализировать речевую
5
2
3
корректировать свое
высказывание в зависимости от
творить
ситуации общения.
4.
Зимняя сказка
4
2
2
5.
Родная земля
5
2
3
Уметь задавать вопросы.
6.
Мамин праздник
4
2
2
Использовать в общении в
7.
Живая душа
5
2
3
соответствии с культурными
нормами вспомогательные
природы
8.
В мире необычного
3
2
1
9.
Моя семья
5
2
3
10..
История русского
6
3
3
средства.
Составлять диалоги,
основанные на правилах
культурного общения.
народа
11.
Интервью
5
1
4
Выбирать языковые
12.
Школьные новости
6
2
4
средства в зависимости от
13.
Встреча с
3
1
2
Следить за четкостью
интересными
дикции, верной интонацией.
людьми
14.
Русские народные
6
1
5
Страна сказок
Итого:
Распознавать виды текстов.
Писать небольшие заметки
игры
15.
ситуации общения.
4
68 ч
2
2
разных стилей.
Оформлять заметки,
иллюстрации, фотографии для
школьной газеты.
4 год обучения
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе Российских традиционных
ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного знания).
8. Экологическое воспитание.
1.
Вводное занятие
1
2.
Слова-корабли
6
1
3
3
Учителя
7
3
4
соответствующие слова и
выражения.
человечества
4.
Аллея Славы
6
3
3
5.
Жить - добро
5
2
3
Проявлять к собеседникам
необходимое уважение,
конкретную цель и результат
творить
6.
Родная земля
6
3
3
7.
Мамин праздник
7
3
4
8.
История русского
11
5
6
коммуникации.
Анализировать речь
партнера, поддерживая
репликами.
народа
9.
Интервью
4
1
3
10.
Школьные новости
10
4
6
11.
Встреча с
5
2
3
Владеть элементарным
речевым этикетом.
Договариваться с партнером
по общению.
интересными
Распознавать виды текстов,
людьми
Итого:
соответствии с целями речевого
общения, подбирая
мыслей
3.
Использовать родной язык в
68 ч
писать заметки-рассуждения.
Грамотно оформлять
собственные речевые
произведения.
Делать выпуски школьной
газеты.