МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры НО Заместитель директора по УМР
Директор
__________Мкртычан И.А.
_____________Фенёва В.В.
__________Татаренко М.М.
Протокол №1
от «23» 08. 2024 г.
Протокол №1
от «26» 08.2024 г.
Протокол педсовета №1
от «30» 08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Художественная студия»
для обучающихся 4 классов
на 2024 – 2025 учебный год
Армавир 2024
1
1. Пояснительная записка.
Работа художественной студии в начальной школе является значимой, поскольку по
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Приоритетными направлениями в содержании курса выступают:
1. Знакомство ребенка с миром искусства, с основами изобразительной грамоты;
2. Использование арт-терапевтических техник и терапевтических игр на занятиях;
3. Знакомство с подлинниками изобразительного искусства.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, pебенок постепенно
начинает взаимодействовать с абстрактным МАтериалом: владеть терминологией,
восхищаться цветовыми пятнами, различать теплые и холодные цвета, уметь по звукам
живой природы представлять образы и цвета. Педагог, играя вместе с ребенком,
использует элементы языка искусства. Во взаимодействии с педагогом и искусством
происходит формирование у ребенка восприятия звука, цвета и формы как игрового
материала. С помощью этих средств можно нарисовать портрет и пейзаж, передать свое
настроение, придумать историю или сказку.
Программа разработана на основе программы Путешествие в мир искусства:
Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе
изодеятельности. Автор С.К. Кожохина. (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства:
Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе
изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)
Содержание программы «Путешествие в мир искусства» в 4 классе не распределено
на темы, автор также не указывает точного количества часов. Новым в содержании 4
класса является творческий проект, для выполнения которого учащиеся должны владеть
всеми техниками, изученными в предыдущих классах. Количество проектов за год
автором также не оговаривается, предлагаются лишь примерные темы для осуществления
проектов. Ниже приводится таблица распределения часов и тем по годам обучения
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
coтрудничества в художественной деятельности;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности,
разными
художественными
материалами;
совершенствование
эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира (за счет задействования на занятиях пяти сенсорных систем ребенка);
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2
В учебном плане на изучение программы художественной студии отводится 2 часа в
неделю, всего 136 часов (в 4 классах 68 часов).
Таблица распределения количества часов по годам обучения
№
п/п
Количество часов
Рабочая программа по классам
Разделы, темы
4 кл.
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие
Пейзаж
Батик
Симультанное восприятие
Цветы
1
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Арт-терапевтическая техника
Автопортрет
Работа с тестом
Травы
Природа
Работа краской и клеем
Семья
Свадьба
11
Творческие проекты
55
1
68
Итоги года
Всего
Программа рассчитана на детей 9-10 лет ( 4 класс - 9-10 лет).
Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов (живопись, обучение
техническим приемам рисования), так и в форме творческих выставок, арт-терапевтических
занятий, игр с материалами и инструментами, творческих изобразительных проектов, экскурсий на
природу, посещения художественных выставок и др.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие
изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от
педагогических задач, личностных потребностей детей.
2.Планируемые результаты
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником
опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание:
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
4. Приобщение детей к культурному наследию:
5. Популяризация научных знаний среди детей:
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
7. Трудовое воспитание профессиональное самоопределение:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям)
3
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
пространства музыки, мимики и движения;
- умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики
движений;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания
в собственной художественно-творческой деятельности;
- сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете,
автопортрете, пейзаже;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей
или их украшения;
- владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива,
гармония, колорит и др.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(русский язык, литература, окружающий мир);
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественнотворческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика
художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать
основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной художественной деятельности;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других
народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение
обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для
передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых
образов путём трансформации известных
движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при
взаимодействии с цветом.
Музыка— ее взаимодействие со звуками живой природы, заучивание и исполнение
песен, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передавать их с
помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с
помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».
Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой
движений передавать различные эмоции, изображать портрет злого и доброго, веселого и
сердитого человека (персонажа сказки), прислушиваться к своим чувствам и говорить о
них.
4
Чувства— расширение эмоционально-чувственного мира детей, их умение
чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку
и другие объекты искусства и нашего окружения.
Движения — развитие подвижности в играх, упражнениях и техниках; овладение
навыками передавать характер персонажа пластикой движения.
Линия — использование линии для передачи движения и характера персонажа:
добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка
рисовать на полу разные
изображения.
Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная,
квадратная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации
образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка —
круглая и т.д.
Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их
материализация в зарисовках и т.д.
Пространство — передний и дальний план, линия горизонта, равномерное
заполнение всего пространства на листе.
Персонаж:— герой сказки истории или придуманный герой. Взаимодействие —
друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях;
навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.
В 4 классе является предоставление детям средств, обеспечивающих их личностное
саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а также
закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые
затронут их самих.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие
изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических
задач, личностных потребностей детей.Основным творческим проектом может выступить
тематическая выставка детских работ в технике батика с применением многообразных
технологий.
3.Содержание
4 класс (68часов)
Вводное занятие (1ч) Летние фантазии.
Арт-терапевтическая техника (11ч) Музыка ветра. Музыка дождя. Волшебный круг
(коллективная работа). Веселые игры (тренинг). Монотипия. Магия цвета. Маска, снова
маска (работа с гримом). Семейный портрет (работа с глиной). Мои желания.
Путешествие на весенний луг. Нарисуй свои ощущения. Медитативная техника.
Творческие проекты (55 ч), по 8-12 ч на каждый проект:
Полет Синей птицы. Я и моя душа. Тайны детской души. Сновидения. Мои мечты. В
поход за Синей птицей. Я и мои друзья. Такие мы на самом деле. Я и мой город. Любовь.
Полет на ковре-самолете.
Итоговое занятие (1 ч) Как прекрасен этот мир. Совместное занятие детей и родителей.
5
4.Тематическое планирование
№
Наименование
разделов, тем
Всего
, час
Количество
часов
Ауд
Внеиаудиторторные
ные
Характеристика деятельности
учащихся
4 год обучения
Основные направления воспитательной деятельности:
7.Трудовое воспитание профессиональное самоопределение.
1
2
3
4
Вводное занятие
Арттерапевтическая
техника
Творческие
проекты
Итоги года
Итого:
1
1
11
55
11
35
1
68
20
1
35
Использовать свои наблюдения за
природными
явлениями
в
удожественно-творческой
деятельности Создавать простые
художественные
изделия
Передавать характер природных
явлений
выразительными
средствами
изобразительного
искусства (цвет, линия, форма,
объём).Выражать собственное мнение при посещении художественных
музеев
и
выставок..Иметь
представление о различных видах
и жанрах пластических искусств.
Выполнять
композицию
на
обозначенные темы живописными
средствами.Сравнивать различные
виды и жанры изобразительного
искусства
(графика,
живопись,
декоративно-прикладное
33
6