МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
РАССМОТРЕНО
на заседании КНО
________Мкртычан И.А.
Протокол № 1
от «23» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
_______ Фенева В.В.
Протокол №1
от «26» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Татаренко М.М.
Протокол педсовета № 1
от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «РИТОРИКА»
для обучающихся 4 классов
на 2024-2025 учебный год
город Армавир 2024
I. Пояснительная записка
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи,
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников
эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные
коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи:
- анализировать и оценивать речевую ситуацию;
- ориентироваться в ситуации общения;
- продумывать, формулировать и уточнять речевую задачу;
- определять виды речевой деятельности, их связь;
- различать описание разных стилей.
Рабочая программа «Детская риторика» рассчитана на детей младшего
школьного возраста.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки
изучения материала:
✓ 4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.
Таблица распределения часов по годам обучения
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Разделы,
темы
Общение.
Виды общения.
Речевой этикет.
Речевая деятельность.
Правильная и хорошая (эффективная)
речь.
Речевые жанры.
Текст.
Этикетные речевые жанры.
Вторичные речевые жанры.
Типы текстов.
Речевые информационные жанры.
Речевые жанры малых форм.
ИТОГО
Количество часов
Рабочая программа по
классам
4 кл.
9
2
2
3
2
25
9
2
3
5
4
2
34
II. Планируемые результаты освоения учебного курса
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки
зрения достижения установленных стандартом требований к результатам
обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными
навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»1 и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной
и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…>
построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести
диалог, готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на
«использование знаково-символических средств представления информации
для <…> решения учебных и практических задач»i и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» –
«овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач»2 и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает
решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому
языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются
учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в
каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 4-го классов.
4-й классi
Личностные результаты:
5. Популяризация научных знаний среди детей:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни
человека, общества;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как
выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним
людям;
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое
воспитание):
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё
высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
1. Гражданское воспитание:
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять
эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и
других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих
привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной
форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и
этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены
несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в
себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение),
соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от
коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую
и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе
обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты:
В результате изучения материала ученик научится:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации
высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые
людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах,
изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
Ученик получит возможность научиться:
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной
заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда
и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
коммуникативной ситуации.
III. Содержание программы
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой
(коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и
обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения
информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый
словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и
др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки.
Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения
(темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль.
Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с
элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности
словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о
памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
IV. Тематическое планирование
№п/
п
Наименование разделов
Всего
часов
Количество
часов
Аудиторные
Основные виды учебной
деятельности учащихся:
Внеаудиторные
4 год обучения
Общение (9 ч)
1. Гражданское воспитание.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей.
1.
1.1.
Общение.
Виды общения.
9
2
5
1
4
1
Называть компоненты речевой
ситуации.
Объяснять, почему их нужно
учитывать для того, чтобы
общение было успешным.
Анализировать и оценивать свои и
чужие успехи и неудачи в
общении.
1.2.
Речевой этикет.
2
1
1
1.3.
Речевая деятельность.
3
2
1
1.4.
Правильная и хорошая
(эффективная) речь.
2
1
1
Определять вид общения по его
основной задаче: сообщить,
запросить информацию,
обменяться информацией;
поддержать контакт и т.д.
Объяснять значение улыбки как
средства для установления и
поддержания контакта, выражения
доброжелательного и
внимательного отношения к
собеседнику.
Демонстрировать уместное
использование улыбки в разных
ситуациях общения (П).
Называть словесные и
несловесные средства устной речи.
Объяснять роль пауз, логических
ударений.
Определять уместность
употребления несловесных
средств при устном общении.
Демонстрировать уместное
употребление несловесных
средств.
Называть этикетные формулы
утешения.
Реализовывать этикетный жанр
утешения в зависимости от
речевой ситуации.
Определять ситуации,
необходимость и возможности
утешения не только словом, но и
делом.
Речевые жанры (25 ч)
1. Гражданское воспитание.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание).
5. Популяризация научных знаний среди детей.
Моделировать рассуждение,
2.
Речевые жанры.
25
13
12
повествование, описание на одну и
2.1. Текст.
9
5
4
2.2.
Этикетные речевые жанры.
2
1
1
2.3.
2.4.
Вторичные речевые жанры.
Типы текстов.
3
5
1
3
2
2
ту же тему в зависимости от
предложенных начальных и
конечных предложений – абзацев.
Называть признаки текста.
Подбирать завершающие
предложения (абзацы) к
незавершённым текстам.
Анализировать жанр запрета, его
соответствие речевой ситуации.
Реализовывать жанр строгого и
мягкого запрета в зависимости от
ситуации общения.
Объяснять значение известных
школьникам знаков, роль знаков в
современной жизни.
2.5.
2.6.
Итого:
Речевые информационные
жанры.
Речевые жанры малых форм.
4
2
2
2
1
1
34
18
16
Различать знаки-символы и знакикопии.
Называть языковые знаки.
Составлять опорный конспект
услышанного и прочитанного в
форме таблицы, схемы; с
использованием принятых и
придуманных символов, рисунков.
Воспроизводить по опорному
конспекту услышанное и
прочитанное.
Анализировать словарную статью.
Реализовывать словарную статью
к новым словам.
Анализировать типичную
структуру рассказа.
Рассказывать (устно и письменно)
о памятных событиях жизни.