МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
________________М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
основное общее образование 5 класс
Количество часов 34
Учитель Черненко Ольга Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями), для 5-9 классов;
- Примерной основной образовательной программы начального/основного
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5), для
1-9 классов;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета от 31
августа 2021 г. протокол № 1 (с дополнениями и изменениями);
- УМК по кубановедению А.А. Зайцева, В.Н. Ратушняка, издательство ОИПЦ
«Перспективы образования»;
- Письма Министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 20162017 учебном году» от 08.08.2016г. № 47-13834/16-11
2024 – 2025 учебный год
I.Пояснительная записка
Цель:
систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных
областях, выявление общего и особенного в развитии регионального социума в
общероссийском контексте, а также создание целостного представления о
Кубани как самобытной части Российского государства.
Задачи предмета:
-комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- формирование
мировоззренческой,
нравственной,
экономической,
социальной, политической и экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями
различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие
познавательного интереса;
- осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
- привитие чувства гордости за достижения жителей Кубани;
- социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и
традиций в условиях многонационального государства.
Место кубановедения в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с периодичностью преподавания 1
час в неделю. На уровне основного общего образования интеграция реализуется
в контексте следующих образовательных областей и предметов:
«Обществознание» (история, обществознание, география); «Естествознание»
(биология);
«Филология»
(русский
язык,
литература);
«Искусство»
(изобразительное искусство, музыка).
Таблица распределения часов.
№
Тема
Количес
тво
часов
5 класс (34ч)
1
2
3
Введение
Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века.
Раздел 2. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху
бронзы.
1
5
5
2
4
5
6
7
Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном
веке.
Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.
Итоговое повторение и проектная деятельность
Духовные истоки Кубани
Итого
8
10
1
4
34
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Личностные результаты:
1.Гражданское воспитание:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
4.Приобщение детей к культурному наследию:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего
народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе,
в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.
3
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- знать источники информации о своей малой родине;
- понимать основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности;
- знать виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
- понимать религиозные представления и особенности культурного
развитияпервых жителей Кубани;
- знать мифологию народов, населявших Кубань в древности;
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные
населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- определять наиболее известные археологические памятники своей местности;
различать вещественные, письменные, изобразительные и устные
исторические источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей
местности
Учащиеся получат возможность научиться:
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических
героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению,
участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя
творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты), занимаясь
проектной деятельностью;
III.Содержание курса
5 класс (34 ч.)
Введение (1 час).
Что и как изучает предмет «Кубановедение». Печатная и электронная
форма учебного пособия по кубановедению. Структура курса; аппарат усвоения
знаний. Рабочая тетрадь по кубановедению. Историческая память народа.
Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как
часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Природа и
история Кубани в древности. Особенности культуры и быта жителей региона в
далёком прошлом.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (5 часов).
Тема 1. Древние собиратели и охотники.
Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит,
энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек
современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего
палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская(Майкопский район, Адыгея). Быт
4
и занятия древнейшего человека. Первобытное человеческое стадо.
Присваивающее хозяйство. Орудия труда и особенности жилища. Места
обитания (пещеры, гроты) древних людей. Стоянки среднего палеолита:
Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская,
Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и
хозяйственной жизни. Добывание и использование огня. Искусственные жилища
(землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика.
«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община. Костяной век.
Техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера
(Майкопский район, Адыгея), Губе кие навесы (Мостовский район).
Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к
индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические стоянки:
Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы (Отрадненский район), Явора
(Карачаево-Черкесия).
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема 3. Земледельцы и скотоводы.
Неолитическая революция. Производящий тип хозяйства-: земледелие и
скотоводство. Родовая община. Неолитические стоянки на Кубани:
Каменномостская (Майкопский район, Адыгея), Нижнешиловская (г. Сочи),
Нововочепшийская (Теучежский район, Адыгея). Энеолит (медно-каменный
век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани:
подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (пос.
Каменномостский, Адыгея), Свободное (Красногвардейский район, Адыгея),
Большетегинское (Отрадненский район); стоянки Нижнешиловская, Бочаров
ручей (г. Сочи).
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в
эпоху бронзы (5 часов).
Тема4.Майкопская иямная археологические культуры.
Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном
Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы.
Развитие обмена.
Археологические культуры. Майкопская культура, Майкопский и
Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (пос. Каменномостский).
5
Ямная культура (правобережье Кубани). Особенности погребального обряда.
Основные занятия племён ямной культуры.
Тема 5. Дольменная культура.
Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные, монолиты).
Легенды о происхождении дольменов. Памятники доль-менной культуры в
Прикубанье и на Черноморском побережье: ст. Даховская и Новосвободная
(Майкопский район, Адыгея), ст. Баговская (Мостовский район); пос.
Каменномостский (Майкопский район, Адыгея); окрестности Геленджика и
Сочи. Образ жизни, занятия представителей племён дольменной культуры.
Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники северокавказской археологической культуры: окрестности аулов Уляп
(Красногвардейский район, Адыгея), Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея);
ст. Казанской Кавказского района и др. Образ жизни, хозяйственная
деятельность. Общественный строй.
Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племён
катакомбной культуры.
Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на
территории Кубани.
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем
железном веке (8 часов).
Тема 7. Кочевники кубанских степей.
Кубань в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ жизни людей. Сыродутный способ получения железа.
Технический переворот, вызванный распространением железа. Второе
общественное разделение труда: отделение ремесла от земледелия.
Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения,
особенности быта и занятия.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй. Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская
военная история. Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и
вождей. Взаимоотношения скифов с другими племенами, населявшими
территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской (Мостовский
район), Келермесский и Ульский (Республика Адыгея) курганы.
6
Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд.
Памятники сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольной, х.
Бойкопонура и др.
Сираки. Территория расселения.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидий и др. Работа с
текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. Племенной
состав. Памятники меотской культуры (городища и могильники) в окрестностях
Краснодара, Усть-Лабинска, хутора Лебеди (Калининский район). Занятия:
пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургическое и
гончарное производства, торговля. Общественный строй.
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 9. Мифология.Искусство и быт кочевого и оседлого населения
Прикубанья.
Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы
быта, украшения, найденные в скифских курганах. Звериный стиль в искусстве
скифов и сарматов.
Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа. «История»
Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские
божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского
морей (10 часов).
Тема 10. Начало древнегреческой колонизации.
Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на
северо-восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория,
Гермонасса, Пантикапей, Синдика-Горгиппия, Кепы и др. Греки и местное
население.
Тема 11. Античная мифология и Причерноморье.
Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах
Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении.
Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках.
Миф о Прометее.
Тема 12. Союз греческих городов-полисов
7
Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика
Боспорского царства. Левкон I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н. э. Набеги
кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Падение
Боспорского царства (IV в. н. э.).
Работа с текстом «Битва на реке Фат».
Повседневная жизнь греческих переселенцев. Развитие земледелия,
животноводства. Ремесло и торговля. Торговые партнёры, предметы вывоза и
ввоза.
Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».
Тема 13. Культура и быт греческих городов-колоний и Боспора римского
времени.
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в
городах-колониях. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы,
жилища простых граждан. Одежда, ювелирные украшения, терракотовые
статуэтки, микротехника. Домашняя утварь и традиционная пища. Верования.
Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества.
Погребальный обряд. Образование, спорт, искусство.
Отражение культурных традиций Рима в культуре Боспора. Произведения
античного искусства, найденные археологами на территории Кубани.
Историческая и художественная ценность археологических находок.
Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сар-матской культур.
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые
строительные материалы: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Признаки варваризации античного искусства в скульптурных произведениях. Скульптуры правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые
сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Предание об
апостоле Андрее Первозванном. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.
Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древний период в
истории Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и
общественной жизни населения региона в период между древностью и
Средневековьем.
8
Вклад археологов, проводивших раскопки на Кубани, в развитие
отечественной и мировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселов-ский, Н. В.
Анфимов, В. Е. Щелинский, р. И. Марченко, В. И. Марковин, Н. Е. Берлизов.
Духовные истоки Кубани (4 часа)
Нравственные принципы христианства в притчах и легендах.
Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и
легенды - источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах,
притчах, баснях, сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах
«О сеятеле», «О милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др.
Появление первых христиан на территории нашего края. Первые
христианские храмы.
Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов,
памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения
Богоматери - Оранта. Археологические находки, связанные с христианством.
Ильичевское городище.
Истоки христианства на Северном Кавказе.
Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль
Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе.
Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам.
Духовные подвижники. Святые Апостолы Андрей Первозванный, Симон
Кананит.
Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит
проповедники христианства и др.
График контрольных работ
Форма
контроля
Тест
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
1
1
1
IV.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Темы
Введение.
5.Популяризация научных знаний
Колво
часов
Основные виды деятельности обучающихся
5 класс (34ч)
1
Объяснять, что изучает кубановедение.
Характеризовать понятие «малая родина»,
9
среди детей
Раздел 1. Кубань в эпоху каменного
века.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
5
Раздел 2. Земледельцы и скотоводы
Северо-Западного Кавказа в эпоху
бронзы.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
5
определять роль человека в истории, находить
источники знаний о прошлом.
Определять понятие «каменный век», его
периодизацию. Выбирать способ исследования
и определять
этапы эволюции человека.
Показывать территорию расселения людей.
Составлять рассказ по тексту, иллюстрировать
его, формулировать правильно вопросы.
Рассказывать о своем участии в коллективном
занятии,
анализировать
правила
взаимодействия во время занятий.
Характеризовать понятие «человек разумный».
Определять последовательность исторических
событий, фиксировать их на «ленте времени».
Сопоставлять свои впечатления, мысли,
чувства с чужими. Рассказывать о зачатках
древнего искусства.
Объединяться в группы, руководствуясь
общими интересами. Определять свою часть
работы,
анализировать
качество
её
выполнения.
Исследовать и характеризовать исторические
вещественные источники.Выделять главное,
разделять на части и обобщать, доказывать.
Составлять рассказ по тексту, иллюстрировать
его, формулировать правильно вопросы.
Рассказывать о своем участии в коллективном
занятии,
анализировать
правила
взаимодействия во время занятий.
Способствовать
запоминанию
основной
терминологии. Находить (в учебниках и др.
источниках, в т. ч. используя ИКТ)
достоверную информацию, необходимую для
решения учебных и жизненных задач.
Сравнивать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи
на простом и сложном уровне; устанавливать
аналогии (создавать модели объектов) для
понимания закономерностей, использовать их
в решении задач; представлять информацию в
разных формах (рисунок, тест, таблица, план,
схема, тезисы).
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге),
аргументируя его, подтверждая фактами,
выдвигая контраргументы в дискуссии;
понимать позицию другого, выраженную в
явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с
автором текста); различать в речи другого
мнения, доказательства, факты, гипотезы,;
корректировать свое мнение под воздействием
контраргументов, достойно признавать его
ошибочность; создавать устные и письменные
тексты для решения разных задач общения с
10
Раздел 3. Кочевые и оседлые
племена Прикубанья в раннем
железном веке.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
8
помощью и самостоятельно.
Характеризовать памятники северокавказской
культуры.
Формулировать
понятия
«катакомбная» и «срубная» культуры. Делать
выводы, строить логически обоснованные
рассуждения на простом и сложном уровне.
Осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и
коммуникативной задачей; организовывать
работу в паре, группе (самостоятельно
определять цели, роли, задавать вопросы,
вырабатывать
решения);
преодолевать
конфликты, договариваться с людьми, уметь
взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Владеть смысловым чтением – самостоятельно
вычитывать
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную информацию
Самостоятельно выбирать и использовать
разные виды чтения (в т.ч. просмотровое,
ознакомительное, изучающее).
Анализировать (в т.ч. выделять главное,
разделять на части) и обобщать, доказывать,
делать выводы, определять понятия; строить
логически обоснованные рассуждения - на
простом и сложном уровне.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить
и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.
Осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции.
В процессе работы с одним или несколькими
источниками
информации
выявлять
содержащуюся
в
них
противоречивую
информацию.
Осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции. Работать по
плану, сверяясь с целью, находить и
исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно,
используя ИКТ.
Различать в исторической информации факты
и
мнения,
описания
и
объяснения.
Формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам. Учитывать различные
мнения и интегрировать идеи.
Сознавать целостность мира и мировоззрения
взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции; вырабатывать
уважительно-доброжелательное отношение к
непохожим на себя, идти на взаимные уступки
в разных ситуациях; осваивать новые
социальные роли и правила, учиться
критически осмысливать их и свое поведение,
11
Раздел 4. Греческие колонии на
берегах Черного и Азовского морей.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
10
Итоговое повторение и проектная
деятельность.
5.Популяризация научных знаний
среди детей
1
Духовные истоки Кубани.
1.Гражданское воспитание
2.Патриотическое воспитание и
4
справляться с агрессивностью, эгоизмом;
выбирать,
как
поступать,
в
т.ч.
в
неоднозначных ситуациях и отвечать за свой
выбор.
Проводить временной и пространственный
анализ для изучения исторических процессов и
явлений.
Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель.Обсуждать
в ходе
совместной
деятельности
возникающие
проблемы, правила.
Обозначать и осознавать свой индивидуальный
путь движения в учебном предмете. Делать
предположения о возможных дальнейших
продвижениях.
Осуществлять поиск и выделять необходимую
информацию. Исследовать и характеризовать
письменные
исторические
источники.
Представлять современные записи в качестве
данного вида источников в будущем.
Характеризовать занятия жителей колоний.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить
и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно,
используя ИКТ.
Осуществлять
выбор вида чтения в
зависимости
от
цели.
Осознанно
и
произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме.
Выделять ориентиры действия в новом
учебном материале. Использовать знаковосимволические действия.
Осуществлять
выбор вида чтения в
зависимости от цели. Слушать, понимать и
пересказывать простые тексты.
Характеризовать образование и расцвет
Боспорского
государства.
Развивать
способность
к
самостоятельному
приобретению новых знаний и практических
умений. Оценивать достигнутые результаты.
Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Представлять информацию в разных формах
(рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Извлекать необходимую информацию из
прослушанного текста.
Развивать способность к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических
умений. Оценивать достигнутые результаты.
Уметь самостоятельно находить в источниках
христианские притчи.
Характеризовать
причины
появления
12
формирование российской
идентичности
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию
5.Популяризация научных знаний
среди детей
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей обществоведческих
дисциплин
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23.08.2024 г № 1
________ М.Ю. Ефремова
христианства на Кубани. Рассказывать о
местонахождении
первых
христианских
храмов.
Формулировать
общую
характеристику
периода раннего христианства на Северном
Кавказе.
Находить в источниках информацию о жизни и
духовных подвигов первых христианских
святых.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
________ И.М.Ястребова
от 26.08.24 г.
13