Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста 10 класс 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ №18 с УИОП
__________________/М.М.Татаренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Среднее общее образование 10 класс
Количество часов 34
Учитель Жданова Наталия Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2013 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с дополнениями и
изменениями) в редакции 2020 года;
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 28 июля 2016 г. № 2/16-з)с дополнениями и
изменениями в редакции 2020 года;
- основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета протокол
№1 от 30 августа 2024 г.
- учебного пособия: Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2024. Русский язык.50
вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ /
И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. – М.:
Издательство «Экзамен», 2024 г.

2024- 2025 учебный год

1. Пояснительная записка
Цель изучения курса «Комплексный анализ текста»:
- формирование компетенции, вынесенных на ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
– умение проводить лингвистический анализ языковых явлений;
– практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим
строем, соблюдение языковых норм;
– владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую
речь и создавать собственные высказывания;
– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 с УИОП на изучение курса в 10 классе
отводится 34 часа, выделенных из части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Программа под редакцией С.Х. Головкиной и С.Н. Смольникова носит
рекомендательный (открытый) характер, распределение часов на изучение
учебного материала не определено. Учитель производит отбор содержания в
зависимости от речевой подготовки класса, уровня воспитанности учеников и
количества часов, отведённых СОО школы на данный курс.
В соответствии с учебным планом образовательного
количество часов распределено на 34 учебные недели и составляет:

учреждения

 10 класс - 34 часа; (1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6

10 класс
Наименование раздела, темы
Понятие текста
Текст как произведение речи.
Смысл текста.
Текст как единое целое.
Функционально – смысловые типы речи в тексте.
Словесные образы в тексте.
всего:

2

Количество
учебных часов
4
17
15
17
15
16
34 часа

2. Планируемые результаты освоения учебного курса
10 класс
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
-осознавать эстетическую ценность русского языка;
-оценивать значение русского языка в процессе получения школьного
образования.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;
-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-адекватной оценке трудностей;
-адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-работать в группе;
-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в
совместной деятельности;
-осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные,
цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве интернета;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –
тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
3

-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
-записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов икт;
-создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории.
3. Содержание курса
10 класс
Понятие текста (4 ч.)
Текст и его свойства. Определение понятия «текст» (1 ч.). Основные свойства,
присущие тексту, их проявление в различных произведениях речи (1 ч.). Виды
текстов. Тексты в жизни человека (1 ч.). Разновидности текстов по назначению,
стилю, построению. Трудности классификации текстов (1 ч.).
Текст как произведение речи (7 ч.)
Текст и ситуация общения. Отличие текста от устной спонтанной речи. Текст как
отражение внешней и внутренней речи (1 ч.). Создатель и читатель текста. Образ
автора как категория текста. Средства, обнаруживающие «присутствие» автора в
4

тексте. «Фактор адресата» и его роль в образовании текста. Понятие об
автокоммуникации (1 ч.). Речевые маски автора. Типы повествователей.
Рассказчик, «всеведущий» объективный повествователь и персонажи текста. 1 ч.)
Повествователь, его знания и мировосприятие (1 ч.). Оценка в тексте (1 ч.).
Повествование от первого, второго, и третьего лица. Традиционные формы
повествования и их особенности (1 ч.). «Чужая» речь в тексте. Способы введения
чужой речи в текст. Внутренняя диалогичность текста. Несобственно-прямая речь
и свободно-косвенная форма повествования (1 ч.).
Смысл текста (5 ч.)
Тема текста и средства ее выражения. Словесное развертывание темы.
Тематические группы слов. Тема и проблема текста. (2 ч.) Средоточие смысла в
тексте. Сильные позиции текста: начало и конец текста, заглавие, эпиграф.
Ключевые слова текста (1 ч.). Явная и скрытая информация в тексте. Подтекст,
его языковая и прагматическая обусловленность (1 ч.). Диалог текстов.
Смысловая недостаточность текста. Интерпретация через обращение к другим
текстам. Понятие об интертексте (1 ч.).
Текст как единое целое (7 ч.)
Связность текста. Виды и средства связности (1 ч.). Лексические средства связи.
Текстообразующая роль лексического и семантического повтора. Синонимы,
антонимы, родственные слова и другие средства связности текста (1 ч.).
Грамматические средства связи. Морфологическое единство текста. Роль видовременных форм глагола в образовании текста. Союзы. Частицы. Деепричастные
и причастные обороты в тексте (1 ч.). Логическая связь предложений в тексте.
Композиция текста как его логическая основа. Логические отношения в тексте.
Текстообразующая роль местоимений (1 ч.). «Данное» и «новое» в тексте.
Порядок слов как способ выделения значимой информации. Актуализация
содержания говорящим. Развитие мысли в цепочке предложений (1 ч.). Виды
связи предложений в тексте. Цепная, параллельная и смешанная связь
предложений в тексте (1 ч.). Единицы текста. Членение текста». Микротекст» и
абзац. Их соотношение (1 ч.).
Функционально-смысловые типы речи в тексте (5 ч.)
Описание. Структура и синтаксические особенности описания. Анализ
описательных текстов 2 ч.). Повествование. Особенности построения
повествования. Анализ повествовательных текстов (1 ч.). Рассуждение. Языковые
средства оформления рассуждения. Анализ текстов-рассуждений (2 ч.).
Словесные образы в тексте. (6 ч.)
Изобразительность и выразительность речи (2 ч.). Эпитет. Разновидности и
функции эпитетов (1 ч.). Сравнение. Функции сравнения. Способы выражения
5

сравнения. Развернутое сравнение как основа текста (1 ч.). Метафора. Типы и
функции метафор. Развернутая метафора как основа текста (2 ч.).
График практических работ
10 класс
Виды работ
I полугодие
II полугодие
Практическая работа
1
1
4. Тематическое планирование
Темы

Количе Основные виды деятельности
ство
обучающихся
часов
(УУД)

10 класс
Понятие текста (4 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4.
Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация научных знаний
среди детей.
Текст и его свойства. Определение 1
Знать
определение
понятия
понятия «текст».
«текст».
Основные свойства, присущие тексту, 1
Определять основные свойства
их
проявление
в
различных
текста.
произведениях речи.
Виды текстов. Тексты в жизни 1
Различать виды текстов.
человека.
Разновидности текстов по назначению, 1
Различать
разновидности
стилю,
построению.
Трудности
текстов по назначению, стилю,
классификации текстов.
построению.
Текст как произведение речи (7 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4.
Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация научных знаний
среди детей.
Текст и ситуация общения. Отличие 1
Различать основные формы
текста от устной спонтанной речи.
изложения текста.
Текст как отражение внешней и
внутренней речи.
Создатель и читатель текста. Образ 1
Различать основные способы
автора как категория текста. Средства,
«проявления» автора в тексте;
обнаруживающие «присутствие» автора
различать
понятия
«Автор.
в тексте. «Фактор адресата» и его роль
Рассказчик. Герой»
в образовании текста. Понятие об
выявлять образ читателя;
автокоммуникации.
6

Речевые
маски
автора.
Типы 1
повествователей.
Рассказчик,
«всеведущий»
объективный
повествователь и персонажи текста.
Повествователь,
его
знания
и 1
мировосприятие.

Различать понятия
Рассказчик. Герой»
Анализировать
текст
произведение речи.

как

Оценка в тексте. П/Р

Анализировать
текст
произведение речи.

как

1

«Автор.

Повествование от первого, второго, и 1
Выявлять формы повествования
третьего лица. Традиционные формы
и их особенности.
повествования и их особенности.
«Чужая» речь в тексте. Способы 1
Знать способы введения чужой
введения чужой речи в текст.
речи в текст.
Внутренняя диалогичность текста.
Несобственно-прямая речь и свободнокосвенная форма повествования.
Смысл текста (10 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4.
Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация научных знаний
среди детей.
Тема текста и средства ее выражения. 1
Определять
составляющие
Словесное
развертывание
темы.
структуры текста и использовать
Тематические группы слов. Тема и
в
построении
собственного
проблема текста.
текста
Тема текста и средства ее выражения. 1
Определять
составляющие
Словесное
развертывание
темы.
структуры текста и использовать
Тематические группы слов. Тема и
в
построении
собственного
проблема текста. П/Р
текста
Средоточие смысла в тексте. Сильные 1
Определять
составляющие
позиции текста: начало и конец текста,
структуры текста и использовать
заглавие, эпиграф. Ключевые слова
в
построении
собственного
текста.
текста
Явная и скрытая информация в тексте. 1
Находить подтекст, выявлять его
Подтекст,
его
языковая
и
языковую и прагматическую
прагматическая обусловленность.
обусловленность
Диалог
текстов.
Смысловая 1
недостаточность текста. Интерпретация
через обращение к другим текстам.
Понятие об интертексте.
7

Определять
составляющие
структуры текста и использовать
в
построении
собственного
текста.

Текст как единое целое (7 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4.
Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация научных знаний
среди детей.
Связность текста. Виды и средства 1
Знать виды и средства связности
связности.
текста.
Лексические
средства
связи. 1
Использовать
знания
при
Текстообразующая роль лексического и
создании собственного текста
семантического повтора. Синонимы,
(сочинения на заданную тему).
антонимы, родственные слова и другие
средства связности текста. П/Р
Грамматические
средства
связи. 1
Использовать
знания
при
Морфологическое единство текста.
создании собственного текста
Роль видовременных форм глагола в
образовании текста. Союзы. Частицы.
Деепричастные и причастные обороты
в тексте.
Логическая связь предложений в тексте. 1
Использовать
знания
при
Композиция текста как его логическая
создании собственного текста
основа. Логические отношения в тексте.
Текстообразующая роль местоимений.
«Данное» и «новое» в тексте. Порядок 1
Совершенствовать
умение
слов как способ выделения значимой
развивать мысль в цепочке
информации. Актуализация содержания
предложений.
говорящим. Развитие мысли в цепочке
предложений.
Виды связи предложений в тексте. 1
Различать связи предложений в
Цепная, параллельная и смешанная
тексте.
связь предложений в тексте.
Единицы текста. Членение текста. 1
Уметь членить текст.
«Микротекст»
и
абзац.
Их
соотношение.
Функционально-смысловые типы речи в тексте (5 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4.
Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация научных знаний
среди детей.
Описание. Структура и синтаксические 1
Определять
структуру
и
особенности
описания.
Анализ
синтаксические
особенности
описательных текстов.
описания. Уметь анализировать
описательные тексты.
Описание. Структура и синтаксические 1
Определять
структуру
и
8

особенности
описания.
описательных текстов.

Анализ

синтаксические
особенности
описания. Уметь анализировать
описательные тексты.
Повествование.
Особенности 1
Знать особенности построения
построения повествования. Анализ
повествования. Анализировать
повествовательных текстов.
повествовательные тексты.
Рассуждение.
Языковые
средства 1
Определять языковые средства
оформления
рассуждения.
Анализ
рассуждения.
Анализировать
текстов-рассуждений.
тексты-рассуждения.
Рассуждение.
Языковые
средства 1
Определять языковые средства
оформления
рассуждения.
Анализ
рассуждения.
Анализировать
текстов-рассуждений. П/Р
тексты-рассуждения.
Словесные образы в тексте. (6 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4.
Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация научных знаний
среди детей.
Изобразительность и выразительность 1
Находить
изобразительноречи.
выразительные средства языка.
Изобразительность и выразительность 1
Находить
изобразительноречи.
выразительные средства языка.
Эпитет. Разновидности и функции 1
Находить
изобразительно
эпитетов.
выразительные средства языка.
Определять эпитеты.
Сравнение.
Функции
сравнения. 1
Находить
изобразительно
Способы
выражения
сравнения.
выразительные средства языка.
Развернутое сравнение как основа
Определять сравнения.
текста.
Метафора. Типы и функции метафор. 1
Находить
изобразительно
Развернутая метафора
как основа
выразительные средства языка.
текста.
Определять метафоры.
Метафора. Типы и функции метафор. 1
Находить
изобразительно
Развернутая метафора
как основа
выразительные средства языка.
текста.
Определять метафоры.
Всего:
34 ч.
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
МО
учителей русского языка
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23 августа 2024 года № 1
__________/Н.А. Проскурова/

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
____________ В.В.Фенева
26 августа 2024 года

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.