Рабочая программа Элективного курса Комплексный анализ текста 11 класс 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ №18 с УИОП
__________________/М.М.Татаренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Среднее общее образование 11 класс
Количество часов 34
Учитель Жданова Наталия Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2013 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с дополнениями и
изменениями);
- федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 г. № 371;
- основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета протокол
№1 от 30 августа 2024 г.
- учебного пособия: Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2024. Русский язык.50
вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ /
И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. – М.:
Издательство «Экзамен», 2024 г.

2024- 2025 учебный год

1. Пояснительная записка
Цель изучения курса «Комплексный анализ текста»:
- формирование компетенции, вынесенных на ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
– умение проводить лингвистический анализ языковых явлений;
– практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим
строем, соблюдение языковых норм;
– владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую
речь и создавать собственные высказывания;
– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
Курс «Комплексный анализ текста» предназначен для освоения учащимися
класса с повышенным уровнем филологической подготовки.
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 с УИОП на изучение курса отводится 34
часа, выделенных из части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Программа под редакцией С.Х. Головкиной и С.Н. Смольникова носит
рекомендательный (открытый) характер, распределение часов на изучение
учебного материала не определено. Учитель производит отбор содержания в
зависимости от речевой подготовки класса, уровня воспитанности учеников и
количества часов, отведённых СОО школы на данный курс.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения
количество часов распределено на 34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в
неделю).
11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела, темы
Понятие текста
Текст как произведение речи.
Смысл текста.
Текст как единое целое.
Функционально – смысловые типы речи в тексте.
Словесные образы в тексте.
всего:

2

Количество
учебных часов
2
6
5
8
4
9
34 часа

2. Планируемые результаты освоения учебного курса
11 класс
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
-осознавать эстетическую ценность русского языка;
-оценивать значение русского языка в процессе получения школьного
образования.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Обучающийся получит возможность научиться:
-адекватной оценке трудностей;
-адекватной оценке своих возможностей;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
3

-работать в группе;
-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра.
обучающийся получит возможность научиться:
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в
совместной деятельности;
-осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные,
цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве интернета;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –
тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
-устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
-записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов икт;
-создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
использовать
основные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
4

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- владеть основными приемами информационной переработки письменного
текста;
создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского
языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
3. Содержание курса
11 класс
Понятие текста (2 ч.)
Основные свойства, присущие тексту, их проявление в различных произведениях
речи (1 ч.). Разновидности текстов по назначению, стилю, построению. Трудности
классификации текстов (1 ч.).
Текст как произведение речи (6 ч.)
Текст как отражение внешней и внутренней речи (1ч.). Создатель и читатель
текста. Образ автора как категория текста (1ч.). Типы повествователей (1ч.).
Повествователь, его знания и мировосприятие (1ч.). Оценка в тексте (1ч.).
Повествование от первого, второго, и третьего лица. Традиционные формы
повествования и их особенности (1 ч.).
Смысл текста (5 ч.)
Тема и проблема текста (1 ч.). Средоточие смысла в тексте (1 ч.). Явная и скрытая
информация в тексте (2 ч.).
Текст как единое целое (8 ч.)
Связность текста. Виды и средства связности (1ч.). Лексические средства связи.
Текстообразующая роль лексического и семантического повтора. Синонимы,
антонимы, родственные слова и другие средства связности текста (1ч.).
Грамматические средства связи. Морфологическое единство текста. Роль
видовременных форм глагола в образовании текста. Союзы. Частицы.
Деепричастные и причастные обороты в тексте (1ч.). Роль видовременных форм
глагола в образовании текста. Союзы. Частицы. Деепричастные и причастные
5

обороты в тексте (1ч.). Логическая связь предложений в тексте. Композиция
текста как его логическая основа. Логические отношения в тексте.
Текстообразующая роль местоимений (1ч.). «Данное» и «новое» в тексте.
Порядок слов как способ выделения значимой информации. Актуализация
содержания говорящим. Развитие мысли в цепочке предложений (1ч.). Виды
связи предложений в тексте. Цепная, параллельная и смешанная связь
предложений в тексте (1ч.). Единицы текста. Членение текста. «Микротекст» и
абзац. Их соотношение (1ч.).
Функционально-смысловые типы речи в тексте (4 ч.)
Описание. Анализ описательных текстов (1ч.). Повествование. Анализ
повествовательных текстов (1ч.). Рассуждение. Языковые средства оформления
рассуждения. Анализ текстов-рассуждений (2 ч.).
Словесные образы в тексте. (9ч.)
Изобразительность и выразительность речи (3ч.). Эпитет. Разновидности и
функции эпитетов (2ч.). Сравнение. Функции сравнения. Способы выражения
сравнения. Развернутое сравнение как основа текста (2ч.). Метафора. Типы и
функции метафор. Развернутая метафора как основа текста (2 ч.).
График практических работ
11 класс
Виды работ
Практическая работа

I полугодие
1

II полугодие
3

4. Тематическое планирование
Темы

Кол
ичес
тво
часо
в

Основные виды
обучающихся
(УУД)

деятельности

11 класс
Понятие текста (2 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей; 4. Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация
научных знаний среди детей.
Основные свойства, присущие тексту, 1
Определять основные свойства
6

их
проявление
в
различных
текста.
произведениях речи.
Разновидности
текстов
по 1
Различать разновидности текстов
назначению, стилю, построению.
по
назначению,
стилю,
Трудности классификации текстов.
построению.
Текст как произведение речи (6 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей; 4. Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация
научных знаний среди детей.
Текст как отражение внешней и 1
Различать
основные
формы
внутренней речи.
изложения текста.
Создатель и читатель текста. Образ 1
автора как категория текста.

Различать
основные
способы
«проявления» автора в тексте;
различать
понятия
«Автор.
Рассказчик. Герой»
выявлять образ читателя;

Типы повествователей.

Различать
понятия
Рассказчик. Герой»

Повествователь,
мировосприятие.
Оценка в тексте.

его

1
знания

«Автор.

и 1

Анализировать
текст
произведение речи.

как

1

Анализировать
текст
произведение речи.

как

Повествование от первого, второго, и 1
Выявлять формы повествования и
третьего лица. Традиционные формы
их особенности.
повествования и их особенности.
Смысл текста (5 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей; 4. Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация
научных знаний среди детей.
Тема текста и средства ее выражения. 1
Тема и проблема текста.
Определять
составляющие
структуры текста и использовать в
Тема и проблема текста. П/Р
1
построении собственного текста
Средоточие смысла в тексте.
1
Явная и скрытая информация в 1
Находить подтекст, выявлять его
тексте.
языковую
и
прагматическую
7

Явная и
тексте.

скрытая

информация

в 1

обусловленность

Текст как единое целое (8 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей; 4. Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация
научных знаний среди детей.
Связность текста. Виды и средства 1
Знать виды и средства связности
связности.
текста.
Лексические
средства
связи. 1
Использовать знания при создании
Текстообразующая роль лексического
собственного текста.
и
семантического
повтора.
Синонимы, антонимы, родственные
слова и другие средства связности
текста.
Грамматические
средства
связи. 1
Использовать знания при создании
Морфологическое единство текста.
собственного текста.
Роль видовременных форм глагола в
образовании текста. Союзы. Частицы.
Деепричастные
и
причастные
обороты в тексте.
Роль видовременных форм глагола в 1
Использовать знания при создании
образовании текста. Союзы. Частицы.
собственного текста.
Деепричастные
и
причастные
обороты в тексте.
Логическая связь предложений в 1
Использовать знания при создании
тексте. Композиция текста как его
собственного текста (сочинения на
логическая
основа.
Логические
заданную тему).
отношения
в
тексте.
Текстообразующая
роль
местоимений. П/Р
«Данное» и «новое» в тексте. 1
Совершенствовать
умение
Порядок слов как способ выделения
развивать
мысль
в
цепочке
значимой информации. Актуализация
предложений.
содержания говорящим. Развитие
мысли в цепочке предложений.
Виды связи предложений в тексте. 1
Различать
виды
связи
Цепная, параллельная и смешанная
предложений в тексте.
связь предложений в тексте.
Единицы текста. Членение текста. 1
Уметь членить текст.
«Микротекст»
и
абзац.
Их
соотношение.
Функционально-смысловые типы речи в тексте (4 ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание;
8

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей; 4. Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация
научных знаний среди детей.
Описание. Анализ описательных 1
Определять
структуру
и
текстов.
синтаксические
особенности
описания. Уметь анализировать
описательные тексты.
Повествование.
Анализ 1
Знать особенности построения
повествовательных текстов.
повествования.
Анализировать
повествовательные тексты.
Рассуждение. Языковые средства 1
оформления рассуждения. Анализ
Определять языковые средства
текстов-рассуждений.
рассуждения.
Анализировать
тексты-рассуждения.
Рассуждение. Языковые средства 1
оформления рассуждения. Анализ
текстов-рассуждений. П/Р
Словесные образы в тексте. (9ч.)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей; 4. Приобщение детей к культурному развитию; 5. Популяризация
научных знаний среди детей.
Изобразительность
и 1
Находить
изобразительновыразительность речи.
выразительные средства языка.
Изобразительность
и 1
Находить
изобразительновыразительность речи.
выразительные средства языка.
Изобразительность
и 1
Находить
изобразительновыразительность речи
выразительные средства языка.
Эпитет. Разновидности и функции 1
Находить
изобразительноэпитетов.
выразительные средства языка.
Определять эпитеты.
Эпитет. Разновидности и функции 1
Находить
изобразительноэпитетов.
выразительные средства языка.
Определять эпитеты.
Сравнение.
Функции
сравнения. 1
Находить
изобразительноСпособы
выражения
сравнения.
выразительные средства языка.
Развернутое сравнение как основа
Определять сравнения.
текста. П/Р
Сравнение.
Функции
сравнения. 1
Находить
изобразительноСпособы
выражения
сравнения.
выразительные средства языка.
Развернутое сравнение как основа
Определять сравнения.
текста.
Метафора. Типы и функции метафор. 1
Находить
изобразительно9

Развернутая метафора как основа
текста.
Метафора. Типы и функции метафор. 1
Развернутая метафора как основа
текста.
Всего:
34
часа
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
МО
учителей русского языка
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
от 23 августа 2024 года № 1
__________/Н.А. Проскурова/

выразительные средства языка.
Определять метафоры.
Находить
изобразительновыразительные средства языка.
Определять метафоры.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
____________ В.В.Фенева
26 августа 2024 года

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.